double arrow

Психология как наука об общении

4

Ж. Пиаже (1896 – 1980).

Теория развития детского мышления:

• основой психического развития является развитие интеллекта;

• Интеллект создает адекватную схему окружающего мира;

• Два механизма построения схемы:

  1. Ассимиляция – построенная схема жесткая,

она не изменяется при изменении ситуации,

человек пытается все внешние изменения втиснуть в рамки уже имеющейся схемы (игра детей)

• 2. Аккомодация – изменение готовой схемы при изменении ситуации –

схема становится действительно адекватной ситуации.

Процесс развития – это чередование ассимиляции и аккомодации – человек до определенного предела старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.

• Л. Кольберг (1927 – 1987) Теория развития нравственности у детей

• Д.С. Брунер (р. 1915 г.) Как особенности культуры, потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия?

• Вывод: восприятие может искажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок или защитных механизмов.

3.11. Онтопсихология
позитивная психология– одно из современных направлений развития психологии, получивших свое начало от психоанализа

– наука о проявлении и специфике бытия применительно к человеческому существованию.

• Антонио Менегетти доктор философии, психологии, теологии и социологии,

• академик нескольких международных и национальных Академий;

• вице-президент Международной академии информации при ООН,

• президент Международной ассоциации Онтопсихологии,

входящей в состав Экономического совета ООН.

• Основоположник науки онтопсихологии,

которую сегодня преподают во многих университетах мира.

Интерактивная психология

рассматривает человека как существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми.

Цель психологии — изучать законы взаимодействия, общения, взаимоотношений, конфликтов

(Э. Берн).

3.12. Духовная (христианская) психология Своеобразная ветвь гуманистической психологии

• Считая неправомерным ограничение предмета психологии явлениями душевной жизни, она обращается к области духа.

Дух есть сила самоопределения к лучшему,

• дар усилить и преодолеть то, что отвергается.

• Духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга.

• Оно помогает человеку преодолеть в себе кризис безосновности, призрачности своего существования.

3.13. Психология как наука о человеке - духовном космическом существе
Трансперсональная психология

(энергоинформационные технологии)

• Через бессознательную психику человек связан

• с бессознательной психикой других лиц,

• с «коллективным бессознательным человечества»,

• с космической информацией,

• с «мировым разумом».

Отечественные ученые XX в.

Лев Семенович Выготский (18961934)

• ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики,

• а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979)

• провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций

• как процесс «вращивания» (интериоризации)

• высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека.

• .

Александр Романович Лурия (1902—1977)

• особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки — нейропсихологии.

Петр Яковлевич Гальперин (19021988).

• рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях.

• Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа.

П. Я. Гальперин — автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий).

• Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ (1907-1972)

• выдающийся психолог ХХ столетия, создатель теории антропологической психологии, основатель Ленинградской (Петербургской) научной психологической школы

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960)

• Основные работы С.Л. Рубинштейна посвящены философским и методологическим проблемам психологии (сознание, деятельность, личность).

• Им выполнен ряд экспериментальных исследований в области психологии восприятия, мышления и др.

• Фундаментальная работа "Основы общей психологии", удостоенная Государственной премии, до сих пор остается одним из лучших отечественных руководств по психологии.

Талызина Нина Федоровна (1923 г.р.)

Область научной деятельности: педагогическая психология

ДавыдовВасилий Васильевич (1930-1998)

• Область научных интересов: разработал фундаментальную

4

Сейчас читают про: