Менеджер-управляющий

М енеджер-инноватор.

Менеджер-дипломат.

Среди навыков и умений менеджера- способность ведения переговоров выступает как

значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего

времени на установление контактов.

Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и

технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.

От него в частности требуется:

• наличие общих знаний в области управления предприятием;

• компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;

• владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирм в наиболее выгодных сферах применения;

регуляторы и возможности, которые помогут предельно смягчить последствия крутых рыночных поворотов.

огромное значение для менеджера имеет умение посмотреть на себя со стороны. Правильная самооценка- важный фактор успеха.

не менее важна и справедливая оценка менеджером достигнутых подчиненными результатов, систематическое обсуждение их в коллективе. При этом не следует замалчивать ошибок и просчетов, с тем чтобы не допускать их в дальнейшем.

Умелый менеджер постоянно отмечает ценность и значение для коллектива каждого работника. Но при этом подчеркиваются не наличие большого потенциала у работника. Его положительные стороны и качества, а реально достигнутые результаты.

• Важным принципом менеджера является точное в каждом конкретном случае соизмерение способностей работника и выдвигаемой перед ним задачи. Чем более четко определены сотруднику конечные цели его труда, чем точнее охарактеризованы механизм и этапы его достижения, тем меньше должно быть поручений, связанных с частными задачами. Главное - обеспечить работников такими инструкциями и указаниями, так разъяснить существо того, что необходимо сделать, способы достижения намеченного, чтобы они могли действовать самостоятельно и инициативно.

• Необходимо отметить и социальную сторону управления - взаимодействие руководителя и персонала. \

• Поскольку менеджмент трактуется прежде всего как.наука об управлении людьми, любое предпринимательство строится на контактах. Не будучи знатоком человеческой натуры менеджер не может рассчитывать на успех.

• Практика убеждает, что эффективность работы, отдача подчиненных во многом предопределяется характером отношений с руководителем, который должен находить индивидуальный подход к каждому. Стремление понять нужды и трудности, умение поставить себя на место работника, демонстрацией заинтересованности в его успехе можно добиться в тысячу раз больше, чем принуждением.

Чтобы квалифицированно управлять производством, менеджеру необходимо иметь соответствующие занимаемой должности знания в области техники, экономики, организации производства и управления.

Знания должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы на. производстве. Общий объем комплекса теоретических и практических знаний и соответствие знаний в различных областях науки и техники, экономики, организации производства и управления, требующихся для осуществления квалифицированного руководства, зависит от тех функций управления, которые выполняет менеджер.

Чем крупнее подразделение, тем большим общим комплексом знаний он должен обладать. Объем необходимых менеджеру знаний в различных областях науки зависит от того, каким участком он руководит.

Менеджер как минимум должен уметь:

1. Организовывать и планировать производство и реализацию

продукции.

2. Принимать правильные нестандартные управленческие реше­ния.

3. Руководить коллективом на уровне современных требований (быть лидером).

4. Общаться, контактировать с людьми.

5.Побуждать работников к творческой деятельности, рациона­лизации, изобретательству, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного.

6.Находить выход из конфликтной ситуации.

7. Быть предельно объективным, независимо от своих симпатий.

8. Подбирать, отбирать и обучать работников.

9. Уметь подчиняться и соблюдать субординацию.

10. Вести деловые переговоры.

Конечно, для того чтобы быть способным, выполнять столь разносторонние и многоплановые обязанности, менеджеру необходимо обладать соответствующими качествами и быть основательно подго­товленным. Кроме того, менеджер должен постоянно пополнять свой багаж, знаний.

Для нарождающегося в нашей стране предпринимательства осо­бое значение приобретает социальная этика, общественная ответственность. Как показывают проведенные в США социологические исследования, начинающие бизнесмены, как правило, стремятся прежде всего к "троице"; деньгам, власти, вещам - усматривая весь смысл жизни в накопительстве. Столь однобокая устремленность вряд ли может способствовать решению общественных проблем, что подрывает сами основы экономики и, следовательно, предпринимательства.

Российскому менеджеру приходится сталкиваться также с гру­зом технико-технологических отсталостей. Замена, модернизация обо­рудования требует огромных затрат, что ведет к снижению прибыли, ограничивает возможности самофинансирования, затрудняет решение вопросов социального развитая коллектива.

На сегодня в нашей стране только каждое третье предприятие способно обеспечивать расширенное воспроизводство за счет собс­твенных накоплений. Вместе с тем резервы улучшения хозяйствования огромны, особенно в области снижения затрат. На это и направляется все мастерство и умение менеджера - в короткие сроки обеспечить высокую прибыльность предприятий, также добиться, чтобы человек труда использовал весь свой потенциал, все возмож­ности для повышения производительности и качества работ, чтобы заинтересовать работника в достижении фирмой, в которой он занят, максимальной прибили. Так, же начинает осуществляться продажа работникам акций предприятия, дивиденды по которым прямо и непос­редственно зависят от прибыли, т.е. конечного результата совмест­ной деятельности коллектива, всех вместе и каждого в отдельности.

Большое значение имеет предоставление права сотруднику ак­тивно участвовать в ведении всех дел и решений проблем коллекти­ва. Прямое, непосредственное, активное и реальное участие трудящихся в управлении - один из основных факторов коммерческого успеха.

Итак, менеджмент - наш путь в будущее. Это подтверждает весь

накопленный огромный опыт. Обратимся к нему.

Одной из наиболее эффективных школ менеджмента во всем мире признана японская. Ее успех складывается из многих слагаемых, но главное - из умения работать индивидуально с людьми. Среда работ­ников, состоящих в штате, идет постоянная конкуренция за право подняться выше по служебной лестнице. Фирма гарантирует сотруд­нику занятость только при полной самоотдаче.

Надежность управления определяется тремя факторами: людьми, материалами, капиталом. Это основные ресурсы, на которые было поставлено развитие японской экономики. Следует отметить, что японский народ очень трудолюбив по своей природе. В Японии на высо­кий уровень поставлено народное образование, поэтому профессиональные, квалифицированные рабочие имеют достаточный образова­тельный уровень, а управляющие – все университетское образование.

Менеджер обязан быть предприимчивым человеком т.е. добиваться конкретных экономических и социальных целей бла­годаря нахождению и практической реализации оригинальных, нестан­дартных решений, как правило, связанных с немалым хозяйственным риском. Менеджеру необходимы такие качества как новаторство и оригинальность в достижении поставленных целей, деловитость и практичность, смелость и изобретательность, нацеленность на максимально эффективное использование всех имеющихся возможностей.

Для иллюстрации того, как всесторонне и глубоко готовят к работе современного руководителя. Приводится программа повышения квалификации менеджеров одной из крупнейших американских фирм. Она включает изучение следующих тем

  1. Исследование рынков.

2. Прогнозирование (техника, методы, концепции).

3.Маркетинговое планирование (планирование спроса и сбыта).

4.Цены и ценообразование.

5. Бюджет (техника разработки, способы использования, кон­цепции формирования).

6. Каналы товародвижения (техника, характеристика, политика использования)

7. Товары и фирмы.

8. Рынок и покупатели, характеристика потребителей товаров.

9. Формирование спроса на продукцию фирмы и стимулмрование сбыта.

10. Бухгалтерский анализ.

11. Финансы (деньги, банковские учреждения, финансовый инструментарий, методы финансирования, инвестиции, формирование капитала, отчетность, рыночная деятельность).

12.Внешняя торговля.

13.Трудовое законодательство.

I4. Использование ЭВМ и основы информатики.

15. Технология производства, ее роль в конкуренции”

16. Макро- и микро экономика.

17. Социальная ответственность за рыночную деятельность фирмы.

18. Материально-техническое снабжение (источники, транспорти­ровка, кадры).

19. Фирма (история, структура, кадры, принципы деятельности, способы управления).

Таким образом, менеджер должен знать и уметь, делать прак­тически все. А поскольку это невозможно, для каждой сферы эконо­мики нужны, свои специалисты – менеджеры, для которых широкая многоплановая общая подготовка органически увязывается с детальным познанием особенностей специфики конкретной отрасли.

Необходимо быть доброжелательным, уважать своих подчиненных, проявлять необходимый такт общении с ними. И тогда вам удастся создать атмосферу, не только способствующую раскрытию творческих возможностей каждого сотрудника, но и благотворно оказывающуюся на производительности труда и здоровье.

Среди личностных качеств, которые высоко ценились и ценятся выделяют ум,

энергичность, упорство в достижении цели, принципиальность и решительность,

честность и справедливость, высокую требовательность к себе и другим, умение уважать подчиненных и считаться с их мнением, чувство долга и ответственности.

Опыт и условия деятельности западных и российских ком­паний обусловили различия в поведении менеджеров -(табл. 3.4). Изменение условий функционирования россий­ских организаций неизбежно повлечет за собой изменения требований к российским менеджерам. И в конечном сче­те модель их поведения приблизится к модели поведения менеджеров западных компаний

Сопоставление моделей поведения менеджеров России и иностранных компаний Западной Европы

Менеджеры западноевропейских компаний Менеджеры российских компаний
Малое — это хорошо Крупное — это хорошо
Эволюция: от надежд на точные знания к искусству менеджмента Знание — это изменение, организация — это социальная машина
Примат добровольной мотивации работников над принуждением Примат принуждения над добровольной мотивацией
Инициативность Исполнительность
Управляемость как достижение общей цели Управляемость как степень контроля
Информация — общее достояние персонала Информация — собственность или товар во внутриорганизационном обмене
Изменение как самостоятельная ценность, стратегия непрерывных изменений Ценность стабильности, изменение как нечто вынужденное
Управление ориентировано на активизацию людей Управление ориентировано на задания и цели
Менеджеры легко признают свою некомпетентность Руководители делают вид, что всегда компетентны
Устной договоренности придается такое же значение, как и письменной Больше ценят письменные договоры и обязательства
Приглашают консультантов регулярно Приглашают консультантов редко
Консультанты работают на средний управленческий персонал Консультанты работают на руководителя организации

Для экономики России на современном этапе характерны следующие черты: коммерциализация государственных предприятий, неопределенность и нестабильность внеш­ней среды, разрушение сложившихся производственно-хо­зяйственных связей, структурная перестройка, инфляция, резкое сокращение государственного финансирования.

В такой ситуации от менеджеров требуется активное ис­пользование профессиональных знаний, мобилизация творческих сил и способностей.

В условиях становления рыночной экономики и общей экономической дестабилизации деятельность менеджеров значительно усложняется, поскольку им приходится кон­тролировать беспрецедентные для западной практики, неуправляемые ситуации. Менеджеры должны уметь при­нимать решения в условиях высочайшего риска и неопре­деленности, когда требуются особая оперативность, само­стоятельность и ответственность за принимаемые решения. В таких обстоятельствах менеджеры обязаны обладать и на­выками собственно предпринимательскими, в частности, быть инициативными, находчивыми, изобретательными, быстро ориентироваться в меняющейся рыночной ситуа­ции, перераспределять ресурсы в наиболее выгодные сфе­ры. Российские менеджеры вынуждены интенсивно овла­девать знаниями в области маркетинга и теории финансов, заниматься «клиентной ориентацией персонала», которая, по мнению отечественных специалистов, является одной из «формул успеха» организации.

Перспективная модель менеджера

В ближайшем будущем менеджерам предстоит столкнуть­ся с множеством проблем, основные из них таковы:

• Происходит интернационализация экономик всех стран при одновременном возрастании сложности и измене­нии рынков закупок сырья и сбыта. Менеджеры будут действовать в глобальном пространстве и должны встре­титься с проблемами глобальной конкуренции, более широким спектром противодействующих сил.

• Эффективность деятельности организации и менедже­ров будет зависеть в первую очередь от трех взаимосвя­занных составляющих: качества, производительности и ориентации на потребителей.

•Дальнейшее развитие НТП, многообразные технологи­ческие изменения,

касающиеся технологии изготовле­ния продукции.

.• Изменяются критерии, определяющие квалификацию работ. Основную роль начинают играть работы, требующие, во-первых, применения «прилежных» машин с широкими техническими возможностями, а, во-вторых, сотрудников, оптимально сочетающих в себе гибкость пеотребность к творческой деятельности. В связи с этим повышаются требования к квалификации сотрудников.

„ „ с -

Люди — это главный компонент любой организации

разница между эффективной и неэффективной органи­зацией определяется ее рабочей силой. Наличие более квалифицированной рабочей силы позволяет организа­ции лучше выдерживать конкуренцию.

• Происходят изменения в ценностных ориентациях со­трудников, что является вполне естественным процес­сом дальнейшего изменения мышления, развития тру­довой морали. Получает новое содержание этика труда: работа выступает не только как средство заработать для последующего удовлетворения непосредственных жиз­ненных потребностей, но и как инструмент для само­развития и самоорганизации.

• Все большее внимание будет уделяться этической сто­роне деловых отношений. Понятие морали вновь вы­двигается на передний план. Руководитель (менеджер) нового типа должен быть образцом как в своей органи­зации, так и за ее пределами.

1.3.1 Отличия «менеджера» от «предпринимателя»

Менеджер должен досконально знать то дело, которым занимается, быть специалистом в нем?

У него должна быть одновременно качества и администратора и лидера.

Ему необходимо учитывать баланс интересов всех сторон, участвующих в совместном бизнесе.

Он должен быть коммуникабельным.

Его интеллектуальные горизонты должны быть широкими.

Хороший менеджер не ждет информацию, а добывает ее, широко использует и внутреннюю, и внешнюю информационную сеть - он перемалывает факты в информацию, а информацию - в знания.

Какова роль менеджера как руководителя коллектива? Он должен работать с людьми, с подчиненными- так, чтобы они прониклись пониманием нужности дела, которым заняты. У менеджера должно быть чувство перспективы, знание того, что нужно его ком­пании сейчас и в будущем. Хороший менеджер, с одной стороны, должен уметь оценить талант сотрудника, а с другой, знать как избавиться от тех, кто не оправдал надежд, не нарушая при этом законов порядочности.

Предприниматель Менеджер
Действует на свой страх и риск Ориентирован на: -достижение; -предприниматель-работник; -творчество; -продажа товара, как средство общения с потребителем; -высокая степень свободы; -быстрая адаптация; -чувство интуиции; -общественная полезность; -личная предприимчивость; -достижение Наемный профессиональный специалист Ориентирован на: -обладание властью; -иерархия в управлении; -подчиненность; -закостенелая структура; -высокая степень зависимости; -менеджер далек от потребителя; -чувство привычки; -незаинтересованность;

Менеджер должен уметь слушать людей: работник на низшей иерархической ступени лучше разбирается в своем конкретном деле, чем менеджер. Менеджер, который жаждет успеха, должен научиться слушать и слышать даже то, что не оказано. Особенно в Японии, где молчание - достоинство

1.3.2. Новая модель «менеджера»

Для эффективного управления организацией необходим конструктивный реалист, который должен отвечать опре­деленным требованиям и обладать рядом ключевых навы­ков. К настоящему времени определились следующие ха­рактеристики менеджера, составляющие основу новой модели:

1) Менеджер — это глобальный стратег, способный пла­нировать деятельность организации с учетом будущего развития рынков.

2) Он должен обладать приспособляемостью, которая ха­рактеризуется способностью определять и реагировать на неожидаемые изменения, своевременно менять пла­ны и действия, исходя из новых условий. Эффективные менеджеры не должны бояться перемен, а должны поль­зоваться ими и влиять на их ход. Завтрашние менедже­ры станут архитекторами перемен в том смысле, что они будут упреждать тенденции в бизнес-среде, искать но­вые способы удовлетворения потребителей и исследо­вать методы увеличения эффективности и результатив­ности организации.

3) Должен использовать современные методы и техноло­гии в процессе управления организаций, в первую оче­редь информационные, компьютерные. Сейчас век информации! Бизнес трансформировался из производящего продукцию в управление информацией, и менеджеры
также должны быть способны осуществлять этот переход.

4) Развитое мышление в критических ситуациях — способность решать проблемы, не путать мнения с аргументами ассоциации с причинной связью, умение не только

оценить, но и продумать аргументы, обладать здравым смыслом — все это важно для менеджера будущего.
5) Творческая деятельность — менеджеры должны проявлять

созидательность в разработке новых программ или интерпретации традиционных методов и подходов к новым условиям. Они должны быть инноваторами, создавая ПрИ этом инновационную обстановку в коллективе,

поддерживая инициативу сотрудников, способствуя развитию их потенциала. Для приобретения данных навыков менеджерам необходимо постоянное саморазвитие, самообучение

Менеджер умеющий говорить с людьми профессионально, грамотно и задушевно, обладает повышенным эффектом личного воздействия на их сознание, Впечатление О руководители во многом зависит от того, насколько доходчиво в деловито ^н ставит производственные задачи, терпеливо разъясняет в случае необходимости пути их решения. Людей особенно располагает уважительная манере, разговора с ними, проникновенность и сердечность.

В XXI в. от менеджеров требуется более высокий уровень профессионализма, чем раньше. Управление становится профессией и, чтобы добиться успеха, недостаточно только базового образования и собственного опыта. Поэтому руководителю необходи­мо постоянно совершенствовать свое управленческое искусство, внед­рять новые методу работы. Вот черты, которые должны быть присущи современному менеджеру:

Комплекс специальных знаний; высокая компетенция и эрудиция;

предприимчивость, инициативность, способность к риску, критический подход к существующему положению дел;

гибкость и рациональность мышления и действий;

Умение обращаться с людьми, творческое содружество, товари­щеское взаимодействие;

широкий кругозор, потребность в постоянном получении новых знаний;

умение создать условия для развития личности подчиненных.

Не менее важно менеджеру поддерживать свою физическую форму. В США и некоторых других странах фирмы увольняют руководителей, которые имеют превышение веса, против нормы. Многие западные фирмы принуждают сотрудников отказаться от курения, принимая на себя расходы на лечение от этой вредной привычки.

Рассмотрим последовательность действий менеджера:

1. Изучение и отбор новых товаров, обоснование и целесооб­разность организаций их производства;

2. Оценка предполагаемого к выпуску товара по его качествам,

с точки зрения потребителя.

3. Выявление оптимальной упаковки (физические особенности, внешняя привлекательность). Главное, чтобы упаковка выделяла то­вар среди других. Финские менеджеры утверждают: "Хорошо, красиво упаковать товар – наполовину его продать".

4. Исследование товара с точки зрения экологических требований, установление в этой области норм.

5. Изучение реакции конкурентов на ввод на рынок нового товара.

Особое место в работе менеджера занимает планирование, т.к. оно определяет получение оптимальных коммерческих результатов, главный ив которых является высокая прибыль.

- планирование – непрерывный процесс, стимулирующий творческое начало деятельности всего коллектива;

- подчиненные призваны активно участвовать в процессе планирования, ведь чем выше конечный результат, тем весомее их разработки;

-следует постоянно информировать коллектив о ходе выполнения намеченного планом, имеющихся отклонений в целях активизации поиска путей и решение возникающих проблем.

Менеджеру приходится так планировать распределение прибыли, чтобы не нанести ущерба ни одной стороне, и в тоже время обеспечить благосостояние компании, а для этого нужны соответствующие знания, умение, такт, чутье. Плановые программы предприятий на Западе носят жесткий директивный характер; имеется календарный план работы - кто делает, что и когда делает.

Роль менеджера в обеспечении культуры служебного общения. Существуют определенные правила служебного этикета. Например, правила проведения деловых переговоров. Следует соблюдать следующие обязательные требования;

- вежливый тон обращения;

- лаконизм и четкость изложения;

- предварительная подготовка к разговору;

- отказ от категоричного, приказного тона.

Каким должен быть менеджер.

1. Менеджер должен быть ориентирован на горизонтальный рост.

Горизонтальная карьера – это не служебный рост, не звездочки на погонах, а рост профессионального мастерства, то, что невозможно отнять у человека, и то, чем нельзя наделить приказом.

Менеджер, ориентированный на профессиональный рост как на нечто существенно более важное, чем служебная карьера или зар­плата, не гонится за должностями, а учится. А если для дела тре­буется ему какая ни будь должность, он берет ее, как срывает яб­локо с ветки. Не получается - учись. ОН учится у всех.

С другой стороны, жалко выглядит и нездоров душой человек, сделавший вертикальную карьеру, но не справившийся с горизонтальной, скрытый неудачник. Жестока расплата за отказ от горизон­тальной карьеры. Она - ценность.

2. Управление с любой точки.

Помогайте, советуйте, управляйте всеми, кто в этом нуждается. Управляйте из любой точки организации, региона или страны. Управляйте любой организацией, регионом или страной, когда в этом есть необходимость. То обстоятельство, что объект управления формально вам не подчинен, не может быть препятствием для квалифицированного управления им.

Не получается управлять таким образом - учитесь! Все, что не поддается вашему управляющему воздействию, обнажает недостаток знаний навыков.

Если вы, работая мастером на автотранспортном предприятии в Вологде, не знаете, как и что вам предпринять, чтобы повысит урожай риса в далекой китайской провинции, вы еще hе достигли совершенства. Вам, как менеджеру, еще надо много учиться,

Ничто так не продвигает менеджера в его искусстве, как управление из любой точки, управление не подчиненными ему объектами.

3. Без жадоб и просьб.

Менеджер не может ни просить ни жаловаться. (Конечно, ес­ли жалобы и просьбы не используются как ход в игре).

Физик может жаловаться, что ему не дали оборудования, ху­дожник на недостаток нормальных кистей, водитель - на недобросовестность ремонтников. И только менеджер, управляющий всеми и отвечающий за все, ни на кого не может жаловаться ни о чем просить. Он. должен все получать сам, сам достать, вам органи­зовать, уговорить, заставить, организовать.

Не сумел – учись.

4. Радость неудачи.

Менеджер радуется неудачам - они продвигают его вперед.

Человека целеустремленного любые встряски в обществе прод­вигают вперед. Неудачи продвигают к цели, реализуя обратную связь менеджера с социальной реальностью. Удачи тоже продвигают к цели, но удача - понятие менее четкое, чем неудача, с которой она неразрывно связана. Неудача-нарушение ожиданий, ошибка в прогнозе, удача - отсутствие ошибки там, где она была возможна.

Раньше считалось, что если боги хотят наказать человека, они отнимают у него разум, прибегая о испытанному методу; сни­мают все препятствия на пути человека, лишая тем самым права его на неудачу. Обреченный на удачу человек теряет ориентацию, кон­тура социальной реальности расплываются, он впадает в безумие и погибает. Неудача - это всегда новое знание, и тот, кто ориенти­рован па горизонтальную карьеру. но может ей не радоваться.

5. Большая цель.

Менеджер должен иметь цель в жизни, дело, благородное, по­лезное народу, стране, человечеству. Преследовать мелкие цели не интересно, да и не делает чести.

Большая цель выходит за рамки жизни. Смысл великой деятель­ности лежит за ее пределами. Смысл жизни лежит за ее пределами.

Ставить цель в пределах собственной жизни, значит лишать ее смысла. Плохо достичь цели при жизни - это значит, что она не была большой. Плохо не достичь цели за рамками жизни- значит, цель была нереальной, ненастоящей, как - если бы ее на было вовсе.

Контрольные вопросы

1. Сущность менеджмента

2. Особенности формулирования миссии

3. Цели менеджмента

4. Модель поведения менеджера

5. Каким должен быть менеджер: дипломат, инноватор, управляющий

6. Перспективная модель менеджера

7. Элементы новой модели менеджера

8. Творческая деятельность менеджера

9. Качества преуспевающего менеджера

Название тем практических занятий

Тест входного контроля - Оценка теста

Задания 1,2 - Обсуждение заданий

Задания 3,4,5,6,7 - Обсуждение заданий

Рекомендуемая литература

1,3,4,5,8,9,11,15,19,20,24.

39 – Методические указания к практическим занятиям

38 – Методические указания к самостоятельной работе


Раздел 2. Эволюция управленческой мысли

2.1. Управленческие революции

2.1. 1. Первая и вторая управленческие революции

История возникновения и развития менеджмента насчитывает до семи тысячелетий. Достижения крупных организаций древности: Римской империи, империи Александра Македонского, свидетельствует о довольно развитых системах управления. некоторые основы понимания управления были заложены в древности. За весь период эволюции менеджмента насчитывается путь управленческих революций. Первая в управлении- «религиозно- коммерческая» революция отражает коммерческую деятельность жрецов- бизнесменов в древнем Шумере. В шумерских письменах, дотированных третьем тысячелетием до нашей эры, упоминается законы и сделки, свидетельствующие о существовании в государстве практики управления.

Вторая революция- «светско-административная» во втором тысячелетии до нашей эры. Она связана с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи. Свод законов содержал более 250 законов регулирующих общественные отношения между различными группами населения, усиливали контроль и ответственность за выполнение работ.

2.1.2. Третья и четвертая управленческие революции

Третья революция известна как «производственно-строительная» во вр5емена правления Навуходоносора второго в первом веке до нашей эры и была связана с государственными методами правления в сфере производства и строительства. Серьезные разработки были в китайских трактатах: прообразы должностных инструкций; идеи программно-целевого управления; принципы специализации; принципы управления рабами; наставления по этике делового общения.

Вклад в развитие менеджмента внесли исследователи эпохи феодализма: Томас Мор, Николо Макиавелли. Они разработали формы предпринимательской организации; управление кадрами; контроль товарных запасов и себестоимости; определения качества

Четвертая управленческая революция отражала зарождение капитализма и начало индустриального прогресса. Выделяются чисто управленческие функции. Представитель классической буржуазной политэкономии Адам Смит разработал категории трудовой теории стоимости. Машина Уатта сыграла большую роль в переходе к машинному производству; разделение труда, стимулирование через заработную плату. С середины 19 в. начала развиваться концепция систематизированного управления.

руководителя.

2.1.3. Пятая управленческая революция

Пятая революция известна под названием «рациональной бюрократии»: формирование крупных иерархических структур,

Разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджера.

Конец 19 и начало 20 века характеризуется развитием школ управленческой мысли

2.2. Классическая школа управления

2.2.1. Школа производственного менеджмента

Концепция научного управления полечила развитие в США с начала 20в. Ее основоположником был Ф. Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Ф. Тейлор считал менеджмент истинной наукой,

Покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов

отделения планирования от фактического выполнения самой

работы. Ф. Тейлор сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению- это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешней всего. Благодаря разработке концепции научного управления

менеджмент был признан самостоятельной областью научных

исследований и было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организации для достижения намеченных целей. Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и, в частности, вопросам повышения

эффективности производства. К конкретным мероприятия, с помощью которых Тейлор рационализировал труд относятся:

1. Исследования трудовых процессов путем разложения их на

операции и элементы операций;

2. Стандартизация рабочего места и инструмента;

3. Нормирование рабочего времени, расхода материалов и инструментов;

4. Определение эффективности индивидуальной оплаты труда в соответствии с количеством и качеством труда.

Главное внимание уделялось производственному менеджменту, эта школа носит название еще и классической школы. Центральное место в теории Тейлора занимает создание так называемого распределительного бюро или группы управленческого аппарата

 
 


В результате такой организации оказалось значительное количество служащих по надзору.

В работах Тейлора заключалась критика системы эксплуатации наемного труда и извлечение прибыли в пользу предпринимателя. На основании теории Тейлора Генрих Форд разработал технические принципы управления, которые заключаются в следующем:

1. Строгая по вертикали организация управления

2. Массовое производство

3. Развитие стандартизации и унификации

4. Производство размещается на конвейере с гибким разделением труда

5. Постоянное совершенствование системы управления.

Механизм управления никоим образом не должен быть смешиваем с самой его сущностью или основной философией. В точности тождественный механизм может в одном случае привести к гибельным результатам, а в другом- к самым благодетельным. Один и тот же механизм, который приносит превосходные результаты, если применяется в соответствии с основными принципами научного управления, приводит к неудачным и гибельным последствиям, если сопровождается неправильным пониманием этих принципов со стороны тех, кто ими пользуется. Сотни людей смешивали механизм системы с ее сущностью: Гантт, Барт и Тейлор представили ряд докладов

Американскому Обществу инженеров-механиков на тему о научном управлении предприятиями. В этих докладах механизм научной системы управления описан довольно подробно. В качестве основных элементов этого механизма приведем следующие:

· Точный учет рабочего времени, вместе с инструментами и методами, необходимыми для надлежащего осуществления этого учета;

· Система функциональных мастеров-специалистов и ее преимущества, по сравнению со старомодным единым мастером;

Стандартизация всех орудий и инструментов, употребляемых во всех отдельных отраслях работы, а

· также всех элементарных рабочих операций или движений в каждом отдельном роде работы;

· Желательность учреждения распределительного бюро;

· «принцип исключения» в организации управления;

· употребление счетных линеек и иных подобных инструментов, сберегающих время;

· введение инструкционных карточек для рабочих;

· идея урока в организации управления, в соединении с установлением крупных премий за успешное выполнение урока;

· «дифференциальная оплата»труда;

· введение мнемонических систем для классификации как готовых изделий, так равно и орудий, употребляемых в производстве;

· введение системы общего распорядка хода работ;

· современная система калькуляции себестоимости.

Это однако, только элементы или детали механизма научного управления. последнее, по сущности своей, заключаются в известной философии, которая, как указано выше, сводится к единству четырех великих основных принципов управления.

Идеи и технические приемы, сформулированные Тейлором, были в дальнейшем развиты и усовершенствованы его учениками и последователями Гардингом Эмерсоном, Г. Гентом, Ф. и Л. Гилбертами, Генри Тауни и др.

В целом научный менеджмент, как он сформулирован в работах самого Тейлора и его последователей, можно свести к следующим предложениям:

1. Менеджмент представляет собой самостоятельную форму деятельности.

2. Контроль на самой нижней ступени производственного процесса имеет основополагающее значение.

3. Функции менеджмента включают:

n Анализ компонентов поставленной задачи,

n Разработку наиболее эффективного метода,

n Подбор работников в соответствии с физиологическими и психологическими требованиями,

n Подготовку работников к тому, чтобы они могли использовать эти методы.

4. Увеличение производительности означает более высокие заработки для работников.

Анализ идей Тейлора и его последователей показывает, что их философия основывается на нескольких ключевых постулатах. Первый из них гласит, что доминирующем, если не единственным мотивом действий отдельно взятого рабочего является экономический интерес. «Нормальный» человек в сфере труда озабочен прежде всего в увеличение своего заработка. Смысл другого постулата состоит в утверждении, согласно которому человек, работающий индивидуально, заинтересован в том, чтобы хорошо работать, а человек, работающий в коллективе, стремится к тому, чтобы не работать усерднее чем другие. Стало быть, групповые стимулы неэффективны. Согласно одному из этих постулатов, для увеличения эффективности и результативности работы важно изъять ответственность за методы планирования у рабочего и передать ее специалисту.

В целом для Ф. Тейлора и его последователей управление по сути дела означало синоним надзора в цеху, а планирование- синоним контроля за производством. Уделяя главное внимание производственному процессу, они мало интересовались человеческими процессами на производстве. Однако эти постулаты подверглись критике уже вскоре после их обнародования.

Таким образом, научный менеджмент Тейлора явился тем видом менеджмента, который ведет бизнес с помощью нормативов, установленных путем систематических наблюдений, экспериментов и логических рассуждений. Во время работы на «Мидвейл», и позже в «Бетхлем Стил» Тейлор развивал научный менеджмент в четырех областях: нормирование(любой труд можно структурировать и измерить),исследование соотношения времени и задач (результат необходимо достигать к определенному времени, в противном случае вознаграждение за результат должно быть значительно меньше),систематический отбор и обучение (каждая фирма стремящаяся к долговременному успеху, думает о постоянном совершенствовании персонала), денежные стимулы (эффективный менеджмент предполагает вознаграждение за конечный результат, но не за деятельность. Тейлор надеялся сломать железный закон заработной платы классических экономистов, которые пожизненно приговаривали рабочих к экономической неуравновешенности в завтрашнем дне.

2.2.2. Административная школа

Приверженцы административной школы не заботились о социальных аспектах управления. их выводы исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии.

Целью административной школы было- создание универсальных принципов управления. Эти принципы затрагивали два аспекта:

· Разработка рациональной системы управления на функции финансов, производства и маркетинга;

· Построение организационной структуры.

Основоположником считают Анри Файоля (1841-1925), французского исследователя, известного специалиста в области менеджмента.

Все операции какие только встречаются в предприятиях Анри Файоль разбил на 6 групп:

1. Технические операции (производство, выделка и обработка).

Число, разнообразие и важность технических операций и участие техников во всех без исключения видах производства, начиная с материального и кончая интеллектуальным; почти исключительно техническое образование наших профессиональных школ; широкие возможности, предоставляемые техникам, - все это выдвигает на первый план техническую функцию.

Как бы то ни было, техническая функция не всегда самая важная из всех. Даже в промышленных предприятиях бывают обстоятельства, когда какая-либо из других функций может иметь гораздо больше влияния на ход дела, чем техническая.

Но 6 существенных функций находятся в тесной зависимости друг от друга. Например, техническая функция не может осуществляться без наличия сырья, без возможности сбыта, без капитала, без страховых мероприятий и без предвидения.

2. Коммерческие операции (покупка, продажа и обмен).

Уметь покупать и продавать так же важно, как уметь производить.

Коммерческая искусность характеризуется, наряду с чуткостью и решительностью, глубоким знанием рынка и силы соперников, далеким предвидением и все более и более- в крупных предприятиях- практикой соглашений.

3. Финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими).

Ничто не осуществляется без участия этой функции. Средства нужны на оплату труда персонала, на недвижимость, на оборудование, на сырье, на выдачу дивиденда, на непредвиденные расходы и т.д. Нужно искусное финансовое руководства, чтобы обеспечить предприятию средства, чтобы извлечь возможно большую выгоду из имеющихся в распоряжении средств, чтобы избежать безрассудных займов под залог. Существенное условие успеха- всегда иметь перед глазами финансовое положение предприятия.

4. Страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц).

Задача этой функции- охранять имущество и лиц от грабежей, огня, наводнений; страховать от стачек, покушений и вообще всяких препятствий социального свойства, могущих принять ходу и даже жизни предприятия.

5. Учетная операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.).

эта функция должна давать предприятию возможность знать, какие им достигнуты результаты и куда оно идет. Она должна давать полные, ясные и точные сведения относительно экономического положения предприятия.

6. Административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Ни на одной из предыдущих функций не лежит задача выработки общей программы работы предприятия, подбора его рабочего состава, координирования усилий, гармонизации действий. Эти операции не составляют принадлежности технической функции, ни тем более функций коммерческой, финансовой, страховой или учетной. Они образуют особую функцию, которая обычно обозначается именем управления.

УПРАВЛЯТЬ- значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

ПРЕДВИДЕТЬ, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;

ОРГАНИЗОВЫВАТЬ, то есть строить двойной- материальный и социальный- организм предприятия;

РАСПОРЯЖАТЬСЯ, то есть заставлять персонал надлежаще работать;

КООРДИНИРОВАТЬ, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

КОНТРОЛИРОВАТЬ, то есть заботится о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

Важно не смешивать административную функцию с правлением.

Править- значит вести предприятие к его цели, стремясь извлечь возможно большие выгоды из всех ресурсов, которыми оно располагает; значит обеспечить действие шести существенных функций.

Управление же является лишь одной из шести функций, действие которых должно быть обеспечено правлением. Но в роли крупных директоров оно занимает такое значительное место, что иногда может казаться, будто эта роль исключительно административная.

Каждой группе операций соответствует специальная установка. Различаются установки: техническая, коммерческая, финансовая, административная и т.д.

Каждая из этих установок покоится на совокупности качеств и знаний, которые можно свести к следующем шести рубрикам:

1. Физические качества: здоровье, сила, ловкость.

2. Умственные качества: понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума.

3. Нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства.

4. Общее развитие: запас различных понятий, не относящихся исключительно к области выполняемой функции.

5. Специальные знания: относящиеся исключительно к какой-либо одной функции- будь то технической, коммерческой, финансовой или административной.

6. Опыт: знания, вытекающие из практики; воспоминания об уроках лично извлеченных из фактов.

Органом и инструментом административной функции служат лишь образования социального порядка. В то время как прочие функции оперируют материалом и машинами, административная функция воздействует только на персонал.

В административном начале нет ничего негибкого и абсолютного, все в нем вопрос меры. Почти никогда не применяется один и тот же принцип в тождественных условиях: надо учитывать различные и меняющиеся обстоятельства, различие и смену людей и много других переменных элементов.

Стало быть, принципы должны быть гибки и применимы при всяких запросах. Надо уметь ими оперировать. Это трудное искусство, требующие вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры.

Чувство меры- производное такта о опыта- одно из важнейших качеств администратора.

Число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство, укрепляющее социальное образование или облегчающее его отправления, занимает свое место среди принципов, во всяком случае на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением.

Итак, Файоль выделил следующие принципы управления:

1. Разделение труда.

2. Власть.

3. Дисциплина.

4. Единство распорядительства (командования).

5. Единство руководства.

6. Подчинение частных интересов общему.

7. Вознаграждение.

8. Централизация.

9. Иерархия.

10. Порядок.

11. Справедливость.

12. Постоянство состава персонала.

13. Инициатива.

14. Единение персонала.

В отличие от технократов Файоль не преувеличивал роль технических знаний, главная установка менеджера- установка административная.

Значительный вклад в развитие теории организационного менеджмента внес Макс Вебер (1864-1920), разработавший концепцию бюрократического рассмотрения организации. Основными элементами построения организации по М. Веберу должны быть: разделение труда на базе функциональной специализации; четко определенная иерархическая система распределения власти; тщательно разработанная система норм и правил; система правил и процедур; разработка письменных инструкций.

Административный менеджмент применяется в совокупности средств приемов прямого управляющего воздействия на организационные отношения, регламентирование из путем распорядительных актов воздействия на исполнителей в виде приказов, распоряжений, устных указаний в соответствии с установленной иерархической подчиненностью.

2.3. Школа человеческих отношений

Двух ученых - Мери Паркер Фоллет и Элтона Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Именно мисс Фоллет была первой кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Знаменитые эксперименты Элтона Мэйо, особенно те, которые проводились на заводе «Уэстэрн Электрик» в, открыли новое направление в теории управления. Мейо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, полагает Маслоу, являются, в основном, не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставлении им более широких возможностей общения на работе.

Развитие концепции человеческих отношений приходится на 30-50е годы. Современники высоко ценили ряд конкретных достижений: духовное удовлетворение работой; поведение человека в процессе труда; удовлетворенность работой сводится не только к получению высокой заработной платы; мотивом эффективной работы становится обстановка в коллективе, хорошие внутренние взаимоотношения.

2.3.1. Школа поведенческих наук

Возникла в 30-е годы, но активное распространение получила после 50-х годов.

Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствования методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития поведенческого- бихевористкого- направления можно упомянуть, в первую очередь, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа Мак Грегора и Фредерика Геруберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации а организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности ее человеческих ресурсов.

Поведенческий подход стал настолько популярен, что он почти полностью охватил всю власть управления в 60-е годы. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Однако такие приемы как изменение содержания работы и участия работника в управлении предприятием оказываются эффективными только для некоторых работников и в некоторых ситуациях. Несмотря на многие важные положительные результаты бихевиористики подход иногда оказывается несостоятельным в ситуациях, которые отличались от тех, что исследовались его приверженцами.

Ученый Мери Паркер Фоллет рассматривал одну из проблем которую должны разрешить множество организаций для обеспечения устойчивого и длинного роста производительности, заключается в том, что пакет вознаграждений руководителей высшего ранга обычно стимулирует их стремление к достижению немедленных, ближайших результатов. Он предлагает следующие возможные меры для исправления этой тенденции:

- Отменить премиальную систему, платить только зарплату с учетом квалификации руководителя, оставив льготы и привилегии соответствующие занимаемому посту и

Физические потребности- пища, одежда, жилище
Потребность в безопасности - гарантия в работе и будущем
Социальные потребности -привязанность к коллективу
Потребность в уважении с самоуважении- достигнуть высокого служебного положения
Потребность в самоуважении через творчество
характеру данной отрасли экономики

- Положить в основу системы стимулирования реализацию четко очерченных стратегических целей в сравнении с доходами родственных компаний, а также ряд критерием по внутреннему развитию компании.

- Положить в основу добавочного вознаграждения уровень доходов фирмы еще в течении нескольких лет после ухода руководителя со своего поста.

В 50-60х годах была разработана система мотивации и иерархии потребностей психологом А. Маслоу которые расположил в восходящем порядке от «низших» (материальных) до «высших» (духовных)

К числу ярких исследователей этой школы относятся ученый Дуглас Мак-Грегор с теориями «X» и «Y».

Теория «X» отражает административно-командный подход, основанный на понимании психолого-социальных факторов:

· Обычному человеку свойственно внутреннее неприятие труда и он стремится избежать его любым путем;

· Обыкновенный человек предпочитает быть контролируемым, стремится избежать ответственности;

· Обыкновенный человек не имеет больших амбиций, ему свойственна потребность в защите.

Теория «Y», создает комплекс условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей у человека:

Затраты физических и интеллектуальных сил человека в труде. Принуждения к труду не является средством

Достижения цели;

· Человек осуществляет самоуправление и самоконтроль;

· Обычный человек принимает на себя ответственность и ищет возможность проявить свои способности.

Идеи этой школы занимают приоритетное место в современном менеджменте.

2.3.2. Школа социальных систем, эмпирическая школа

Она возникла в 40-е годы и явилась определенной реакцией на недостаточную практическую направленность научного менеджмента. Представителями этой школы были разработаны специальные методологии обучения на основе конкретных управленческих ситуаций; разработан ряд актуальных проблем:

· Вопросы централизации и децентрализации управления;

· Введение нового управления;

· Классификация функций управления, организация труда руководителей.

Направлением этой школы стали технократический менеджмент, который занимался вопросами общественного производства. Представитель этой школы американский социолог Т. Веблен предсказывал, что грядущая эпоха будет эпохой господства инженерной и технической интеллигенции.

В период 60-80х годов получили развитие несколько новых подходов к управлению: системный, ситуационный, процессуальный, количественный.

Системный подход положил начало, новому способу мышления по отношению к организации и управлению. В это время развилась новая концепция организованного поведения, разработанная представителями института Карнеги.

Ситуационный подход, ставивший задачу определить те главные черты ситуации, от которых зависит деятельность организации. Главный тезис- не существует унифицированного управления во всех ситуациях.

Процессный подход или функциональный отражает действия управленческих функций: клонирование, организация, руководство, координация, контроль, принятие решений.

Количественный подход- обобщение приемов управления, связанных со знанием математики, статистики, инженерных наук, кибернетики.

Контрольные вопросы

1. Особенности российского менеджмента и современные проблемы использования зарубежного опыта.

2. Особенности производительности труда по Эмерсону

3. Принципы управления по П.Дракеру

4. С помощью каких мероприятий Ф.У. Тейлор рационализировал труд

5. В чем заключаются технические принципы управления Г. Форда.

6. Принципы управления А. Файоля.

7. В чем заключается бюрократизм административной школы управления.

Название тем практических занятий

Контрольная работа по теме 1, Задание 1 - Оценка контрольной работы 1

Тренировочное задание 1 - решение

Тренировочное задание 2 - решение

Рекомендуемая литература

4,5,8,9,11,15,16,17,20

39 – Методические указания к практическим занятиям

38 – Методические указания к самостоятельной работе

Дисциплинарный модуль 2. Подходы к управлению

Цель изучения модуля

Изучить сущность процессного подхода, Влияние функционального, системного и ситуационного подходов к управлению. Коммуникационный процесс управления

Задачи изучения модуля

Установить влияние функций на процесс управления

Выявить возникновение управленческих ситуаций

Изучить влияние человека на процесс управления

Знать качество коммуникаций

Раздел 3. Процессный подход

3.1. Сущность процессного подхода

3.1.1 Общие функции управления

Управление часто представляют как процесс. При этом процесс управления определяется как упорядочение системы. Процесс управляются – это деятельность объединенных в определенную структуру субъектов управления, направленная на достижение поставленных целей управления путем реализации определенных функций и применения соответствующих методов и принципов управления. Процессный подход был впервые предложен приверженцем школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера.

Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управленческая функция представляет собой процесс, потому что состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Функция, в переводе с латинского, означает деятельность.

ФУНКЦИЯ управления – это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определённой однородностью, работа по достижению цели с помощью других – это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Функции, выделяемые по этапам управления, принято называть общими. К общим функциям относятся организация, распорядительство, согласования и контроль. Функции и их названия претерпели определённые изменения.

Любой процесс управления, любая специальная функция осуществляется на основе общих функций. Рассмотрим последовательно сущность каждой из общих функций как этапов процесса управления.

Анри Файоль, которому предписывают первоначальную разработку этой концепции, считая, что существуют пять исходных функций. По его словам управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции – планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Объединение существенных видов управленческой деятельности в небольшое число категорий, которые в настоящее время общепринято считать применимыми ко всем организациям состоит из четырёх функций:

· планирование;

· организация;

· мотивация;

· контроль.

Эти четыре первичные функции управления объединены связывающими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство просматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и их группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что крайне существенно для успеха организации. Все эти категории рассматриваются в отдельности.

Процесс управления представляет собой взаимосвязанную совокупность следующих составных частей или этапов управления, их согласование обеспечивается функцией координацией:

 
 


Координация

                           
     
     
 
 
       


Планирование Организация Мотивация Контроль

Цель системы управления достигается через функциональные процессы прямой связи – прогнозирование, моделирование, нормирование, планирование, организацию, которые должны протекать во взаимосвязи с процессами организованности, развития и совершенствования, и через функции обратной связи – учёт, анализ, контроль, регулирование.

В любом производственном организме для того, что бы он существовал как единое целое, управлением призвано выполнять некоторые общие функции.

Логичен вопрос: что означает термин общие функции?

Нередко используются термин общие в смысле общие всем, одинаковые для всех. Отсюда можно сделать вывод, на этот счет, вывод: вс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: