Прогнозирование конъюнктуры

Понятие «конъюнктура», уже давно и прочно во­шедшее в лексику экономистов всего мира, имеет тем не менее несколько различные толкования. Нам представляется, что наиболее правильным будет понимать под этим термином конкретную по времени и месту оценку текущего, либо достаточно кратковре­менного (от нескольких дней до 1,5 лет) состояния процесса общественного воспроизводства в мировой экономике в целом, отдельно взятой стране, либо на конкретном товарном рынке факторов, рассматри­ваемых через призму сугубо рыночных отношений и их внешних проявлений, не затрагивающих по суще­ству глубинные, основополагающие причинно-следст­венные связи сферы обращения с производством и потреблением. Именно первая, т.е. сфера обращения, является в данном случае главным объектом иссле­дования, а общие оценки состояния конъюнктуры происходят через рассмотрение и сопоставление трех основных категорий рыночного механизма: спроса — предложения — цены.

Эти категории всегда находятся в сложных, часто противоречивых взаимоотношениях, прямых и об­ратных связях, быстро меняющихся под воздействи­ем большого числа факторов формирования конъ­юнктуры как постоянного, так и временного и слу­чайного характера. При этом цена как основной ин­тегральный показатель состояния конъюнктуры рас­сматривается как функция соотношения спроса и предложения на рынке на текущий момент.

В силу сказанного для конъюнктуры характерна крайне высокая неустойчивость и динамичность, что уже само по себе предопределяет реальную возмож­ность фиксации ее того или иного более или менее ус­тойчивого состояния лишь на весьма ограниченном, очень коротком отрезке времени, а целесообразность разработки прогноза — исключительно на кратко­срочную перспективу, как правило, не превышающую 1-1,5 года. Практика свидетельствует, что далее на этом, относительно коротком интервале времени со­стояние конъюнктуры может неоднократно меняться самым кардинальным образом, не говоря уже о пе­риоде более продолжительном.

Обычно выделяют два уровня исследования конъ­юнктуры: общехозяйственный и товарно-рыночный. Общехозяйственная конъюнктура предполагает иссле­дование самого общего состояния мирового хозяйства в целом либо в отдельно взятом регионе или стране. На этом общем фоне уже исследуется конъюнктура конкретного товарного рынка с учетом его специфики и места соответствующей отрасли в современной сис­теме мирохозяйственных связей.

Именно через соотношение между спросом-предло­жением и механизм цен, их динамики дается прак­тическая оценка текущего состояния конъюнктуры в терминах «высокая» или «благоприятная» «низкая или «неблагоприятная». Если спрос превышает пред­ложение и цены имеют повышательную тенденцию, (говорят о «рынке продавца»; при низкой и неблаго­приятной конъюнктуре, когда предложение, напро­тив, превышает спрос и соответственно цены снижа­ются, речь идет о рынке покупателя».

Цена, несомненно, — важнейший элемент рыноч­ного механизма и, что наиболее важно для внешне­торговой практики, она всегда конкретна и доступна

для объективного рассмотрения. Являясь в своей пер­вооснове денежным выражением стоимости, она в ры­ночных отношениях отражает пропорцию обмена то­вара на деньги, являясь наиболее надежным и универсальным показателем положения на рынке. Относительный уровень цен, их динамика выступают как наиболее важный обобщенный параметр состоя­ния конъюнктуры, как результат оценки соотношения между спросом и предложением на рынке в рассмат­риваемый момент или конкретный достаточно огра­ниченный период времени.

Под мировым спросом здесь подразумевается не по­тенциальный, а именно платежеспособный спрос, т.е. то количество товара, за которое покупатель готов уп­латить деньги при данном уровне цен. В повседневной практике, к сожалению, нет единого надежного стати­стического показателя, которым можно было бы со всей определенностью охарактеризовать величину ми­рового спроса. Обычно о нем судят по фактическим и предполагаемым в обозримой перспективе показате­лям объема общего потребления и изменения склад­ских запасов у потребителей этого товара.

Под мировым предложением понимается то коли­чество интересующего нас товара, которое произво­дители готовы реально предложить покупателям при существующем уровне мировых цен на рынке и имеющихся производственных мощностях. Статисти­чески предложение можно, опять же опосредованно, оценивать через уровень и динамику производства и складских запасов у производителей и продавцов.

Между спросом и предложением в условиях замк­нутой мировой системы экспортно-импортных отно­шений в общем и целом должно, естественно, наблю­даться статистическое равенство. Однако, на практи­ке это бывает далеко не всегда, поскольку эластич­ность спроса и предложения по отношению к цене весьма различны и на рынке в отдельные периоды часто образуется неудовлетворенный спрос или, на­против, избыточное предложение, что незамедли­тельно отражается на уровне цен и общем состоянии конъюнктуры рынка.

Замкнутую систему мирового рынка, характери­зующуюся в каждый конкретный момент соответст­вующим состоянием спроса, предложения и цен, на­ходящихся в активном прямом и обратном взаимо­действии, можно рассматривать и с позиции рыночно­го равновесия. Однако правомерной такая точка зре­ния представляется лишь при конъюнктурных иссле­дованиях и соответственно при краткосрочным прог­нозировании. Равновесие при этом всегда носит не статический, а неустойчивый динамический характер.

Главной причиной отсутствия сколько-нибудь ста­бильного долговременного равновесия на мировом то­варном рынке является то, что разрозненные и в большинстве случаев независимые участники рынка, т.е. производители, потребители, продавцы и покупа­тели принимают, как правило, самостоятельные и нескоординированные друг с другом решения, касающие­ся реализации их собственной тактики выступления на рынке. Они преследуют при этом свои собственные, индивидуальные цели и интересы в условиях посто­янной конкуренции, причем на основе далеко не пол­ной, достоверной, а часто и противоречивой информа­ции о рынке, которая в той или иной мере доступна каждому из них. В итоге на мировом рынке, даже при условии относительно высокой степени концентрации и монополизации производства и капитала, растущих попытках оказания влияния на развитие конъюнкту­ры рынка со стороны отдельных правительств, меж­дународных экономических сообществ и организаций, монополистических объединений и транснациональ­ных корпораций постоянно возникают колебательные процессы с достаточно большой амплитудой и про­должительностью как следствие временного наруше­ния идеального рыночного равновесия.

Разумеется, сегодня рыночный механизм претерпел существенную трансформацию в силу господства мо­нополистических объединений, а также осуществле­ния мер государственного регулирования. Эпоха безу­держной свободной конкуренции безвозвратно ушла в прошлое, ее место заняла государственно-монополис­тическая конкуренция при определяющей роли транс­национальных корпораций. Однако сущность рыноч­ного механизма все-таки мало изменилась, поскольку сохранилось необходимое и достаточное условие то­варного производства — общественное разделение тру­да между различными группами собственников. Яр­ким примером сказанного может служить резко ко­леблющаяся конъюнктура и цены даже столь монопо­лизированного мирового рынка, как нефть, имевшие место в самом конце прошлого и начале нового два­дцать первого столетия.

На рис.1 показана общая блок-схема процесса раз­работки-прогноза конъюнктуры товарного рынка, ко­торая по существу является ни чем иным, как «дере­вом целей». На схеме детализирована лишь одна из трех основных частей-блоков общего прогноза — «прогноз соотношения спроса и предложения» на рынке конкретного товара, тогда как две другие — «прогноз общехозяйственной конъюнктуры», отра­жающий общий фон-состояние экономики в целом, а также «прогноз в сфере валютно-финансовых отноше­ний», характеризующий общий финансовый климат в мире, соотношение основных мировых валют и дейст­вие международных финансовых институтов, на схеме не рассмотрены. Два последних блока по отношению к изучаемому рынку играют роль экзогенных факторов.

Рис. 1 – Блок-схема процесса разработки прогноза конъюнктуры товарного рынка

Предложенное «дерево целей» можно рассматри­вать как общую схему процедуры составления про­гноза конъюнктуры товарного рынка, причем вполне очевидно, что этот процесс реализуется в несколько этапов и достаточно трудоемок. В самом деле, для то­го, чтобы подготовить прогноз конъюнктуры, напри­мер по мировому рынку меди, необходимо в качестве предварительной исходной информации иметь ин­формацию о перспективах по крайней мере по 10-15 другим блокам предложенной выше схемы. Такого рода процедура по существу моделирует логику тра­диционного подхода эксперта к решению задачи про­гнозирования. Следует, однако, заметить, что ответы, которые он должен получить согласно этой схеме, при таком подходе вряд ли обещают высокую степень надежности конечного результата, поскольку каж­дый из указанных блоков без преувеличения являет­ся самостоятельной и достаточно сложной задачей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: