Рис. 1.1. Научны достижения в производственном/операционном менеджменте
В 1913 г. Генри Форд и Чарльз Соренсон соединили свои знания о стандартизации деталей с конвейерными линиями и создали концепцию скоординированных конвейерных линий. Во время Второй мировой войны Соренсон спроектировал конвейерную линию, которая в конечном итоге выпускала один самолет-бомбардировщик В-24 «Liberator» каждый час.
Другие исторические научные достижения связаны с контролем качества. Уолтер Шухарт соединил свои знания статистики с нуждами контроля качества и обеспечил фундамент статистических испытаний и контроля качества (1924 г.). У. Эдвард Деминг полагал, как и Фредерик Тейлор, что менеджмент должен делать больше для совершенствования условий работы, рабочих мест и процессов так, чтобы это вело к улучшению качества (1950 г.). Обобщение научных открытий в производственном и операционном менеджменте показано на рис. 1.1.
Операционный менеджмент будет продолжать развиваться, базируясь на достижениях ряда других дисциплин, включая промышленный инжиниринг и науку управления как теоретическую ветвь П/ОМ, исследования в которых используют современный математический аппарат.
|
|
Эти дисциплины существенно содействовали повышению производительности; их значение и влияние будут проявляться по мере нашего движения по тексту. Они вместе используют знания из математики, статистики, управления и экономики, что делает возможным применение системного анализа для совершенствования операционных систем. Линейное программирование, теория расписаний, моделирование и статистический анализ, так же как и множество других аналитических методов, представлены в соответствующих главах книги.
Приложения биологических и физических наук также содействовали П/ОМ по многим направлениям. Много нового в его развитие принесли нововведения в биологии, анатомии, химии, физике и инженерных дисциплинах. Сюда можно отнести химические процессы для печатающих устройств, гамма-лучи для обработки пищевых продуктов и др. В главах 6 и 7 обсуждается проектирование товаров и процессов, которое часто зависит от биологических и физических наук.
Особенно важное содействие П/ОМ оказали информационные технологии, которые мы определяем как процессы систематизации данных и переработки информации. В современных компаниях информационный менеджмент опирается на использование компьютеров. Информационные технологии – дисциплины, которые развивались при содействии множества людей, в том числе Чарльза Бэбиджа и Джона Винсента Атанасова. Бэбидж в 1832 г. был первым, кто спроектировал прототип компьютера, а Ада, дочь поэта Байрона, была первой, кто разработал подход к программированию его работы. Веком позже, в 1937 – 1938 гг., Джон Атанасов на факультете университета штата Айова описал и построил первый цифровой компьютер (ABC-компьютер). Эти и другие исследователи компьютеризации предоставили операционному менеджменту потрясающую возможность справиться с проблемами, которые прежде не могли быть решены. Дисциплины, которые были улучшены благодаря информационным технологиям, – это прогнозирование, планирование и загрузка оборудования, управление запасами, планирование потребности в материалах, деталях и узлах, программное управление оборудованием, компьютерное проектирование (CAD) и в последнее время экспертные системы и протокол стандартизации в области автоматизации производства (MAP). Как будет показано в главе 7, информационные технологии содействуют, главным образом, повышению производительности, которая в данное время обеспечивает общество возрастающим объемом товаров и услуг.
|
|
Решения в операционном менеджменте требуют людей, которые хорошо ориентируются в управленческих науках, информационных технологиях, а также в биологических и физических науках. В этой главе мы будем рассматривать различные пути для студентов, которые должны готовиться к карьере в сфере производственного и операционного менеджмента. Давайте сначала посмотрим, как мы организуем фирмы, производящие товары и услуги.
При производстве товаров и услуг все фирмы выполняют три функции. Эти функции являются необходимыми составляющими для выживания не только собственно производственного процесса, но и организации в целом.
Три функции, которые требуются всем фирмам:
Фирма | Маркетинг | Производство | Финансы/учет |
Рестораны быстрого приготовления пищи | Объявления на TV. Продвижение на рынке с помощью рекламных средств | Изготовление гамбургеров. Изготовление жаркого. Ремонт оборудования. Проектирование новых отделений. Развитие сети поставок | Плата поставщикам. Заработная плата. Сбор наличных денег. Банковские платежи |
Университеты | Отправка по почте каталогов. Посещение и переговоры со школами | Научные и методические исследования. Передача знаний | Оплата преподавателей. Оплата персонала. Сбор платы за обучение |
Производители автомобилей | Объявления на TV, в газетах и т. д. Поддержка автогонок | Проектирование автомобилей Производство компонент. Сборка автомобилей. Развитие сети поставок | Плата поставщикам. Заработная плата. Затраты на производство. Банковские платежи. Дивиденды. Продажа акций |
1. Маркетинг определяет спрос либо, по крайней мере, формирует заказ на товар или сервис.
2. Производство/операции создают товар.
3. Финансы/учет определяют, насколько экономно организация производит продукт и своевременно оплачивает счета и получает деньги.
Университеты, представители бизнеса, рестораны – все используют и развивают эти функции.
При рассмотрении некоторых других организационных форм будет показано, что и они имеют эти три базовые функции. Схема, отражающая, как три типа фирм, участвующих в различном бизнесе, организуют выполнение этих и родственных функций, показана на рис. 1.2.