double arrow

Вопрос 3. Правопримени­тельный акт

Вопрос 2. Применение права.

Соотношение функций права, способов, методов правового регулиро­вания, видов норм права и форм реализации права

Юр-кие функции права Способы правового регулирования Методы правового регулирования Виды норм права (по способам правового регулирования) Формы реализации права
1.   2. 1.   2.   3. 1.   2. 1.   2.   3. 1. 2. 3. 4.

Основания применения права. 1. Невозможность без помощи власт­ных органов использовать свои права или исполнить обязанности, напр., при возникновении права на пенсию, уплате налогов. 2. Спор о правах и обязан­ностях, напр., при разделе имущества супругов. 3. Потребность в го­су­дарственном принуж­дении, напр., при совер­ше­нии преступления. 4. Не­обходимость оп­ределить момент возникновения прав или факт прекраще­ния обязанно­стей, напр., при утрате доку­ментов, при просрочке принятия наследства . 5. Принятие решения о награж­дении или по­ощрении.

Стадии применения права. 1. Установлениефактической основыдела, т.е.юридических фактов. Оно происходит путем: а) сбора относя­щейся к делу ин­формации, напр., документов, свиде­тель­ских показаний; б) путём доказывания юридических фактов др. юриди­че­скими фактами. 2.Ус­тановлениеюридиче­ской основыдела, т.е. выбор и анализ подходящих норм права. При этом правоприменитель разъясняет смысл этих норм для себя. 3. Принятие реше­ния по делу и егодокумен­таль­ное оформление.При этом правоприме­ни­тель квалифи­цирует деяние, т.е. «при­вязы­вает» норму к юри­диче­ским фактам. 4. Дове­де­ние решения до заин­тересованных лиц, напр., при­говор суда на­правля­ется по месту ис­пол­нения наказания, ко­пия оста­ется в суде и у ад­воката. 5. Кон­троль за реа­лиза­цией принятого реше­ния - фа­культатив­ная стадия, так как кон­троль часто возлагается на др. ор­ганы, напр., на прокуратуру.

Принципы применения права. 1. Законность - рассмотрение дела компе­тентным органом на основе норм, имеющих прямое отношение к делу. 2. Обос­нован­ностьтща­тель­ное, всестороннее и объективное изу­чение всех об­стоя­тельств дела. В уго­ловном деле все сомнения толкуются в пользу об­ви­няемого. 3. Целе­сооб­раз­ность – вынесение в рамках закона оп­ти­мального решения, соответствующего целям применения права.

Это индивидуальное вла­стное предпи­сание, выне­сенное правоприме­нитель­ным органом по кон­кретному делу на основе правовых норм и в ус­та­новленном законом порядке.

Структура правоприменительного акта. 1. Вводная часть - включает время, место, условия вынесения, правоприменяющий орган или долж­но­стное лицо. 2. Описательная часть – изложе­ние фактических об­стоя­тельств дела, т.е. юридических фактов. 3. Дока­зательственная часть – под­твер­ждение изло­женных фактов др. юридическими фактами или доку­ментами, напр., по­казаниями свидетелей. 4. Мотивировоч­ная часть – юри­дическое обосно­вание прини­маемого реше­ния, т.е. ссылки на статьи норма­тивных актов. 5. Ре­золютивная часть – суть принятого ре­шения.

Задание. Из какой части правоприменительного акта взят отрывок: «...Смирнова Игоря Петровича по предъявленному ему обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 УК РФ, оправдать за отсутствием в его действиях состава преступления. Меру пресечения в отношении Смирнова Игоря Петровича – содержа­ние под стражей - отменить и освободить его из-под стражи в зале суда...».

Классификация правоприменительных ак­тов. 1. По формам доку­ментов выделяют: указы, приговоры, решения, приказы. 2. По функци­ям права: а) ре­гу­лятив­ные акты, напр., приказ о повышении по службе; б) охра­нитель­ные акты, напр., постановление о задержании. 3. По юри­диче­ской при­роде: а) основ­ные акты - выражают конечный результат юридиче­ского дела, напр., приго­вор суда; б) вспомо­гатель­ные акты – под­готав­ли­вают из­дание основ­ных, напр., по­становление о возбуж­дении уго­ловного дела.

Соотношение правоприменительных и нормативных актов. 1.И те, и другие: а) являются правовыми актами; б) принимаются и обеспечи­ва­ются властными органами. 2. В отличие от нормативного, правопримени­тельный акт: а) принимается на ос­нове нормативно­го; б) конкретизирует норму права примени­тельно к конкретной ситуа­ции; в) носит ин­диви­ду­аль­ный харак­тер; г) рассчи­тан на однократное при­менение.


Сейчас читают про: