Тема 4. Структуризация проекта

Все методы, которые использует УП для планирования и организации проектных разработок, могут быть разбиты условно на 3 группы:

1. общие методы теории управления;

2. методы, связанные с технологией создания продукта проекта (методы прикладной сферы);

3. специальные методы управления проектной деятельностью

Основная цель процесса планирования – создать реальную и естественную модель проекта.

В большинстве своем проекты – комплексные мероприятия со многими действиями, необходим инструмент для упрощения (формализации), а затем последующей организации всех проектных разработок.

После тщательного обоснования проекта следует важнейшее действие по его структурированию до уровня так называемых «пакетов» работ путем построения иерархического WBS-графа (Work Breakdown Structure).

Структуризация исполняет следующие основные функции:

1. происходит переход от общих, не всегда конкретно выражаемых целей к определенным знаниям об особенностях данного проекта;

2. производится разбивка проекта на поддающиеся управлению блоки. Это основа для последующей формализации, определения соподчиненности работ в проектном планировании. в соответствии с этим рабочие пакеты из WBS-графа разбиваются на отдельные работы для составления сетевого графика и расчетов по нему;

3. возникает основа для принятия организационных решений, в частности, по определению ответственности за различные элементы проекта увязки работ со структурой организации и ресурсами;

4. создается единая база для точной оценки необходимых затрат (денежных средств, времени и материальных ресурсов);

5. производится увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов, а «пакет» работ может выступать как самостоятельная финансовая единица.

WBS-граф предназначен для нормализации всех проектных разработок.

Основная цель WBS-графа – идентифицировать «пакеты» работ.

Пакет работ:

· Может включать до и более отдельных работ и являться самостоятельной финансовой единицей;

· Должен иметь отдельную смету, бюджет и отчетность о расходах.

Пакеты работ в дальнейшем могут не быть детализированы на свои WBS-графы.

Пакеты из различных работ, соответствующих смыслу данного пакета.

Пример: рабочий пакет «Исследование текущей ситуации». Его формируют такие входящие в него работы, как определение формы исследования, например, в виде анкетирования, составления анкет, обработка результатов, их оценка, подготовка отчета и пр.

WBS-граф отражает структуру работ в виде дерева.

WBS-граф может иметь не менее двух уровней. Состав работ по проекту должен быть определен с достаточной полнотой.

· Уровень 1 называется по имени самого проекта или задания;

· Уровень 2 содержит определенные пакеты работ.

В терминах УП структура проекта – это «дерево» компонентов проекта (работ, услуг, информации, оборудования, исполнителей), ориентированных на конечный продукт проекта.

В качестве исходных данных используются следующие информационные источники:

1. Структура продукции проекта;

2. Этапы ЖЦ, или последовательность реализации целей;

3. Организационная структура.

Пример WBS-графа с ориентацией на этапы ЖЦ проекта (вторую составляющую), игнорируя первую и третью.

В процессе структуризации проекта используется ряд специальных моделей:

· «дерево» целей;

· «дерево» работ (WBS-граф);

· Организационная структура (ORG);

· Матрица ответственности (синтез WBS-графа и организационной структуры);

· Сетевая модель.

«Дерево» целей – это граф, показывающий, как генеральная цель проекта разбивается на подцели следующих уровней.

Рис. Источники информации и фрагмент WBS-графа проекта организации перевозок на лини «А-Б»

Обозначения:

1.0 – анализ грузопотоков на направлении А-Б;

1.1 – анализ объема перевозок н направлении А-Б;

1.1.1 – анализ сезонности;

1.1.2 – анализ перспектив роста;

1.1.3 – анализ стабильности структуры;

1.2 – выбор типа судна;

1.2.1 – обоснование типа судна по технико-эксплуатационным характеристикам;

1.2.2 – обоснование типа судна по финансовым показателям;

2.0 – заключение договора с отправителями;

2.1 – заключение договора с отправителем 1;

2.1.1 – обоснование периода действия договора;

2.1.2 – обоснование размера грузовой партии;

2.1.3 – обоснование интенсивности отправок;

2.1.4 – обоснование тарифных ставок;

2.2 – заключение договора с отправителем 2;

3.0 – составление расписания.

Матрица ответственности связывает пакеты работ с организациями и подразделениями-исполнителями. В матрице определяются исполнители по пакетам и работам в них.

Таблица. Пример составления матрицы ответственности

      Y Z
    ORG
WBS     A B C D
             
         
         
       
           
         
       

WBS-граф должен обеспечивать получение ответов на следующие вопросы:

· Как ожидаемый результат проекта может быть разделен на части и отдельные компоненты?

· Какие промежуточные стадии для получения конечного результата необходимы?

· Какие требуются ресурсные факторы (инструменты, персонал, оборудование и т.д.)

· В каком виде должны быть оформлены результаты?

Различают WBS-графы:

· Объектно-ориентированный;

· Функционально-ориентированный;

· Комбинированный.

При построении WBS-графа объективно-ориентированного типа в качестве результатов проектной деятельности выступает продукция в виде некоторых объектов (т.е. результаты имеют определенное физическое или объектное воплощение, например – информационное, программно-математическое, техническое обеспечение в информационных системах). Используя объективно-ориентированный WBS-граф, обзор проекта происходит с позиций планирования и управления элементами продукции.

При построении функционально-ориентированного WBS-графа результаты рассматриваются с позиции выполнения определенных действий или функций (т.е. результаты имеют функциональную интерпретацию). В случае использования такой структуры, проект теряет свой объектный контур и сводится к функциям (конструирование, расчеты, технология и т.д.). использование функционально-ориентированного WBS-графа может привести к лучшему обзору вовлеченных в проектирование подразделений. Тем не менее, функционально-ориентированные WBS-графы используются в проектной деятельности не так часто.

Часто на практике используется сочетание объектно- и функционально-ориентированных структур. (комбинированный тип). Этот путь обеспечивает получение лучших результатов, так как использует преимущества обоих подходов.

Идентификация пакетов проводится путем присвоения кодовых обозначений и предназначена для того, чтобы обеспечить управляемость рабочих пакетов со стороны системы УП.

Наиболее часто в WBS-графах используется буквенно-цифровое кодирование.

Выбранная система кодирования зависит от структуры WBS-графа, а также числа уровней в нем и числа рабочих пакетов на каждом уровне. Например: код КОН.ОБ.001.039 означает пакет работ №039 из группы пакетов №001, которая относится к заданиям по «Оборудованию» из направления разработок «Конструирование» 2-го уровня WBS-графа.

Тщательно подготовленный WBS-граф исключительно важен для всей последующей разработки проекта. Это означает, что WBS-граф – не только база для планирования и распределения во времени работ, которые будут выполняться далее, так как он определяет отдельные работы и взаимосвязи между ними, но также – база для составления документации, определения ответственности и контроля за расходованием бюджета.

10.10.12

Тема 5: «Исследование и анализ особенностей проекта»

1. Поиск инвестиционных концепций (основы бизнес-планирования)

Поиск и выбор идей, в которые стоит вложит деньги, - задача столь важная, что она рассматривается в нескольких направлениях. Вначале очеркиваются рамки, в которых стоит вести такой поиск, а затем подробно разбираются возможные при этом подходы и связь их со стратегией компании.

На прединвестиционной фазе, согласно справочнику UNIDO, выделяются следующие этапы:

· Поиск инвестиционных концепций (Opportunity Studies)

· Предварительная подготовка проекта (Pre-Feasibility Studies)

· Окончательная формулировка проекта и оценка его технико-экономической и финансовой состоятельности

· Этап финального рассмотрения проекта и принятия по нему решения

UNIDO организации ООН по проблемам промышленного развития, которая занимается поддержкой реализации крупных проектов, обеспечивающих создание объектов промышленности и инфраструктуры в развивающихся странах мира.

Классификация исходных посылок, на основе которых может вестись поиск инвестиционных концепций:

1. Наличие полезных ископаемых или иных природных ресурсов, пригодных для переработки и производственного использования;

2. Возможности и традиции существующего сельскохозяйственного производства (для предприятий агропромышленного комплекса);

3. Сдвиги в величине и структуре спроса под влиянием демографических или социально-экономических факторов либо в результате появления на рынке новых типов товаров.

4. Структуры и объемы импорта (импортозаменяющие производства);

5. Опыт и тенденции развития структуры производства в других странах (со сходными ресурсами и уровнем социально-эконмического развития);

6. Потребности, которые возникли или могут возникнуть в отраслях-потребителях в рамках отечественной и мировой экономики;

7. Информация о планах увеличения производства в отраслях-потребителях или растущем спросе на мировом рынке на уже производимую продукцию;

8. Известные или вновь обнаруженные возможности расширения производства на единой сырьевой базе (переработка древесины);

9. Рациональность увеличения масштабов производства ради достижения экономии издержек при массовом выпуске изделий;

10. Общеэкономические условия. Создание правительством особо благоприятного инвестиционного климата, улучшение возможностей для экспорта в результате изменений обменных курсов национальной валюты.

2. Предварительная подготовка проекта. Бизнес-план.

Задача бизнес-плана состоит в поиске ответа на два основных вопроса:

· Является ли концепция ИП настолько интересной и сулящей такие выгоды, что имеет смысл продолжить над ней работать, готовя детальные материалы для всестороннего анализа проекта;

· Есть ли в данной концепции какие-то аспекты, которые имеют решающее значение для будущего успеха проекта, и исследованию которых необходимо поэтому уделить особое внимание.

Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

Бизнес-план должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы смогли получить полное представление о предполагаемом проекте и понять его цели.

Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело

Справочник UNIDO рекомендует выделять в структуре бизнес-плана разделы по следующим направлениям:

1) Объемы и структура производства товаров (что?)

2) Ассортимент и объемы ресурсов, которые будут использоваться для организации производства (ресурсы?)

3) Желательное и возможное размещение производственных объектов (где?)

4) Технические основы организации производства – технологии и необходимое оборудование (как?)

5) Размеры и структура накладных расходов (сколько?)

6) Организационно-правовое обеспечение реализации проекта (право)

7) Финансовое обеспечение проекта, т.е. оценка необходимых сумм инвестиций, возможных производственных затрат, способы получения инвестиционных ресурсов и достижимой прибыльности их использования (результат)

Примерный состав бизнес-плана

1.Вводная часть:

· название и адрес фирмы;

· учредители;

· суть и цель проекта

· стоимость проекта

· потребность в финансировании

Вводная часть, как правило, пишется после того, как составлен весь план. Она должна быть краткой (2-3 стр.) и трактоваться как самостоятельный рекламный документ

2.Анализ положения дел в отрасли:

· текущая ситуация и тенденции развития отрасли;

· направление и задачи проекта

Рекомендуется дать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о тенденциях развития.

3.Существо проекта:

· продукция (товары или услуги)

· технология

· лицензия

· патентные права

Сделать акцент на тех преимуществах, которые эта продукция несет потенциальным покупателям.

4.Анализ рынка:

· потенциальные потребители продукции;

· потенциальные конкуренты;

· размер рынка и его рост

Необходимо убедить инвестора в существовании рынка для продукции. Определить тот сегмент, на котором будет все происходить.

5.План маркетинга:

· цены;

· ценовая политика

· каналы сбыта

· реклама

· прогноз новой продукции

Показать, почему клиенты будут покупать продукцию.

6.Производственый план:

· производственный процесс

· производственные помещения

· оборудование

· источники поставки сырья, материалов, оборудования, рабочих кадров

Описываются все рабочие процессы.

7.Организационный план:

· форма собственности

· сведения о владельцах и партнерах предприятия

· сведения о руководящем составе

· организационная структура

Указывается форма собственности создаваемого предприятия. Рассматриваются вопросы руководства и управления предприятием. Анализируется знания и квалификация всей команды. Вопрос оплаты труда.

8.Степень риска:

· слабые стороны проекта

· вероятность появления новых технологий

· альтернативные стратегии

Главные моменты, связанные с риском, должны быть описаны просто и объективно. Риски могут быть внешними и внутренними. Выработать заранее стратегию поведения.

9.Финансовый план:

· план доходов и расходов

· план оттоков и притоков денежных средств

· точка безубыточности производства

Финансовый план – это важнейшая составная часть бизнес плана. Его показатели: объем продаж, прибыль, оборот капитала.

Составляется на 3-5 лет, причем данные за 1-й год представляются с помесячной разбивкой.

Бизнес-план – документ перспективный. Рекомендуется составлять на 3-5 лет вперед. При этом для первого года показатели рекомендуется делать в помесячной разбивке, второго – поквартальной и лишь начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.

Если инициатор не может хотя бы приближенно определить перспективу на такой срок, то инициатор туманно представляет свой будущий рынок сбыта.

17.10.12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: