Индексный метод. Сущность и назначение индексного метода

Сущность и назначение индексного метода. Алгоритм расчета влияния факторов этим методом для разных моделей.

Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде (или к плановому или по другому объекту).

С помощью агрегатных индексов можно выявить влияние различных факторов на изменение уровня результативных показателей в мультипликативных и кратных моделях.

Для примера возьмем индекс стоимости товарной продукции:

Он отражает изменение физического объема товарной продукции (q) и цен (р) и равен произведению этих индексов:

Чтобы установить, как изменилась стоимость товарной продукции за счет количества произведенной продукции и за счет цен, нужно рассчитать индекс физического объема Iq и индекс цен 1p:

В нашем примере объем валовой продукции можно представить в виде произведения численности рабочих и их среднегодовой выработки. Следовательно, индекс валовой продукции 1вп будет равен произведению индекса численности рабочих lчр и индекса среднегодовой выработки 1гв:

Если из числителя вышеприведенных формул вычесть знаменатель, то получим абсолютные приросты валовой продукции в целом и за счет каждого фактора в отдельности, т.е. те же результаты, что и способом цепной подстановки.

14.6.3. Способ абсолютных разниц

Данный способ применяется для расчёта влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных моделях (Y = x1*x2*…*xn) и моделях мультипликативно-аддитивного типа: Y = a*(b -c).

При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.

По вышеприведённому примеру:

Здесь также необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сумма прироста мультипликативного показателя за счёт отдельных факторов равнялась его общему приросту

Рассмотрим алгоритм расчёта факторов этим способом в моделях мультипликативно-аддитивного вида. Для примера возьмём факторную модель прибыли от реализации продукции:

.

Прирост суммы прибыли за счёт изменения:

- объёма реализации продукции;

- цены реализации;

- себестоимости продукции

14.6.4. Способ относительных разниц

Данный способ применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных моделях. Здесь используются относительные приросты факторных показателей, выраженные в виде коэффициентов или процентов.

Рассмотрим методику расчёта влияния факторов этим способом для мультипликативных моделей типа Y = abc. Изменение результативного показателя определяется следующим образом:

Способ относительных разниц удобно применять в тех случаях, когда требуется рассчитывать влияние большого комплекса факторов (на практике от 8 и более). В отличие от предыдущих способов здесь значительно сокращается число вычислительных процедур, что обусловливает его преимущество.




double arrow
Сейчас читают про: