Различными системами

Общая теория управления. Закономерности управления

Организации

III.системный подход к управлению и Теория

Управление как отношение. В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, сущест­вующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта уп­равления, а второй – в позиции объекта управления. Данное взаи­модействие характеризуется следующими моментами:

- субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содер­жат в себе в явном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления (регламентируются те аспекты функционирования объекта управления, которые входят в сферу управленческого воздействия субъекта управления). Данные импульсы можно условно назвать управленческими ко­мандами;

- объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Об управленческом взаимодействии можно говорить, как о реаль­но существующем, только в случае, если объект управления выпол­няет команды субъекта управления. Соответственно, только тогда можно говорить о том, что осуществляется управление. Для того чтобы это выпол­нялось, необходимо, во-первых, наличие у субъекта управления потребности и возможности управлять объектом управ­ления, вырабатывая для этого соответствующие управленческие ко­манды, и, во-вторых, наличие у объекта управления готовности и возможности эти команды выполнять. Данные условия являются необходимыми и достаточными для того, чтобы субъект управления осуществлял управление объектом управления.

Когда реализуется управленческое взаимодействие, можно гово­рить, что между двумя субъектами существует управленческая связь, суть которой состоит в том, что один из них заинтересован в определенного вида функционировании второго и генерирует управ­ленческие команды, задающие желательное для него поведение этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет себя в соответствии с управленческими командами первого.

Для того, чтобы между двумя субъектами существовала управлен­ческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаи­модействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существо­вали отношения управления. Суть данных отношений со­стоит в том, что они являются основой возможности осуществления управ­ления, так как именно они задают возможность вырабаты­вать управ­ленческие команды и готовность эти команды выполнять.

Отношения управления между людьми не являются изначальными отношения­ми, а базируются на более глубоких отношениях, таких, как эконо­мические либо морально-этические отношения. Можно выделить несколько различных видов отношений управления в зависи­мости от того, какие изначальные отношения преимущественно лежат в их основе. Естественно, в реальной практике отношения управления имеют комплексный характер, однако применительно к определен­ным уровням и объектам управления наблюдается доминирование отдельных видов отношений управления. Наблюдается также и смена во времени взаимных позиций отношений управления различ­ных видов.

В хозяйственной системе наиболее распространены отношения управления, базирующиеся на экономических отношениях. Для уп­равления наиболее принципиальными являются два типа отноше­ний: отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности ассоциированных собственников, и отношения найма (возмездные отноше­ния), воз­никающие между собственниками и пользователями средств про­изводства.

Управление персоналом организации опирается не только на законы и закономерности, изучаемые различными науками, свя­занными с управлением (теория управления, экономическая ки­бернетика и др.), но и на закономерности, присущие только этому процессу.

Основные закономерности, которые являются объективной осно­вой предъявления требований к системе и технологии управления различными системами:

- соответствие системы управления целям, особен­ностям, состоянию и тенденциям развития сис­темы. Суть заключается в соответствии системы управления требованиям производства;

- системное формирование управления. Суть заклю­чается в необходимости учета всех возможных взаимосвязей внутри системы управления, между ее подсистемами и элементами, между системой управления персоналом и системой управления организации в целом, а также производственной системой и внешней средой;

- оптимальное сочетание централизации и децентрализации уп­равления. Это означает определение степени централизации функций управления в сочетании с децентра­лизацией части функций. Важно установить, на каком уровне иерархии принимается решение. Чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже ступень, для которой оно предназначено, тем выше уровень централизации управления, и наоборот;

- пропорциональное сочетание совокупности подсистем и эле­ментов системы управления. Совершенствование одной подсистемы или элемента системы управления может привести к диспропорциям в целостной системе управления. По­этому необходимо пропорционально совершенствовать все подси­стемы и элементы системы управления;

- пропорциональность производства и управления. Пропорцио­нальность во всех частях и на всех ступенях системы управле­ния, в том числе системы управления персоналом, является необходимым условием высокоэффективной деятельности ор­ганизации. Она означает также оптимальность соотношения численности работников системы управления персоналом и производственной системы;

- необходимое разнообразие системы управления (применительно к организации) означает, что система управления персоналом должна иметь некоторую идентичность по отношению к производственной системе и обладать не меньшей сложностью, чем последняя. Простую систему управления персоналом невозможно создать для сложной системы управления;

- изменение состава и содержания функций управления означает, что постепенно возрастает роль одних функций управления и снижается других на раз­ных ступенях управления, изменяется их содержание;

- минимизация числа ступеней управления. Суть со­стоит в том, что чем меньше уровней управления имеет система управления персоналом, тем она эффективнее работает;

- единство действий закономерностей управления. Протекание процессов управления является ре­зультатом действия результирующей разноприложенных сил, каждая из которых подчиняется той или иной закономерности управления. Закономерности непосредственно взаимодейству­ют, влияя друг на друга своими свойствами, образуя интегри­рованную, результирующую силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: