Величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара.
Каждый потребитель желает приобрести как можно больше товара по как можно меньшей цене.
Спрос не остается неизменным. При этом необходимо различать изменения величины спроса, или объема спросов, и изменение спроса (характера спроса).
Графически изменения объема спроса выражаются в «движении по кривой спроса». Изменение же спроса выражается в «движении самой кривой спроса», в ее смещении.
При изменении цены с Р1, до Р2, когда все факторы кроме цены постоянны, движение осуществляется вниз по кривой спроса, увеличивая количество покупаемого товара от Q1 до Q2.
Изменение же спроса (сдвиг кривой спроса D1D1 вправо в положение D2D2) показывает, что покупатели приобретают больше продукции при каждой цене. Так, при той же цене Р1 покупатель будет приобретать уже количество товара, равное Q2 > Q1
На спрос, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Упомяну некоторые из них:
|
|
1. изменения величины доходов,
2. изменения цен товаров, являющихся субститутами или комплиментарами,
3. изменение вкусов и предпочтений потребителей,
4. изменение ожидания относительно будущих цен на данный товар
5. степень дефицитности товара,
6. сезонные колебания,
7. изменение численности и состава населения,
8. реклама,
9. изменения моды и т.д.
На величину же спроса, как правило, влияют еще и
1. эффект дохода
2. эффект замещения.