Цели, задачи и информационное обеспечение инвестиционного анализа

Экономическое содержание инвестиций и их классификация.

Инвестиционная деятельность предприятия

Основные этапы, принципы и общая схема инвестиционного анализа

Цели, задачи и информационное обеспечение инвестиционного анализа

Экономическое содержание инвестиций и их классификация

4. Методы и приёмы инвестиционного анализа

Инвестиции - это вложение имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли (дохода) или для достижения социального эффекта (Закон об инвестиционной деятельности).

Такими ценностями могут быть денежные средства, целевые банковские вклады, акции и др. ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, имущественные права, возникающие из авторского права, интеллектуальные ценности, совокупность технических, технологических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, права пользования землей, водой, ресурсами, др.

Основные цели инвестиций:

§ Максимизация прибыли;

§ Увеличение стоимости фирмы;

§ Обеспечение большей финансовой устойчивости фирмы;

§ Получение желаемой отдачи на вложенный капитал;

§ Рост фирмы за счет контроля доли рынка.

В инвестиционном анализе важна классификация инвестиций. Их можно классифицировать по следующим признакам.

По объектам вложения средств:

§ Реальные инвестиции (вложения средств в реальные активы);

§ Финансовые инвестиции (вложения средств в различные финансовые инструменты).

По характеру участия в инвестировании:

§ Прямые инвестиции (непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения средств);

§ Непрямые инвестиции (инвестирование, опосредуемое другими лицами).

По периоду инвестирования:

§ Краткосрочные (менее 1 года);

§ Среднесрочные (от 1 года до 3-х лет);

§ Долгосрочные (более 3-х лет).

По уровню инвестиционного риска:

§ Безрисковые;

§ Низкорисковые;

§ Среднерисковые;

§ Высокорисковые;

§ Спекулятивные.

По форме собственности:

§ Частные;

§ Государственные;

§ Совместные.

По региональному признаку:

§ Национальные;

§ Иностранные.

По типу взаимозависимости инвестиций:

§ Независимые (если решение о принятии одного из них не влияет на решение о принятии другого);

§ Альтернативные (если два и более проектов не могут быть реализованы одновременно);

§ Комплементарные (если принятие одного проекта приводит к росту доход по другим проектам);

§ Замещаемые (если принятие одного проекта приводит к снижению дохода по другим).

Факторы, влияющие на инвестиции:

§ Распределение получаемой прибыли в фонд накопления и фонд потребления;

§ Ожидаемая норма чистой прибыли;

§ Ставка ссудного процента;

§ Прогнозируемые темпы инфляции;

§ Уровень риска.

Инвестиционный анализ – это процесс исследования инвестиционной активности и эффективности инвестиционной деятельности предприятия.

Основной целью инвестиционного анализа является обеспечение наиболее эффективных путей реализации инвестиционной стратегии компании на отдельных этапах ее развития и выявление резервов роста инвестиционной деятельности.

По целям осуществления инвестиционный анализ классифицируется по следующим признакам:

1. В зависимости от субъекта анализа:

§ Внутренний инвестиционный анализ (проводится инвестиционными менеджерами предприятия и его владельцами на базе всей информации имеющейся на предприятии);

§ Внешний инвестиционный анализ (проводится работниками налоговых органов, аудиторских фирм, коммерческих банков, страховых организаций для оценки достоверности отражения результатов инвестиционной деятельности).

2. В зависимости от объема аналитического исследования:

§ Полный инвестиционный анализ (изучаются все аспекты инвестиционной деятельности предприятия);

§ Тематический инвестиционный анализ (изучаются отдельные стороны инвестиционной деятельности).

3. В зависимости от глубины аналитического исследования:

§ Экспресс-анализ (проводится на основе основных аналитических показателей инвестиционной деятельности);

§ Фундаментальный анализ (он включает факторный анализ показателей динамики объёмов инвестиционной деятельности предприятия и его эффективности).

4. В зависимости от объекта инвестиционного анализа:

§ Анализ инвестиционной деятельности предприятия в целом;

§ Анализ инвестиционной деятельности отдельных “центров инвестиций” предприятия (базируется на результатах управленческого учёта);

§ Анализ отдельных инвестиционных операций предприятия.

5. В зависимости от периода проведения инвестиционного анализа:

§ Предварительный инвестиционный анализ (связан с изучением условий осуществления инвестиционной деятельности в целом или осуществления отдельных финансовых операций);

§ Текущий (оперативный) инвестиционный анализ (проводится в процессе реализации отдельных инвестиционных проектов);

§ Последующий (ретроспективный) инвестиционный анализ (проводится за отчётный период на отчётных материалах бухгалтерского и статистического учёта).

Основные задачи, решаемые в процессе инвестиционного анализа:

поиск и оценка инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и отбор наиболее эффективных из них;

исследование внешней инвестиционной среды и прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка;

разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности компании;

разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов компании;

оценка инвестиционных качеств отдельных финансовых инструментов и отбор наиболее эффективных из них;

формирование инвестиционного портфеля и его оценка по критериям доходности, риска и ликвидности;

мониторинг реализации отдельных инвестиционных программ и проектов.

Информационное обеспечение инвестиционного анализа формируется как за счёт внешних, так и внутренних источников.

Показатели, формируемые из внешних источников:

1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны, в том числе:

§ показатели макроэкономического развития (темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода, распределение национального дохода на потребление и сбережение, объём капитальных вложений, ввод в действие основных средств, индекс инфляции, учётная ставка центрального банка и другие);

§ показатели отраслевого развития (объём произведённой и реализованной продукции, его динамика; динамика объёма капитальных вложений; общая стоимость активов и величина пассивов предприятия; возраст и техническое состояние основных средств; индекс цен на продукцию в отрасли; показатели рентабельности и ставки налогообложения и другие);

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру инвестиционного рынка:

§ Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка капитальных товаров и услуг (основные виды капитальных товаров, обращающихся на товарном рынке; котируемые цены спроса и предложения на соответствующие капитальные товары; объемы и цены сделок по соответствующим видам капитальных товаров; средние цены на инвестиционные услуги, оказываемые предприятиями);

§ Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка денежных инструментов инвестирования: кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансового кредита; депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам; официальный курс отдельных валют, которыми оперирует предприятие в процессе внешнеэкономической деятельности; курс покупки (продажи) аналогичных видов валют, установленный коммерческими банками;

§ Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка фондовых инструментов (виды основных фондовых инструментов, обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке; котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов; объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов; сводный индекс динамики цен на фондовом рынке).

3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов:

Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе (по компаниям, котирующим акции на фондовой бирже; по банкам и страховым компаниям такие публикации являются обязательными), соответствующие рейтинги с основными показателями результатов деятельности, а также платные бизнес - справки, предоставляемые отдельными информационными компаниями.

4. Нормативно - регулирующие показатели.

Показатели, формируемые из внутренних источников:

Вся информация, имеющаяся на предприятии о наличии ресурсов на предприятии, об эффективности их использования.

Основные источники анализа реальных инвестиций:

§ бизнес-план (является основным источником анализа реальных инвестиций);

§ прогнозируемый уровень инфляции на период действия проекта;

§ ставки процента по банковским кредитам.

Основные источники анализа финансовых инвестиций:

§ прогнозируемый уровень инфляции;

§ процент по банковским кредитам;

§ уровень котировки акций;

§ уровень дивидендов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: