Производительность бросает вызов П/ОМ

Производство, как мы определили ранее, – это создание това­ров и услуг. Это процесс трансформации ресурсов в товары или сервис. Производительность подразумевает усиление производст­венного процесса. Усиление производства предполагает нахожде­ние наиболее результативного варианта сравнения количества ресурсов затраченных (входов) к количеству товаров и услуг полу­ченных (выходов) (рис. 1.4). Снижение потока ресурсов на входах, пока выход товаров или услуг остается постоянным, или увеличе­ние потока на выходе, пока входы постоянны, представляет уве­личение производительности. С экономической точки зрения входы – это земля, труд, капитал и управление, которые комби­нируются в производственную систему. Управление создает эту производственную систему, которая требует превращения входов в выходы. Выходы – это разнообразнейшие товары и услуги, например вооружение, масло, образование, система правосудия, лыжные курорты.


Измерение производительности – отличный путь к оценке воз­можности страны обеспечить повышающийся стандарт жизни ее людей. Только через увеличение производительности можно обес­печить уровень жизни. Более того, только через увеличение про­изводительности можно от труда, капитала и менеджмента полу­чить суммарную отдачу. Если отдача от труда, капитала или менеджмента возрастает без роста производительности, это сопро­вождается ростом цен. С другой стороны, «давление вниз» на цены имеет место, когда производительность растет, т. к. большее количество производится с теми же ресурсами.

С 1889 г. Соединенные Штаты имели возможность увеличи­вать производительность в среднем со скоростью около 2,5 % в год. Такой рост удваивал бы их богатство каждые 30 лет. Тем не менее они не имели в прошедшие годы возможности поддерживать такой рост производительности. Если бы производительность в Соединенных Штатах продолжала отставать, то это неминуемо привело бы к ухудшению уровня жизни каждого американца.

В нашей книге мы будем определять причины плохой произ­водительности и обращаться к ним, покажем, как воздействовать на производительность, изучая стратегические и тактические ре­шения, принимаемые операционными менеджерами на производ­стве и в сервисе.

Эффективная обратная связь оценивает процесс преобразова­ния относительно плана выхода. Она также оценивает удовлетво­ренность покупателя и посылает сигналы, контролирующие входы и процесс.

Измерение производительности. Как видно из вышесказан­ного, употребляя термин «производительность», мы должны бу­дем специально оговорить, что под этим термином мы понимаем продуктивную производительность, т. е. такую, которая соответст­вует сбалансированному состоянию рыночной экономики и эко­номики предприятия. Измерение же производительности на прак­тике выглядит достаточно просто. Например, производительность может быть измерена в человеко-часах на тонну определенной марки стали или как энергия, необходимая для производства киловатта электричества.


Во многих случаях тем не менее существуют проблемы изме­рения производительности. Рассмотрим коротко ряд этих про­блем.

1. Качество может измениться, пока количество входов и выходов остается постоянным. Сравним два автомобиля: совре­менный и выпущенный в 1940-х гг. Оба являются автомобилями, но нельзя отрицать, что качество усовершенствовалось. Единица измерения – автомобиль – остается тою же, но качество изме­нилось.

2. Внешние факторы могут приводить к увеличению или уменьшению производительности, за что изучаемая система мо­жет не отвечать напрямую.

3. Точность единиц измерения может быть недостаточна. Например, единица измерения – автомобиль – может быть недо­статочна для сравнения производства субкомпактных автомоби­лей или каких-нибудь других марок автомобилей.

Проблемы измерения, отмеченные выше, особенно важны в секторе сервиса. Отметим для примера проблемы измерения про­изводительности в адвокатской конторе, где каждый рассматри­ваемый адвокатом случай своеобразен. Здесь каждый юридиче­ский случай будет меняться, изменяя правильность меры «случай на человеко-час» или «случай на занятого». Поэтому правильно определить производительность в секторе сервиса сложно. Все эти проблемы операционный менеджер должен учитывать и решать для совершенствования производительности и использовать дан­ные, которые отражают прогресс производительности.

Изменения производительности. Соединенные Штаты име­ли в среднем 2,5 % ежегодно прироста производительности за последние 100 лет. Этот рост производительности содержит три составляющих фактора, которые являются переменными производи­тельности:

q труд, вносящий 0,5 % в рост производительности;

q капитал, дающий 0,4 %;

q искусство и наука менеджмента, за счет чего получено 1,6 % роста производительности.

Эти три фактора (рис. 1.5) являются критическими для совер­шенствования производительности. Они представляют границы областей, в которых менеджеры могут выполнять действия для достижения лучшей производительности.

Труд. Совершенствование производительности при содейст­вии труда – это результат улучшения здравоохранения, образо­вания, сферы питания работающих. Такой рост может также дать и сокращение рабочей недели. Исторически около 20 % ежегодного совершенствования в производительности относится к со­вершенствованию качества труда. При этом три ключевых па­раметра имеются для совершенствования производительности труда:

q базовое образование, соответствующее эффекту рабочей силы;

q продолжительность жизни;

q социальное обеспечение (в том числе транспортные и санитарные услуги), делающее труд доступным.


В некоторых областях, как, например, в строительстве в сла­боразвитых странах, менеджеру сложно контролировать многие из этих переменных. Тем не менее в развитых странах здоровье рабочей силы выступает как критическая переменная при определении возрастания производительности.

В развитом обществе и постиндустриальном обществе существует и четвертая проблема менеджмента – это поддержание и углубление мастерства рабочих в условиях быстрого внедрения технологий и знаний.

Преодоление в короткие сроки отставания в качестве труда является трудной задачей. Возможно, совершенствование будет идти не только через рост компетенции рабочих, но также через лучшее использование труда со строгим соблюдением его стандар­тов. Это можно рассматривать как пятую проблему совершенство­вания труда с помощью менеджмента.

Управление целями, мотивациями, введение гибкого рабочего времени так же, как и совершенствование образования, могут быть среди методов, которые содействуют росту производитель­ности труда. Однако можно ожидать, что при этом рост произво­дительности труда будет сопровождаться повышением его стои­мости.

Капитал. Человечество началось с использования инструмен­тов. Инвестиции капитала обеспечивают появление этих инстру­ментов. В Соединенных Штатах наблюдается ежегодный рост инвестиций за исключением небольших, очень тяжелых периодов спада. Инвестиции капитала в Соединенных Штатах каждый год возрастают со скоростью 1,5% по отношению к базовым инвести­циям. Это значит, что сумма капитала, инвестируемого без учета. депрессий, возрастает на 1,5% в год.

Так как инфляция и налоги увеличивают стоимость капитала, инвестиции становятся возрастающе дорогими. Когда капитал инвестируется в изменение численности работающих (скажем, на ее увеличение, как это имеет место в отдельные периоды), мы можем ожидать снижения производительности. Используя в боль­шей степени труд, чем капитал, можно уменьшить безработицу в краткосрочном периоде, но это также делает менее экономичным производство и, следовательно, снижает зарплату в долгосрочном периоде. Замещение труда капиталом происходит постоянно. Од­нако повышающиеся ставки процента «выталкивают прочь» более капиталоемкие проекты, так как потенциальная отдача от инвес­тиций при установленном риске уменьшается. Поэтому менедже­ры постоянно приспосабливают свои планы инвестиций к изме­нениям стоимости капитала.

Производительность капитала может быть увеличена. Опера­ционные менеджеры могут содействовать этому напрямую, увели­чивая отдачу от капитала.

Отдача от капитала может выражаться дробью:

Отдача от капитала = Чистые продажи / Инвестированный капитал

При прочих равных условиях чем выше отдача от капитала, тем выше производительность капитала. Существуют отличные воз­можности для U/OM увеличить производительность путем совер­шенствования отдачи капитала.

Искусство и наука управления. Менеджмент – это фактор про­изводства и экономии ресурсов, следовательно, искусство и наука менеджмента служат обеспечению лучших возможностей для воз­растания производительности. Эти категории объясняют 60 % воз­можностей ежегодного возрастания производительности, которая повышается в год от 1,6 до 2,5 %. Менеджмент ответствен за совершенствование процесса изготовления посредством исполь­зования новых технологий и новых знаний.

Совершенствование изготовления чего-либо требует обучения и образования. Образование будет оставаться важным высокозатратным аспектом в постиндустриальном обществе. Большинство стран Запада являются постиндустриальными. В этих странах мы имеем дело с осведомленным обществом. Общество знаний – это такое общество, в котором большая часть рабочей силы устремле­на к тому, чтобы отойти от ручных работ к работам, базирующим­ся на знаниях. Исследование, использование и отбор знаний, специфичных для техники и технологии, необходимы в ближай­шем будущем нашей стране, хотя мы и считаем себя живущими в высокотехнологичном обществе. Америка инвестирует в граждан­ские исследования и их развитие меньше, чем другие ее главные индустриальные конкуренты, но значительно больше, чем Россия. А Япония сегодня оказывается обновляющей и распространяю­щей информацию в производстве быстрее и с большей отдачей, чем любая другая страна.

В первой половине книги мы будем давать правовые и куль­турные оценки, которые отличают экономику одних стран от экономики других стран. Мы включены в мировую экономику, поэтому производственные и операционные менеджеры должны приспосабливаться как к благоприятным возможностям, так и к реальностям окружающей среды.

Поскольку общество и коммерция изменяются, требования к образованию и обучению продолжают возрастать. Например, не только внедрение компьютеров требует обучения, но и каждое поколение новых компьютеров требует расширения обучения. Каждая составляющая техники научного менеджмента требует образования, и новые организационные проекты требуют больше­го организационного развития. Это требование более качествен­ного обучения и образования является неизбежным результатом взрыва знаний и развития высоких технологий в обществе. Опе­рационный менеджер, работающий эффективно, будет гарантиро­вать, что имеющиеся в его распоряжении знания и технологии используются полностью.

Более эффективное использование дополнительного капитала также является важным. Менеджер как катализатор производи­тельности ответствен за вопрос совершенствования производи­тельности капитала.

Прирост производительности в образованном обществе требует менеджеров, которые чувствуют себя удобно с технологией и компонентами научного менеджмента. В данном тексте мы объ­единили искусство и науку менеджмента как приложение к про­изводственному и операционному менеджменту в нескольких стратегических и тактических решениях и будем обсуждать эти решения в главе 2.

Задача повышения производительности является сложной. Страна с второсортными ресурсами не может быть конкурентом мирового класса. Малообразованный труд на входе – это неаде­кватный ресурс, устаревшие технологии также являются второ­сортными входами. Высокая производительность и высококачест­венные выходы требуют только высококачественных входов.

Сектор сервиса. Другой переменной, которая влияет на про­изводительность в любой стране, является возрастающий раз­мер сектора сервиса. Американские ученые считают, что сектор сервиса является одной из причин низкой производительности в Соединенных Штатах. Это происходит потому, что работа в сек­торе сервиса типично трудоинтенсивна, часто выполняется инди­видуально, часто сложно механизируется и автоматизируется.

Большее количество интеллектуальных и индивидуальных за­дач с большей их сложностью могут быть решены увеличением производительности. Низкую производительность сектора серви­са в Соединенных Штатах отражает факт, что, хотя две трети рабочей силы заняты в сервисе, сектор сервиса дает только около половины пилового национального продукта. Однако будущее совершенствование компьютерных технологий и экспертных сис­тем должно принести новые возможности для совершенствования производительности в секторе сервиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: