Понятие «конъюнктура», уже давно и прочно вошедшее в лексику экономистов всего мира, имеет тем не менее несколько различные толкования. Нам представляется, что наиболее правильным будет понимать под этим термином конкретную по времени и месту оценку текущего, либо достаточно кратковременного (от нескольких дней до 1,5 лет) состояния процесса общественного воспроизводства в мировой экономике в целом, отдельно взятой стране, либо на конкретном товарном рынке факторов, рассматриваемых через призму сугубо рыночных отношений и их внешних проявлений, не затрагивающих по существу глубинные, основополагающие причинно-следственные связи сферы обращения с производством и потреблением. Именно первая, т.е. сфера обращения, является в данном случае главным объектом исследования, а общие оценки состояния конъюнктуры происходят через рассмотрение и сопоставление трех основных категорий рыночного механизма: спроса — предложения — цены.
Эти категории всегда находятся в сложных, часто противоречивых взаимоотношениях, прямых и обратных связях, быстро меняющихся под воздействием большого числа факторов формирования конъюнктуры как постоянного, так и временного и случайного характера. При этом цена как основной интегральный показатель состояния конъюнктуры рассматривается как функция соотношения спроса и предложения на рынке на текущий момент.
|
|
В силу сказанного для конъюнктуры характерна крайне высокая неустойчивость и динамичность, что уже само по себе предопределяет реальную возможность фиксации ее того или иного более или менее устойчивого состояния лишь на весьма ограниченном, очень коротком отрезке времени, а целесообразность разработки прогноза — исключительно на краткосрочную перспективу, как правило, не превышающую 1-1,5 года. Практика свидетельствует, что далее на этом, относительно коротком интервале времени состояние конъюнктуры может неоднократно меняться самым кардинальным образом, не говоря уже о периоде более продолжительном.
Обычно выделяют два уровня исследования конъюнктуры: общехозяйственный и товарно-рыночный. Общехозяйственная конъюнктура предполагает исследование самого общего состояния мирового хозяйства в целом либо в отдельно взятом регионе или стране. На этом общем фоне уже исследуется конъюнктура конкретного товарного рынка с учетом его специфики и места соответствующей отрасли в современной системе мирохозяйственных связей.
Именно через соотношение между спросом-предложением и механизм цен, их динамики дается практическая оценка текущего состояния конъюнктуры в терминах «высокая» или «благоприятная» «низкая или «неблагоприятная». Если спрос превышает предложение и цены имеют повышательную тенденцию, (говорят о «рынке продавца»; при низкой и неблагоприятной конъюнктуре, когда предложение, напротив, превышает спрос и соответственно цены снижаются, речь идет о рынке покупателя».
|
|
Цена, несомненно, — важнейший элемент рыночного механизма и, что наиболее важно для внешнеторговой практики, она всегда конкретна и доступна
для объективного рассмотрения. Являясь в своей первооснове денежным выражением стоимости, она в рыночных отношениях отражает пропорцию обмена товара на деньги, являясь наиболее надежным и универсальным показателем положения на рынке. Относительный уровень цен, их динамика выступают как наиболее важный обобщенный параметр состояния конъюнктуры, как результат оценки соотношения между спросом и предложением на рынке в рассматриваемый момент или конкретный достаточно ограниченный период времени.
Под мировым спросом здесь подразумевается не потенциальный, а именно платежеспособный спрос, т.е. то количество товара, за которое покупатель готов уплатить деньги при данном уровне цен. В повседневной практике, к сожалению, нет единого надежного статистического показателя, которым можно было бы со всей определенностью охарактеризовать величину мирового спроса. Обычно о нем судят по фактическим и предполагаемым в обозримой перспективе показателям объема общего потребления и изменения складских запасов у потребителей этого товара.
Под мировым предложением понимается то количество интересующего нас товара, которое производители готовы реально предложить покупателям при существующем уровне мировых цен на рынке и имеющихся производственных мощностях. Статистически предложение можно, опять же опосредованно, оценивать через уровень и динамику производства и складских запасов у производителей и продавцов.
Между спросом и предложением в условиях замкнутой мировой системы экспортно-импортных отношений в общем и целом должно, естественно, наблюдаться статистическое равенство. Однако, на практике это бывает далеко не всегда, поскольку эластичность спроса и предложения по отношению к цене весьма различны и на рынке в отдельные периоды часто образуется неудовлетворенный спрос или, напротив, избыточное предложение, что незамедлительно отражается на уровне цен и общем состоянии конъюнктуры рынка.
Замкнутую систему мирового рынка, характеризующуюся в каждый конкретный момент соответствующим состоянием спроса, предложения и цен, находящихся в активном прямом и обратном взаимодействии, можно рассматривать и с позиции рыночного равновесия. Однако правомерной такая точка зрения представляется лишь при конъюнктурных исследованиях и соответственно при краткосрочным прогнозировании. Равновесие при этом всегда носит не статический, а неустойчивый динамический характер.
Главной причиной отсутствия сколько-нибудь стабильного долговременного равновесия на мировом товарном рынке является то, что разрозненные и в большинстве случаев независимые участники рынка, т.е. производители, потребители, продавцы и покупатели принимают, как правило, самостоятельные и нескоординированные друг с другом решения, касающиеся реализации их собственной тактики выступления на рынке. Они преследуют при этом свои собственные, индивидуальные цели и интересы в условиях постоянной конкуренции, причем на основе далеко не полной, достоверной, а часто и противоречивой информации о рынке, которая в той или иной мере доступна каждому из них. В итоге на мировом рынке, даже при условии относительно высокой степени концентрации и монополизации производства и капитала, растущих попытках оказания влияния на развитие конъюнктуры рынка со стороны отдельных правительств, международных экономических сообществ и организаций, монополистических объединений и транснациональных корпораций постоянно возникают колебательные процессы с достаточно большой амплитудой и продолжительностью как следствие временного нарушения идеального рыночного равновесия.
|
|
Разумеется, сегодня рыночный механизм претерпел существенную трансформацию в силу господства монополистических объединений, а также осуществления мер государственного регулирования. Эпоха безудержной свободной конкуренции безвозвратно ушла в прошлое, ее место заняла государственно-монополистическая конкуренция при определяющей роли транснациональных корпораций. Однако сущность рыночного механизма все-таки мало изменилась, поскольку сохранилось необходимое и достаточное условие товарного производства — общественное разделение труда между различными группами собственников. Ярким примером сказанного может служить резко колеблющаяся конъюнктура и цены даже столь монополизированного мирового рынка, как нефть, имевшие место в самом конце прошлого и начале нового двадцать первого столетия.
На рис.1 показана общая блок-схема процесса разработки-прогноза конъюнктуры товарного рынка, которая по существу является ни чем иным, как «деревом целей». На схеме детализирована лишь одна из трех основных частей-блоков общего прогноза — «прогноз соотношения спроса и предложения» на рынке конкретного товара, тогда как две другие — «прогноз общехозяйственной конъюнктуры», отражающий общий фон-состояние экономики в целом, а также «прогноз в сфере валютно-финансовых отношений», характеризующий общий финансовый климат в мире, соотношение основных мировых валют и действие международных финансовых институтов, на схеме не рассмотрены. Два последних блока по отношению к изучаемому рынку играют роль экзогенных факторов.
|
|
Рис. 1 – Блок-схема процесса разработки прогноза конъюнктуры товарного рынка
Предложенное «дерево целей» можно рассматривать как общую схему процедуры составления прогноза конъюнктуры товарного рынка, причем вполне очевидно, что этот процесс реализуется в несколько этапов и достаточно трудоемок. В самом деле, для того, чтобы подготовить прогноз конъюнктуры, например по мировому рынку меди, необходимо в качестве предварительной исходной информации иметь информацию о перспективах по крайней мере по 10-15 другим блокам предложенной выше схемы. Такого рода процедура по существу моделирует логику традиционного подхода эксперта к решению задачи прогнозирования. Следует, однако, заметить, что ответы, которые он должен получить согласно этой схеме, при таком подходе вряд ли обещают высокую степень надежности конечного результата, поскольку каждый из указанных блоков без преувеличения является самостоятельной и достаточно сложной задачей.