Иллюзия Клинтона и Моники
Курт Левин (1890-1947)
• Целостные образы восприятия – психическая реальность (первичны)
• Ощущения – продукт научного анализа (вторичны)
• Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к изучению психических явлений.
• 3.6. Психология как изучение динамики отношений между бессознательным и сознанием.
Глубинная психология
16. В начале XX в. в психологии возникло направление психоанализа, или фрейдизма.
• 3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др.
• Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу,
• а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности.
Карл Юнг (1875-1861)
• 3.7. Неофрейдисты. Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались
• К. Хорни, Карен Хорни (1885-1952)
• Г. Салливен
• и Э. Фромм —
• реформаторы психоанализа Фрейда
• Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (Хорни),
• образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен),
• влияния соцэкономической структуры общества (Фромм).
Анна Фрейд (1895-1982)
• Во 2 половине 20 века появляются Гуманистическая психология
• Генетическая психология
• Когнитивная психология
• 3.8. Психология как наука о роли знаний в регуляции поведения человека
(психика – система когнитивных реакций) Представители когнитивной психологии
• У. Найссер,
• А. Пайвио и др.
• отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям
• (от лат. cognito — знание).
• Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта,
• о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления
• 3.9. Психология как наука о здоровой творческой личности человека.
Гуманистическая психология (появилась в США в 40-е годы 20 в.)
• ее виднейшие представители
• Г. Оллпорт,
• Г. А. Мюррей,
• Г. Мэрфи,
• К. Роджерс,
• А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека.
Абрахам Маслоу(1908 – 1970)
• Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ,
• а самоосуществление, самоактуализация,
• рост конструктивного начала человеческого «Я».
• Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации.
• Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл — именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека.
• Как отмечает В. Франкл,
• при отсутствии или потере интереса к жизни человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи.
• 3.10. Генетическая психология Основатель – швейцарский психолог