ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЕЁ ПОЗНАНИЯ.
ТЕМА: ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТЭКОНОМИИ.
План
1. Главные этапы и направления развития политэкономии. Предмет политэкономии и его трактование различными школами.
2. Методы и инструменты познания экономических процессов и явлений.
1
Источники экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Термин «экономия» впервые был введён в научный оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческое хозяйство. Этот термин состоит из двух греческих слов «эйкос» - дом, хозяйство и «номос» - учение, закон.
Но как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI – XVII вв., в период становления капитализма, накопления капитал и прежде всего в торговле.
Первой экономической школой стал меркантилизм. Сущность данного учения сводилась к определению источника происхождения богатства. Источником богатства они считали сферу обращения (торговлю), а само богатство они отождествляли с деньгами. Представителями меркантилизма были: Т. Манн, Антуан Монкретьен де Ваттевиль и другие. Последний ввёл в научный оборот термин «политическая экономия».
Переходным мостиком от меркантилистов к классической науке – политической экономии было учение Вильяма Петти, заслуга которого состояла в том, что впервые объявил источником богатства труд и землю.
Новое направление в развитии ПЭ представлено физиократами, которые являлись выразителями интересов крупных землевладельцев. Основателем этого направления был Франсуа Кэне. Он опроверг учения меркантилистов о том, что обмен создаёт богатство, торговля лишь перераспределяет его. Источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно повышение продукта произведённого потреблённым в с/х.
Основоположниками классической ПЭ стали А. Смит и Д. Риккардо. Первый создал учение об общественном разделении труда, раскрыл механизм функционирования свободного рынка, который назвал «невидимой рукой». Д. Риккардо показал, что единственным источником стоимости является труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов (зарплата, прибыль, процент, рента).
Предметом исследования марксистской ПЭ являлись производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности.
Маржиналисты объявили предметом ПЭ поведение индивидов и социальных институтов (фирм, групп людей и т.д.) пути и средства достижения ими своих целей. Практическая функция сводилась к тщательному изучению мотивов поведения субъекта в конкретно – экономической ситуации. С этим направлением в ПЭ связывают появление микроэкономики.
Согласно кейнсианской школе предметом ПЭ становятся функционирование НЭ как единого целого. Практическая функция ведётся в разработке экономической политики государства. Появляется макроэкономика.
Среди современных взглядов на экономику следует отметить:
Монетаризм – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. По мнению представителей данного направления в ПЭ, все крупнейшие экономические потрясения объясняются последствиями денежной политики, чрезмерного вмешательства государства в экономику.
Неолиберализм – теория, согласно которой необходимо сокращать вмешательство государства в экономику ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить её подъём. Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик Людвиг Эрхард создал теорию социально – ориентируемого рыночного хозяйства и воплотил её на практике.
Предмет ПЭ по мнению П. Самуэльсона сложен и многообразен и связан с проблемой выбора ресурсов и экономическим поведением человека. ПЭ изучает экономические отношения в их тесной взаимосвязи с производительными силами и политической надстройкой о чём говорит и этимология слова политэкономия – наука о ведении хозяйства в масштабах государства (Антуан Монкретьен де Ваттевиль).
Схематично эволюцию взглядов на предмет ПЭ можно представить следующим образом:
Основные направления и школы экономической мысли | Предмет |
Меркантилизм Физиократы Классическая политэкономия | Национальное богатство |
Марксизм | Производственные отношения |
Маржинализм или Неоклассическая школа (микроэкономика) | Поведение субъектов экономики, пути и средства достижения ими своих целей. |
Кейнсианство (макроэкономика) | Механизм функционирования национальной экономики как единого целого |
Теория неоклассического синтеза (экономика) | Национальное богатство, формы и стимулы человеческого поведения в мире ограниченных ресурсов. |
Наиболее общим и правильным можно считать определение ПЭ, данное Д.Э.Н., профессором А. И. Добрыниным
ПЭ – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в процессе производства распределения обмена потребления материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, порождает конкуренцию за их использование.
ПЭ осуществляет следующие основные функции:
Прежде всего она выполняет познавательную функцию, т.к. должна изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества.
Вторая функция ПЭ практическая, т.к. она осуществляет разработку принципов и методов рационального хозяйствования.
Третья – прогнозно – прагматическая, предполагающая разработку научных прогнозов и перспектив общественного развития.
2
Методы – это инструменты, совокупность приёмов исследования в науке и воспроизведение их в системе экономических категорий и законов.
Если предмет науки отвечает на вопрос «Что изучает данная наука?», то метод – как изучает?
Одним из основных методов является метод научной абстракции – мысленное отвлечение от несущественных сторон процесса или явления и отыскания главного, существенного. С помощью этого метода выводятся:
Экономические законы, т.е. наиболее существенны, устойчивые постоянно повторяющиеся объективные причинно – следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах.
Экономические категории, т.е. логические понятия, отражающие общие и существенны стороны хозяйственной жизни общества.
Говоря о методах следует особо выделить два:
- Эмпирический, т.е. поверхностный. Он позволяет скользить по поверхности процессов и явлений, не раскрывая их сущности.
- Диалектический, основанный на принципах развития, всеобщей связи и причинной обусловленности экономических процессов и явлений.
Конкретные методы:
- Научной абстракции – мысленное отвлечение от несущественных сторон и отыскания главного, существенного.
- Анализ – метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части.
- Синтез – метод познания, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.
- Индукции – метод познания, основанный на восхождении от простого к сложному, когда на основе фактов формируется теория.
- Дедукции – метод познания, основанный на продвижении от сложного к простому, когда достоверность выдвинутой гипотезы подтверждается фактами.
В заключение хотелось бы привести слова Дж. Кейнса о том, что «идеи экономистов и политических мыслителей, - и когда они правильны, и когда ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром».
Милтон Фридмен писал, что экономика очаровывающая наука, она удивительна тем, что её фундаментальные истины очень просты и могут быть записаны на одном листе бумаги, тем не менее их понимают не многие.
Сложность данной науки, отражающей мир хозяйствования, при её изучении требует от студентов, по словам известного в мире специалиста по истории экономической мысли А. Хальбронера, «выносливости верблюда и терпения святого».
К.Т.
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Матер. Мат. пр-во А.Т. Стоимость
|
Прибыль Первичные формы распределения
| |||
| |||
Р С в процессе Процент чистого продукта в обществе.
труда
Рента Перераспределение не осуществляется
|
Зарплата с помощью бюджета, налогов
ОФП и механизма цен.
|
Чистый продукт
Сфера исследований – экономическая жизнь; Объект исследования – экономические явления; Субъект исследования - человек, группа людей, государство; Предмет исследования – жизнедеятельность «экономического» человека, группы людей и государства.
Основная задача ПЭ – это не просто описание экономических процессов и явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических наук.