Отношения ЕС с Россией.
В середине 90-х годов на страны ЕС приходилось до 40% внешней торговли России. Однако, до 1996г. в отношении России не были отменены компенсационные пошлины по антидемпинговым процедурам, не были сняты количественные ограничения на экспорт из России в страны ЕС. Из-за этого наша страна каждый год теряет только в торговле в ЕС до 3 млрд.долл.
Торгово-политические отношения ЕС с Россией регулируются в основном Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 1994 года.
Главными целями соглашения являются развитие политических экономических связей, отказ ЕС от дискриминации России в области торговли, создание условий для постепенной интеграции России в Европейское экономическое пространство. Для выполнения этого соглашения из бюджета ЕС на ближайшие 4 года будет выделено 2,22 млрд.ЭКЮ.
1 февраля 1996г. вступило в силу Временное соглашение о торговле между Россией и ЕС, которое является торгово-экономической частью основного Соглашения. Важнейшим положением этого документа является запрещение ЕС применять к импорту товаров из России количественные ограничения. В то же время Россия сохраняет за собой право введения квот на товары, ввозимые из ЕС, до вступления во Всемирную торговую организацию.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) создает устойчивый, построенный на основе международного права режим экономического взаимодействия, охватывающего практически всю торговлю товарами между Россией и ЕС, трансграничную торговлю услугами, движение капиталов, учреждение и деятельность комиссий.
Значение СПС заключается в том, что в последние годы ЕС превратился в главного партнера России в международном сотрудничестве. В стратегическом плане ЕС, располагающий мощным торгово-промышленным и финансовым потенциалом, будет и впредь играть ведущую роль в российских внешнеэкономических связях. ЕС выступает как серьезный импортер энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу современного российского экспорта. На его долю приходится 35% товарооборота России. С 1994 г. наблюдается устойчивый рост объемов взаимной торговли. При этом внешняя торговля с ЕС традиционно складывается с положительным для России сальдо.
СПС заключено на первоначальный период в 10 лет. По условиям СПС предоставляемый сторонами на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования полностью соответствует нормам ГАТТ/ВТО. Это означает, что любые преимущества, льготы, иммунитета, предоставляемые Россией или ЕС товарам из третьих стран, должны немедленно и безусловно быть предоставлены соответственно товарам ЕС и России. В соответствии с СПС для товаров ЕС и России устанавливается национальный режим. Это означает, что российские товары на рынке ЕС и товары ЕС на рынке России не могут облагаться налогами и сборами более высокими, чем отечественные товары.
Важная роль в развитии торгово-экономических отношений России и ЕС отводится свободе транзита. В соответствии с правилами ГАТТ транзитные товары освобождаются от таможенных пошлин и транзитных сборов, кроме сборов за предоставляемые услуги: по оформлению документов, по разгрузке, складированию.
В соответствии с СПС отменяются количественные ограничения (квоты) на ввоз в европейские страны российских товаров, за исключением текстиля, стали, ядерных материалов, торговля которыми должна регулироваться отдельными соглашениями.
Соглашение обязывает Россию и ЕС обеспечивать эффективную защиту прав на интеллектуальную и промышленную собственность. По основным направлениям сотрудничества, оговоренным в Соглашении, ЕС будет оказывать России поддержку через ТАСИС — ведущую программу предоставления субсидий бывшим республикам СССР и Монголии. Общий объем средств, предоставленных России в 1991—1995 гг. в рамках ТАСИС, составил почти 800 млн. ЭКЮ, т.е. свыше 1 млрд долл. В целом СПС открывает широкие возможности по сближению России и ЕС и ее включению в мировое хозяйство. Однако потребуется немало обоюдных условий, чтобы реализовать эти возможности в полном объеме.
ЕС, формируя свою политику по отношению к России, рассматривает ее как важную и самостоятельную силу в будущей Европе. ЕС обязуется способствовать развитию российских экономических реформ, ее интеграции в мировую экономику на основе рыночных законов, скорейшему вступлению в ВТО и другие международные экономические организации.
Однако, процессы реального экономического сотрудничества между Россией и ЕС находятся еще в начале своего развития. Направления и особенности этого сотрудничества будут во многом зависеть как от развития и трансформации самого ЕС, так и от развертывания процессов интеграции в рамках СНГ. По мнению российских специалистов, главным вопросом в экономических взаимоотношениях России и ЕС в ближайшем десятилетии станет создание зоны свободной торговли и разработка механизма ее функционирования.
В ближайшей перспективе вопрос о возможности присоединения России к ЕС не актуален по ряду причин:
- Россия сама становится центром формирующегося политического и экономического объединения стран - бывших республик СССР;
- вступление России в ЕС привело бы к нарушению равновесия между странами-членами ЕС;
- и кроме того, переход экономики России к рыночным отношениям только начинается, что затрудняет унификацию ее хозяйственных механизмов по западноевропейским нормам.
В настоящее время внешнеэкономическая политика России осуществляется по двум направлениям: установление все более тесных связей с западноевропейской интеграционной группировкой -ЕС- и развитие процесса реинтеграции бывших республик СССР, восстановление разрушенных связей со странами СЭВ. Эффективность проведения такой политики покажет ближайшее будущее.
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)
EUROPEAN FREE TRADE ASSOCIATION
представляет собой самую крупную после ЕС торгово-экономическую группировку стран Западной Европы.
Она была создана в результате работы Стокгольмской конференции в 1960 г. В своем соглашении ЕАСТ декларирует следующие основные цели:
• скорейшее формирование зоны свободной торговли промышленными товарами;
• всемерное развитие экономической активности;
• достижение возможно более полной занятости населения стран, входящих в ассоциацию, повышению в них финансовой стабильности;
• более рациональное использование ресурсов и природных богатств;
• повышение производительности труда во всех отраслях экономики.
Первоначально в ее состав входили Австрия, Великобритания, Дания (до 1973), Норвегия, Португалия (до 1983), Швейцария, Швеция, позднее вступили Финляндия и Лихтенштейн. Фарерские острова присоединились к ней в декабре 1968 г., а Исландия - в марте 1970 г. Зависимые от этих стран европейские гос-ва, а также их колонии за пределами Европы также могли стать членами ассоциации. В соответствии с провозглашенным в соглашении общим принципом любое суверенное гос-во может подать заявку на членство в ассоциации.
В настоящее время участниками этой ассоциации являются Исландия, Норвегия и Швейцария и Лихтенштейн (остальные входят ныне в состав ЕЭС].
Высший руководящий консультационный орган - Совет, в котором каждая страна имеет один голос. Совет обслуживается секретариатом
Особенности соглашения ЕАСТ:
1. Основой ЕАСТ является зона свободной торговли без таможенных пошлин и количественных ограничений, но только в отношении промышленных товаров (действие конвенции ЕАСТ не распространяется на сельскохозяйственную продукцию).
2. Каждое государство-член ЕАСТ проводит самостоятельную торговую политику в отношении третьих стран.
3. В ЕАСТ нет единого таможенного тарифа.
Однако в соглашении не было выражено намерения создать Таможенный союз или Общий рынок.
В 1977 в торговле ЕАСТ с Европейским экономическим сообществом были отменены таможенные пошлины на промышленные товары.
Главное отличие ЕАСТ от ЕС состоит в отсутствии наднациональных органов, имеющих право издавать законы.
Дальнейшее существование ЕАСТ было поставлено под угрозу введением Великобританией ограничений на импорт в конце 1968 г., а также ее повторной заявкой на членство в Общем рынке в середине 1970 г. 1 января 1973 г. Великобритания, Дания и Ирландия вступили в Общий рынок.
В 1991 г. Европейское сообщество и ЕАСТ заключили пакт, направленный на создание зоны свободной торговли в составе 19 стран, от Исландии до Средиземного моря, после его ратификации в 1993 г. странами-участницами и Европейским парламентом. Этим пактом было создано Европейское экон. пространство.
Таким образом, ассоциация в теперешнем виде представляет собой региональную торгово-экономическую группировку. При этом каждая из стран проводит самостоятельную внешнеторговую политику с третьими государствами, а беспошлинная торговля внутри нее обеспечивается посредством жесткого контроля за происхождением товаров. Члены группировки сохраняют самостоятельные тарифы в отношении третьих стран.
Главным торговым партнером ассоциации на сегодня остается ЕЭС. Соглашения о свободной торговле были также заключены в 1991-93 с Турцией, Чехословакией, Израилем, Польшей, Румынией, Венгрией и Болгарией.
В соответствии с соглашением о Европейском экономическом пространстве (вступившем в силу в 1994), страны ЕАСТ (за исключением Швейцарии и Лихтенштейна) являются его участниками.
Постепенно роль этой группировки в мировой экономике падает, так как ЕАСТ не стала полноценной интеграционной группировкой. Фактически она является своеобразным “поставщиком” новых членов для ЕС.