РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цен.
Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. В частности, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот.
При этом спрос населения зависит исключительно от розничных цен на товары, а изменение оптовых или закупочных цен не оказывает непосредственного влияния на спрос населения до тех пор, пока не будут изменены розничные цены. Колебание оптовых цен воздействует на производственный спрос предприятий на средства производства.
Помимо связи через цену, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно, т.е. спрос — на предложение, а предложение — на спрос. Например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а рост спроса на отдельные товары в итоге вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров.
|
|
Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т. д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.
В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса.
В рыночной экономике производители и потребители в своей экономической деятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.
Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов. При этом исключительно важную роль играет определенное соотношение между спросом и предложением. Оно зачастую предопределяет судьбу продавцов и покупателей.
Конъюнктура рынка определяется:
- соотношением спроса и предложения,
- уровнем цен,
- емкостью рынка,
- платежеспособными возможностями потребителей,
|
|
- состоянием товарных запасов и т. д.
Конъюнктуру рынка следует отличать от народнохозяйственной конъюнктуры, представляющей собой совокупность экономических условий и признаков, определяющих процесс общественного воспроизводства в целом и характеризующих общее состояние экономики (а не только рынка) на данный момент.
Конкуренция, являясь конкретной формой функционирования рыночных отношений, составляет важный элемент рыночного механизма, что позволяет выделить в рыночном механизме две стороны:
1) механизм взаимосвязи спроса и предложения с целевой функцией их сбалансирования;
2) механизм конкуренции с целевой функцией стимулирования товаропроизводителей.
Конкуренция (от латинского «конкурро» — сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены.
В экономической науке выделяют несколько типов конкуренции. Прежде всего на Западе различают совершенную и несовершенную конкуренции.
Признаки:
1) Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;
2) Абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
3) Абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;
4) Наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т. д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;
5) Абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т. д.);
6) Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
7) Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;
8) Отсутствует монополия (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.
В реальности не существует, т.к. невозможно выполнить все выше перечисленные условия
Несовершенная конкуренция имеет место, когда лишь несколько крупных фирм производят основную массу определенного товара. Она проявляется в виде чистой, монополистической конкуренции, олигополии, олигопсонии, монополии и монопсонии.