Состав бизнес-плана
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится. Например, если предполагается наладить производство нового вида какой-либо продукции, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого продукта и сложностью рынка этого продукта. Если же речь идет только о розничной продаже какого-либо продукта, то бизнес-план может быть более простым.
Таким образом, состав и детализация бизнес-плана зависят от характера создаваемого организации – относиться ли оно к сфере услуг или к производственной сфере. Если организация производственное, то на состав и детализацию бизнес-плана повлияют вид товара и будет ли этот товар выпускаться для потребителей или для производителей.
Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого организации.
Примерный состав бизнес-плана:
1. Вводная часть
· название и адрес организации
|
|
· учредители
· суть и цель проекта
· стоимость проекта
· потребность в финансах
· ссылка на секретность
2. Анализ положения дел в отрасли
· текущая ситуация и тенденции развития отрасли
· направление и задачи деятельности проекта
3. Существо предлагаемого проекта
· продукция (услуги или работы)
· технология
· лицензии
· патентные права
4. Анализ рынка
· потенциальные потребители продукции
· потенциальные конкуренты
· размер рынка и его рост
· оценочная доля на рынке
5. План маркетинга
· цены
· ценовая политика
· каналы сбыта
· реклама
· прогноз новой продукции
6. Производственный план
· производственный процесс
· производственные помещения
· оборудование
· источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров
· субподрядчики
7. Организационный план
· форма собственности
· сведения о партнерах, владельцах организации
· сведения о руководящем составе
· организационная структура
8. Степень риска
· слабые стороны организации
· вероятность появления новых технологий
· альтернативные стратегии
9. Финансовый план
· план доходов и расходов
· план денежный поступлений и выплат
· балансовый план
· точка безубыточности
10. Приложения
· копии контрактов, лицензии и т.п.
· копии документов, из которых взяты исходные данные
· прейскуранты поставщиков.
Вводная часть, как правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Она должна быть краткой (не более 2-3 страниц) и трактоваться как самостоятельный рекламный документ, так как в ней содержаться основные положения всего бизнес-плана. В ней указывается название и адрес организации, имена и адреса учредителей, основные положения предлагаемого проекта, его суть и цель, стоимость проекта, потребности в финансах.