ЧТО ТАКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ/ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ?
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ/ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Глава 1
Производство – это создание товаров и услуг. Производственный ч операционный менеджмент (П/ОМ) является деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары, услуги). Деятельность по созданию товаров и услуг существует во всех организациях. В производящих фирмах производственная деятельность по созданию товаров обычно очевидна. В этом случае мы видим конкретные товары, например, телевизоры или грузовики. Для такой деятельности лучше всего использовать термин производственный менеджмент. В других организациях, которые не создают физические товары, производственные функции могут быть менее очевидны. Это может быть «скрыто» от публики и каждого из покупателей. Например, это деятельность, которая осуществляется в банке, офисе аэролинии или колледже. Товар, который производится, может иметь такие необычные формы, как машинное чтение знаков на бумаге, заполнение пустых мест в самолетах или учебном заведении. Мы называем эту деятельность компаний сервисом. Производственная деятельность, которая идет в этих организациях, обычно имеет отношение к операциям или операционному менеджменту. В связи с этим мы будем называть человека операционным менеджером, если он управляет процессом (сервисным или производственным) на уровне выполнения отдельных операций или частичных производственных процессов.
|
|
По мере продвижения по тексту мы будем видеть области производственных и операционных функций с примерами от «Дженерал Моторс» до ИБМ и Макдональдс. Мы будем видеть, как производственные менеджеры в этих фирмах создают товары и услуги, которые обогащают экономику. Производственные/операционные менеджеры принимают решения, которые необходимы для преобразования ресурсов в товары и услуги. В данном тексте мы будем использовать слова «производство» и «операции», – так же как комбинацию «производственный/операционный менеджмент» (или П/ОМ) при обсуждении процессов преобразования. (* Конспект составлен по учебнику Козловский В. А., Маркина Т. В., Макаров В. М. Производственный и операционный менеджмент. Учебник. – СПб: «Специальная Литература», 1998. – 366 с.).
Многие нововведения в операционном менеджменте были развиты лицами или организациями (рис. 1.1), чей вклад послужил фундаментом, который сделал возможным другие достижения.
Эли Уитни впервые в истории производства реализовал принцип взаимозаменяемости деталей (1800 г.), который получил развитие на производстве на основе стандартизации и контроля качества. Благодаря контракту, который он подписал с правительством Соединенных Штатов на 10 тысяч мушкетов, и используя принцип взаимозаменяемости деталей для их изготовления, он выполнил взятые на себя обязательства и получил вознаграждение. Реализованный им принцип лежит и сегодня в основе производства.
|
|
Фредерик У. Тейлор известен как отец научного менеджмента, содействовавший отбору персонала, планированию составления расписаний и другим областям использования человеческого фактора (1881 г.). Показателем его понимания индивидуальной и человеческой мотивации поведения служит его работа, но главный вклад заключается в том, что он полагал, что менеджмент как форма организации управления производством должен быть более результативным и активным в совершенствовании методов работы. Тейлор и его коллеги Генри Л. Гантт, Френк и Лиллиан Гильберты были первыми, кто систематически стремился к поиску лучших путей производства. Другой вклад Тейлора был в установлении различия между менеджментом (например, таким, как план, организация, персонал, руководство и контроль) и трудом. Он полагал, что менеджмент должен гарантировать большие возможности для:
q содействия работникам в выборе работы, повышающей их способности;
q обеспечения правильного обучения;
q обеспечения соответствующими необходимыми методами и инструментами в работе;
q создания законных стимулов для совершения работы.