Раздел 3. Высвобождение персонала
Раздел 2. Работа с резервом
Задание 2.
Карьерограмма – инструмент управления карьерой, представляющий собой графическое описание того, что должно происходить или происходит с людьми на различных этапах карьеры. Карьерограмма состоит из двух частей.
1. Одна часть содержит перечень должностей. Выстроенных в последовательную цепочку по восходящей линии, которые менеджер может занимать в течение всего своего карьерного пути с указанием сроков занятия должностей в годах.
2. Вторая часть включает характеристику видов обучения, повышения квалификации, переподготовки с указанием учебных заведений, факультетов, курсов, которые необходимо пройти менеджеру на карьерном пути, включая защиту диссертаций и получение ученых степеней и званий, с указанием периодов (в годах) прохождения обучения. Самостоятельное обучение также входит во вторую часть карьерограммы.
Будущий менеджер по персоналу оканчивает высшее учебное заведение по специальности «Менеджмент» со специализацией «Управление персоналом».
Постройте карьерограмму возможного карьерного пути (путей) менеджера по персоналу после высшего учебного заведения.
| Сроки занятия должностей (лет) | Квалификационная учеба |
| Самостоятельное обучение, лекторская и консультационная деятельность | |
| 5-6 | Защита докторской диссертации. Обучение в докторантуре |
| 4-5 | Защита кандидатской диссертации. Обучение в аспирантуре управленческого и экономического профиля |
| 3-4 | Обучение в учебном центре переподготовки руководящих кадров при вузе. |
| 2-3 | Обучение в институте повышения квалификации. Стажировка |
| 5-6 | Высшее учебное заведение |

Задание 3. На основании приведенных в приложении 1 данных проведите отбор кандидата на замещение вакантной должности коммерческого директора:
1. В приложении 2 представлен список деловых и личностных качеств, которыми должен обладать кандидат на должность коммерческого директора. Проведите их ранжирование по степени важности от 1 до 18 (1 - самое важное, 18 - самое незначительное).
2. На основании ранжирования определите, какие качества, на Ваш взгляд, являются очень важными, важными и желательными для коммерческого директора.
3. Изучите представленные в приложении 3 характеристики кандидатов на должность коммерческого директора и оценки этих кандидатов подчиненными, коллегами и руководителями (прил. 1).
4. Проведите оценку деловых и личных качеств кандидатов по 4-балльной системе («1» - качество не развито, «4» - качество развито в максимальной степени). При отсутствии информации по какому-либо качеству кандидатам для сопоставимости результатов выставляется оценка «2». Оценки проставляются в левые колонки по каждому кандидату.
5. Взвешенная оценка качеств кандидатов определяется путем умножения обычной оценки на коэффициент значимости того или иного фактора (для качества, являющегося «очень важным», - коэффициент 1,5; «важным» - 1; «желательным» - 0,5). Взвешенные оценки проставляются в правые колонки по каждому кандидату.
6. Подсчитайте суммарную взвешенную оценку качеств по каждому кандидату. На ее основании определите наиболее пригодного кандидата на вакансию.
7. Снова изучите данные о кандидатах (прил. 1). Соответствует ли полученный результат Вашему представлению о наиболее пригодном кандидате? Определите кандидата, которого Вы бы выбрали без применения расчетов. Ответ обоснуйте.
8. Укажите положительные и слабые стороны кандидатов и рекомендации по улучшению их профессиональной деятельности.
9. Проанализируйте причины возможного расхождения между Вашим выбором на основании анализа информации по кандидатам и выбором согласно проведенному расчету. Как можно было избежать подобного несоответствия?
В соответствии с законом Паркинсона[1], менеджер-руководитель проходит следующие фазы служебного пути [4]:
1. Пора готовности (Г).
2. Пора благоразумия (Б = Г + 3 года).
3. Пора выдвижения (В = Б + 7 лет).
4. Пора ответственности (О = В + 5 лет).
5. Пора авторитета (А = О + 3 года).
6. Пора достижений (Д = А + 7 лет).
7. Пора наград (Н = Д + 9 лет).
8. Пора важности (Ва = Н + 6 лет).
9. Пора мудрости (М = Ва + 3 года).
10. Пора тупика (Т = М + 7 лет).
Пора готовности – возраст, в котором менеджер начинает свой профессиональный путь после обучения. При готовности (Г), равной 22 годам, менеджер достигнет поры тупика к 72 годам.
При исчислении пенсионного возраста надо исходить не из возраста того человека, о чьей отставке идет речь, а из возраста его преемника.
Возрастная разница составляет 15-20 лет (сын редко бывает прямым преемником отца). Преемник достигнет поры достижений к 47 годам, когда руководителю – 62 года. Тут и происходит перелом. Доказано, что преемник, «зажимаемый руководителем» [4], вместо фаз 6-10 проходит иные фазы:
6. Пора краха (К = А + 7 лет).
7. Пора зависти (3 = К + 9 лет).
8. Пора смирения (С = 3 + 4 года).
Когда менеджеру-руководителю исполняется 72 года, 57-летний преемник входит в пору смирения. Если руководитель уйдет в отставку, преемник не сможет его заменить, так как смирился («отзавидовал» свое). Случай опоздал ровно на 10 лет.
Пору краха распознать легко. Так, тот, кому не дали права принимать важные решения в свое время, начинает считать важными все свои решения.
Пору зависти узнают по настойчивым упоминаниям о себе: «Со мной никогда не советуются», «Я еще что-то значу» или «Тот-то ничего не умеет».
Пора смирения: «Мне почести не нужны», «Если бы меня повысили, когда бы я в шахматы играл?», «Того-то повысили. А мне и тут хорошо, хлопот меньше».
Менеджер, не ставший начальником к 46 годам, никогда уже им не станет.
Задание 4. Менеджер-руководитель вступает в первую фазу служебного пути. Преемник должен сменить его в конце 8 фазы карьерного пути. Определите возраст менеджера руководителя в «пору тупика».
Какой возраст «поры готовности» должен иметь приемник, чтобы подойти к «поре достижений» к 47 годам?
В каком возрасте в это время будет находиться менеджер-руководитель, если их с приемником разница составляет 18 лет?
Решение:
I. Определим возраст менеджера-руководителя в «пору тупика»:
Г = 25
Б = 25 + 3 = 28
В = 28 + 7 = 35
О = 35 + 5 = 40
А = 40 + 3 = 43
Д = 43 + 7 = 50
Н = 50 + 9 = 59
Ва = 59 + 6 = 65
М = 65 + 3 = 68
Т = 68 + 7 = 75
II. Определим возраст готовности преемника, чтобы к «поре достижений» ему было 47 лет:
Д = 47 – 7 = 40
А = 40 – 3 = 37
О = 37 – 5 = 32
В = 32 – 7 = 25
Б = 25 – 3 = 22
Г = 22 – это время поступления на работу.
III. Определим возраст менеджера-руководителя, когда возраст преемника достигнет «поры достижений»:
47 + 18 = 65 лет
Вывод: менеджер-руководитель может уйти на пенсию в 65 лет (в «пору важности»), когда преемник достигнет «поры достижений».
Литература:
1. Беликова В.А. Управление персоналом. Практикум. – Оренбург: ОГИМ, 2009. – 106 с.
2. Криницына З.В. Управление персоналом. Практикум: учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011 – 96 с.
3. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., перераб. и д оп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 365 с.
4. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. – М.: Прогресс, 1989.
5. Талтынов С.М. Управление персоналом. Выпуск 7. – Воронеж: Издательско-топографический центр Воронежского государственного университета, 2008 – 66 с.
6. https://ru.wikipedia.org
Приложение 1
Данные о кандидатах






