Руководителя или специалиста

Правила определения требований к кандидатам на должность

В практике работы руководителей с кадрами выделяют четыре принципиальные схемы замещения должностей:

- замещение опытными руководителями и специалистами, подбираемыми вне организации;

- замещение молодыми специалистами, выпускниками вузов;

- продвижение на вышестоящую должность «изнутри», имеющее целью заполнение образовавшейся вакансии;

- сочетание продвижения с ротацией в рамках подготовки «резерва руководителей».

При отборе на должности руководителей исходят из необходимости поиска кандидатов, в наибольшей степени отвечающих всем поставленным требованиям. Организации сегодня предпринимают серьезные усилия по развитию собственного персонала, повышению квалификации и практической подготовке к принятию большей ответственности. При этом в организации возможна нехватка квалифицированных кандидатов. Во всех случаях (включая хорошую работу с «резервом») считается необходимым замещение должностей руководителей и специалистов на конкурсной основе, т.е. с рассмотрением нескольких кандидатур на место, желательно с участием внешних кандидатов.

При отборе на должность из числа работников организации важно иметь в виду, что оценка деятельности работников не дает полной информации о возможностях работника при продвижении на вышестоящую должность или переводе на какую-то иную. Многие работники теряют эффективность при перемещении с одного уровня на другой или с работы функционального характера на должность линейного руководителя, и наоборот. Переход от работы с однородными функциями на работу с функциями разнородными, от работы, ограниченной главным образом внутренними отношениями, на работу с многочисленными внешними связями – все эти перемещения предполагают критические изменения, которые ослабляют ценность итогов оценки деятельности как показателя будущих успехов.

В американской практике признано, что правильные кадровые решения не могут быть найдены до тех пор, пока требования к должности не определены настолько хорошо, что отдельные кандидаты могут быть соизмерены относительно установленных нормативов.

При определении требований к кандидатам на должность руководителей в американских фирмах базируются на правилах, которые можно сформулировать следующим образом.

1. Всякий выбор должностного лица есть неизбежный компромисс – даже лучшие работники имеют слабости, ключом к отбору должно служить ясное представление о том, какие качества являются действительно необходимыми для данной должности, а какими при необходимости можно пренебречь.

2. Разные комбинации качеств могут быть равноценными для исполнения должности.

3. Руководители и специалисты должны обратить внимание на часто допускаемую ошибку и при установлении требований к должности проводить четкое различие между качествами, которые нужно обязательно иметь перед поступлением на работу, и теми, которые можно приобрести уже после поступления. Не следует вводить без необходимости дополнительных требований к квалификации. В отношении должности, на которую мало претендентов, это особенно нежелательно. В таких случаях требования к должности надо ограничить качествами, при отсутствии каковых кандидат не сможет выполнять работу.

4. Повышение требований к качествам может сказаться на недооценке общего потенциала работника и квалификации, на которую будет предъявлен спрос в будущем.

5. Четкое определение требований к должности должно снять неизбежный субъективизм оценок.

6. Чем большее число (в разумных пределах) кандидатов рассматривается на каждую должность, тем больше вероятность того, что отбор даст позитивные результаты, чем меньше кандидатов, тем вероятнее придется пойти на серьезный компромисс по ряду важных качеств.

7. При определении квалификационных требовании для должности, входящей в состав высшего руководства или другой команды руководителей, можно попытаться компенсировать отдельные слабые стороны этой команды, обусловленные профессиональными и личностными характеристиками ее членов, сформулировав соответствующие дополнительные требования к кандидату. Исследования указывают, что климат организации, характеры других членов руководства также обусловливают специфические черты, необходимые кандидатам на должность.

Отбор кандидатов на вакантную должность производится из числа претендентов на вакантную должность руководителя или специалиста управления с помощью оценки деловых качеств кандидатов. При этом используются специальные методики, которые учитывают систему деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств:

1) общественно-гражданская зрелость;

2) отношение к труду;

3) уровень знаний и опыт работы;

4) организаторские способности;

5) умение работать с людьми;

6) умение работать с документами и информацией;

7) умение своевременно принимать и реализовывать решения;

8) способность увидеть и поддержать передовое;

9) морально-этические черты характера.

Первая группа (общественно-гражданская зрелость) включает следующие качества:

- способность подчинять личные интересы общественным;

- умение прислушиваться к критике;

- быть самокритичным;

- активно участвовать в общественной деятельности;

- обладать высоким уровнем политической грамотности.

Вторая группа (отношение к труду) охватывает следующие качества:

- чувство личной ответственности за порученное дело; чуткое и внимательное отношение к людям;

- трудолюбие;

- личная дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими;

- уровень эстетики работы.

Третья группа (уровень знаний и опыт работы) включает такие качества, как:

- наличие квалификации, соответствующей занимаемой должности;

- знание объективных основ управления производством;

- знание передовых методов руководства;

- стаж работы в данной организации (в том числе в руководящей должности).

В четвертую группу (организаторские способности) входят следующие качества:

- умение организовать систему управления;

- умение организовать свой труд;

- владение передовыми методами руководства;

- умение проводить деловые совещания;

- способность к самооценке своих возможностей и своего труда;

- способность к оценке возможностей и труда других.

Пятая группа (умение работать с людьми) включает следующие качества:

- умение работать с подчиненными;

- умение работать с руководителями разных организаций;

- умение создавать сплоченный коллектив;

- умение подобрать, расставить и закрепить кадры.

В шестую группу (умение работать с документами и информацией) входят такие качества, как:

- умение коротко и ясно формулировать цели;

- умение составлять деловые письма, приказы, распоряжения;

- умение четко формулировать поручения, выдавать задания;

- знание возможностей современной техники управления и умение использовать ее в своем труде;

- умение читать документы.

Седьмая группа (умение своевременно принимать и реализовывать решения) представлена следующими качествами:

- умение своевременно принимать решения;

- способность обеспечить контроль за исполнением решений;

- умение быстро ориентироваться в сложной обстановке;

- умение разрешать конфликтные ситуации;

- способность к соблюдению психогигиены, умение владеть собой;

- уверенность в себе.

Восьмая группа (способность увидеть и поддержать передовое) объединяет такие качества, как:

- умение увидеть новое;

- умение распознавать и поддерживать новаторов, энтузиастов и рационализаторов;

- умение распознавать и нейтрализовать скептиков, консерваторов, ретроградов и авантюристов;

- инициативность;

- смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений;

- мужество и способность идти на обоснованный риск.

В девятую группу (морально-этические черты характера) входят:

- честность, добросовестность, порядочность, принципиальность;

- уравновешенность, выдержанность, вежливость;

- настойчивость;

- общительность, обаятельность;

- скромность, простота;

- опрятность и аккуратность внешнего вида;

- хорошее здоровье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: