double arrow

Лекция №7. Исследование операций

1

Исследование операций – научная дисциплина, Занимающаяся разработкой и практическим применением методов наиболее эффективного управления различными организационными системами.

Управление любой системой реализуется как процесс, подчиняющийся определенным закономерностям. Их знание помогает определить условия, необходимые и достаточные для осуществления данного процесса. Для этого все параметры, характеризующие процесс и внешние условия, должны быть количественно определены, измерены. Следовательно, цель исследования операцийколичественное обоснование принимаемых решений по организации управления.

Примерами задач исследования операций, отражающих его специфику, могут служить следующие задачи.

Задача 1.Для обеспечения высокого качества выпускаемых изделий на заводе организуется система выборочного контроля. Требуется выбрать такие формы его организации – например, назначить размеры контрольных партий, указать последовательность контрольных операций, определить правила отбраковки, - чтобы обеспечить необходимое качество при минимальных расходах.

Задача 2.Для реализации определённой партии сезонных товаров создаётся сеть временных торговых точек. Требуется выбрать параметры сети – так, чтобы обеспечить максимальную экономическую эффективность распродажи.

Задача 3.К заданному сроку необходимо провести массовое медицинское обследование группы населения с целью выявления определённых заболеваний. На обследование выделены материальные средства, оборудование, персонал. Требуется разработать такой план обследования – установить число медпунктов, их размещение, вид и количество анализов, чтобы выявить как можно больший процент из числа заболевших.

Можно рассмотреть и другие задачи.

Приведённые задачи относятся к разным областям практики, но в них есть общие черты: в каждом случае речь идёт о каком-то управляемом мероприятии (операции), преследующем определённую цель. В задаче 1 – это организация выборочного контроля с целью обеспечить качество выпускаемой продукции; в задаче 2 – организация временных торговых точек с целью проведения сезонной распродажи; в задаче 3 – массовое медицинское обследование с целью определения процента заболевших. В каждой задаче заданы некоторые условия проведения этого мероприятия, в рамках которых следует принять решение – такое, чтобы мероприятие принесло определённую выгоду. Условиями проведения операции в каждой задаче оказываются средства, которыми мы располагаем, время, оборудование, технологии, а решение в задаче 1 заключается в выборе формы контроля – размера контрольных партий, правил отбраковки; в задаче 2 – в выборе числа точек размещения, количества персонала: в задаче 3 – в выборе числа медпунктов, вида и количества анализов.

Несмотря на многообразие задач исследования операций при их решении можно выделить некоторую общую последовательность этапов, через которые проходит любое операционное исследование. Это:

1. Постановка задачи.

2. Построение содержательной модели рассматриваемого процесса.

3. Построение математической модели, т.е перевод сконструированной содержательной модели в ту форму, в которой для её изучения может быть использован математический аппарат.

Модель операции – это достаточно точное описание операций с помощью математического аппарата (различного рода функций. Уравнений, систем уравнений и неравенств и т.п.).

4. Решение задач, составленных на базе построенной математической модели.

Рассмотрим основные понятия и определения исследования операций.

Операция – любое управляемое мероприятие, направленное на достижение цели. Результат операции зависит от способа её проведения, организации, иначе – от выбора некоторых параметров.

Всякий определённый выбор параметров называется решением.

Оптимальнымисчитают те решения, которые по тем или иным соображениям предпочтительнее других. Поэтому основной задачей исследования операций является предварительное количественное обоснование оптимальных решений.

Замечание: Если в одних задачах исследования операций оптимальным является решение, при котором некоторый критерий эффективности принимает максимальное или минимальное значение, то в других задачах это вовсе не обязательно, так в задаче 2 оптимальным можно считать такое количество торговых точек и персонала в них, при котором среднее время обслуживания покупателей не превысит, например, 5 мин.

1

Сейчас читают про: