Режимы налогообложения индивидуальных предпринимателей

Анализ количества индивидуальных предпринимателей в Республике Башкортостан и городе Сибай

Глава 2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Содержание и основные направления влияния налогового реформирования на развитие индивидуального предпринимательства

За прошедшие 15 лет можно выделить несколько заметных событий, произошедших в сфере налогообложения малого предпринимательства. С 1991г. в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» малые предприятия, занимающиеся приоритетными видами деятельности, были освобождены на первые два года своей деятельности от уплаты налога на прибыль, а в третий и четвертый год уплачивали его не в полном объеме. С 1994 г. малые предприятия были освобождены от ежемесячных авансовых выплат налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (НДС). Учитывая характерный для того времени высокий уровень инфляции, это была весьма существенная преференция. С 1995 г. малый бизнес получает ряд льгот в соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства» и Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В 1998 г. был принят Федеральный закон от 31.07.98 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Вместе с тем активизации развития малого предпринимательства под воздействием принятия названных законодательных актов не произошло, поскольку они не явились сколько-нибудь серьезным стимулом для дальнейшего развития малого бизнеса России.

Результатом проведенного за последние 4 года совершенствования налоговой системы стало значительное снижение налоговой нагрузки в целом на экономику страны при одновременном увеличении налоговых поступлений. Уровень налоговой нагрузки считается основным показателем качества проводимой налоговой политики. Динамика уровня налоговой нагрузки свидетельствует о прогрессе в проведении налоговой реформы, с его снижением связывают надежды на ускорение экономического роста. Такой взгляд, по мнению авторов, представляется крайне упрощенным — не меньшее значение имеет структура налоговой системы: набор используемых налоговых инструментов, соотношения ставок и формы налогового администрирования. Реализуемая налоговая политика играет ключевую роль в формировании структуры экономики как за счет распределения между секторами прибыли, остающейся после налогообложения, так и за счет формирования системы стимулов.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим сферу налогообложения, является Налоговый кодекс РФ (НК РФ). В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации существуют три подхода к налогообложению субъектов малого бизнеса.

При первом подходе налогообложение малых предприятий осуществляется по обычной системе налогообложения. В этом случае предприятия ведут бухгалтерский и налоговый учет и платят все налоги (в зависимости от сферы деятельности), в том числе: НДС, налог на прибыль, налог на имущество. До 1 января 2003 г. в отношении субъектов малого предпринимательства России помимо традиционной системы действовали два специальных режима налогообложения:

1) упрощенная система налогообложения, учета и отчетности (УСН), в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» [7];

2) система налогообложения вмененного дохода (ЕНВД), в соответствии с региональными законами, принятыми на основе Федерального закона от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» [6].

Применение общепринятой и упрощенной системы налогообложения ограничивалось при этом действием ЕНВД, переход на уплату которого являлся обязательным для значительного перечня видов деятельности в случае принятия на территории региона соответствующего закона. Введение ЕНВД для определенных видов деятельности происходило поэтапно с 1 января 1999 г. По данным МНС РФ, с 1 января 1999 г. были введены в действие региональные законы в 18 субъектах Федерации, с 1 апреля — в 23 субъектах. По состоянию на 1 июля 1999 г., 1 января 2000 г. и 1 июля 2000 г. законодательные акты по ЕНВД были приняты соответственно в 43, 69 и 77 субъектах РФ. Вместе с тем большинство субъектов малого предпринимательства облагались налогами по общепринятой системе, т. е. уплачивали все виды действующих налогов (с некоторыми льготами, различающимися от региона к региону). По оценкам на начало 2002 г., количество малых предприятий, работающих по этой системе, составляло около 500 тыс. ед., число индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица — около 2,5 млн. человек. Согласно данным Министерства финансов РФ, около 90 % всех доходов консолидированного бюджета России сформированы за счет поступления 5 видов налогов. По итогам 2003 г. было получено 2 664,5 млрд. руб. в виде налогов и сборов, из них 619 млрд. руб. (23,2 %) за счет поступлений от НДС, 527 млрд. руб. (19,7 %) по налогу на прибыль организаций, 455 млрд.руб. (17,0 %) за счет налога на доходы физических лиц, 399 млрд. руб. (14,9 %) - платежей за пользование природными ресурсами и 347 млрд. руб. (13,0 %) за счет акцизов.

Субъекты малого бизнеса, осуществляя предпринимательскую деятельность и получая прибыль, уплачивают налог на прибыль. Налог на прибыль (доход) организаций действует на всей территории России и взимается с 1 января 2002 г. в соответствии с гл. 25 НК РФ. Плательщиками налога на прибыль организаций являются предприятия, в том числе и малые, независимо от сфер деятельности и форм собственности. Не платят этот налог: предприятия, получающие прибыль в области игорного бизнеса, а также применяющие специальные налоговые режимы. Введение гл. 25 НК РФ привело к существенному реформированию системы налогообложения прибыли организаций, в первую очередь посредством установления открытых перечней доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы. Сняты ограничения и по включению в расходы отдельных видов затрат, применения нового механизма амортизации имущества, позволяющего гораздо быстрее возмещать средства, вложенные в приобретение основных средств и нематериальных активов.

В качестве положительных моментов гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ можно отметить то, что ряд спорных ранее вопросов по отнесению расходов в уменьшение налогооблагаемой базы разрешены в пользу налогоплательщиков. Одновременно с этим произошла отмена всех льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, снижены ставки налога, таким образом, установлено равенство в налогообложении, когда каждый субъект платит налог исходя из результата своей хозяйственной деятельности. Объектом налогообложения налогом на прибыль считается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Доходы, облагаемые этим налогом, включают две группы: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; внереализационные доходы. Статьей 284 НК РФ установлены налоговые ставки по налогу на прибыль организации, размер которых зависит от объекта налогообложения. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются ставки в размере 6 и 15%. К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются налоговые ставки в размере 15 и 0 %. Все остальные виды доходов облагаются по ставке 24 %. При этом организация уплачивает этот налог в три бюджета, и ежегодно между бюджетами осуществляется перераспределение процентов налоговых поступлений. С 1 января 2005 г. перечисление средств по налогу на прибыль (доход) осуществляется организациями только в федеральный и региональный бюджеты в размере 6,5 и 17,5 % соответственно.

Глава 25 НК РФ с 1 января 2004 г. не содержит информации о возможности получения льгот по налогу на прибыль малыми организациями. Тем не менее, на протяжении предшествующих 2 лет была предусмотрена возможность снижения налоговой ставки по налогу на прибыль в части платежа в субъект РФ. От подобной практики было решено отказаться по причине злоупотреблений отдельными регионами своим правом создавать для некоторых категорий налогоплательщиков «благоприятные» условия деятельности, результатом которых стали значительные потери средств бюджетной системой страны.

Достаточно обременительным с точки зрения и веса в совокупном объеме налоговых отчислений субъекта малого бизнеса, работающего по общепринятой системе налогообложения, является налог на добавленную стоимость (НДС). НДС олицетворяет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, где добавленная стоимость определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на расходы. НДС относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России.

Кроме того, НДС относится к косвенным налогам, так как конечным его плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг). Как косвенный налог НДС влияет на процесс ценообразования и структуру потребления. При исчислении и уплате НДС каждый налогоплательщик ведет налоговый учет по этому налогу, который заключается в необходимости оформления Книги покупок, Книги продаж, журналов учета полученных и выданных счетов-фактур, а также самих счетов-фактур. После реформирования системы исчисления и взимания НДС, проведенного в конце 2003 г., применяются три основные ставки налогообложения, а именно 0 %, 10 % и 18 %. Конкретное применение каждой из них зависит от вида реализуемого налогоплательщиком товара.

В рамках применения налога на добавленную стоимость имеется определенный перечень льгот, которые выражаются в освобождении отдельных операций (например, импорт товаров, работ, услуг) налогоплательщика от налогообложения данным налогом. Практика применения данного налога свидетельствует о значительном количестве злоупотреблений в связи с его исчислением, уплатой и предъявлением к возмещению, но это не мешает росту его абсолютных и относительных показателей. В 2003 г. в бюджетную систему РФ поступило НДС на сумму 619,0 млрд. руб., что на 16,3 % больше, чем в 2002 г. Удельный вес указанного налога в объеме налоговых поступлений в целом по РФ за год увеличился на 0,4 процентного пункта и составил в 2003 г. 23,2 %.

В форме обложения выплат работникам, с целью социального и медицинского обеспечения жизнедеятельности этих лиц применяется единый социальный налог (ЕСН). Данный налог относится к федеральным, устанавливается на всей территории РФ, а плательщиком ЕСН является работодатель. Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Единый социальный налог применяется с использованием регрессивных шкал налоговых ставок, при этом налогоплательщики разбиваются на отдельные группы, в отношении каждой из которых действует своя шкала. Определенную сложность при исчислении и уплате данного налога вызывает необходимость раздельного перечисления в федеральный бюджет и по каждому из социальных фондов соответствующих процентных долей налоговой базы. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Единственной реально действующей льготой поданному налогу является освобождение от уплаты налога субъектов любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы. В 2003 г. единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сумм в счет погашения задолженности предыдущих лет по взносам в государственные внебюджетные фонды поступило 961,0 млрд. руб., что на 17,3 % больше, чем за 2002 г.

С 1 января 2004 г. вступила в силу гл. 30 НК РФ, в соответствии с которой малые предприятия обязаны исчислять и уплачивать налог на имущество организаций. Устанавливают данный налог законодательные (представительные) органы субъектов РФ, которые определяют налоговую ставку в пределах, оговоренных положениями гл. 30 НК РФ (не более 2,2 %), порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по нему. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Особенностью нового варианта налога на имущество организаций является значительное сокращение объекта налогообложения. В настоящее время объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств за исключением земельных участков и иных объектов природопользования в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Характерной особенностью налоговой системы России является наличие специальных налоговых режимов, представляющих собой особый установленный НК РФ порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени и применяемый в оговоренных кодексом случаях.

Недостаток официальных статистических данных о налоговых поступлениях по разным категориям налогоплательщиков - малым, средним и крупным не позволяет оценить эффективность общепринятой системы налогообложения при ее применении субъектами малого предпринимательства, равно как и провести ее сравнение со специальными налоговыми режимами, действующими в отношении малого бизнеса.

Аргументы в пользу применения ЕНВД, базирующиеся на видимом увеличении поступлений данного налога, в отсутствие официальных данных о динамике числа налогоплательщиков, по мнению авторов, не могут считаться полностью состоятельными. Рост поступлений по ЕНВД для определенных видов деятельности в целом по стране с момента принятия федерального закона был обусловлен преимущественно двумя факторами:

1) введением данного налога во все большем количестве регионов и соответствующим расширением количества его плательщиков;

2) постоянным увеличением рассчитываемых налоговой администрацией показателей базовой доходности и корректировкой изменяющих ее коэффициентов.

Несмотря на то, что правом на добровольный переход на упрощенную систему налогообложения до 1998 г. обладала довольно многочисленная группа субъектов малого предпринимательства, предприниматели не спешили ее использовать. В результате по упрощенной системе работали только 50 тыс. малых предприятий (или около 6 % от числа всех зарегистрированных МП) и 110 тыс. индивидуальных предпринимателей (или только 3% их общего числа).

При всех положительных чертах система упрощенного налогообложения, учета и отчетности обладала и существенными ограничениями по ее применению. Основными причинами недостаточного распространения системы, по мнению авторов, являлись следующие:

1) для субъектов малого предпринимательства, переходящих на упрощенное налогообложение, отменялся НДС (включался в единый налог), что значительно осложняло их деятельность с поставщиками и потребителями, применяющими общепринятую систему налогообложения;

2) переход на упрощенную систему не всегда предоставлял видимые экономические преимущества для малого предпринимательства. Выбор объектом налогообложения валовой выручки не учитывал различая в структуре затрат субъектов хозяйствования, даже в рамках одной сферы деятельности, что нарушало принцип справедливости налогообложения;

3) значимым минусом для предприятия в том случае, если объектом налогообложения устанавливался совокупный доход, являлось отсутствие возможности отнесения на затраты капитальных вложений (включая износ основного капитала) и нематериальных активов, что существенно ограничивало инвестиционные возможности предприятия;

4) при переходе на упрощенную систему в тех регионах, где льготы поданному налогу не предоставлялись, исключалась возможность использования субъектами малого предпринимательства льгот общепринятой системы;

5) введение в действие ЕНВД ликвидировало возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для широкого круга субъектов малого предпринимательства, включая те сферы деятельности, где использование упрощенной системы, в ее действовавшем виде, было бы наиболее приемлемо, например, бытовые услуги, розничная торговля и т.п.

Применяемый в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 № 148-ФЗ ЕНВД являлся обязательным, исключительным и размер единого налога был неоспоримым. Таким образом, система налогообложения вмененного дохода в ее действовавшем до 2003 года виде служила преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки, т.е. упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Переход на уплату ЕНВД не освобождал налогоплательщиков от обязанностей по представлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Реальным упрощением можно отметить только замену расчета совокупности основных налогов одним. Вместе с тем цель упрощения налогообложения, учета и отчетности не достигалась в тех случаях, когда налогоплательщик осуществлял несколько видов деятельности, одни из которых облагались ЕНВД, другие - по общепринятой системе. Применение в обязательном порядке ЕНВД для плательщиков, значительно различающихся по своим объемам (размерам своей деятельности), легко приводило к нарушению принципов справедливости налогообложения. Вмененный доход, рассчитанный по простым формулам на основе каких-либо выбранных натуральных показателей, мог сильно отличаться от дохода, реально получаемого хозяйствующими субъектами различных масштабов деятельности.

Предприятия, занятые в одной сфере и расположенные на одной территории, при расчете ЕНВД обязаны применять единые законодательно установленные ставки базовой доходности, независимо от фактически получаемых доходов. Следовательно, относительно крупные предприятия, реализующие экономию от масштабов производства, в такой ситуации имели низкие эффективные ставки обложения, а действительно малые предприятия испытывали непомерный налоговый гнет.

Применение ЕНВД для отдельных видов деятельности вело к дискриминации как начинающих предпринимателей, так и уже сформировавшегося, приносящего доходы бизнеса, служа при этом дополнительным барьером выхода на рынок. Стимулирующая роль налога часто обосновывалась тем, что он представлял собой фиксированные (по крайней мере, в течение года) платежи, не зависящие от объема произведенной продукции. Поскольку основная часть натуральных показателей, используемых регионами для расчета вмененного дохода, относилась к факторам производства, стимулирующая роль ЕНВД была возможна только в краткосрочной перспективе и при условии, что такой налог не являлся чрезмерно высоким.

В долгосрочной перспективе налог на факторы производства, особенно завышенный, дестимулировал развитие бизнеса, приводил к свертыванию инвестиционной активности субъектов предпринимательства. Только отдельные регионы (например, Новгородская обл.) предоставляли субъектам предпринимательства, переведенным на систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, льготы инвестиционного характера.

С 1 января 2002 г. было проведено исключение из единого налога на вмененный доход единого социального налога при одновременном уменьшении ставки единого налога до 15 %. Во многих регионах выведение ЕСН «за скобки» спровоцировало волну ухода субъектов предпринимательства в тень. Возможно, субъекты малого предпринимательства — плательщики ЕНВД и до распространения на них уплаты ЕСН, равно как и самого ЕНВД, не в полной мере декларировали финансовые результаты перед налоговыми органами. В данном случае для ухода в тень был создан двойной стимул. С одной стороны, региональные власти стали увеличивать размеры базовой доходности и корректировать изменяющие ее коэффициенты, чтобы довести поступления от единого налога в региональный бюджет до уровня, соответствующего периоду до 1 января 2002 г. С другой стороны, снова возникла ситуация, характерная для налогоплательщиков, действующих по общепринятой системе.

Таким образом, действовавшая до 2003 г. система налогообложения малого бизнеса в целом не создавала благоприятных условий для его развития, а декларируемые пели снижения налогового бремени, упрощении ui четности и учета для субъектов малого предпринимательства не реализовывались. Вместе с тем введенные специальные налоговые режимы создавали предпосылки для использования их преимуществ хозяйствующими субъектами, по своей сути не являющимися малыми.

В рамках реформирования системы специальных режимов налогообложения в отношении субъектов малого предпринимательства с 1 января 2003 г. вступили в силу гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ. В обеих главах для малых предприятий предусмотрена замена четырех основных налогов — налога на прибыль, НДС (за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого на таможенной территории РФ), налога на имущество предприятий и единого социального налога уплатой единого налога, базой для исчисления которого являются фактические результаты хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства.

В отношении индивидуальных предпринимателей применение названных специальных налоговых режимов дает право на освобождение от уплаты:

- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности),

- налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),

- налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России).

Обе главы предусматривают взыскание налога по фиксированной ставке. Различие заключается в том, что гл. 26.3 НК РФ в полной мере построена на этом принципе, а гл. 26.2 НК РФ элемент фиксированной ставки при расчете налога введен отдельным фрагментом: при определенных условиях у хозяйствующего субъекта возникает обязательство уплаты минимального налога. Таким образом, наблюдается снижение стимулирующей роли специальных налоговых режимов, применяемых субъектами малого бизнеса.

Наряду с названными параметрами, характеризующими общие черты новых глав НК РФ, имеются их существенные различия, обусловленные причинами введения специальных режимов налогообложения. Одно из самых принципиальных различий заключается в том, что на упрощенную систему налогообложения предприятия и индивидуальные предприниматели по-прежнему переходят в добровольном порядке, в то время как на систему ЕНВД переводят по решению законодательной власти региона в обязательном порядке в зависимости от вида деятельности. Обоснованием этого различия является то, что УСН изначально была направлена на создание благоприятных условий ведения бизнеса для нуждающихся в поддержке субъектов малого предпринимательства, а ЕНВД был призван пополнить доходы бюджетов за счет поступлений от тех хозяйствующих субъектов, чьи обороты фактически сложно проконтролировать. По отношению к перечню разрешенных к применению видов деятельности эти главы построены на различных принципах. В гл. 26.3 НК РФ перечислены виды деятельности, при осуществлении которых малый бизнес может быть переведен на систему налогообложения в виде ЕНВД, в то время как в гл. 26.2 НК РФ приведен круг предприятий, которые не вправе переходить на упрошенную систему налогообложения. Помимо этого, данные главы НК РФ различаются по видам ограничений. Глава 26.2 НК РФ в большей степени содержит ограничения стоимостного характера. Глава 26.3 НК РФ построена на ограничениях физических показателей. При определении налоговой базы по ЕНВД используется величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности, при этом базовая доходность умножается на корректирующие коэффициенты K1, K2, К3. Поскольку коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ (К3), а также корректирующий коэффициент, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях (К1) в достаточной степени находятся во власти объективных рыночных законов, следовательно, то, насколько справедливой и эффективной будет система налогообложения в виде ЕНВД, зависит от величины корректирующего коэффициента К2. устанавливаемого органами власти муниципального образования.


За последние годы малый бизнес стал неотъемлемой частью рыночной системы хозяйствования. Его развитие приобретает все большее социально-экономическое значение. К субъектам малого предпринимательства в России, помимо малых предприятий, относятся с 1995 г., в соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства», и индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица. Президент Республики Башкортостан М.Г. Рахимов, Правительство Республики Башкортостан рассматривают предпринимательство как важную составляющую роста благосостояния населения. С 1996 года количество субъектов малого предпринимательства у нас выросло более чем в три раза. По этому показателю среди регионов Приволжского федерального округа мы уступаем лишь Самарской области. Сегодня в республике насчитывается более 100 тысяч субъектов малого бизнеса, в том числе более 19 тысяч малых предприятий, более 70 тысяч индивидуальных предпринимателей и около 5 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. В структуре малого бизнеса лидируют торговля и общественное питание - в этой сфере занято 48% малых предприятий и более 80% индивидуальных предпринимателей (см. Приложение 1).

Учет индивидуальных предпринимателей в составе Единого Государственного Регистра Предприятий и Организаций (ЕГРПО) в г. Сибай начался в 1997 г. По данным таблицы 1 можно увидеть, как в течение 10 лет изменялось число индивидуальных предпринимателей, прошедших регистрацию в составе ЕГРПО. По мере происходящих политических и социальных событий в стране, изменений в законодательных актах РФ, регламентирующих деятельность индивидуальных предпринимателей, изменялось и их число. К примеру, наемный работник, работающий у индивидуального предпринимателя в качестве продавца в 1998-1999гг. должен был тоже получить свидетельство индивидуального предпринимателя. Но уплата налогов многим была не под силу, и едва получив свидетельство, многие в том же году сдавали его, т.е. ликвидировались из состава ЕГРПО. Кроме того, негативно отразились и события 1998 года. Эти факты являются отражением жесткой государственной налоговой, бюджетной и фискальной политики, которые привели к тому, что многие в течение 1999-2001гг сдали свидетельство предпринимателя и остались в ЕГРПО с меткой «ликвидирован».

А с 1 января 2004 г. началась перерегистрация ИП в составе Общероссийского Государственного Реестра Налогоплательщиков (ОГРН) с присвоением каждому ИП регистрационного номера; также с 1 января 2005 г. введен в действие Общероссийский Классификатор Видов Экономической Деятельности (ОКВЭД взамен ОКОНХ). Этим объясняется большое число ИП в 2005 г., прошедших перерегистрацию.

Состав индивидуальных предпринимателей по полу и возрасту имеет и некоторые закономерные особенности, и отличительные признаки. К примеру, численность женщин-предпринимателей, как и в общей численности населения, преобладает над численностью мужчин-предпринимателей (845 и 602 чел. соответственно). Старше пенсионного возраста женщин работает в малом бизнесе на 45 чел. больше, чем мужчин. А в возрасте моложе 25 лет мужчин на 22 чел. больше, чем женщин.

Самому молодому предпринимателю – 18 лет, самому старшему – 70.

По состоянию на 1 сентября 2006 г. на учете в ЕГРПО в г.Сибай состоит 1711 индивидуальных предпринимателей. Из них 264 человека по каким-либо причинам не стали проходить процедуру перерегистрации, не снялись с учета, а значит, считаются бездействующими. Остальные же 1447 человек и являются объектом данного анализа.

Таблица 1

Регистрация индивидуальных предпринимателей г.Сибай в ЕГРПО

за 1997-2005 гг.

Годы Всего инд. предприни- мателей, прошедших регистрацию в ЕГРПО в том числе:
вновь зарегистри- ровано в % к общ. числу ИП перерегист- рировано в % к общ. числу ИП ликвиди-ровано в % к общ. числу ИП
               
      45,4   1,0   53,6
      29,4   0,8   69,8
      2,9   0,2   96,9
      1,1   0,7   98,2
      1,7   0,2   98,1
      42,5   0,4   57,1
      6,1   0,5   93,4
      1,6   1,6   96,8
      3,5   56,8   39,7

По состоянию на 1.01.2008 г. на налоговом учете состоят 2709 граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе:

- в городе Сибае – 1654 предпринимателей или 61% от общего числа,

- в Абзелиловском районе – 633 предпринимателей или 23,4 %,

- в Хайбуллинском районе - 422 предпринимателей или 15,6 %.

В течение 2007 года отмечается рост числа предпринимателей на 283 или на 11,7 %, в том числе в г.Сибай на 165 или 11,1 %, в Абзелиловском районе на 61 или 10,7 %, в Хайбуллинском районе на 57 или 15,6 %.

В 2007 году на налоговый учет поставлено 500 индивидуальных предпринимателей, в том числе в г.Сибай – 313 предпринимателя, в Абзелиловском районе – 103 и в Хайбуллинском районе – 84 предпринимателей.

По состоянию на 1.01.2009 года на налоговом учете состоят 4341 граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе:

- в Абзелиловском районе – 668 предпринимателя или 15,4 % от общего числа,

- в Баймакском районе – 1071 предпринимателей или 24,7 %,

- в Зилаирском районе - 351 предпринимателей или 8,1 %,

- в городе Сибай – 1760 предпринимателя или 40,5 %,

- в Хайбуллинском районе - 491 предприниматель или 11,3 %.

За 12 месяцев 2008 года отмечается рост числа предпринимателей на 1,4 %, в том числе в г. Сибай рост на 1 %, в Хайбуллинском районе на 2,3 %, в Баймакском районе на 2,6 %, в Абзелиловском районе на 1,1 %.

При этом в Зилаирском районе снижение составило 1,1 %.

Таблица 2

Регистрация индивидуальных предпринимателей за период 2006-2008 гг.

Поставлено на налоговый учет предпринимателей на 01.01.06 г Прирост за 2006 г на 01.01.07 г. Прирост за 2007 г на 01.01.08 г.
           
по г. Сибай   +121   +44  
по Абзелиловскому району   +51   +10  
по Хайбуллинскому району   +44   +13  
Всего по Межрайонной ИФНС   +216   +67  

За 4 квартал 2008 года на налоговый учет поставлено 164 индивидуальных предпринимателя, в том числе в г. Сибай – 67 предпринимателя, в Абзелиловском районе – 24 и в Хайбуллинском районе – 19 предпринимателей, в Баймакском районе – 43 предпринимателя, в Зилаирском районе - 10 предпринимателей. За 12 месяцев 2008 г. поставлено на учет 636 предпринимателей и снято с учета 344 предпринимателя.

За 12 месяцев 2009 г. отмечается рост числа предпринимателей по Межрайонной ИФНС №37 на 10,9 %, в том числе в Абзелиловском районе на 13,8 %, в Баймакском районе на 10,8 %, в Хайбуллинском районе на 11,0 %, в г. Сибай на 11,5 %, в Зилаирском районе на 1,7 %.

Таблица 3

Регистрация индивидуальных предпринимателей за период 2008-2009 гг.

Состоит на налоговом учете предпринимателей на 01.01.08 на 01.01.09 Прирост, снижение
       
по Абзелиловскому району     +5
по Баймакскому району     +107
по Зилаирскому району     +5
по г.Сибай     +106
по Хайбуллинскому району     +69
Всего по Межрайонной ИФНС № 37     +292

По состоянию на 1.01.2010 года на налоговом учете состоят4812граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе:

- в Абзелиловском районе – 760 предпринимателя или 16% от общего числа,

- в Баймакском районе –1187предпринимателей (25 %),

- в Зилаирском районе - 357 предпринимателей (7,0 %),

- в городе Сибай – 1963 предпринимателя (40,8 %),

- в Хайбуллинском районе - 545предприниматель (11,3 %).

Рост количества поставленных на налоговый учет индивидуальных предпринимателей в целом по МРИ и юридических лиц по г. Сибай обусловлен реализацией программы поддержки субъектов малого предпринимательства.

Действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрено несколько систем налогообложения для индивидуальных предпринимателей.

Одним из важнейших моментов для предпринимателей является правильный выбор системы налогообложения.

Порядок применения всех систем налогообложения регулируется нормами соответствующих глав части второй НК РФ.

Каждая из систем налогообложения имеет свои особенности, свои сроки уплаты, сроки и формы представления отчетности. Индивидуальный предприниматель имеет право выбора системы налогообложения, учета и отчетности.

В соответствии с нормами российского законодательства индивидуальные предприниматели могут осуществлять различные виды деятельности, при этом используя несколько систем налогообложения.

Общая (обычная, традиционная, классическая) система налогообложения — это система налогообложения, при которой предприниматель платит все необходимые налоги, сборы, платежи, если он не освобожден от их уплаты.

При общей системе налогообложения индивидуальный предприниматель уплачивает следующие налоги и сборы:

налог на добавленную стоимость (НДС);

акцизы;

налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

налог на добычу полезных ископаемых;

водный налог;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

государственная пошлина;

таможенные пошлины;

транспортный налог;

земельный налог;

налог на имущество физических лиц;

взносы на обязательное пенсионное страхование;

страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Однако большинство из перечисленных налогов и взносов исчисляются и уплачиваются только в том случае, если они занимаются определенным видом деятельности и возникает налогооблагаемая база. Традиционно, индивидуальные предприниматели исчисляют и уплачивают НДС, НДФЛ.

Упрощенная система налогообложения (УСН) — это один из четырех специальных налоговых режимов, действующих в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 18 НК РФ).

Применение упрощенной системы налогообложения носит добровольный характер. Таким образом, индивидуальный предприниматель свободен в принятии решения о применении упрощенной системы налогообложения и выборе объекта налогообложения.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает уплату единого налога и освобождение от обязанности по уплате:

1) НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

2) налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);

3) налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с действующим РФ.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения сохраняется порядок:

1) ведения кассовых операций;

2) порядок представления статистической отчетности;

3) исполнения обязанностей налоговых агентов в соответствии с НК РФ;

4) уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ;

5) уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Порядок применения упрощенной системы налогообложения регулируется гл. 26.2 НК РФ.

Рассмотри второй специальный налоговый режим, который уплачивается индивидуальными предпринимателями, занимающимися определенными видами деятельности, например:

1) оказанием бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;

2) оказанием ветеринарных услуг;

3) оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

4) розничной торговлей, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети и т.д.

Система налогообложения в виде ЕНВД установлена гл. 26.3 НК РФ и носит обязательный характер.

Система налогообложения в виде ЕНВД предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождение от уплаты некоторых налогов (абз. 2 п. 1 ст. 18, п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Суть этой системы налогообложения заключается в том, что при исчислении и уплате ЕНВД налогоплательщики руководствуются не реальным размером своего дохода, а размером вмененного им дохода, который установлен НК РФ.

Если налогоплательщик применяете систему налогообложения в виде ЕНВД, он освобождается от уплаты следующих налогов (п. 4 ст. 346.26 НК РФ):

НДФЛ — в отношении доходов от деятельности, облагаемой ЕНВД;

НДС — в отношении операций, осуществляемых в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД (за исключением «ввозного» НДС, уплаченного на таможне);

налог на имущество физических лиц — в отношении имущества, используемого в деятельности, облагаемой ЕНВД;

При этом плательщики ЕНВД не обязаны представлять в налоговые органы нулевые декларации (расчеты) по тем налогам, от которых они освобождены (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Все иные налоги уплачиваются в установленном порядке (абз. 4 п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Таким образом, уплата ЕНВД не освобождает от уплаты:

- земельного налога;

- транспортного налога;

- акцизов;

- государственной пошлины;

- НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и др.

Уплата ЕНВД не освобождает от исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (абз. 5 п. 4 ст. 346.26 НК РФ), а также взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (абз. 7 ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Кроме этого, налогоплательщики обязаны выполнять функции налогового агента, уплачивать НДФЛ за своих работников.

При этом ЕНВД применяется не на всей территории РФ. Это связано с тем, что принять решение о введении его в действие на соответствующей территории вправе только:

- представительные органы муниципальных районов;

- представительные органы городских округов;

- законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 ст.346.26 НК РФ).

Для того чтобы ввести на территории муниципального района или городского округа систему налогообложения в виде ЕНВД, перечисленные выше органы должны принять соответствующий нормативный правовой акт. Если такой документ представительными органами местного самоуправления не принят, то на вверенной им территории система налогообложения в виде ЕНВД не применяется.

ЕНВД применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах (например, УСН и ЕСХН). Налогоплательщиками ЕНВД являются индивидуальные предприниматели, если одновременно соблюдаются следующие условия:

1. на территории осуществления ими предпринимательской деятельности в установленном порядке введен ЕНВД;

2. в местном нормативном правовом акте о ЕНВД в числе видов предпринимательской деятельности, облагаемых этим налогом, упомянут и вид деятельности, который осуществляет организация (предприниматель) (п. 1 ст. 346.28 НК РФ).

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСНХ) — система налогообложения для сельскохозяйственных производителей. Эта система налогообложения установлена гл. 26.1 НК РФ и применяется в добровольном порядке. Таким образом, предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, при выполнении определенных условий могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Если предприниматель занимается несколькими видами деятельности, один из которых переведен на уплату ЕНВД, то в отношении остальных видов деятельности может применяться УСН, ЕСХН или общая система налогообложения.

Выбор систем налогообложения осуществляется самими предпринимателями, за исключением ЕНВД.

Выбор системы налогообложения индивидуальный предприниматель может сделать как одновременно с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, так и после нее. Если будущий предприниматель желает использовать УСН или ЕСХН, то он вправе подать заявление об этом в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет. Только в этом случае индивидуальный предприниматель вправе применять УСН или уплачивать ЕСХН с даты своего создания.

Если же он не уложился в данный срок или вообще не подал такого заявления, то автоматически считается, что он применяет общую систему налогообложения. Добровольно изменить этот режим предприниматель может только с начала следующего календарного года, подав соответствующее заявление в установленные Налоговым кодексом сроки.

В таблицах 4 - 8 отражены суммы налогов, уплаченные индивидуальными предпринимателями, использующими спецрежимы (по данным Межрайонной ИФНС №37).

Таблица 4

Суммы налогов, уплаченные индивидуальными предпринимателями, использующими специальные режимы

по г.Сибай за 2006-2009 гг. (в тыс.руб.)

  Начис. в 2006 г. Уплач. в 2006 г. Начисл. в 2007 г. Уплач. в 2007 г. Начисл. в 2008 г. Уплач. в 2008 г. Начисл. в 2009 г. Уплач. в 2009 г.
                 
ЕНВД                
УСН                
ЕСХН                

Рис. 1. Динамика изменений сумм налогов, уплаченных индивидуальными предпринимателями, использующими специальные налоговые режимы по г.Сибай за 2006-2009 гг. (в тыс. руб.)

Таблица 5

Суммы налогов, уплаченные индивидуальными предпринимателями, использующими специальные налоговые режимы

по Абзелиловскому району за 2006-2009 гг. (в тыс. руб.)

  Начисл. в 2006 г. Уплач. в 2006 г. Начисл. в 2007 г. Уплач. в 2007 г. Начисл. в 2008 г. Уплач. в 2008 г. Начисл. в 2009 г. Уплач. в 2009 г.
                 
ЕНВД                
УСН                
ЕСХН                

Таблица 6

Суммы налогов, уплаченные индивидуальными предпринимателями, использующими специальные налоговые режимы

по Хайбуллинскому району за 2006-2009 гг. (в тыс. руб.)

  Начисл. в 2006 г. Уплач. в 2006 г. Начисл. в 2007 г. Уплач. в 2007 г Начисл. в 2008 г. Уплач. в 2008 г. Начисл. в 2009 г. Уплач. в 2009 г.
                 
ЕНВД                
УСН                
ЕСХН                

Таблица 7

Суммы налогов, уплаченные индивидуальными предпринимателями, использующими специальные налоговые режимы

по г. Баймак и Баймакскому району за 2006-2009 гг. (в тыс. руб.)

  Начисл. в 2006 г. Уплач. в 2006 г. Начисл. в 2007 г. Уплач. в 2007 г Начисл. в 2008 г. Уплач. в 2008 г. Начисл. в 2009 г. Уплач. в 2009 г.
                 
ЕНВД                
УСН                
ЕСХН                

Таблица 8

Суммы налогов, уплаченные индивидуальными предпринимателями, использующими специальные налоговые режимы

по Зилаирскому району за 2006-2009 гг. (в тыс. руб.)

  Начисл. в 2006 г. Уплач. в 2006 г. Начисл. в 2007 г. Уплач. в 2007 г Начисл. в 2008 г. Уплач. в 2008 г. Начисл. в 2009 г. Уплач. в 2009 г.
                 
ЕНВД - -            
УСН - -            
ЕСХН - -            

В графах 2 и 3 цифровые данные отсутствуют, в виду того, что Зилаирский район был присоединен к МРИ ФНС России № 37 по РБ в 2007 г.

Как видно из приведенных выше таблиц, наибольшая доля налоговых поступлений приходится на УСН и ЕНВД.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: