Торгово-политические отношения ЕС с Россией

Отношения ЕС с Россией.

В середине 90-х годов на страны ЕС приходилось до 40% внешней торговли России. Однако, до 1996г. в отношении России не были отменены компенсационные пошлины по антидемпинговым процедурам, не были сняты количественные ограничения на экспорт из России в страны ЕС. Из-за этого наша страна каждый год теряет только в торговле в ЕС до 3 млрд.долл.

Торгово-политические отношения ЕС с Россией регулируются в основном Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Рос­сией и ЕС 1994 года.

Главными целями соглашения являются развитие политических экономических связей, отказ ЕС от дискриминации России в об­ласти торговли, создание условий для постепенной интеграции Рос­сии в Европейское экономическое пространство. Для выполнения этого соглашения из бюджета ЕС на ближайшие 4 года будет выде­лено 2,22 млрд.ЭКЮ.

1 февраля 1996г. вступило в силу Времен­ное соглашение о торговле между Россией и ЕС, которое является торгово-экономической частью основного Соглашения. Важнейшим положением этого документа является запрещение ЕС применять к импорту товаров из России количественные ограничения. В то же время Россия сохраняет за собой право введения квот на товары, ввозимые из ЕС, до вступления во Всемирную торговую организацию.

Соглашение о партнерстве и сотруд­ничестве (СПС) создает устойчивый, построенный на основе меж­дународного права режим экономического взаимодействия, охва­тывающего практически всю торговлю товарами между Россией и ЕС, трансграничную торговлю услугами, движение капиталов, учреждение и деятельность комиссий.

Значение СПС заключается в том, что в последние годы ЕС пре­вратился в главного партнера России в международном сотрудни­честве. В стратегическом плане ЕС, располагающий мощным тор­гово-промышленным и финансовым потенциалом, будет и впредь играть ведущую роль в российских внешнеэкономических связях. ЕС выступает как серьезный импортер энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу современного российского экспор­та. На его долю приходится 35% товарооборота России. С 1994 г. наблюдается устойчивый рост объемов взаимной торговли. При этом внешняя торговля с ЕС традиционно складывается с положи­тельным для России сальдо.

СПС заключено на первоначальный период в 10 лет. По условиям СПС предоставляемый сторонами на взаимной основе режим наи­большего благоприятствования полностью соответствует нормам ГАТТ/ВТО. Это означает, что любые преимущества, льготы, иммунитета, предоставляемые Россией или ЕС товарам из третьих стран, должны немедленно и безусловно быть предоставлены соответственно то­варам ЕС и России. В соответствии с СПС для товаров ЕС и России устанавливается национальный режим. Это означает, что россий­ские товары на рынке ЕС и товары ЕС на рынке России не могут облагаться налогами и сборами более высокими, чем отечественные товары.

Важная роль в развитии торгово-экономических отношений Рос­сии и ЕС отводится свободе транзита. В соответствии с правилами ГАТТ транзитные товары освобождаются от таможенных пошлин и транзитных сборов, кроме сборов за предоставляемые услуги: по оформлению документов, по разгрузке, складированию.

В соответствии с СПС отменяются количественные ограничения (квоты) на ввоз в европейские страны российских товаров, за ис­ключением текстиля, стали, ядерных материалов, торговля которы­ми должна регулироваться отдельными соглашениями.

Соглашение обязывает Россию и ЕС обеспечивать эффективную защиту прав на интеллектуальную и промышленную собственность. По основным направлениям сотрудничества, огово­ренным в Соглашении, ЕС будет оказывать России поддержку через ТАСИС — ведущую программу предоставления субсидий бывшим республикам СССР и Монголии. Общий объем средств, предостав­ленных России в 1991—1995 гг. в рамках ТАСИС, составил почти 800 млн. ЭКЮ, т.е. свыше 1 млрд долл. В целом СПС открывает широкие возможности по сближению России и ЕС и ее включению в мировое хозяйство. Однако потребуется немало обоюдных усло­вий, чтобы реализовать эти возможности в полном объеме.

ЕС, формируя свою политику по отношению к России, рассмат­ривает ее как важную и самостоятельную силу в будущей Европе. ЕС обязуется способствовать развитию россий­ских экономических реформ, ее интеграции в мировую экономику на основе рыночных законов, скорейшему вступлению в ВТО и дру­гие международные экономические организации.

Однако, процессы реального экономического сотрудничества между Россией и ЕС находятся еще в начале своего развития. Направления и особенности этого сотрудничества будут во многом зависеть как от развития и трансформации самого ЕС, так и от развертывания процессов интеграции в рамках СНГ. По мнению российских специалистов, главным вопросом в эконо­мических взаимоотношениях России и ЕС в ближайшем десятиле­тии станет создание зоны свободной торговли и разработка меха­низма ее функционирования.

В ближайшей перспективе вопрос о возможности присоединения России к ЕС не актуален по ряду причин:

- Россия сама становится центром формирующегося политиче­ского и экономического объединения стран - бывших республик СССР;

- вступление России в ЕС привело бы к нарушению равновесия ме­жду странами-членами ЕС;

- и кроме того, переход экономики России к рыночным отноше­ниям только начинается, что затрудняет унификацию ее хозяйст­венных механизмов по западноевропейским нормам.

В настоящее время внешнеэкономическая политика России осу­ществляется по двум направлениям: установление все более тесных связей с западноевропейской интеграционной группировкой -ЕС- и развитие процесса реинтеграции бывших республик СССР, восста­новление разрушенных связей со странами СЭВ. Эффективность проведения такой политики покажет ближайшее будущее.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)

EUROPEAN FREE TRADE ASSOCIATION
представляет собой самую крупную после ЕС торгово-экономическую группировку стран Западной Европы.

Она была создана в результате работы Стокгольмской конференции в 1960 г. В своем соглашении ЕАСТ декларирует следующие основные цели:

• скорейшее формирование зоны свободной торговли промышленными товарами;
• всемерное развитие экономической активности;
• достижение возможно более полной занятости населения стран, входящих в ассоциацию, повышению в них финансовой стабильности;
• более рациональное использование ресурсов и природных богатств;
• повышение производительности труда во всех отраслях экономики.

Первоначально в ее состав входили Австрия, Великобритания, Дания (до 1973), Норвегия, Португалия (до 1983), Швейцария, Швеция, позднее вступили Финляндия и Лихтенштейн. Фарерские острова присоединились к ней в декабре 1968 г., а Исландия - в марте 1970 г. Зависимые от этих стран европейские гос-ва, а также их колонии за пределами Европы также могли стать членами ассоциации. В соответствии с провозглашенным в соглашении общим принципом любое суверенное гос-во может подать заявку на членство в ассоциации.

В настоящее время участниками этой ассоциации являются Исландия, Норвегия и Швейцария и Лихтенштейн (остальные входят ныне в состав ЕЭС].

Высший руководящий консультационный орган - Совет, в котором каждая страна имеет один голос. Совет обслуживается секретариатом

Особенности соглашения ЕАСТ:

1. Основой ЕАСТ является зона свободной торговли без тамо­женных пошлин и количественных ограничений, но только в отношении промышленных товаров (действие конвенции ЕАСТ не распространяется на сельскохозяйственную продукцию).

2. Каждое государство-член ЕАСТ проводит самостоятельную торговую политику в отношении третьих стран.

3. В ЕАСТ нет единого таможенного тарифа.

Однако в соглашении не было выражено намерения создать Таможенный союз или Общий рынок.

В 1977 в торговле ЕАСТ с Европейским экономическим сообществом были отменены таможенные пошлины на промышленные товары.

Главное отличие ЕАСТ от ЕС состоит в отсутствии наднациональных ор­ганов, имеющих право издавать законы.
Дальнейшее существование ЕАСТ было поставлено под угрозу введением Великобританией ограничений на импорт в конце 1968 г., а также ее повторной заявкой на членство в Общем рынке в середине 1970 г. 1 января 1973 г. Великобритания, Дания и Ирландия вступили в Общий рынок.
В 1991 г. Европейское сообщество и ЕАСТ заключили пакт, направленный на создание зоны свободной торговли в составе 19 стран, от Исландии до Средиземного моря, после его ратификации в 1993 г. странами-участницами и Европейским парламентом. Этим пактом было создано Европейское экон. пространство.

Таким образом, ассоциация в теперешнем виде представляет собой региональную торгово-экономическую группировку. При этом каждая из стран проводит самостоятельную внешнеторговую политику с третьими государствами, а беспошлинная торговля внутри нее обеспечивается посредством жесткого контроля за происхождением товаров. Члены группировки сохраняют самостоятельные тарифы в отношении третьих стран.
Главным торговым партнером ассоциации на сегодня остается ЕЭС. Соглашения о свободной торговле были также заключены в 1991-93 с Турцией, Чехословакией, Израилем, Польшей, Румынией, Венгрией и Болгарией.

В соответствии с соглашением о Европейском экономическом пространстве (вступившем в силу в 1994), страны ЕАСТ (за исключением Швейцарии и Лихтенштейна) являются его участниками.

Постепенно роль этой группировки в мировой экономике падает, так как ЕАСТ не стала полноценной интеграционной группировкой. Фактически она является своеобразным “поставщиком” новых членов для ЕС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: