Классификация доходов и расходов бюджета. Бюджетный дефицит.
1. Классификация доходов и расходов бюджета.
2.Сбалансированность бюджета. Бюджетный дефицит. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита.
-1-
Доходы государственного бюджета выражает экономические отношения организаций и граждан по поводу формирования бюджетного фонда страны, где материальным содержанием выступают денежные средства.
В соответствии с бюджетной классификацией все виды бюджетных доходов делятся на три основные группы:
налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Налоговые доходы являются основным источником формирования бюджета РБ. Под налогами понимаются обязательные безвозмездные и безвозвратные платежи в бюджет, взимаемые органами государственного управления в соответствии с налоговым и таможенным законодательством РБ. Поступления от налогов включают также любое взимание с юридических и физических лиц в индивидуальном порядке сборов (пошлин) в связи с оказанием государственными органами юридических услуг.
|
|
В зависимости от объекта обложения бюджетная классификация определяет следующие виды налоговых доходов:
1) Налоги на доходы и прибыль
2) Налоги на товары (работы, услуги)
3) Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности
4) Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы
Одним из видов доходов консолидированного бюджета государства являются неналоговые доходы. Неналоговые платежи - альтернативные источники формирования доходов бюджета. Они отражают место государства как субъекта хозяйствования в системе экономических отношений, возможность его полноценного участия наравне с прочими субъектами при реализации объектов государственной собственности, при оказании государственными органами услуг.
Неналоговые доходы классифицируются по характеру поступления в бюджет и включают:
1) Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
2) Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности
3) Штрафы, удержания
4) Прочие неналоговые доходы.
Безвозмездные поступления в 2010 году включают субвенции на финансирование мероприятий по развитию национальных парков и Березинского биосферного заповедника из государственных целевых бюджетных местных фондов охраны природы.
Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.
Специфика общественного назначения бюджетных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: экономической, управленческой, социальной и других функций государства. Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов. Важнейшими из них являются уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывает финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач. Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение - обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций.
|
|
Расходы республиканского бюджета по функциональной классификации расходов бюджета по разделам:
¾ Общегосударственная деятельность
¾ Национальная оборона
¾ Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
¾ Национальная экономика
¾ Охрана окружающей среды
¾ Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство
¾ Здравоохранение
¾ Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации
¾ Образование
¾ Социальная политика
-2-
В результате исполнения бюджета и бюджетного планирования прослеживаются следующие ситуации:
1. когда происходит сбалансирование доходов и расходов бюджета.
2. Профицит, т. е. превышение доходов над расходами.
3. Дефицит, т. е. превышение расходов над доходами.
К основным причинам бюджетного дефицита можно отнести:
· рост государственных расходов, связанных с крупными инвестиционными вложениями государства в развитые экономические страны;
· связанные с чрезвычайными обстоятельствами;
· экономический кризис.
Различают структурный и циклический дефициты.
Структурный — дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета,
Однако реальный бюджетный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства и наличие кризисных явлений.
Основными методами покрытия бюджетного дефицита являются:
1) увеличение собственных источников покрытия (налоговые поступления либо денежная эмиссия);
2) привлечение заемных средств: кредитов Национального банка, облигационных займов, иностранных кредитов и др.
Также источники финансирования дефицита государственного бюджета можно разделить на:
¾ внутренние (государственные займы по средствам выпуска государственных ценных бумаг; кредита НБ; эмиссии денежных знаков)
¾ внешние (государственные займы в иностранной валюте, а так же кредиты правительств иностранных государств, банков)
Для сокращения бюджетного дефицита, необходимо следующее:
· укрепление доходной базы бюджета;
· оптимизации расходов;
· реформирование бюджетных процессов.
Дефицит государственного бюджета ведет к инфляции, наращиванию государственного долга и истощению валовых резервов. Что приводит к ужесточению налоговых режимов, замораживанию финансирования, сокращению платежей и т. д.
Методы покрытия бюджетного дефицита также отрицательно сказываются:
1) увеличение налоговой нагрузки приводит к сокращению производства, перетоку капитала за границу.
2) выпуск государственных займов наряду с ростом государственного долга влечет за собой сокращение совокупного потребительского спроса со стороны лиц - покупателей займов, отвлечение крупных средств от производственного использования.
3) эмиссия денежных средств еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, приводит к тяжелым последствиям в сфере экономики и социальных отношений.
Мировая практика экономического развития свидетельствует, что сам по себе бюджетный дефицит не страшен для национальной экономики.
|
|
Бюджетный дефицит не нарушает нормального хода экономических процессов, если существует реально действующий механизм государственного регулирования бюджетного дефицита, позволяющий оптимизировать соотношение между планируемым бюджетным дефицитом и крупными капитальными вложениями в развитие экономики.
Правительство РБ, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны принимать меры по обеспечению сбалансированности соответствующих бюджетов и в процессе их исполнения производить расходы в пределах поступающих доходов.
При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. Защищенные статьи определяются ежегодно в Законе о бюджете и включают в себя наиболее социально важные расходы: трансферты населению, заработную плату, расходы на приобретение медикаментов и питание, расходы по содержанию и обслуживанию государственного долга и некоторые другие.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10% запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном Законом о бюджете РБ на очередной финансовый (бюджетный) год, для местных бюджетов - решениями местных Советов депутатов.
1. Сущность государственного кредита. Формы государственного кредита.
2. Государственный долг и его виды. Меры, используемые в управлении государственным долгом.
-1-
Государственный кредит — совокупность отношений по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью покрытия бюджетного дефицита или для дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства.
|
|
Государственный кредит — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе мобилизации государством свободных денежных средств юридических и физических лиц для выполнения общегосударственных программ.
Как экономическая категория государственный кредит обладает как признаками финансов, так и признаками кредита.
В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства — бюджета.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную и контрольную функции.
Через распределительную функцию осуществляется формирование централизованных фондов государства и их – использование на принципах срочности, возвратности и платности. Выступая в качестве заемщика, государство привлекает дополнительные средства для финансирования своих расходов.
Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов.
Внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие бюджетного дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств.
Государственные займы — это привлечение временно свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования общегосударственных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг.
Облигация — это ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств в распоряжение государства и дающее ему право в течение установленного срока на возмещение ее номинальной стоимости с определенным процентом.
Государственные внутренние займы классифицируются по различным признакам. По праву эмиссии и составу заемщиков они делятся на выпускаемые правительством и местными органами власти.
По признаку держателей ценных бумаг займы подразделяются на размещаемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные.
В зависимости от формы выплаты доходов займы бывают процентные, выигрышные, процентно-выигрышные и беспроцентные (целевые).
По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
По методам размещения займы могут быть добровольные, размещаемые по подписке и принудительные.
Государственные займы могут быть облигационные и безоблигационные. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг государства. Безоблигационные оформляются путем записей в долговых книгах, подписанием договоров, соглашений. Они используются, как правило, на межправительственном уровне.
Вторая форма государственного кредита — кредиты Национального банка, предоставляемые правительству и местным органам государственной власти, источником которых являются средства населения и предпринимателей, находящихся во вкладах в системе сберегательных банков.
-2-
Государственный долг — это сумма задолженности (включая проценты по ним) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами — резидентами, иностранными государствами и другими международными организациями. В зависимости от сферы применения государственного кредита различают внутренний и внешний государственный долг.
По своему содержанию государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму задолженности, включая начисленные проценты, по выпущенным и непогашенным государственным займам и другим ценным бумагам.
Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по долговым обязательствам государства и погашению обязательств с наступившими сроками оплаты.
Внутренний государственный долг выражается в форме государственных долговых обязательств. Это задолженность Совета Министров перед юридическими и физическими лицами. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности.
Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения, и осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в республиканской собственности. Все операции осуществляют Министерство финансов и Национальный банк РБ.
Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов.
Управление государственным долгом осуществляет Совет Министров РБ или по его поручению Министерство финансов.
В качестве методов регулирования государственного долга используются: рефинансирование, конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.
Рефинансирование — погашение уже имеющейся задолженности за счет выпуска новых займов.
Конверсия — изменение доходности займов как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.
Консолидация — изменение сроков обращения займов.
Обмен облигаций по регрессивному соотношению — обмен нескольких ранее выпущенных облигаций на одну новую.
Отсрочка погашения займов используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от выпуска новых займов направляется на погашение и выплату процентов по ранее выпущенным займам. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при которой владельцам облигаций продолжает выплачиваться доход.