double arrow

Сущность профессиональной ориентации и адаптации персонала


Профессиональная ориентация – это комплекс взаимосвязан­ных эконо­мических, социальных, медицинских, психологических и педагогических меро­приятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявле­ние способностей, интере­сов, пригодности и других факторов, влияющих на вы­бор профес­сии или на смену рода деятельности. Работа по профориентации имеет своей целью оказание помощи молодым людям (в основном учащимся общеобра­зовательных школ) и людям, ищущим работу в выборе профессии, специально­сти, места работы или учебы с учетом склонностей и интересов людей, их психо­физиологических особенностей, а также с учетом складывающейся конъюнктуры на рынке труда.

Указанная выше общая цель включает ряд задач, носящих более конкрет­ный характер. К ним можно отнести:

- информирование заинтересованных лиц для облегчения выбора вида профес­сиональной деятельности;

- создание условий для развития профессионально значи­мых способно­стей бу­дущих работников;

- определение соответствия психофизиологических и соци­ально-психоло­гиче­ских качеств обратившихся за консультаци­ей профессиональным требо­ваниям избранного ими вида тру­довой деятельности.




Основными формами профориентационной работы являются:

- профессиональное просвещение – это начальная професси­ональная подго­товка школьников, осуществляемая через уроки труда, организацию кружков, специальных уроков по основам различной профессиональной деятельности и т.п.;

- профессиональная информация – система мер по ознакомле­нию учащихся и ищущих работу с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда, перспективами развития видов де­ятельности, с характером работы по основным профессиям и специальностям, условиями и оплатой труда, профессиональ­ными учебными заведениями и центрами подготовки персонала, а также с другими во­просами получения профессии и обеспече­ния занятости;

- профессиональная консультация – это оказание помощи в выборе профес­сии и места работы путем изучения личности обратившегося за консультацией че­ловека с целью выявления состояния его здоровья, направлен­ности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения;

- профессиональный отбор – участие в найме и отборе пер­сонала с учетом требований конкретных профессий и рабочих мест с целью лучшей профориента­ции работников.

Профориентационная работа направлена еще на одно условие успешности будущей трудовой адаптации работников. Это пре­стиж и привлекательность про­фессий и специальностей в обще­стве, в различных социальных группах, для от­дельного человека. Престиж характеризует оценку какого-либо вида деятельно­сти в соответствии с принятой в обществе шкалой ценностей. Привлека­тельность определяет желательность приобретения профессии или специальности тем или иным потенциальным работником. Чем выше престиж и привлекательность про­фессии, тем сильнее стремление работника в ней закрепиться.



Профессиональная адаптация – это взаимное приспособление работника и орга­низации, основывающееся на постепенной врабатываемости со­трудника в новых профессиональных, социальных и организаци­онно-экономических усло­виях труда.

Выделяют два направления трудовой адаптации: первичную и вторичную. В условиях функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. Виды адаптации приводят­ся на рисунке.

Рисунок – Виды адаптации и факторы, на нее влияющие

Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе. Как прави­ло, удовлетворенность трудом наступает при достижении опреде­ленных результатов, а последние приходят по мере освоения со­трудником специфики работы на конкретном рабочем месте.

В процессе психофизиологической адаптации происходит ос­воение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время тру­да. К этим условиям следует отнести: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиеничес­кие нормы производственной обстановки, ритм труда, удоб­ство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, ос­вещенность, вибрация и т.п.).



В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации сотрудник получает информацию о сис­теме деловых и личных взаимоотношений в коллективе и отдель­ных формальных и неформальных группах, о социальных пози­циях отдельных членов группы. Эту информацию он воспринима­ет активно, соотнося ее со своим прошлым социальным опытом, со своими ценностными ориентациями. При принятии сотрудни­ком групповых норм происходит процесс идентификации лич­ности либо с коллективом в целом, либо с какой-либо формаль­ной или неформальной группой.

В процессе организационно-административной адаптации работ­ник знакомится с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адапта­ции у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе. Следует выделить еще одну важную и специфическую сторону организационной адапта­ции – подготовленность сотрудника к восприятию и реализации нововведений (технического или организационного характера).

Экономическая адаптация позволяет работнику ознакомить­ся с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.

В процессе санитарно-гигиенической адаптации работник ос­ваивается с новыми требованиями трудовой, производственной и технологической дисциплины, правилами трудового распоряд­ка. Он привыкает готовить рабочее место к трудовому процессу в сложившихся в организации условиях производства, придержи­ваясь гигиенических и санитарных норм, требований техники бе­зопасности и сохранения здоровья, а также с учетом экономи­ческой безопасности окружающей среды.

Несмотря на различие между видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии.







Сейчас читают про: