Ж. Пиаже (1896 – 1980).
Теория развития детского мышления:
• основой психического развития является развитие интеллекта;
• Интеллект создает адекватную схему окружающего мира;
• Два механизма построения схемы:
- Ассимиляция – построенная схема жесткая,
она не изменяется при изменении ситуации,
человек пытается все внешние изменения втиснуть в рамки уже имеющейся схемы (игра детей)
• 2. Аккомодация – изменение готовой схемы при изменении ситуации –
схема становится действительно адекватной ситуации.
Процесс развития – это чередование ассимиляции и аккомодации – человек до определенного предела старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.
• Л. Кольберг (1927 – 1987) Теория развития нравственности у детей
• Д.С. Брунер (р. 1915 г.) Как особенности культуры, потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия?
• Вывод: восприятие может искажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок или защитных механизмов.
|
|
3.11. Онтопсихология
позитивная психология– одно из современных направлений развития психологии, получивших свое начало от психоанализа
– наука о проявлении и специфике бытия применительно к человеческому существованию.
• Антонио Менегетти доктор философии, психологии, теологии и социологии,
• академик нескольких международных и национальных Академий;
• вице-президент Международной академии информации при ООН,
• президент Международной ассоциации Онтопсихологии,
входящей в состав Экономического совета ООН.
• Основоположник науки онтопсихологии,
которую сегодня преподают во многих университетах мира.
Интерактивная психология
рассматривает человека как существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми.
Цель психологии — изучать законы взаимодействия, общения, взаимоотношений, конфликтов
(Э. Берн).
• 3.12. Духовная (христианская) психология Своеобразная ветвь гуманистической психологии
• Считая неправомерным ограничение предмета психологии явлениями душевной жизни, она обращается к области духа.
•
• Дух есть сила самоопределения к лучшему,
• дар усилить и преодолеть то, что отвергается.
• Духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга.
• Оно помогает человеку преодолеть в себе кризис безосновности, призрачности своего существования.
3.13. Психология как наука о человеке - духовном космическом существе
Трансперсональная психология
(энергоинформационные технологии)
• Через бессознательную психику человек связан
• с бессознательной психикой других лиц,
|
|
• с «коллективным бессознательным человечества»,
• с космической информацией,
• с «мировым разумом».
Отечественные ученые XX в.
Лев Семенович Выготский (1896 — 1934)
• ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики,
• а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека.
Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979)
• провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций
• как процесс «вращивания» (интериоризации)
• высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека.
•.
Александр Романович Лурия (1902—1977)
• особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки — нейропсихологии.
Петр Яковлевич Гальперин (1902 — 1988).
• рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях.
• Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа.
П. Я. Гальперин — автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий).
• Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.
АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ (1907-1972)
• выдающийся психолог ХХ столетия, создатель теории антропологической психологии, основатель Ленинградской (Петербургской) научной психологической школы
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960)
• Основные работы С.Л. Рубинштейна посвящены философским и методологическим проблемам психологии (сознание, деятельность, личность).
• Им выполнен ряд экспериментальных исследований в области психологии восприятия, мышления и др.
• Фундаментальная работа "Основы общей психологии", удостоенная Государственной премии, до сих пор остается одним из лучших отечественных руководств по психологии.
Талызина Нина Федоровна (1923 г.р.)
Область научной деятельности: педагогическая психология
Давыдов Василий Васильевич (1930-1998)
• Область научных интересов: разработал фундаментальную