Преимущества и недостатки специальных налоговых режимов

Можно обозначить следующие проблемы в отношении специальных налоговых режимов. Для ЕНВД – отсутствие механизма объективного обоснования базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, попадающих под этот режим налогообложения.

Для УСН – необоснованность зачисления поступлений от оплаты стоимости патентов в бюджет субъектов Российской Федерации (100%), тогда как от ЕНВД в региональный бюджет поступает только 10%, а остальное подлежит перечислению в бюджеты муниципальных образований. Для единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) – необходимость ведения особого учета доходов и расходов, сложность расчета налоговой базы.

Существует также проблема «несостыковки» определений субъектов налогообложения (микро-, малое и среднее предприятие), введенных Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и содержащихся в НК РФ для целей применения специальных налоговых режимов.

Оба налога определены в НК как федеральные. Однако если порядок уплаты налога в рамках УСН установлен на федеральном уровне, то порядок уплаты ЕНВД утверждается на уровне муниципальных образований. В связи с этим возникает техническая проблема возврата и зачета налога (поскольку зачет осуществляется по видам налогов, получается, что зачет всех налогов, уплачиваемых по специальным режимам, может производиться за счет любого федерального налога).

Кроме того эти две системы различаются по своему назначению: УСН нацелена на упрощение налогообложения малого бизнеса, ЕНВД устанавливается для целей облегчения налогового администрирования определенных видов деятельности. Чтобы упрощенным режимом могли воспользоваться только субъекты малого предпринимательства, в НК установлены ограничения (критерии выручки, численности работающих).

В отличие от УСН, ЕНВД устанавливается по видам деятельности, его могут уплачивать любые индивидуальные предприниматели. Поэтому все чаще возникает вопрос об экономической обоснованности данного налога. Для устранения базовой доходности должен быть проведен экономический анализ деятельности соответствующих налогоплательщиков, чтобы налоговая нагрузка соотносилась с получаемыми доходами

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны применения единого сельскохозяйственного налога.

Если сельхозтоваропроизводитель осуществляет свою деятельность, находясь на специальном режиме налогообложения, то это приведет к таким положительным результатам, как:

- снижение абсолютной и относительной величины налоговой нагрузки за счет отмены налога на добавленную стоимость и единого социального налога;

- заинтересованность предпринимателя в приобретении основных производственных фондов (стоимость приобретаемых основных средств и нематериальных активов включается в расходы в полном объеме, а не в сумме начисленной амортизации);

- более широкое применение методов налоговой оптимизации с учетом того, что объектом налогообложения ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и у предприятий появляется реальная возможность снизить налоговую базу законными способами;

- повышение эффективности производства за счет снижения налоговых платежей и увеличения суммы оборотных средств, находящихся в распоряжении предприятия;

- реальная возможность повышения заработной платы работников и, соответственно, отчислений в Пенсионный фонд, поскольку эти расходы уменьшают налоговую базу для расчета ЕСХН.

Но применение единого сельскохозяйственного налога может привести также и к отрицательным последствиям:

- сужение рынка сбыта готовой продукции, поскольку большей части покупателей, являющихся плательщиками НДС, будет не выгодно покупать продукцию у сельхозпроизводителей, которые плательщиками НДС не являются, так как они (покупатели) не получат возможности произвести налоговые вычеты по НДС;

- отсутствие возможности отражения в бухгалтерской и налоговой отчетности сумм налоговых вычетов по НДС, не учтенных до момента перехода на уплату ЕСХН;

- снижение конкурентоспособности продукции в результате повышения её себестоимости и, соответственно, отпускных цен (предприниматель с целью минимизации налоговой базы будет направлять все усилия на увеличение суммы расходов, связанных с производством и реализацией готовой продукции);

- уменьшение рентабельности, так как объектом налогообложения ЕСХН является прибыль.

Безусловно, современная налоговая система в сельском хозяйстве ещё далека от совершенства, что препятствует стабилизации сельхозпроизводства. Налоги в большей степени выполняют фискальную функцию и в меньшей – стимулирующую, что приводит к изъятию значительной части производственного дохода и лишает товаропроизводителей внутренних источников развития. В отличие от налоговой политики в сельском хозяйстве зарубежных стран, где уровень налогов незначителен. Это объясняется тем, что их исчисление в сельском хозяйстве имеет ряд особенностей, которые могут рассматриваться как налоговые льготы, что сводит до минимального уровня фискальные функции системы налогообложения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: