Типы моделей
Модели и методы принятия управленческих решений
Метод – это путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.
Методика – это система теоретических принципов, лежащих в основе того или иного метода.
Методология – это теория создания методов, совокупность приемов исследования методов.
Модель – это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности.
Принцип – это основное начало, на котором построено что-нибудь (научная система, теория, политическое устройство); убеждение, точка зрения.
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Неудивительно поэтому, что процесс принятия решений – центральный пункт теории управления.
Наука управления старается повысить эффективность организаций путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов.
Отличительные особенности науки управления как подхода таковы:
1. Использование научного метода.
2. Системная ориентация.
Научный метод является фундаментальной процедурой любого исследования. Он состоит из трех главных этапов: наблюдения, формулирования гипотезы, верификации.
Применяя научный метод для разрешения проблем управления, необходимо помнить, что организация – это открытая система, состоящая из взаимосвязанных частей. Поэтому, второй особенностью научного подхода является системная ориентация. Третья особенность – использование моделей.
Основными причинами использования моделей являются:
- сложность;
- экспериментирование;
- ориентация управления на будущее.
Физическая модель – это то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы (макеты, чертежи объекта и т.д.).
Аналоговая модель – представление исследуемого объекта аналогом, который ведет себя как реальный объект, естественно с некоторым упрощением (графики, организационные схемы).
Математическая модель (символическая) – используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события.
Существуют также и успешно применяются так называемые групповые методы решений. К ним можно отнести метод экспертных оценок, совокупное мнение сбытовиков, мнение жюри и т.д.
Самые обыкновенные люди принимают решения довольно часто: когда решают, какой костюм купить, куда поехать отдыхать летом, в какой вуз подать документы для поступления, как расставить мебель в квартире, что приготовить на ужин, в какой театр пойти и т. п.
Попробуем разобраться в том, что общего во всех этих жизненных проблемах и способах их решения. Для того чтобы решить, какой костюм купить, нужно прежде всего знать, что из костюмов продается; для того чтобы решить, в какой вуз и на какой факультет поступать, нужно знать, какие вузы и специальности существуют. Этот процесс можно назвать определением альтернативных способов действия. Состоит он, образно говоря, в том, чтобы рассмотреть (подобно героям русских народных сказок), сколько дорожек ведет от того места, где мы сейчас находимся. В жизни их часто значительно больше трех, да и увидеть их не так-то легко. Приходится объездить большое количество магазинов, чтобы получить представление о том, какие костюмы продаются; просмотреть кучу справочников, поговорить с массой знакомых и незнакомых людей, чтобы иметь достаточно полную информацию о вузах.
Однако недостаточно понять то, каковы возможные варианты решения, нужно еще понимать, к чему каждое из них может привести. «Хорошо ли я буду выглядеть в этом костюме? Долго ли он будет носиться? Соответствует ли он тому положению, которое я занимаю или хочу занимать в обществе?» «Какую работу я смогу найти, получив эту специальность? Сколько я буду получать? Каковы возможности карьерного роста при работе по этой специальности? По душе ли мне будет эта работа?» Все это примеры оценки исходов альтернативных способов действия.
Но и это еще не все. Несколько забегая вперед, посмотрим, что может произойти, если человек уже выбрал один из способов действия. Скажем, он решил, что получить специальность финансового менеджера для него лучше всего. Он подает документы на факультет финансового менеджмента. Можно ли теперь со 100-процентной уверенностью утверждать, что он получит специальность, а тем более работу, финансового менеджера? Конечно, нет. Он может провалиться на экзаменах, вылететь из института после первой же сессии, не найти работу вследствие перепроизводства специалистов финансового профиля и т. п. Здравомыслящий человек обращает внимание не только на привлекательность исхода, но и на возможность его осуществления. Выбору одного из вариантов действия предшествует оценка вероятностей альтернативных исходов. Человек волей или неволей взвешивает привлекательность и достижимость альтернативных последствий: «Специальность А мне очень нравится, но поступить на этот факультет почти невозможно, специальность Б мне тоже нравится, но несколько меньше, однако поступить на нее вполне реально. Что же выбрать?»
А вот процесс выбора — это центральный, решающий компонент принятия решения. Мы прекращаем все прикидки, отбрасываем все сомнения (во всяком случае, пытаемся) и выбираем что-то одно из некоторого множества альтернативных вариантов.
Но процессы принятия решения, строго говоря, не заканчиваются актом выбора. Приняв решение, мы пытаемся оценить, насколько правильным оно было. Этот последний из процессов, который нередко протекает довольно драматически: с сомнениями, сожалениями и разочарованиями, — назовем процессом оценки правильности выбора, или решения.
Таким образом, мы вплотную подошли к определению понятия «принятие решения». Принятие решения — это совокупность психических процессов, основными функциями которых являются определение возможных вариантов действия, оценка их полезности и вероятностей, выбор одного из возможных вариантов действия и оценка правильности сделанного выбора.
Говоря о принятии решения в организации, следует прежде всего обратить внимание на решения, принимаемые руководителями, или управленческие решения. Дело в том, что специфической особенностью работы руководителя является то, что в его деятельности крайне большой удельный вес имеет функция принятия решений. Действительно, руководитель принимает решение о строительстве, но сам не месит раствор и не ведет кладку; руководитель принимает решение о проведении телевизионной рекламной кампании, но сам не снимает рекламных роликов; руководитель принимает решение ой установке нового оборудования, но сам его не устанавливает. Решение, вообще говоря, предполагает его исполнение, но деятельность руководителей и рядовых сотрудников до определенной степени специализирована: руководители в основном заняты принятием решений, а рядовые сотрудники (его подчиненные) — исполнением этих решений. Излишне говорить, что цена неверных решений в организации не меньше, а иногда и больше, чем цена неверного исполнения решений.
Рис. 1. Схема процессов принятия решения
Рассмотрим основные процессы решений, соответствующие закономерности и теории.
Еще в семнадцатом веке было сформулировано положение, что при выборе надо руководствоваться следующими правилами. По отношению к каждому из альтернативных вариантов необходимо определить возможные его исходы, а также вероятности исходов. Выбирается тот вариант, который имеет наибольшую сумму произведений вероятности на ценность исхода — максимальную ожидаемую ценность.
Например, руководителю предлагают на рассмотрение два альтернативных проекта. Ожидаемая прибыль от внедрения первого проекта — 1 млн долларов, ожидаемая прибыль от внедрения второго проекта — 10 млн долларов. Вероятность успешного внедрения первого проекта эксперты-консультанты оценивают в 80 %, второго — только в 10 %. Какой проект предпочесть? Что еще нужно знать руководителю, чтобы принять правильное решение? Каковы будут убытки в случае срыва внедрения избранного проекта. Пусть в случае срыва внедрения первого проекта убытки составят 200 тыс. долларов, а второго — 800 тыс. долларов. Какой проект предпочесть?
Делаем простые расчеты. Что в нашем случае исходы? Прибыль и возможные убытки. Каковы вероятности каждого из исходов? Вероятность успеха в первом случае составит 80 % (или 0,8), вероятность успеха во втором — 10 % (0,1). Вероятность срыва (убытков) для первого случая:
1-0,80 = 0,20;
для второго:
1 -0,10 = 0,90.
Находим сумму произведений величины прибыли на вероятность успеха и величины убытков на вероятность срыва для каждого из вариантов (причем, убытки подставляем в формулу со знаком минус: они представляют для нас отрицательную ценность):
Ожидаемая ценность первого варианта:
1 000 000 • 0,80 - 200 000 • 0,20 - 760 000. Ожидаемая ценность второго варианта:
10 000 000 • 0,10 - 800 000 • 0,90 = 280 000.
Так какой же проект предпочесть? Первый, т. к. он имеет в три раза большую ожидаемую ценность. А ведь до подсчетов это не было очевидным. Очень уж привлекательна перспектива заработать 10000000. Настолько привлекательна, что мы забываем о том, насколько это маловероятно по сравнению с альтернативным вариантом.
Этот подход к принятию решения был назван теорией ожидаемой ценности, отличительной особенностью которой является то, что она оперирует объективными значениями ценностей исходов и вероятностей. Но где взять объективные значения? Бог с людьми напрямую разговаривает очень редко.
Даже самый непредвзятый эксперт в своих оценках субъективен, иначе говоря, его оценки зависят не только от объективной реальности, но и от него самого, особенностей его характера, опыта и т. п. Скажем, одним из последствий внедрения проекта может быть не только сиюминутная денежная прибыль, но и более отдаленные, но не менее ощутимые последствия, связанные с «боевым» духом персонала: если проект будет удачным, это повысит мотивацию исполнителей, и в дальнейшем они будут работать продуктивнее; если проект провалится, многие не только расстроятся, но могут и вовсе покинуть организацию, а среди них могут быть очень ценные работники. Трудно измерить потери и выигрыши такого рода, но надо. Ясно, что оценки будут во многом зависеть от особенностей эксперта. Малочувствительный к неудачам, эмоционально устойчивый эксперт, скорее всего, будет недооценивать «мотивацион-ные потери» в результате провала проекта, чувствительный, «западающий» на неудачах — переоценивать.
В восемнадцатом веке Николас Бернулли (1713) впервые подверг сомнению справедливость теории ожидаемой ценности. Он выдвинул идею, что речь должна идти не об объективной ценности исходов, а о субъективной. Так зародилась теория ожидаемой полезности.
В теории ожидаемой полезности в качестве основных факторов принятия решения рассматриваются субъективные ценности исходов, или полезности. В дальнейшем она получила свое строгое математическое оформление в работе Неймана и Моргенштерна (von Neumann, J., & Morgenstern, 1947).
В 1954 году Сэвэдж (Козелецкий, 1979), предложил рассматривать вероятности исходов не как объективные, а как субъективные, или обусловленные особенностями субъекта. Так теория ожидаемой полезности преобразовалась в теорию субъективно ожидаемой полезности.
В теории субъективно ожидаемой полезности как ценности, так и вероятности исходов рассматриваются как величины субъективные. Вот тут и начинается собственно психология принятия решения: если при принятии решения так много зависит от самого принимающего решение субъекта, тогда необходимо изучить то, как влияют психические процессы, состояния и свойства на решение.
Начало психологическому исследованию принятия решения было положено Уордом Эдвардсом в 1954 г., когда он познакомил психологов с работами по математической теории принятия решения. Эдварде стал основоположником исследований особенностей реального человеческого поведения в ситуации принятия решения, суть которых до настоящего времени сводится к выяснению характера отклонений реальных решений от идеальных, рациональных моделей.
Во всех рассмотренных приемах ясно прослеживается одна характерная черта: генераторы на время освобождаются от диктата реальности и превращаются в безответственных фантазеров. И именно эта особенность методов генерации идей позволяет придумать нечто действительно новое. По-видимому, этот момент полета должен присутствовать не только в пределах специальных методов генерации идей, но и быть компонентом организационной культуры: жесткие типы социальной организации, склонные к глобальной регламентации и прагматизму во всем и везде, как правило творчески мало продуктивны.