Основная классификация прогнозов
Суммируя многолетний опыт прогнозирования в нашей стране и за рубежом, прогнозы можно классифицировать по следующим основным признакам:
►предмету или объекту прогнозирования;
►горизонту или периоду прогнозирования;
►функциональному признаку.
Предмет прогнозирования, его конкретные прогнозные характеристики (параметры) определяются на этапе постановки задачи прогноза. Их классификация включает общемировые, страновые и отраслевые показатели производства, потребления, экспорта, импорта, мировых цен, спроса и предложения и т.п. применительно к конкретным товарным рынкам, а также параметры, характеризующие динамику основных финансовых показателей, инвестиций, курсов акций, валют и прочие.
Естественно, что конкретный объект прогнозирования диктует и соответствующий набор экономических показателей, анализ определенного круга основополагающих факторов их формирования и, наконец, характер и необходимый объем всей требующейся информационно-статистической базы.
|
|
Современная внешнеторговая практика свидетельствует, что первостепенный интерес представляет прогнозирование мировых цен на основные товары, спрос на них и предложение на мировом рынке. Конкретно для нашей страны, которая, как известно, является традиционно крупным экспортером многих видов промышленного сырья (топливно-энергетического, черных, цветных и драгоценных металлов, лесоматериалов и другие), а также импортером многих видов сельскохозяйственного сырья (зерновых, кофе, какао-бобов, натурального каучука, мяса и другие) с мирового рынка, эти товарные рынки и соответственно перспективы их развития имеют огромное народнохозяйственное значение. Важно отметить при этом, что именно эти рынки промышленного и сельскохозяйственного сырья, в отличие от рынков машинотехнической и другой готовой продукции, характеризуются крайне высокой подвижностью и как следствие высокой трудоемкостью и сложностью как объекты анализа и прогнозирования.
Горизонт или период прогнозирования является важнейшей характеристикой прогноза, он определяет в решающей степени его надежность, трудоемкость и используемый инструментарий.
Общепринятым является деление прогнозов на краткосрочные или конъюнктурные — до 1-1,5 лет, среднесрочные — порядка 4-6 лет и долгосрочные порядка 10-15, реже 20 лет. Следует, однако, отметить, что границы этих определений в значительной мере условны и диктуются поставленными целями задачи прогноза и особенностями исследуемого объекта — конкретного товарного рынка.
|
|
Нетрудно заметить, что в основе предлагаемой классификации лежит длительность классического экономического цикла воспроизводства продолжительностью порядка 4-6 лет, столь характерного для более чем вековой истории развития экономики основных капиталистических стран. Тогда прогнозирование краткосрочное предполагает предвидение отдельных этапов одного экономического цикла, среднесрочное — самого цикла и главным образом переломов в его развитии и, наконец, долгосрочное — основополагающих тенденций в рамках двух или трех экономических циклов.
Не менее важно также и то, что на практике необходимость той или иной длительности горизонта прогнозирования в значительной степени зависит от уровня агрегированности прогнозируемого показателя, характеризующего объект исследования. Совершенно очевидно, что чем более высока степень агрегации самого объекта прогноза, т.е. его экономическая масштабность и значимость, тем при прочих равных условиях для успешной экономической деятельности допустим и возможен более продолжительный горизонт прогнозирования. Так например, для экспортеров конкретных видов минерального сырья (по отдельности меди, свинца, цинка, золота и другие) именно краткосрочное (от 1 до 12 месяцев) прогнозирование мировых цен будет представлять первостепенный интерес для выработки ими оптимальной текущей тактики выступления на рынке. В то же время для какой-либо крупной горнодобывающей компании, решающей задачу инвестирования средств в освоение нового месторождения, например, комплексных полиметаллических руд с целью последующего экспорта совместно извлеченных тех же меди, свинца и цинка, наибольший интерес будут представлять как минимум средне- и долгосрочные прогнозы индекса мировых цен на всю группу перечисленных цветных металлов. Это даст возможность компании-инвестору иметь конкретные, убедительно обоснованные прогнозные оценки эффективности предполагаемых капиталовложений и, наконец, что особенно важно — сроков их полной окупаемости.
Временные границы (пределы) научно обоснованного прогнозирования в значительной мере обусловлены двумя обстоятельствами:
►во-первых, теми насущными задачами, которые ставятся и формулируются постановщиками проблемы и реализуются исполнителями прогнозных разработок в соответствии с уровнем развития производительных сил в обществе, его потребностями и реальными возможностями научно-технического характера;
►во-вторых, естественным объективно возможным горизонтом научно обоснованного прогноза, логически проистекающего из самой экономической сущности исследуемого явления, его масштабности и устойчивости основных тенденций, характерных для всей предистории его развития.
Соотношение указанных факторов, определяющих допустимый горизонт прогнозирования, происходит и контролируется через критерии точности и надежности разрабатываемых прогнозов. Естественно ожидать, что при некотором, достаточно большом горизонте (или, как иногда говорят, упреждении) качество и надежность разработанного прогноза может настолько снизиться, что он вообще потеряет какую-либо ценность как полезная информация для принятия тех или иных управленческих решений.
С практической точки зрения несомненный интерес представляет ответ на конкретный вопрос, каковы реальные, максимально допустимые границы (пределы) научно обоснованного прогнозирования рынка как объекта исследования? Сверх каких границ прогнозная информация по существу становится крайне ненадежной и, следовательно, просто бесполезной? Что в этом случае лимитируется желанием, возможностями и умением прогнозиста, с одной стороны, и предопределяет невозможность корректного решения поставленной задачи — максимум, исходя из самой природы научного предвидения и специфики исследуемого объекта, с другой?
|
|
Опыт свидетельствует, что наибольший горизонт научно обоснованных экономических прогнозов, например крупномасштабных товарных рынков (по аналогии с технологическим прогнозированием), по всей видимости ограничивается периодом в 15-20 реже чуть больше лет. Как известно, именно такой горизонт, как правило, охватывает период от крупного научного открытия и появления каких-либо первых технических и конструкторских разработок до их последующего широкого повсеместного внедрения на рынок. Именно этот период характеризуется циклом жизни базовых основополагающих модификаций товаров и крупных инвестиционных проектов, что и предопределяет сохранение устойчивых долговременных тенденций в развитии важнейших мировых товарных рынков. В итоге все это позволяет разрабатывать надежные долгосрочные прогнозы, застрахованные от тех или иных коренных переломов, научно-технических скачков, коренным образом нарушающих многолетние тенденции.
Сказанное вовсе не устраняет практическую необходимость и возможность научного предвидения революционных научно-технических скачков.
Период (горизонт) надежного долгосрочного прогнозирования мировых рынков промышленного минерального сырья, например, предопределяется тем, что от момента открытия какого-либо крупного месторождения черных и цветных металлов до его сдачи в промышленную эксплуатацию проходит несколько лет. При этом проводятся соответствующие геологоразведочные работы, в рамках которых уточняются запасы руд, их точное залегание и качество, после чего принимается решение об уровне необходимых капиталовложений на последующую эксплуатацию и объемов поставок на рынок, которые будут продолжаться по крайней мере 10-15 или 20 лет. Таким образом, уже в течение всего этого периода можно говорить об устойчивых многолетних, достаточно хорошо предсказуемых тенденциях динамики издержек производства и масштабах предложения этого товара на мировой рынок.
|
|
Похожая ситуация будет наблюдаться и на рынках машинотехнической продукции, где смена моделей и поколений техники будет в первую очередь определяться общим развитием научно-технического прогресса, долговременными потребностями общества и циклом жизни отдельных моделей. Важно отметить при этом, что принципиально новые образцы и виды техники будут оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на динамику и структуру международной торговли лишь по истечении относительно продолжительного времени, т.е. тогда, когда доля этих новых товаров будет достаточно существенной. При этом необходимо учитывать специфику рынков машинотехнической и другой готовой продукции, для которых характерны все более ускоряющаяся смена и обновление ассортимента в направлении повышения их технико-экономических характеристик и потребительских свойств.
В силу причин, изложенных выше, при прочих равных условиях надежность долгосрочных прогнозов рынков машинотехнической и другой готовой продукции может быть достигнута на несколько меньшем горизонте и, что самое важное, потребует принимать в качестве объектов прогнозирования высокоагрегированные показатели, например цены, спрос и предложение, характеризующие не отдельный вид товара, модель или образец, а их целую товарную группу или подгруппу, в рамках которой вся гамма товарного ассортимента, к сожалению, не найдет своего отражения.
Наиболее логически законченной и хорошо применимой в практике прогнозирования представляется классификация прогнозов по функциональному признаку:на исследовательские, программные и организационные. Исследовательский прогноз должен ответить на следующие вопросы:
►во-первых, как и в каком направлении (или направлениях) может изменяться в обозримом будущем анализируемый объект;
►во-вторых, какие из этих изменений желательны и необходимы с позиций разработчика и пользователя прогноза.
Задачей такого прогноза является определение целей для последующего взаимодействия с этим объектом либо для разработки комплекса мер, которые требуется четко сформулировать для их решения в прогнозный период.
Программный прогноз должен уже выявить средства достижения желаемых и необходимых результатов, установить промежуток времени, в течение которого будет реализован каждый из возможных вариантов и, наконец, определить степень уверенности в получении некоторого положительного результата по тому или иному варианту. В итоге формулируются вероятные пути достижения поставленных целей в отношении исследуемого объекта.
В задачу организационного прогноза входит подготовка ответов на следующие вопросы: что собственно нужно сделать, какие финансовые, материально-технические и кадровые ресурсы и необходимый комплекс организационно-технических мероприятий потребуется для практической реализации каждого из возможных вариантов. Результатом прогноза является определение возможных вариантов распределения ресурсов и осуществление комплекса конкретных организационно-технических мероприятий, необходимых для успешного достижения поставленных целей.
Взятые как единое целое эти три типа прогнозов дополняют друг друга, предоставляя участнику экономической деятельности надежную и полную информацию для принятия оптимальных управленческих решений в соответствии с основными целями и задачами прогнозирования.
В современной научной литературе часто также используют другую, близкую к описанной выше, классификацию прогнозов: их разделение на активные и пассивные. Разработчик активных прогнозов в процессе их выработки заранее принимает такого рода собственные действия, предпосылки и управленческие решения, которые целенаправленно формируют желательный для него конечный результат. При пассивном прогнозе его разработчик, напротив, пытается лишь предсказать варианты развития конечных событий, не имея, однако, возможности как-либо управлять этими событиями, формировать их прогноз в нужном, выгодном для себя направлении. Аналогию в последнем случае можно провести с погодой: ею трудно управлять, но учитывать прогнозы крайне важно всем.
И наконец, с позиций пользователя прогнозы можно так же подразделять на п редсказательные и предуказательные. Под первым подразумевается прогнозное суждение, отражающее один, но всегда наиболее вероятный вариант развития событий, т.е. попытка дать конкретный ответ на вопрос «что будет?», оставляя как бы в стороне вероятностную, многовариантную сущность и природу прогноза, в то же время давая вполне конкретное суждение о перспективах развития анализируемого явления, столь необходимое для принятия определенного управленческого решения. Такого рода прогнозы наиболее характерны для краткосрочной перспективы, когда крайне ограниченный горизонт прогнозирования не позволяет детально рассматривать и объективно оценивать последствия многовариантного сценария. Типичным примером такого рода прогнозов являются, например, общепринятые метеорологические прогнозы Гидрометеоцентра на один или несколько дней вперед. Во внешнеэкономической сфере одновариантные прогнозы развитие конъюнктуры рынка, носящие ярко выраженный предсказательный характер, наиболее часто используют в процессе разработки оптимальной тактики выступления на рынке в краткосрочный период. Анализу результатов такого рода внешнеэкономических прогнозов будет посвящена заключительная часть настоящей работы.
В подавляющем большинстве случаев средне-, а тем более долгосрочные прогнозы должны обязательно носить предуказательный многовариантный характер: разработчик ставит задачу дать по возможности весь набор (веер) возможных направлений развития исследуемого явления на рассматриваемую перспективу, оценивая, однако, при этом степень вероятности того или иного варианта. В рамках такого рода прогноза главным является попытка не просто предвидеть то, что будет, но и дать широкую палитру возможных вариантов на базе широкого набора предпосылок и допущений, четко сформулированных в процессе проведения прогнозного исследования. Средне- и долгосрочный характер такого рода прогнозов дает их пользователю реальную возможность глубоко проанализировать различные рыночные ситуации на перспективу и своевременно принять меры по их использованию в рамках разработки вариантов стратегии своего поведения на рынке.
Прогнозы предсказательного типа, в отличие от прогнозов предуказательных, с чисто методологических позиций целенаправленно носят как бы упрощенный одновариантный характер, однако, именно благодаря этому они общепонятны, легко интерпретируются и, что особенно важно, поддаются четкой оценке степени их реальной сбываемости. Эти прогнозы, разумеется, не отражают всю сложность процесса научно-обоснованного предвидения, что и предопределяет достаточно ограниченную область их практического использования.
Процесс построения прогнозов как логическое сочетание целого (общего состояния мирового хозяйства) и частного (конкретного рынка как объекта прогнозирования) в самом общем виде включает несколько последовательных этапов.
Во-первых, четко и недвусмысленно формулируется прогнозная задача, указывает объект прогнозирования и те конкретные его характеристики (параметры), динамика которых будет исследоваться в прошлом, настоящем и на перспективу. Столь же однозначно задается требующийся общий горизонт предвидения и определяется промежуточные интервалы времени (опорные точки-даты) в рамках всего прогнозного периода. Строится общий сценарий разработки прогноза.
Построение развернутого сценария на ранних этапах построения прогноза следует считать важнейшим, можно сказать, ключевым элементом обеспечения его научной доказательности и обоснованности на завершающем этапе. Применительно, однако, к задачам прогнозирования, нам представляется, понятие «сценарий» это не просто общая сюжетная схема, по которой предполагается разрабатывать прогноз, не просто краткое изложение содержательных этапов его построения, как обычно этот термин трактуется. К сказанному выше следует добавить, что сценарий — еще и обоснование необходимого базового периода (предыстории), формулировка основных факторов формирования исследуемого объекта, обоснование выбора оптимального прогностического инструментария и, наконец, принимаемых авторами-разработчиками прогноза основных предпосылок и допущений, которые в конечном итоге и будут обуславливать соответствующий спектр вариантов возможного развития событий в рамках перспективного развития событий и изначально поставленной прогнозной задачи.
По своей сути такого рода прогнозный сценарий является ни чем иным, как концептуальной логической моделью, отображающей общий ход построения прогноза, а там же особенностей организации прогнозной работы. В конечном итоге этот сценарий дает наглядное представление о необходимых масштабах и размерности решаемой задачи, ее наиболее вероятной трудоемкости, тех организационных, ресурсных, технических, информационных и прочих проблемах, с которыми разработчики прогноза неизбежно вынуждены будут столкнуться в своей последующей работе. Т.о. уже на этапе разработки сценария создается методологическая первооснова предварительной оценки реальной достижимости той или иной желательной степени надежности конечных прогнозных результатов.
Во-вторых, со всею определенностью и конкретностью формулируются самые общие основополагающие предпосылки общеэкономического, политического, социального и прочего характера, которые закладываются авторами на предпрогнозном этапе работы, а так же возможные варианты (альтернативы) проявления каждого из них в обозримой перспективе с учетом их вероятности реализации.
В-третьих, выявляются основные факторы формирования исследуемого объекта, их логическая взаимосвязь друг с другом, направление и степень влияния. Указываются конкретные экономические показатели, надежно характеризующие эти факторы. Кроме этого, на этом же этапе необходимо обосновать оптимальную продолжительность периода предистории (базового отрезка) необходимого и достаточного для уяснения устойчивых основных тенденций развития исследуемого явления в прошлом, которые вместе с тем, как полагают авторы, будут столь же характерными и в перспективе.
В-четвертых, обосновывается выбор наиболее надежного для данного конкретного случая прогностического инструментария (одного или нескольких методов прогнозирования) и реализуется сама процедура разработки прогноза на заданный горизонт предвидения.
И, наконец, в-пятых, производится предварительная оценка качества и надежности разработанного прогноза, анализ возможных ошибок и путей их устранения в последующей текущей корректировке прогнозов, а так же оценивается вероятность и степень проявления тех или иных факторов и обстоятельств временного и случайного характера, которые в силу их природы ранее не могли быть учтены в процессе прогнозирования.
Лекция 3: «Особенности кратко-, средне- и долгосрочного прогнозирования мировых товарных рынков»
План
1. Прогнозирование конъюнктуры
2. Долгосрочное прогнозирование
Деление прогнозов на краткосрочные среднесрочные и долгосрочные отнюдь не является формальным не только в силу того, что на их основе принимаются принципиально различные по своему характеру и задачам управленческие решения, но и потому, что факторы, формирующие кратко-, средне- и долгосрочные тенденции рынка, также различны по своей сущности.
Долгосрочное прогнозирование рынка, представляя собой прежде всего базу стратегического экономического планирования, объектом своего исследования имеет самые общие, усредненные, а следовательно, относительно устойчивые на протяжении всего многолетнего предшествующего и прогнозируемого периодов тенденции (тренды) рынка. К числу важнейших факторов, которые следует в первую очередь учитывать при разработке долгосрочных прогнозов мирового рынка, относятся наиболее значимые постоянно действующие нециклические факторы, в их числе: научно-технический прогресс, обеднение и истощение природных ресурсов, демографический фактор. Что же касается колебаний, обусловленных воздействием, например, фактора циклического воспроизводства, а тем более факторов временных и случайных, включая спекулятивные, то они в данном случае в расчет вообще не должны приниматься.
Задача краткосрочного прогнозирования рынка, напротив, состоит в том, чтобы найти некую траекторию исследуемого параметра, отличающегося от упомянутых выше долговременных тенденций. Краткосрочное прогнозирование рынка часто и не без оснований отождествляют с конъюнктурным прогнозированием. И это неудивительно. Экономический смысл понятия «конъюнктура», как известно, предполагает оценку внешнего, поверхностного состояния текущей экономики через призму сугубо рыночных отношений в категориях спроса-предложения и цен. При этом предполагается, что речь, как правило, идет опять же о текущем положении на рынке и соответственно о ближайших, краткосрочных перспективах его развития на период от одного до полутора лет.
Определяющими в процессе анализа и прогнозирования конъюнктуры будут постоянно действующие циклические и нециклические факторы в их наиболее динамичном кратковременном проявлении и переплетении с факторами временными, случайными и спекулятивными, играющими именно здесь исключительно важную роль.
Что же касается особенностей среднесрочного прогнозирования рынка, то оно предполагает выявление тенденций среднесрочного характера, отличных как от кратко-, так и долгосрочных прогнозов. Основным макроэкономическим фактором, который формирует такого рода тенденцию, является циклический характер воспроизводства, определенное влияние на него, несомненно, оказывают и некоторые из перечисленных выше постоянно действующих нециклических факторов, например, научно-технический прогресс в своих конкретных среднесрочных проявлениях, а также монополизация, концентрация производства и капитала, роль международных сообществ и организаций, факторы экологического характера. Напротив, факторы временного и случайного характера в данном случае не рассматриваются.
Таким образом, при разработке прогнозов мирового рынка в зависимости от поставленной задачи, заданного горизонта прогнозирования необходимо в каждом конкретном случае учитывать строго определенные группы факторов. При этом следует учитывать, что долгосрочные прогнозы всегда базируются на выявлении устойчивых многолетних тенденций, а среднесрочные и тем более краткосрочные (конъюнктурные) — на соответствующих отклонениях от них.
В качестве иллюстрации к сказанному выше приведем в общем виде типичные модели прогноза мировых цен, спроса и предложения.