Часто приняв решение, сделав выбор, человек спрашивает себя: «Настолько я уверен в его правильности?». Оказывается, что оценка правильности решения может значительно отличаться от его «истинной правильности». Конечно, не во всех задачах можно наверняка знать, какое решение было объективно правильным, но в некоторых случаях при определенном упрощении ситуации критерии правильности можно найти. Скажем, можно задавать человеку вопросы общего знания, ответ на которые заранее известен экспериментатору. Например: «В каком городе больше населения: в Париже или Москве?» От испытуемого требуется сделать выбор: Париж или Москва, — а потом оценить (в процентах) уверенность в правильности собственного ответа. Первоначальные исследования уверенности (Lichtenstein S. et al., 1977) показали, что люди переоценивают правильность своих ответов, т. е. если, например, человек ответил на 100 вопросов, касающихся общей осведомленности, и дал 60 % правильных ответов (выборов), то его уверенность, посчитанная как среднеарифметическая оценка уверенности по всем ста пробам, будет в районе 75 %. Одним из правдоподобных объяснений этому феномену, нашедшему, к тому же, экспериментальное подтверждение, была гипотеза о влиянии склонности к подтверждению. Исследователи (Koriat A. et al., 1980) рассуждали следующим образом. Человек, приняв решение, склонен в большей степени искать в собственной памяти то, что подтверждает правильность принятого решения, а не то, что противоречит ему. Это так называемый эффект склонности к подтверждению. Эта склонность и повинна в том, что человек переоценивает правильность принятого решения. Если гипотеза верна, то стоит уменьшить склонность человека к подтверждению (увеличить склонность к опровержению), как тенденция к переоценке правильности выбора исчезнет. Гипотеза была проверена экспериментально. Испытуемым экспериментальной группы дали инструкцию после каждого ответа на вопрос, касающейся общей осведомленности, перечислить причины, по которым их ответ может оказаться неверным. Испытуемые другой (контрольной) группы работали без этой дополнительной инструкции. Результаты эксперимента показали, что уверенность испытуемых экспериментальной группы и в целом степень переоценки уверенности были значительно ниже, чем соответствующие показатели контрольной группы.
Дальнейшие исследования оценки человеком правильности принятого решения показали, что степень переоценки правильности принятого решения зависит от трудности решаемой задачи: чем она труднее, т. е. чем ниже процент правильных решений в целом, тем выше (!) степень переоценки правильности решения. Более того, если задача очень легкая, может наблюдаться эффект недостаточной уверенности: человек может быть уверен на 80-85 % в своей правоте, а реально быть правым в 90-95 % случаев (Subbotin V., 1996). На первый взгляд, эффект выглядит парадоксально: в трудной задаче человек «самоуверен», а в легкой — «неуверен».
Объяснить этот эффект можно следующим образом. Дело в том, что, когда перед человеком стоит задача, и он представляет себе соответствующую предметную область, он может примерно оценить степень своей компетентности в этой области. Эта первоначальная оценка выполняет функцию того якоря, который влияет на все последующие оценки уверенности. Если же задача в силу тех или иных обстоятельств оказывается труднее, чем ожидалось, т. е. труднее, чем средняя задача этого плана, уверенность в процессе решения несколько уменьшается, но не вполне: ее «держит» якорь. Поэтому получается, что, зная по опыту, например, что в задачах такого-то типа я даю обычно примерно 75 % правильных ответов, я приступаю к «трудному пакету» задач, давая оценки уверенности вокруг 75 %. Постепенно я понимаю, что задача оказалась труднее, чем я ожидал, я видоизменяю свои оценки, согласовывая их с реальностью. В итоге средняя по опыту оценка уверенности будет ниже 75 %, но все-таки выше реальной правильности решений (например, при 55-60 % правильных ответов оценка уверенности будет 65-70 %). Налицо чрезмерная уверенность.
В противоположном случае, когда задача оказалась неожиданно легче, чем я ожидал, мои оценки уверенности в ходе опыта повышаются, но не достигают истинных значений: якорь тянет вниз. Поэтому я буду, например, давать оценку уверенности в среднем равную уже не 75 %, а, скажем, 85 %, а реальный процент правильных ответов будет все-таки больше (90-95%). А это уже недостаточная уверенность. Таким образом'Шожно рассматривать феномены чрезмерной и недостаточной уверенности как следствия недостаточной, или неполной адаптации к среде.
Нерешенным до сих пор остается вопрос об относительном статусе эффектов чрезмерной уверенности и трудности/легкости. С одной стороны, можно предположить, что эффекта чрезмерной уверенности вообще не существует, что полученные первоначально данные являются своего рода артефактом — следствием того, что в экспериментах использовались трудные (избранные) вопросы. Если бы такого отбора не производилось, а вопросы были бы репрезентативными (обычными), то вообще никакой ошибки уверенности (отклонения оценок уверенности от процента правильных ответов) не наблюдалось бы. В пользу такого представления говорят исследования Гигерензера (Gigerenzer G. et al., 1991). Если эта гипотеза верна, то ошибки уверенности можно рассматривать просто как феномены недостаточной адаптации. Тогда избежать этих ошибок можно будет всего лишь за счет интенсивной предварительной тренировки, привыкания к среде.
С другой стороны, существуют основания для того, чтобы допустить независимое существование эффекта чрезмерной уверенности — своего рода «тяги вверх». С эффектом чрезмерной уверенности хорошо согласуется уже упомянутая склонность к подтверждению, а также разного рода позитивные иллюзии (Taylor S. Е. & Brown J. D., 1988): человек склонен давать несколько завышенные самооценки, переоценивать подконтрольность среды и проявлять нереалистический оптимизм по отношению к будущим событиям.
Исследования эффектов чрезмерной и недостаточной уверенности могут представлять интерес и в прикладном плане, например в ситуациях предварительной оценки качества принятого решения. Часто в условиях «реальной жизни» правильность принятого решения невозможно оценить немедленно с помощью объективных критериев, т. к. последствия решения могут быть в течение достаточно длительного времени неизвестны. В этих случаях особую роль играют оценки уверенности в правильности сделанного выбора, которые высказывают обычно разного рода эксперты. Однако и эксперты не застрахованы от ошибок уверенности. Если со временем на основе исследования психологических механизмов формирования оценок уверенности будет найден эффективный способ коррекции соответствующих ошибок в виде специального обучения экспертов или внесения поправок в их суждения, то станет возможной достаточно точная оценка качества принятого решения по оценкам уверенности. Такого рода необходимость часто возникает, например, в условиях стратегического планирования или при принятии политических и экологических решений.
[1] Из учебного пособия «Психология для экономических вузов»