Модели рынков. Взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке

Взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Вообще говоря, в зависимости от целей экономического исследования могут быть различные классификации рыночных структур.

По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):

1. совершенная (чистая) конкуренция

2. монополистическая конкуренция

3. олигополия

4. монополия

На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.

При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок.

Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.

Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:

Ø количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;

Ø характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);

Ø наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;

Ø степень доступности экономической информации.

  чистая конкуренция монополистическая конкуренция олигополия монополия
число фирм очень много много несколько одна
характер продукции стандартная дифференцированная стандартная или дифференцированная уникальная: нет близких заменителей
условия вступления очень легкие, препятствия отсутствуют сравнительно легкие наличие существенных препятствий блокировано
доступность экономической информации полная доступность некоторые ограничения существенные ограничения недоступна
контроль над ценой отсутствует некоторый, но в довольно узких рамках ограниченный взаимной зависимостью, значительный при сговоре значительный
примеры сельское хозяйство розничная торговля, производство одежды, обуви и т.д. производство стали, автомобилей, многих бытовых электроприборов местные предприятия общественного пользования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: