Д. Доллард, Н. Миллер

Скиннер

Бихевиоризм

Наука, утверждал Скиннер, должна изучать то, что относится к области фактов. Идеи и домыслы, – это предмет философского анализа. Факты должны быть фиксируемыми и измеряемыми, иначе научное изучение невозможно. Для психолога, единственным реальным фактом может быть только человеческое поведение – то, что поддается измерениям и анализу.

Поведение всегда имеет под собой причину. Этой причиной является стимул – то, что извне подталкивает человека к действию. Сами действия осуществляются по схеме «стимул-реакция», такое поведение Скиннер называл респондентным. Однако человек, благодаря своим мыслительным способностям способен и к оперантному поведению. (Операнта – спонтанная реакция без действия вызывающего ее стимула.)

Все человеческое поведение – это более или менее сложный набор различных устойчивых или кратковременных реакций. В целом человек стремится к получению положительных и избежанию негативных стимулов. На этом основан механизм научения – закрепления в сознании типичных реакций на типичные стимулы. Поведение, получающее подкрепление, закрепляется и становится «естественным».

Это бихевиористское направление наиболее любопытно с позиции интересов изучаемой нами дисциплины.

Помимо классического и утрированного представления о поведении, как о последовательности стимулов и реакций, этими авторами использовался следующий ряд основополагающих понятий:

Стимульная генерализация – когда некий стимул способен вызывать некую реакцию, стимулы, сходные с ним, так же частично приобретают эту способность.

Генерализация реакции – наоборот: стимул способен вызывать ряд реакций, сходных с основной.

Драйв – мотивационный концепт в поведении, который побуждает активность, но не направляет ее (сам термин принадлежит их предшественнику К.-Л.Халлу).

Согласно этим авторам, драйвы делятся на врожденные (не требующие научения, например, процесс избегания вредного стимула присутствует и у младенца, когда тот отстраняется или плачет) и вторичные - приобретенные вследствие научения (то есть закрепляющиеся при повторениях и подкреплениях).

Четыре элемента процесса научения:

- драйв;

- ключ – стимул, руководящий реакцией организма (какой именно она окажется);

- реакция – прежде, чем связаться с конкретным ключом, реакция должна хотя бы однажды возникнуть (одни и те же стимулы могут выступать и в роли драйвов и в роли ключей, например слово «тревога» - в военном смысле – и побуждает к активности и предписывает точную последовательность действий);

- подкрепление – реакции успешные (встретившие положительное подкрепление) имеют больше шансов на закрепление, реакции встретившие подкрепление отрицательное или не встретившие никакого обнаруживают тенденцию к угасанию. Если ни одна из имеющихся в распоряжении индивида реакций не встретила подкрепления, это стимулирует выработку новых вариантов реакций.

Ситуации, в которых драйв-продуцирующая внутренняя реакция не приводит к подкреплению, постепенно приводят к угасанию реакции. К этому же результату можно прийти с помощью контробусловливания – то есть процесса, при котором тем же ключом вызывается несовместимая с прежней реакция.

По отношению к высшим психическим процессам дело обстоит так: индивид может управлять процессом генерализации через посредство языка, объединяя ситуации и приписывая им общее значение, например, характеризуя их как «опасные». Слово может так же послужить к побуждению драйва, например, междометия «оп!» или «ба!» употребляются нами в случаях, когда мы сталкиваемся с неожиданностью, как в действиях, так и в размышлениях.

Согласно этому подходу, мышление есть ничто иное, как замещение внутренними реакциями внешних актов. Признается и утверждается, что акт мышления в этом смысле гораздо продуктивнее проб и ошибок на уровне действий.

Авторами подчеркивается значение социального аспекта причин поведения и научения таковому. Под этим подразумевается то, что теория лишь объясняет механизм процесса, а социальная обстановка непрерывно подвергает индивида действию стимулов (вовлекает в ситуации и отношения).

По отношению к возрастному развитию ребенка и связанным с ним неврозам, эта теория высказывается следующим образом.

Ребенок постоянно подвергается действиям непоследовательных предписаний (например, в одних ситуациях ему надлежит быть активным, в других – пассивным). До той стадии, пока через посредство языка (а позже – абстрактных понятий) он не научится разделять или обобщать ситуации, он подвергается фрустрирующему воздействию этих непоследовательных предписаний. Доллардом и Миллером выделяются четыре наиболее вероятные в этом смысле ситуации: кормление, обучение туалету и гигиене, раннее сексуальное обучение, и обучение контролю за гневом и агрессией. В этом вопросе наблюдается сходство с положениями классического психоанализа. Вообще же тот факт, что раннее развитие оказывает решающее влияние на личность бихевиоризмом признается и соответствующие учения им поддерживаются (в своих терминах и в своих интерпретациях).

По отношению к ситуации конфликта эта теория выдвигает следующую схему.

Используются понятия «градиента приближения» - «градиента избегания». Суть дела вкратце обстоит следующим образом. Тенденция избегать отрицательных стимулов и стремиться к положительным возрастает в обратной зависимости от «расстояния до цели» (в широком смысле слова). Причем, скорость изменения обеих тенденций неодинакова – для избегания она выше. Наконец, предполагается, что из двух конкурирующих реакций победит сильнейшая. Таким образом, внутренние конфликты можно подразделить так:

- конфликты с борьбой тенденций приближения и избегания («и хочется и колется»);

- конфликты с двумя конкурирующими реакциями избегания («я не трус, но я боюсь»).

По отношению к неврозам теория Долларда-Миллера утверждает, что симтомы таковых можно представить как выученную реакцию на какой-либо глубинный личностный конфликт, вероятнее всего – бессознательный. Таким образом, симптомы фактически есть навыки – навыки, приобретенные для избавления от неприятных переживаний, вызванных этим конфликтом. Психотерапия, таким образом, должна, во-первых, выявить причину симптомов, а во-вторых, либо предложить альтернативный навык по ее нейтрализации, либо рассматривая симптом как реакцию, так или иначе, добиться ее угасания.

....

Таким образом, согласно бихевиористскому направлению, все человеческое поведение – набор различных устойчивых или кратковременных реакций. Человек стремится к получению положительных и избежанию негативных стимулов. На этом основан механизм научения – закрепления в сознании типичных реакций на типичные стимулы. Поведение, получающее подкрепление, закрепляется и становится «естественным».

С этих позиций, девиантность – результат научения, связанный с различным набором стимулов в окружении каждого человека. Благополучная семья и положительное окружение стимулируют позитивное развитие личности, и наоборот. Исключения объясняются действием вторичных стимулов – (скрытых или не учтенных). Таким образом, девиантному поведению обучаются, как и всякому другому поведению.

Логическое развитие бихевиористского взгляда на девиантное поведение выглядит оптимистичным, поскольку теоретически позволяет избавиться от девиантного поведения при устранении причин негативных стимулов, однако этот взгляд был бы утопическим, поскольку такое устранение не только практически не реально, но и невозможно теоретически. Мир изменчив и, следовательно, невозможно полное предсказание новых стимулов.

Достоинство – возможность коррекции неадекватного поведения путем организации положительного подкрепления (например, поведенческие тренинги).

Недостаток – принципиальное выведение за пределы интересов (возможностей) индивидуально-личностных факторов формирования девиантного поведения.

Еще одним недостатком бихевиоризма можно считать его, мягко говоря, сомнительные этические основания. Следующая цитата говорит сама за себя красноречивее любого обобщения:

Вопросы для самостоятельной:

1) Пусть некий автомобилист был оштрафован. Постарайтесь придумать от его имени несколько реплик, чтобы каждая содержала в себе определенный вид компенсации.

2) Какую роль при анализе девиантного поведения играют юнгианские принципы каузальности и телеологии?

3) Почему по Фромму следует воспитывать ребенка в тех ценностных ориентирах, которые имеют хождение в данном обществе?

4) Как по Роджерсу развиваются потребности в позитивном отношении и самоотношении?

5) Какие позитивные и негативные стороны бихевиористской трактовки поведения вы могли бы указать?


[1][20] - басни Крылова читатель, разумеется, узнал сам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: