ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО
№1. Минорная гамма имеет строение: тон, полутон, 2тона, полутон, 2 тона.
№2.Мажор и минор, которые имеют одинаковые знаки, но разные тоники, называются параллельными. Тоника параллельного минора находится на VI ступени мажора.
№3. Как найти тонику параллельного минора:
На три ступеньки вниз спустись – Тоника минорная.
№4.Минор, в котором нет изменений, называется натуральным.
№5.Минор, в котором при движении вверх и вниз повышается VII ступень, называется гармоническим, при этом между VI и VII+ ступенью образуется ув.2.
№6.Минор, в котором при движении вверх повышается VI и VII ступени, а при движении вниз эти повышения отменяются, называется мелодическим.
№7.Сочетание двух и более звуков в музыке называется созвучием.
№8. Интервал – расстояние между двумя звуками, взятыми одновременно (гармонически), или последовательно (мелодически). Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина.
№9. Интервалы имеют итальянские названия. Цифра в обозначении интервала показывает, сколько ступеней охватывает интервал: прима – 1,секунда – 2, терция – 3, кварта – 4,
квинта – 5, секста – 6, септима – 7, октава – 8.
№10. Диссонансы – резко звучащие интервалы. К ним относятся: секунды
(м.2, б.2), септимы (м.7,б.7), тритон.
Консонансы – интервалы, которые звучат мягко. Различают: 1) совершенные консонансы (все чистые интервалы: ч.1, ч.8, ч.4, ч.5) 2) несовершенные консонансы (терции и сексты: м.3., б.3, м.6, б.6).
№11.Нотку дважды повтори: Прима получается.
Этот интервал у нас чистым называется. (ч.1). Прима образуется при повторении одного и того же звука, содержит 0 тонов.
№12. Октава – охватывает 8 ступеней, нижний звук повторяется в другой октаве. В чистой октаве (ч.8) шесть тонов, или 12 полутонов.
№13. Кварта – интервал, охватывающий 4 ступени. Кварты бывают чистые (ч.4) – 2 с половиной тона,или5 полутонов, уменьшённые (ум.4) – 2 тона, увеличенные (ув.4) – 3 тона.
№14. Квинта – интервал, который охватывает 5 ступеней. Квинты бывают чистые (ч.5) – 3 с половиной тона, или 7 полутонов, уменьшённые (ум.5) – 3 тона, увеличенные (ув.5) – 4 тона.
№15. Чистые интервалы образуются парными звуками.
(Исключение: кварта – «фа – си», квинта – «си – фа»).
№16. Секунда – интервал, который образуется двумя соседними звуками. Секунды бывают малые (м.2) – полтона, и большие (б.2) – тон (2 полутона), увеличенные (ув.2) – полтора тона (3 полутона).
№17. Терция – интервал, который охватывает три ступени. Терции бывают малые (м.3) – полтора тона, или 3 полутона, большие (б.3) – 2 тона, или 4 полутона.
№18. Знаки в диезных мажорных тональностях.
До, Ре, Ми – 0 – 2 – 4 (диеза)
Фа мажор мы пропустили. Соль, Ля, Си – 1 – 3 – 5 (диезов) Знаки в гаммах надо знать.
№19. В бемольных мажорных гаммах предпоследний бемоль является тоникой. (Кроме Фа мажора).