Методика маржинального анализа

Методика функционально-стоимостного анализа

Функционально-стоимостной анализ возник в конце 40-х го­дов XX века и первоначально рассматривался как метод поиска резервов сокращения затрат на производство. В настоящее время функционально-стоимостной анализ - это метод поиска более дешевых способов выполнения главных фун­кций объекта путем организаторских, технических, технологичес­ких и др. изменений производства при одновременном исключе­нии лишних функций.

Считается, что каждый объект, продукт и т.д. создается и суще­ствует, чтобы удовлетворять определенные потребности, то есть выполнять определенные функции. Все функции, которые выпол­няет объект, можно разделить на основные, вспомогательные (до­полнительные) и ненужные (лишние). Поэтому все затраты на создание объекта подразделяются на необходимые для выполне­ния объектом его функционального назначения и на излишние затраты в результате несовершенства технологических решений. Каждая функция может быть выполнена разными способами путем разных технических и тех­нологических решений и, соответственно, требует разных объе­мов затрат. Выбирая тот или иной способ осуществления опреде­ленной функции, можно заранее определить минимальную сум­му затрат на ее создание.

Сущность методики функционально-стоимостного анализа зак­лючается в следующем: он основан на сравнении фактических сумм затрат по определенным статьям и элементам с норматив­ными. Положительные отклонения и считаются резервами.

Основными этапами функционально-стоимостного анализа яв­ляются следующие:

- общая характеристика объекта исследования; / детализация объекта на функции;

- группировка выделенных функций на главные, вспомога­тельные и ненужные;

- определение и группировка затрат соответственно выделен­ным функциям;

- исчисление суммы затрат на изготовление объекта при ис­ключении лишних функций и использовании других техни­ческих и технологических решений;

- разработка предложений по технологическому и организа­ционному усовершенствованию производства.

В качестве способов и приемов функционально-стоимостного анализа можно рассматривать методы экспертных оценок, пси­хологические методы, методы линейного программирования.

Маржинальный анализ — это метод обоснования управленчес­ких решений в бизнесе, который базируется на изучении соотно­шения между тремя группами важнейших экономических пока­зателей: объемом продаж, себестоимостью и прибылью и прогно­зировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

В основу методики маржинального анализа положено:

- деление затрат в зависимости от изменения объема продаж на условно-переменные и условно-постоянные;

- использование категории маржинального дохода, который определяется как разность между выручкой от реализации и условно-переменными затратами.

С помощью маржинального анализа можно обосновать выбор вариантов изменения производственной мощности предприятия, ассортимента продукции и услуг, цен на новые товары и услуги, оборудования производственных помещений, технологии произ­водства, определить безубыточный объем продаж и зону финан­совой безопасности предприятия.

Основные этапы проведения маржинального анализа:

- Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необ­ходимой для проведения анализа.

- Определение суммы условно-постоянных и условно-пере­менных издержек на производство и реализацию продук­ции (услуг).

- Расчет величины исследуемых показателей.

- Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.

- Факторный анализ изменения уровня исследуемых показа­телей.

- Прогнозирование величины показателей в изменяющей­ся среде.

В системе маржинального анализа можно использовать алгеб­раические и графические методы определения и оценки исследу­емых показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: