Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

Рыночный механизм это механизм взаимосвязи и взаимо­действия основных элементов рынка: предложения, спроса и цен.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основ­ным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. В частности, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот.

При этом спрос населения зависит исключительно от розничных цен на товары, а изменение оптовых или закупочных цен не оказывает непос­редственного влияния на спрос населения до тех пор, пока не будут изменены розничные цены. Колебание оптовых цен воздействует на производственный спрос предприятий на средства производства.

Помимо связи через цену, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно, т.е. спрос — на предложение, а предложение — на спрос. Например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а рост спроса на отдельные товары в итоге вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров.

Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т. д.). Эти блага в мировой экономи­ческой науке именуются общественными товарами.

В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса.

В рыночной экономике производители и потребители в своей эконо­мической деятельности руководствуются параметрами рынка, важней­шими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов. При этом исключительно важную роль играет определенное соотношение между спросом и предложением. Оно зачастую предопределяет судьбу продавцов и покупателей.

Конъюнктура рынка определяется:

- соотношением спроса и предложе­ния,

- уровнем цен,

- емкостью рынка,

- платежеспособными возможностями потребителей,

- состоянием товарных запасов и т. д.

Конъюнктуру рынка следует отличать от народнохозяйственной конъюнктуры, представляющей собой совокупность экономичес­ких условий и признаков, определяющих процесс общественного воспроизводства в целом и характеризующих общее состояние экономики (а не только рынка) на данный момент.

Конкуренция, являясь конкретной формой функционирования рыноч­ных отношений, составляет важный элемент рыночного механизма, что позволяет выделить в рыночном механизме две стороны:

1) механизм взаимосвязи спроса и предложения с целевой функцией их сбалансирования;

2) механизм конкуренции с целевой функцией стимулирования товаро­производителей.

Конкуренция (от латинского «конкурро» — сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие усло­вия производства, купли и продажи товаров. Она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравнове­шивающей рыночные цены.

В экономической науке выделяют несколько типов конкуренции. Прежде всего на Западе различают совершенную и несовершенную конкуренции.

Признаки:

1) Неограниченное число участников рыночных отношений и свобод­ная конкуренция между ними;

2) Абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

3) Абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;

4) Наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т. д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;

5) Абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торго­вых марок и т. д.);

6) Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими ме­тодами;

7) Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;

8) Отсутствует монополия (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.

В реальности не существует, т.к. невозможно выполнить все выше перечисленные условия

Несовершенная конкуренция имеет место, когда лишь несколько крупных фирм производят основную массу определенного товара. Она проявляется в виде чистой, монополистической конкуренции, олигополии, олигопсонии, монополии и монопсонии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow