Государственный кредит и государственный долг

Классификация доходов и расходов бюджета. Бюджетный дефицит.

1. Классификация доходов и расходов бюджета.

2.Сбалансированность бюджета. Бюджетный дефицит. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита.

-1-

Доходы государственного бюджета выражает экономические отношения организаций и граждан по поводу формирования бюджетного фонда страны, где материальным содержанием выступают денежные средства.

В соответствии с бюджетной классификацией все виды бюджетных доходов делятся на три основные группы:

налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Налоговые доходы являются основным источником формирования бюджета РБ. Под налогами понимаются обязательные безвозмездные и безвозвратные платежи в бюджет, взимаемые органами государственного управления в соответствии с налоговым и таможенным законодательством РБ. Поступления от налогов включают также любое взимание с юридических и физических лиц в индивидуальном порядке сборов (пошлин) в связи с оказанием государственными органами юридических услуг.

В зависимости от объекта обложения бюджетная классификация определяет следующие виды налоговых доходов:

1) Налоги на доходы и прибыль

2) Налоги на товары (работы, услуги)

3) Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

4) Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы

Одним из видов доходов консолидированного бюджета государства являются неналоговые доходы. Неналоговые платежи - альтернативные источники формирования доходов бюджета. Они отражают место государства как субъекта хозяйствования в системе экономических отношений, возможность его полноценного участия наравне с прочими субъектами при реализации объектов государственной собственности, при оказании государственными органами услуг.

Неналоговые доходы классифицируются по характеру поступления в бюджет и включают:

1) Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

2) Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности

3) Штрафы, удержания

4) Прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные поступления в 2010 году включают субвенции на финансирование мероприятий по развитию национальных парков и Березинского биосферного заповедника из государственных целевых бюджетных местных фондов охраны природы.

Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.

Специфика общественного назначения бюджетных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: экономической, управленческой, социальной и других функций государства. Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов. Важнейшими из них являются уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывает финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач. Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение - обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций.

Расходы республиканского бюджета по функциональной классификации расходов бюджета по разделам:

¾ Общегосударственная деятельность

¾ Национальная оборона

¾ Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

¾ Национальная экономика

¾ Охрана окружающей среды

¾ Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

¾ Здравоохранение

¾ Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

¾ Образование

¾ Социальная политика

-2-

В результате исполнения бюджета и бюджетного планирования прослеживаются следующие ситуации:

1. когда происходит сбалансирование доходов и расходов бюджета.

2. Профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

3. Дефицит, т. е. превышение расходов над доходами.

К основным причинам бюджетного дефицита можно отнести:

· рост государственных расходов, связанных с крупными инвестиционными вложениями государства в развитые экономические страны;

· связанные с чрезвычайными обстоятельствами;

· экономический кризис.

Различают структурный и циклический дефициты.

Структурный — дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета,

Однако реальный бюджетный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства и наличие кризисных явлений.

Основными методами покрытия бюджетного дефицита являются:

1) увеличение собственных источников покрытия (налоговые поступления либо денежная эмиссия);

2) привлечение заемных средств: кредитов Национального банка, облигационных займов, иностранных кредитов и др.

Также источники финансирования дефицита государственного бюджета можно разделить на:

¾ внутренние (государственные займы по средствам выпуска государственных ценных бумаг; кредита НБ; эмиссии денежных знаков)

¾ внешние (государственные займы в иностранной валюте, а так же кредиты правительств иностранных государств, банков)

Для сокращения бюджетного дефицита, необходимо следующее:

· укрепление доходной базы бюджета;

· оптимизации расходов;

· реформирование бюджетных процессов.

Дефицит государственного бюджета ведет к инфляции, наращиванию государственного долга и истощению валовых резервов. Что приводит к ужесточению налоговых режимов, замораживанию финансирования, сокращению платежей и т. д.

Методы покрытия бюджетного дефицита также отрицательно сказываются:

1) увеличение налоговой нагрузки приводит к сокращению производства, перетоку капитала за границу.

2) выпуск государственных займов наряду с ростом государственного долга влечет за собой сокращение совокупного потребительского спроса со стороны лиц - покупателей займов, отвлечение крупных средств от производственного использования.

3) эмиссия денежных средств еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, приводит к тяжелым последствиям в сфере экономики и социальных отношений.

Мировая практика экономического развития свидетельствует, что сам по себе бюджетный дефицит не страшен для национальной экономики.

Бюджетный дефицит не нарушает нормального хода экономических процессов, если существует реально действующий механизм государственного регулирования бюджетного дефицита, позволяющий оптимизировать соотношение между планируемым бюджетным дефицитом и крупными капитальными вложениями в развитие экономики.

Правительство РБ, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны принимать меры по обеспечению сбалансированности соответствующих бюджетов и в процессе их исполнения производить расходы в пределах поступающих доходов.

При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. Защищенные статьи определяются ежегодно в Законе о бюджете и включают в себя наиболее социально важные расходы: трансферты населению, заработную плату, расходы на приобретение медикаментов и питание, расходы по содержанию и обслуживанию государственного долга и некоторые другие.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10% запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном Законом о бюджете РБ на очередной финансовый (бюджетный) год, для местных бюджетов - решениями местных Советов депутатов.

1. Сущность государственного кредита. Формы государственного кредита.

2. Государственный долг и его виды. Меры, используемые в управлении государственным долгом.

-1-

Государственный кредит — совокупность отношений по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью покрытия бюджетного дефицита или для дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства.

Государственный кредит — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе мобилизации государством свободных денежных средств юридических и физических лиц для выполнения общегосударственных программ.

Как экономическая категория государственный кредит обладает как признаками финансов, так и признаками кредита.

В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства — бюджета.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную и контрольную функции.

Через распределительную функцию осуществляется формирование централизованных фондов государства и их – использование на принципах срочности, возвратности и платности. Выступая в качестве заемщика, государство привлекает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов.

Внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие бюджетного дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств.

Государственные займы — это привлечение временно свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования общегосударственных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг.

Облигация — это ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств в распоряжение государства и дающее ему право в течение установленного срока на возмещение ее номинальной стоимости с определенным процентом.

Государственные внутренние займы классифицируются по различным признакам. По праву эмиссии и составу заемщиков они делятся на выпускаемые правительством и местными органами власти.

По признаку держателей ценных бумаг займы подразделяются на размещаемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные.

В зависимости от формы выплаты доходов займы бывают процентные, выигрышные, процентно-выигрышные и беспроцентные (целевые).

По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

По методам размещения займы могут быть добровольные, размещаемые по подписке и принудительные.

Государственные займы могут быть облигационные и безоблигационные. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг государства. Безоблигационные оформляются путем записей в долговых книгах, подписанием договоров, соглашений. Они используются, как правило, на межправительственном уровне.

Вторая форма государственного кредита — кредиты Национального банка, предоставляемые правительству и местным органам государственной власти, источником которых являются средства населения и предпринимателей, находящихся во вкладах в системе сберегательных банков.

-2-

Государственный долг — это сумма задолженности (включая проценты по ним) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами — резидентами, иностранными государствами и другими международными организациями. В зависимости от сферы применения государственного кредита различают внутренний и внешний государственный долг.

По своему содержанию государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму задолженности, включая начисленные проценты, по выпущенным и непогашенным государственным займам и другим ценным бумагам.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по долговым обязательствам государства и погашению обязательств с наступившими сроками оплаты.

Внутренний государственный долг выражается в форме государственных долговых обязательств. Это задолженность Совета Министров перед юридическими и физическими лицами. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности.

Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения, и осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в республиканской собственности. Все операции осуществляют Министерство финансов и Национальный банк РБ.

Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов.

Управление государственным долгом осуществляет Совет Министров РБ или по его поручению Министерство финансов.

В качестве методов регулирования государственного долга используются: рефинансирование, конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

Рефинансирование — погашение уже имеющейся задолженности за счет выпуска новых займов.

Конверсия — изменение доходности займов как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Консолидация — изменение сроков обращения займов.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению — обмен нескольких ранее выпущенных облигаций на одну новую.

Отсрочка погашения займов используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от выпуска новых займов направляется на погашение и выплату процентов по ранее выпущенным займам. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при которой владельцам облигаций продолжает выплачиваться доход.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: