Понятие и необходимость власти в организации

Литература.

Партнерство как фактор обеспечения управления

Управляемость как реакция на проявление власти

Формы влияния

Источники власти.

Понятие и необходимость власти в организации

Власть, влияние и партнерство

Тема 25.

Контрольные вопросы

1. Что определяется понятиями «организационная структура», «производственная структура», «структура управления»?

2. Каковы основные свойства структуры управления?

3. Дайте характеристику основных элементов структуры управления?

4. Назовите и охарактеризуйте функциональные и обслуживающие элементы структуры управления.

5. Какие существуют типы структур управления?

6. Охарактеризуйте линейную структуру, укажите ее достоинства и недостатки.

7. Охарактеризуйте функциональную структуру, укажите ее достоинства и недостатки.

8. Какие существуют типы комбинированных структур управления?

9. Каковы особенности гибких организационных структур?

10. Каково определение термина «управленческое решение»?

11. Назовите основные классификационные признаки задач принятия управленческих решений.

12. Что понимается под альтернативой при принятии управленческих решений?

13. Как подразделяются решения по времени и месту их осуществления?

14. В чем состоят различия стратегических, тактических и оперативных решений?

15. Что входит в состав процедур разработки управленческого решения?

16. Из каких этапов состоит технологический процесс разработки и принятия решения?

1 Брасс А.А. Основы менеджмента. - Минск. – ИП «Экоперспектива», 1999.

2 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, - 3-е изд.- М.: Гардарики, 1999.-528с. Брасс А.А. основы менеджмента. - Минск. – ИП «Экоперспектива», 1999.

3 Основы менеджмента / Под ред.А.Г.Поршнева. – Москва, 2006 – Электронный учебник.

4 Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов под ред. А.А.Радугина. - Москва: «Центр», 1998.

Чем определяется успех менеджера? Тем, что они делают сами лично, или тем, как они побуждают к работе других людей?

От чего зависит, насколько менеджер способен определять действия других людей?

Для описания этих процессов используются такие понятия, как: руководство и лидерство, власть и влияние. Наша задача сегодня – как можно точнее определить и разграничить эти понятия.

Руководитель становится во главе организации в результате делегирования ему полномочий формальной организацией. Имеет формальное положение руководителя, но оно определяет его возможность определять действия людей в организации далеко не всегда и всегда не полностью.

Лидер – человек, реально обладающий способностью влиять на людей в организации. Интересно, что очень часто человек становится лидером, даже не имея формальных полномочий руководителя или не в силу этих полномочий.

Управление осуществляется через воздействие на людей. Руководитель может воздействовать на людей, используя следующие способы:

- Воздействие через силу. То есть физическое принуждение, например, при использовании рабского труда.

- Воздействие через положительное (отрицательное) подкрепление. То есть использование стимулов и мотивов для побуждения человека к исполнению желаемых руководителем действий.

- Воздействие на основе использования власти. То есть через оказание психологического влияния.

Использование способов воздействия в современных организациях:

Воздействие через силу в современных организациях практически не используется.

Мотивирование и стимулирование используется в современных организациях, однако руководителю затруднительно всякий раз при обращении к подчиненному предлагать ему что-либо в ответ на его действия. Например, если руководитель ожидает выполнения от сотрудника операций, которые входят в его должностные обязанности, то он не обдумывает способов его стимулирования. Предполагается, что работник должен выполнить эту работу. Поэтому руководителю достаточно лишь отдать указания, а подчиненный должен их выполнить. Это и есть влияние через имеющуюся у руководителя власть.

Влияние – воздействие поведения одного индивида на изменение поведения и отношения другого индивида. Существуют разнообразные средства и способы влияния: от просьбы шепотом на ухо до приставленного к горлу ножа (в организации таким «ножом» может стать угроза увольнения).

Власть – это возможность и способность влиять на поведение других людей, используя различные способы влияния. Руководитель, чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективным, должен развивать и применять власть.

Итак, власть – это способность оказывать влияние на людей. Как уже отмечалось, руководитель в организации имеет формальные полномочия, которые даются ему должностью. Но в дополнение к ним руководителю всегда требуется власть. Почему?

Различают два вида власти: формальную и реальную.

Формальной властью обладают все руководители (на основании занимаемой должности).

Но формальные полномочия не всегда позволяют руководителю определять действия подчиненных. Вспомните концепцию принятия полномочий Честера Барнарда. Подчиненные могут отказаться выполнить просьбу руководителя. Современные рабочие образованны и далеко не всегда согласны слепо следовать команде начальника.

Реальная власть. На практике можно заметить, что два руководителя одинакового уровня в управленческой иерархии имеют разный уровень реальной власти. Это может определяться более высоким авторитетом у подчиненных одного из них. Часто можно увидеть, что подчиненные с большей готовностью подчиняются руководителю, которого уважают.

Таким образом, формальная власть в сочетании с готовностью людей подчиняться носителю этой власти составляет власть реальную.

                   
 
Власть «должности»
 
Готовность людей подчиниться
 
   
 
   
 
   
Реальная власть


Рисунок 1 – Виды власти

Баланс власти.

Кто в организации обладает властью?

Существует распространенное мнение, что власть в организации определяется иерархией, а обладают ею руководители. С этим легко спорить.

Может руководитель навязывать подчиненным свою волю независимо от их желаний и способностей? Нет, это определяется личностью подчиненного. Любой ли человек на должности руководителя может обладать властью? Нет, это определяется его личными способностями и сложившейся ситуацией.

Руководитель обладает властью над подчиненными, потому что они зависят от него в таких вопросах, как:

- повышение зарплаты,

- продвижение по службе,

- распределение рабочих заданий,

- удовлетворения социальных потребностей и другое.

Но и подчиненные могут иметь власть над руководителем, так как руководитель зависит от них в таких вопросах, как:

- подчиненные могут выполнить задание более или менее хорошо,

- владеют информацией, которая не всегда имеется у руководителя,

- имеют неформальные контакты с коллегами из других подразделений и другое.

Примером тому могут служить высокие заработки артистов и спортсменов. Почему начальство платит им гораздо более высокие гонорары, чем получают сами?

Пример другого рода: исследования показали, что тюремные надзиратели зависят от заключенных.

Вывод: руководитель должен сознавать, что подчиненные тоже обладают властью, и чрезмерное использование власти может вызвать у подчиненных реакцию, когда они захотят продемонстрировать свою власть (ситуация с бригадой грузчиков).

Поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти: достаточный для достижения целей и не вызывающий у подчиненных чувства озлобленности и отсюда непокорности.

Дэвид МакКлеланд, автор теории мотивации (потребность во власти), замечает, что эффективный руководитель никогда не будет проявлять власть в приказной манере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: