Сущность и назначение индексного метода. Алгоритм расчета влияния факторов этим методом для разных моделей.
Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде (или к плановому или по другому объекту).
С помощью агрегатных индексов можно выявить влияние различных факторов на изменение уровня результативных показателей в мультипликативных и кратных моделях.
Для примера возьмем индекс стоимости товарной продукции:
Он отражает изменение физического объема товарной продукции (q) и цен (р) и равен произведению этих индексов:
Чтобы установить, как изменилась стоимость товарной продукции за счет количества произведенной продукции и за счет цен, нужно рассчитать индекс физического объема Iq и индекс цен 1p:
В нашем примере объем валовой продукции можно представить в виде произведения численности рабочих и их среднегодовой выработки. Следовательно, индекс валовой продукции 1вп будет равен произведению индекса численности рабочих lчр и индекса среднегодовой выработки 1гв:
Если из числителя вышеприведенных формул вычесть знаменатель, то получим абсолютные приросты валовой продукции в целом и за счет каждого фактора в отдельности, т.е. те же результаты, что и способом цепной подстановки.
14.6.3. Способ абсолютных разниц
Данный способ применяется для расчёта влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных моделях (Y = x1*x2*…*xn) и моделях мультипликативно-аддитивного типа: Y = a*(b -c).
При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.
По вышеприведённому примеру:
Здесь также необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сумма прироста мультипликативного показателя за счёт отдельных факторов равнялась его общему приросту
Рассмотрим алгоритм расчёта факторов этим способом в моделях мультипликативно-аддитивного вида. Для примера возьмём факторную модель прибыли от реализации продукции:
.
Прирост суммы прибыли за счёт изменения:
- объёма реализации продукции;
- цены реализации;
14.6.4. Способ относительных разниц
Данный способ применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных моделях. Здесь используются относительные приросты факторных показателей, выраженные в виде коэффициентов или процентов.
Рассмотрим методику расчёта влияния факторов этим способом для мультипликативных моделей типа Y = abc. Изменение результативного показателя определяется следующим образом:
Способ относительных разниц удобно применять в тех случаях, когда требуется рассчитывать влияние большого комплекса факторов (на практике от 8 и более). В отличие от предыдущих способов здесь значительно сокращается число вычислительных процедур, что обусловливает его преимущество.






