Вопрос 3. Перспективы развития СПС в России

ВОПРОС 2. Классификация специализированных транспортных средств

ВОПРОС 1. Классификация специальных грузов

Лекция 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ

ВВЕДЕНИЕ

Смирнов А. В.

С50 Специализированный подвижной состав: Конспект лекций / НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2001. – 85 с.

Изложен курс лекций и практических занятий по устройству, расчету и эксплуатации специализированного подвижного состава.

Предназначено для студентов специальности 190601 “Автомобили и автомобильное хозяйство”.

УДК 629.114.3

© Новгородский государственный университет, 2001

© А. В. Смирнов, составление 2001


Автомобильный транспорт имеет значительные преимущества перед железнодорожным, водным и воздушным транспортом. Это автономность, возможность передвигаться в условиях бездорожья и, наконец, невысокая стоимость при изготовлении.

Автомобильный транспорт имеет самое различное предназначение от основного – перемещение грузов и людей, до выполнения узкоспециальных задач, обеспечиваемых специализированным подвижным составом. При этом используются базовые модели с дополнительными приспособлениями, а также шасси с установленным на нем оборудованием. Установка оборудования должна быть увязана с возможностями шасси. В первую очередь это – грузоподъемность и мощность силовой установки.

Использование специализированного подвижного состава позволяет значительно упростить, а иногда и является единственной возможностью выполнить работы самого широкого диапазона. К таким работам можно отнести транспортирование грузов с любыми требованиями к условиям погрузки-выгрузки и сохранности в пути следования, обслуживание производственных и технологических процессов строительства и др.

Специализированный автомобильный транспорт – одно из звеньев комплексной механизации функционирования различных объектов и систем.

В данном учебном пособии рассмотрены вопросы классификации грузов и специализированных транспортных средств, а также устройство, работа и некоторые расчеты при производстве и эффективном использовании подвижного состава.

Знание устройства и правильного использования специализированного подвижного состава позволит упростить и удешевить перемещение грузов и выполнение специальных работ.

Специализированный подвижный состав (СПС) – транспортные средства, предназначенные для перевозки специальных грузов или обору­дованные специальными погрузочными (разгрузочными) устройствами, позволяющими (облегчающими) погрузку-выгрузку таких грузов.

Специализированное транспортное средство представляет собой авто­мобиль или автопоезд в составе автомобиля-тягача и прицепа (прицепов) или полуприцепа.

Анализ грузов, перевозка которых обычными транспортными средствами затруднена или невозможна, позволяет определить рациональную структуру парка СПС.

Все грузы, перевозимые СПС, сгруппированы в пять групп, по параметрам:

– физические свойства;

– химические свойства;

– биологические свойства;

– масса;

– объем;

– размеры;

– способы погрузки или выгрузки;

– способы хранения;

– санитарные требования.

Рассмотрим деление грузов по группам.

1 группа включает грузы:

– длинномерные (трубы, лес, колонны и др.);

– объемные и крупногабаритные (будки-бытовки, киоски торговые и т. д.);

– штучные (легковые автомобили погрузчики и др.).

При перевозке грузов первой группы необходимо предохранять их от поломок, разрушения поверхностей и перемещения на транспортном средстве при движении.

В зависимости от характера груза необходимо учитывать ориентацию груза по вертикали, опору на поверхность или же только на определенные точки ивозможность опирания друг на друга.

Подвижный состав должен иметь платформу без бортов со сплошным основанием или раздвижную, оборудованную специальными устройствами захвата, крепления или удержания.

Грузы II группы в основном сыпучие или навалочные. Условно их делят на три подгруппы:

– обычные сыпучие (грунт, инертные материалы и др.), сохраняющие свои физические свойства при перевозке без дополнительных условий;

– сыпучие, требующие защиты от атмосферных осадков (мел, цемент);

– полужидкие или вязкие, требующие особых условий перевозки.

Например, товарный бетон или раствор требует перемешивания для предупреждения расслаивания или затвердевания, а также подогрева при низких температурах.

Грузы III группы также делят на три подгруппы:

– продовольственные товары (бакалейные, кондитерские, кулинарные и др.);

– промышленные товары (аппараты и инструменты, мебель и др.);

– сырье для легкой и пищевой промышленности (волокно, пряжа, мука, сахар и др.). Здесь наиболее сложна перевозка скоропортящихся продуктов (мясопродукты, молочные и кулинарные продукты и др.).

Грузы IV группы подразделяют на две подгруппы:

– жидкие (наливные);

– порошкообразные.

Жидкие могут быть огнеопасны и коррозионны (нефтепродукты, кислоты и др.) или подвержены вспениванию (молоко, пиво). При перевозке грузов этой подгруппы необходима изоляция от атмосферы, герметизация емкостей, охлаждение или обогрев, предупреждение взбалтывания и гидравлических ударов, контроль состояния груза.

Порошкообразные грузы, как правило, гигроскопичны, а увлажнение способствует забиванию затворов и труб. Кроме того, эти грузы подвержены сильному слеживанию и образованию сводов. Транспортирование в откры­тых кузовах приводит к большим потерям при возмущениях встречного потока воздуха. Большинство этих грузов вредны для человека, поэтому необходима, тщательная герметизация при перевозке и погрузке-выгрузке.

Грузы V группы – это крупноразмерные изделия (витринное стекло, железобетонные конструкции, кабель), подлежащие перевозке в вертикальном положении.

Перевозка перечисленных грузов предопределила разработку специ­альных транспортных средств, обеспечивающих сохранность грузов и безопасность перевозок.

Основным классификационным признаком специализированных автомобилей является тип кузова. Классификация СПС в зависимости от перевозимого груза и наличия погрузочно-разгрузочных устройств приведена в Приложении 1.

Для постоянной эксплуатации в сложных дорожных условиях применяют автомобили повышенной проходимости, а прицепы и полуприцепы с ведущими ("активными") осями.

Для междугородных перевозок созданы специализированные магистральные автопоезда большой грузоподъемности (контейнеровозы, рефрижераторы и др.).

По сравнению с обычными автомобилями СПС имеет преимущества:

– выше коэффициент использования грузоподъемности;

– лучшая сохранность грузов при перевозке;

– выше механизация при погрузке и выгрузке грузов;

– возможность перевозки специфических грузов (жидких, тяжело­весных, длинномерных и др.);

– снижение затрат на тару упаковку грузов (фургоны);

– повышение безопасности и улучшение санитарно-гигиенических условий перевозок.

Но есть и недостатки у СПС:

– большая стоимость изготовления;

– снижение грузоподъемности по сравнению с базовыми моделями;

– выше трудоемкость обслуживания;

– невозможность избежания в ряде случаев обратных порожних пробегов.

Несмотря на эти недостатки, большой экономический эффект перевозки специализированных грузов определяет не только сохранение, но и развитие парка СПС.

Многообразие перевозимых грузов, снижение временных и материаль­ных затрат на обработку грузов в процессе перевозки и постоянно возрастаю­щие требования к сохранности грузов при перевозках определяют устойчивую тенденцию увеличения спроса на специализированный подвижной состав.

Создается все больше предприятий, занимающихся перевозкой только специализированных грузов.

Создание СПС в нашей стране производится тремя способами:

- изготовлением СПС на автозаводах по выпуску автомобилей общего назначения;

- изготовлением СПС отраслевыми автопредприятиями для нужд своей отрасли на базе автомобилей общего назначения;

- переоборудованием автотранспортных средств общего назначения в специализированные путем несложной реконструкции базовых моделей на самих автопредприятиях. Направления реконструкции определялись поступающими на АТП заказами на перевозку тех или иных грузов.

Изменившиеся в последние годы экономические условия, развивающие­ся рыночные отношения заставили заводы автомобильной промышленности интенсивно изыскивать возможности изготовления СПС на своих производст­венных площадях. При этом можно выделить следующие направления изменений конструкции и типажа специализированного подвижного состава:

- оперативное реагирование на изменения номенклатуры перевозимых грузов созданием новых моделей СПС с минимальными сроками разработки и запуска в производство;

- разработка отраслями и ведомствами типажа СПС для широкого и эффективного использования специализированных автотранспортных средств в целях обеспечения производственных нужд;

- увеличение выпуска СПС малой грузоподъемности на базовых моделях с разрабатываемыми дизельными двигателями ЯМЗ-523; 524 (соответственно 3- и 4-цилиндровыми);

- максимальное упрощение и снижение материалоемкости оборудо­вания при безусловном выполнении требований по перевозке определенных грузов;

- сведение к минимуму или исключение конструктивных изменений или доработок базовых моделей автомобилей;

- разработку универсального СПС для перевозки номенклатуры грузов, как минимум, одной группы;

- сохранение, а желательно и улучшение, эксплуатационных свойств базовых моделей;

- широкое применение погрузоразгрузочных механизмов;

- выпуск СПС, выполненного по модульному принципу;

- развитие эксплуатационно-ремонтной базы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: