Продукции, работ, услуг

УРОВЕНЬ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Содружество Независимых Государств

Страны-члены СНГ 24 сентября 1993г. заключили договор об Экономическом союзе, который предусматривает создание сначала ассоциаций свободной торговли, затем таможенного союза и наконец – общего рынка. Решение о создании зоны свободной торговли в рамках Содружества Независимых Государств принято 15 апреля 1994г. В результате товары, ввозимые из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины3, в настоящее время от импортных пошлин освобождаются.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ИНТЕГРАЦИИ -

Основной тенденцией интернационализации экономической деятельности на этом уровне является рост числа и значения транс­национальных корпораций (ТНК). ТНК – ведущие субъекты мирохозяйственных связей.

Официально к транснациональным корпорациям относят компании, имеющие свои предприятия не менее, чем в 2-х странах. Сейчас в мире более 11 тысяч таких фирм. Свыше 600 промышленных корпораций действуют более чем в 10 странах.

Признаки ТНК

1-ый признак ТНК - наличие в других отраслях филиалов, отделений, смешанных предприятий, дочерних компаний (в последних ТНК принадлежит контрольный пакет акций).

2-ой признак - установление контроля за одной или несколькими отраслями мирового хозяйства в целом или на уровне крупного межстранового региона. Во всем мире ТНК контролируют более 1/3 объема промышленного производства и свыше 50 % мирового товарооборота. В руках 5 ТНК находится до 80 % продаж газовых турбин, у 4 компаний - 3/4 ядерных реакторов и 2/3 турбогенераторов. Сильны позиции ТНК и на рынках стандартизованной машинной продукции массового спроса. 8 ТНК выпускают 75 % автомобилей в мире, 7 корпораций - свыше половины сельхозмашин. ТНК держат контроль над основной частью инфраструктуры международной торговли (морской транспорт, склады, сеть переработки и сбыта), что объясняет их решающую роль в контроле над экспортом сырья и продовольствия (древесина, железная руда, бокситы, хлопок, пшеница и др.). Эксперты полагают, что одни японские компании могут с успехом обеспечить мировой спрос в фотокопировальных аппаратах, видеомагнитофонах, микрочипах.

3-й признак ТНК - они национальны по капиталу, но международны по характеру деятельности. Многие корпорации, в особенности Западной Европы и Японии, работают не столько на внутренний рынок, сколько на внешний. Так, у химических концернов Германии - "Хехст", БАСФ, <Байер> - оборот заграничных предприятий превышает оборот головного предприятия.

4-ый признак - очень крупные объемы продаж и прибылей. Так, менее 25 стран имеют нацдоход, превышающий ежегодные продажи “Дженерал моторс” (CШA). Десятки и сотни ТНК по обороту каждая в отдельности превосходят BHП многих развивающихся стран, Колоссальны отдельные сферы деятельности крупнейших ТНК. Так, “Дженерал моторс” и “Форд” располагают НИОКР, равным бюджету всей итальянской промышленности,а ИБМ - бюджету фирм Канады, Швеции, Швейцарии и Голландии вместе взятых.

5-й признак - ТНК имеют многоотраслевой характер, хотя может выделяться ведущая деятельность. Устойчива тенденции повышения уровня диверсификации. Так, одна из американских телефонно-телеграфных компаний в своей деятельности охватывает 5 сфер: телекоммуникационное и злектронное оборудование, машиностроение, потребительские товары и услуги, добыча полезных ископаемых, страховое и банковское дело.

Подавляющее число ТНК по своей национальной принадлеж­ности относится к странам с развитой рыночной экономикой: США, Япония,страны ЕС. На территории нашей страны создается боль­шое количество совместных предприятий (СП). Участниками этих СП часто являются крупные и средние фирмы развитых стран, вхо­дящие в систему транснациональных корпораций. Например, это дочерние предприятия или фирмы таких известных ТНК, как амери­канских "Монсанто", "Ханиуэлл", "Комбасчен инжиниринг", швей­царский "Хоффман-ля-Рош", "Сандоз", французских "Буиг", Пе­шинэ" и др.

Деятельность ТНК на зарубежных рынках в основном стро­ится, исходя их двух стратегий:

1. Филиалы ТНК за рубежом являются поставщиками полу­фабрикатов материнской компании или покупателями ее конечной продукции.

2. Филиалы частично или полностью дублируют деятельность материнской компании за счет производства тех же товаров, но не­посредственно для собственного национального рынка.

Деятельность ТНК основана на вывозе капитала: то есть часть капитала изымается из процесса его оборота в одной стране и вклю­чается в процесс такого же оборота в другой стране в различных существующих для этого формах. Так создается основа для между­народного переплетения производственных, экономических и соци­альных процессов.

Наиболее интенсивно процесс вывоза капитала развивается в США, Японии, Германии. На долю этих стран приходится более 50% всех иностранных инвестиций стран с развитой рыночной эко­номикой. Основными регионами приложения капитала являются как сами развитые страны, так и развивающиеся: страны Латинской Америки, Восточной Азии (Индонезия, Китай, Бразилия, Сингапур и др.). Главной целью вывоза капитала является экономический инте­рес: ТНК вкладывает свои средства в те страны и регионы, где им обеспечивается прибыль выше национальной средней. Основные причины вывоза капитала:

- использовать различия в уровне издержек производства ме­жду отдельными странами, прежде всего в уровне заработной платы;

- гарантированно обеспечить свои предприятия сырьем;

- иметь надежные каналы сбыта продукции.

Оконча­тельное принятие решения ТНК об осуществлении капиталовложе­ний в создание дочерних зарубежных филиалов зависит от ряда фак­торов. Наиболее важными из них являются следующие:

- политическая и экономическая стабильность в принимающей стране;

- государственные льготы и стимулы (предоставление земель­ных участков на льготных условиях, строительство или предостав­ление государством необходимой инфраструктуры и т.д.);

- наличие квалифицированной рабочей силы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: