Под управлением апсар и змеелюдей

Таким образом, в египетских мифах при их пристальном рассмотрении содержится не так уж мало сведений, свидетельствующих о древности мифологической истории Северной Африки и о неоднократно происходивших здесь катастрофах (слипание и отделение неба от земли, ураганы невиданной силы и непроглядная тьма, образование Луны, истребление Хатхор людей и т.д.) и войнах (бесчисленное количество битв Ра с Апопом, Сетом и другими Исчадиями Преисподней, восстание «людей» против Ра, уничтожение «людьми» крокодилов, змей, гиппопотамов и прочих чудовищ, битва Шу с Апопом, восстание Геба против Шу и др.). Из них можно почерпнуть, что войны велись как между коренными обитатели Земли и небесными богами — адитьями, гандхарвами, апсарами — или пришельцами из космоса — дайтьями и данавами, так и между разными группами змеелюдей, многоруких и других существ (битва Сета, Мехена, Уаджет и других змеевидных богов из свиты Ра с Апопом и другими Исчадиями Преисподней, охрана скорпионами Тота Исиды от змей, истребление «людьми» крокодилов, змей и гиппопотамов и т.д.).

Почему всем этим событиям, подробно описанным в преданиях других народов, в легендах и мифах Египта уделена второстепенная роль, остается только догадываться. Возможно, египетские жрецы действительно хотели скрыть истинную историю своей страны от непосвященных.

Но вероятно и другое. На все эти мифологические сюжеты могли наложиться события гораздо более позднего времени — как мифологического, так и исторического периодов. И есть все основания полагать, что в поздней мифологической истории (датировать ее я не берусь из-за неполноты данных) Египет находился под двойным правлением — гандхарвов и апсар-эльфов на юге и змеелюдей, многоруких или земноводных существ (вариант — змеелюдей, ведущих полуморской-полуземной образ жизни) или, более вероятно, их эволюционировавших потомков, имевших человеческий облик, на севере. Такая ситуация сохранялась и в историческом периоде, до тех пор пока не произошло объединение Египта около 2900 г. до н.э. фараоном Меном или Нармером.

Данное предположение согласуется с реальным временем жизни этих народов. Известно[38], что Племя богини Дану, тождественное гандхарвам и апсарам, проживало в Ирландии и Уэльсе примерно с VI до II или I тысячелетия до н.э., а потом эмигрировало, скорее всего, в Северную и Южную Америку и Полинезию. По-видимому, его представители были авторами рисунков пустыни Наска, что подтверждало наличие у них Око — летательных аппаратов (такие же Око, скорее всего, раньше были и у их противников). Как я уже говорил, гандхарвы и апсары могли принести с собой в Египет символику небесных (гиперборейских) богов светлого дня, которая в более позднее время стала приписываться многим другим богам, принявшим их учение, и стала господствующей символикой Египта.

О недавнем существовании в Египте народов второй группы как будто бы свидетельствует легенда о Горе Скорпионе или Скорпионе II, который являлся додина- стическим правителем Египта. Судя по рельефному изображению на каменном навершии булавы из Нехена, где он показан в белой короне (около его головы изображены семилепестковая розетка и скорпион), Гор Скорпион мог быть правителем Верхнего Египта. Хотя другие исследователи трактуют его то как локального правителя города Иераконполя (древнеегипетский Нехен), то как правителя всего Египта. Имеются гипотезы и о том, что он был предшественником фараона Нармера, а также о том, что он и Нармер являлись одним и тем же лицом.

ЧАСТЬ 4 О ШУМЕРСКОВАВИЛОНСКОЙ МИФОЛОГИИ

Ну вот, к сожалению, и пришло время заканчивать мою очередную книгу. А ведь я не рассказал в ней и половину того, о чем планировал поведать вначале, дорогие читатели!

— не коснулся шумерско-вавилонских, финикийских, древнегреческих и других богов и демонов, не совершил увлекательное путешествие по землям скифов, не описал найденные на Алтае, в Монголии и Китае мумии «царских скифов» и обнаруженные черепа «яйцеголовых» в Перу, Египте и Шумере;

— не вдохнул в вас свежее дыхание старых сказок о драконах и прямоходячих змеях, оборотнях, девушках-птицах, их ослепительной красоте и магических способностях;

—не провел анализ трудов Е. Блаватской, Н. и Е. Рерихов и других теософов, их представлений о мировых эпохах и сменявших друг друга человечествах.

За пределами книги также остались интереснейшие представления о сотворении мира многих других народов, ведущей роли в глобальных катастрофах планеты Венеры, связи Луны с бессмертием. Все эти, а также многие другие, вопросы я рассмотрю теперь уже в своих следующих книгах, если вы, конечно, сочтете нужным, чтобы я продолжал писать их.

А пока, в качестве анонса своих будущих работ, я коснусь ряда важных для заключительных реконструкций положений шумерско-аккадских мифов и особенностей шумерско-вавилонских и древнегреческих богов, которые позволят мне лучше разобраться в природе богов и причине мифологических событий в Центральной и Южной Америке и Египте, а также провести их более точную датировку.

Миф о горе Небес и Земли — рассказ о жизни богов с начала олигоцена до конца миоцена.

Кем был Энлиль?

Одной из важнейших особенностей мифологии Месопотамии или Двуречья является преемственность мифологических сюжетов и богов шумерского, аккадского, вавилонского и ассирийского пантеонов, а также небольшая (по сравнению с Китаем, Америкой и Египтом) степень обожествления земных правителей, в связи с чем разные боги и их последователи мирно «уживались» друг с другом на протяжении довольно длительного времени. Другой важнейшей особенностью мифологии этого региона является констатация факта,

 

что боги жили на Земле задолго до появления человека и одновременно с ним. В их жизни были как счастливые времена, когда все «текло» само в руки, словно из рога изобилия, так и более тяжелые времена, когда они голодали и вели постоянные войны друг с другом. В эти тяжелые времена боги обычно принимали решение создать помощников по своему образу и подобию — «людей», на которых они перекладывали все тяготы повседневной жизни.

В шумерско-аккадской (и более поздней вавилонской и ассирийской) мифологии имеется множество вариантов мифов о появлении мира, богов, им управляющих, и людей. В одном из древнейших шумерских мифов о горе Небес и Земли57 говорится, что когда-то небеса и земля были слиты, и не было ни растительности, ни рыб, ни животных, ни людей. Существовал лишь один океан, заполненный вечными водами дочери океана Намму, праматери всего сущего. Намму произвела из себя Ану58 (Небо) и Ки[39] (Землю), которые поселились на вершине и у подножия мировой горы и через некоторое время соединились узами

57 Приводится по книге А. И. Немировский «Мифы и легенды Древнего Востока», 1994.

58 Ану (шумер. —»небо») — верховный бог неба, глава всех остальных богов. Он никогда не спускался на землю и не имел дел с людьми, а пребывал на небесах и занимался судьбой Вселенной.

59

брака. Ки родила Энлиля[40], наполнившего все вокруг могучим дыханием, и семерых других сыновей, давших свет, тепло, влагу, рост и процветание. Затем у Ки родились младшие боги, помощники и слуги Ана — Ануннаки. И стали они соединяться друг с другом, как мужчины и женщины. И рождались у них сыновья и дочери, внуки и внучки.

После этого Ану и Энлиль разорвали гору и создали небо в виде свода и землю в виде диска с горами и ущельями. Ану избрал себе небо, а землю оставил Энлилю, который стал наполнять ее дыханием жизни. Появились облака, травы и деревья, животные и птицы. Братья и сестры Энлиля осветили и согрели Землю. Затем Энлиль построил в самом центре земли город Ниппур. В нем поселились боги и стали жить без забот и печали. Старость, войны, преступления, горе и печали были неведомы им.

Энлиль тоже построил себе дом из лазурита в центре Ниппура, который поднимался до самых небес и простирал свою тень на все стороны света. Он спокойно жил в нем

до тех пор, пока не увидел омывавшуюся в прозрачных водах реки Нинбирду Нинлиль, дочь сестры Ану Нунбаршегуну. Тогда страсть охватила его, и он овладел Нинлиль. За это старшие боги изгнали его в подземный мир, куда за ним последровала и Нинлиль. В толщах Земли Нинлиль родила Нанну (бога Луны), которому было суждено подняться на небо, чтобы освещать Землю и показывать смертным смену времен. Трое других ее сыновей (Нергал, Намтар, Ниназу) навечно остались в толщах Земли.

По прошествии положенного времени Энлиль и Нинлиль возвратились на небо и стали жить в самом отдаленном его уголке, стараясь как можно меньше общаться со смертными. Энлиля раздражало их многолюдство, и в своем гневе он обрушивал на «людей» различные бедствия (чуму, засуху, потопы).

Нетрудно заметить, что миф о горе Небес и Земли охватывает довольно продолжительный отрезок времени. Описанные в нем события начались еще тогда, когда Земля была погружена во мрак (не было неба и светил), на ней отсутствовала или почти отсутствовала жизнь, а ее поверхность покрывали воды безбрежного океана. Затем, в какой-то части земного шара, охарактеризованной в предании как мировая гора, боги (Намму, Ану и Ки) создали вполне подходящие условия для жизни, где они и поселились вместе со своими многочисленными потомками.

Много тысяч или миллионов лет спустя солнце снова засияло на небе, и на Земле возродилась жизнь. Тогда боги заселили другие части планеты, где возвели города

и «небоскребы». Первое время они жили счастливо, не зная старости, забот и печалей, как будто это происходило в «золотом веке». Затем начали грешить, за что Энлиль со своими союзниками были изгнаны под землю. Во время его проживания там на Земле произошли страшные потрясения, о чем может свидетельствовать появление на небе Луны в облике бога Нанны.

Когда Энлиль вернулся «на небо», его место на Земле было уже занято. Она была заселена многочисленными богами и «людьми», и теперь ему не оставалось ничего другого, как насылать на них чуму, засуху и потопы.

Я уже много раз датировал появление на небе Луны временем катастрофы на рубеже раннего и среднего миоцена (17 млн лет назад). Значит, описанное в предании рождение Ану и Ки, которое, несомненно, соответствовало еще одной крупнейшей катастрофе кайнозойской эры, произошло гораздо раньше. Это событие могло случиться как на рубеже эоцена и олигоцена (34 млн лет назад), так и на рубеже олигоцена и миоцена (24 млн лет назад). Принимая во внимание продолжительный период беззаботной жизни богов, я отдаю предпочтение первому предположению. В этом случае олигоценовая эпоха, не слишком сильно отличавшаяся от «золотого века», как нельзя лучше соответствовала бы этому периоду.

Олигоцен-миоценовая катастрофа, которую я отнес к столкновению астероида с Землей[41], вероятно, нашла отражение в

эпизоде «грехопадения» Энлиля и его спуска под Землю. Асам Энлиль, по-видимому, был адитьем (Варуной?) или дайтьем данавом, различить которых не всегда было возможно.

В Шумере и Аккаде Энлиль занимал одно из главенствующих положений, порой становясь величайшим, превосходящим даже «отца богов» Ана. В одном из посвященных ему гимнов говорится:

«Энлиль!...Он взоры вздымает — колеблет горы! Он свет излучает — пронзает горы! Отец Энлиль восседает державно в священном капище...»

Автор гимна называет Энлиля исполином, владыкой, мудрецом, могучим разумом, Могучим Утесом и т.д.

«Энлиль! Добрый пастырь Вселенной.

Пастух, что ведает всеми жизнями,

Чье княженье восходит в сиянье!

Тиарой священной себя венчал он!

Когда он в горах восседает на троне,

Он, как радуга, обнимает небо,

Как плывущее облако, парит в поднебесье!

Князь небес - только он, дракон земли — только он!

Величайший среди ануннаков — он!

Он сам называет судьбы,

И никто из богов его не видит!...

Энлиль! Твое совершенство заставляет умолкнуть!

Суть твою не понять, не распутать нити,

Нити в скрещенье, незримые смертным.

Во славу божью твою - сражаться!

Ты себе сам - господин и советчик!

Твои замыслы кто угадает?

Твои тайные силы никому не подвластны!

Твой лик невидим ни одному богу!

Верховный жрец, бог, Энлиль — ты!

Верховный судья небес и земли - ты!»

В гимне несколько раз повторяется, что Энлиля невозможно было увидеть ни людям, ни богам. Он проявлял себя, в первую очередь, словом, подобно египетскому богу Птаху.

«Твое несравненное Слово! Могучее оно!

Как небеса оно! Как туча оно!

По Слову твоему ануннаки-боги создают плодородие!

Слово твое небесам — опора, Слово твое земле - основа!

Небесам опора, небесам поддержка,

Земле - основа неразрушимая!

К небесам приближаясь, оно плодородно:

Льет дождем с небес изобилие!...» (перевод В.К. Афанасьевой)[42].

В некоторых мифах Энлиль предстает в виде человека, где он совершает разнообразные, свойственные людям, поступки, в том числе вступает в интимные связи с женщинами и берет себе наложниц. Однако, спустившись в подземный мир, он проявляет черты, свойственные только богам и демонам, — в частности, свою способность к оборотничеству и магии.

В надписи правителя Лагаша Энметены (около 2350 г. до н.э.) сказано:

 

«Энлиль, Всех стран господин,

Всех богов отец,

Словом верным своим Для Нингирсу И Шары,

Разграничил землю».

Эта характеристика Энлиля больше соответствует дайтьям и данавам, чем адитьям. Некоторые же прозвучавшие ранее эпитеты, такие как «пастырь Вселенной», позволяют сопоставить его с воспетым в древнеиндийской «Ригведе» дай- тьем (данавом) Вайшванарой.

Но если Энлиль был тем не менее ади- тьем, а создание нового мира началось после эоцен-олигоценовой катастрофы, это проливает свет на имеющийся в предании эпизод, который не встречался мне в мифах других народов. Это — создание богами сначала ограниченного участка для жизни вокруг мировой горы. Как я уже говорил, такая гора (Меру, Сумеру, Хара, Куньлунь, Кольуакан) находилась на Гиперборее в районе бывшего Северного полюса! Значит, она могла отвечать Шветадвипе или Белому острову, на котором после катастрофы укрылись адитьи вместе с другими народами[43]. В этом случае широко распространенные в шумерском эпосе младшие боги — человекоподобные или небесные Ануннаки могли соответствовать гандхарвам с апсарами (Племени богини Дану, эльфам), а птицеподобные или подземные Ануннаки — змеевидным богам или змеелюдям прежнего

63 Читайте книгу А. Колтыпина «Страна бессмертных, магов и чародеев. Когда на Земле

64

мира (в конце эоцена они жили без войн и, вероятно, имели дипломатические миссии друг у друга).

К сожалению, миф о горе Небес и Земли не дает точного указания, какие именно Ануннаки были рождены Ки. Однако ее проживание на мировой горе вместе с Ану и почти бесспорная принадлежность Ки, как и всех остальных богов и богинь Земли, к змеевидным божествам (небесный бог Ану, скорее всего, являлся адитьем, аналогичным индоарийскому Дьяусу) позволяет предположить, что в первое время после эоцен-олигоценовой катастрофы небесные боги жили вместе со змеелюдьми. А Ана и Ки — сопоставить с китайскими Фуси и Нюйвой.

После возвращения Энлиля на Землю во второй половине миоцена наша планета, по-видимому, была погружена в череду войн и катастроф, что находит отражение в преданиях других народов и в геологической летописи.

Миф об Энки и мироздании — описание обустройства мира после олигоцен-миоценовой катастрофы

В другом шумерском мифе об Энки и мироздании говорится, что жизнь на Земле упорядочил еще один сын Ана Энки (Эа) — третий великий шумерский бог после Ана и Энлиля. Он был тесно связан с водной стихией, за что его называли владыкой подземного мирового океана пресных и всех земных вод Апсу, а его спутником был человеко-рыба Кулулу. Энки также был богом мудрости, магии и земледелия.

Многие исследователи сопоставляют Энки и обитавших вместе с ним апкаллов (акад.) или абгалей (шумер.)[44] с Оаннесом и его свитой, которых вавилонский жрец и историк Берос (IV—III вв. до н.э.) называл «аннедотами» или «мусара аннедодами» — богами или, по его словам, полудемонами- амфибиями, имевшими форму получеловека-полурыб. Некоторые исследователи считают, что Энки соответствовал китайскому божеству или духу воды Гунгуну с телом змеи, лицом человека и красными волосами на голове, который правил на Земле в те времена, когда на ней было 7/ю воды. Иногда Энки также сопоставляют с божеством воды африканских догонов Номмо — получеловеком-полузмеей с зеленым гладким блестящим телом, красными глазами, раздвоенным языком и восемью гибкими конечностями без суставов.

До появления Энки земля была покрыта непроходимыми чащами и болотами. Не было никакого спасения от змей и скорпионов. Стаи свирепых зверей рыскали повсюду. Энки выкорчевал кустарник и осушил землю. Затем он наполнил Тигр и Евфрат животворной водой, засадил их берега тростником и заполнил воды рек и морей рыбой.

После этого Энки обучил «людей» земледелию, животноводству, ткачеству и торговле. Он построил город Эреду, подняв в него пресные воды из подвластного ему подземного океана.

65 В аккадской традиции мудрецов было семь - к ним причислялись сам бог Эа, его сыновья и легендарные правители Гильгамеш, Этану, Адапу

Чтобы «люди» не были похожи на зверей, Энки создал для них установления и записал их на скрижалях[45], известных шумерам под названием «ме»[46]. Один из шумерских поэтов перечислил сто «ме». Из шумерских слов, их обозначающих, известны шестьдесят: верховная власть, власть богов, истина, нисхождение в подземное царство, потоп, оружие, ужас, раздор, мир, победа и др. Обладание «ме», согласно верованиям шумеров, означало пользование всей полнотой власти.

«Люди» должны были чтить установления. А чтобы они не возвысились и не были как боги, Энки держал скрижали у себя. Боги тоже вели борьбу между собой за обладание божественным знанием.

Из приведенного мифа можно заключить (хотя об этом прямо и не говорится), что Энки пришел на смену Энлилю после олигоцен-миоценовой катастрофы. Он застал мир опустошенным, покрытым девственной растительностью и мало пригодным для жизни, а людей — почти не отличавшимися от диких животных. Энки и его последователи занялись обустройством мира и ликвидацией последствий потопа и разрушений, строительством городов и обучением людей земледелию, строительству и многим другим ремеслам. Они передали людям божественные правила, законы и наставления, которые должны были упорядочить организацию мира.

По своей созидательной роли и предполагаемому времени жизни на Земле Энки соответствовал китайскому легендарному властителю, «божественному земледельцу» Шеньнуну, Яньди или Яовану — гигантскому существу с зеленым змеиным телом, человеческим лицом и маленькими рожками на голове, — раньше проживавшему «в нижнем мире» под землей, а время его правления отвечало Четвертой мировой эпохе науа и ацтеков (24—17 млн лет), солнцем которой была богиня пресной воды и проточных вод Чальчиутликуэ или Матлаль- куейе, управлявшая всеми водами на Земле. Как и Энки, Шеньнун обучил «людей» землепашеству, скотоводству, изготовлению хлеба, пищи и медицине.

Казалось бы, более очевидное сопоставление Энки с Гунгуном и водными демонами Хираньякшей или Хаягривой из индийских преданий встречает серьезные трудности из-за того, что оба этих существа были весьма агрессивными. Они боролись с прежними обитателями Земли и выступали против поддерживаемого ими мирового порядка и гармонии, носителем которого являлись бог огня Чжужун и Вишну. Кроме того, время их господства, по-видимому, приходилось на олигоцен (то есть они жили одновременно с Энлилем), а в начале миоцена они были разгромлены Чжужуном и Вишну.

Энки же, наоборот, не пробуждал страха в сердцах «людей». В молитвах и мифах неизменно подчеркивалась его мудрость, доброжелательность и справедливость.


 

Он упорядочил жизнь на Земле и жил на ней, как следует из мифов о передаче ему божественных законов «ме» Ану, в соответствии с законами, установленными адитья- ми или другими мудрецами из Гипербореи — видьядхарами, чаранами или сидцхами. Хотя, по-видимому, и не слишком строго следовал им, о чем свидетельствует эпизод о разделении им земли между собственниками (земледельцами и горожанами). Не исключено, что в этом проявилось растущее влияние на Энки обосновавшихся на нашей планете в конце олигоцена-миоцене дайтьев с данавами.

Маловероятно также, что Энки являлся Оаннесом и другим западносемитским, филистимлянским и финикийским божеством, вошедшим в пантеоны богов Вавилонии и Ассирии — Даганом, Дагоном или Одаконом. В работе «Люди-амфибии — учителя, пережившие потопы»[47] я предположил, что Оаннес и Дагон выходили из моря на сушу и обучали людей различным ремеслам и наукам в течение последних полумиллиона

лет. Хотя справедливости ради нужно отметить, что, по Беросу, они являлись до потопа. А что если он говорил о более раннем потопе?

В любом случае, время жизни Энки намного раньше четвертичного периода (который продолжался почти 2 млн лет) подтверждается вавилонским гимном творения «Энуше Элиш», согласно которому

 

 Энки и Инанна (owed). Иоанна. она же Иштар и Астарта, показана здесь с крыльями, что говорит о ее принадлежности к крылатым или небесным Ануннакам (окало XXIII в. до н. з.)

 

 

этот бог выступал творцом людей. А это могло происходить только в более удаленные от нас времена.

Миф о сотворении Энки людей — гимн творению в миоценовую эпоху

Время обитания на Земле Энки позволяет уточнить еще один шумерский миф о сотворении людей, согласно которому: «Во дни былые, когда небеса от земли отделились, в былые ночи, когда земля от небес отделилась, умножилось небожителей племя и от нехватки пищи страдало. Взмолились бессмертные праматери Намму [48] , умоляя ее утолить их голод. Намму же Энки разбудила:

— Проснись, сын мой! Сон прогони! Избавь богов от терзаний!...

...Помощников ты не сделал, которые взяли бы на плечи твои заботы...

...Людей... Пусть они будут по виду на братьев твоих похожи, но бессмертья не знают.

— Из чего же я их сделаю? - спросил Энки, спуская ноги с ложа.

— Из моей плоти, — ответила Намму. — Эту плоть называют глиной. От себя я ее отделю, насыплю на землю рядом с водою. Лепить тебе Нинмах[49] поможет...»

Обрадованные этой вестью остальные боги собрались на пир к Нанну, и все вместе перепились пива.

«Нинмах руки в воде смочила, глины кусок отщипнула. И задвигались быстрые пальцы, создавая богов подобья. Голова же богини кружилась, и земля под нею шаталась, словно хмельная. И фигурки, что появлялись, совершенством не обладали. Вот урод с морщинистым ликом и с кривыми ногами. Безбородое вот творенье, что задумано быть женою. Но где же ее груди?

— Что ты делаешь! - Энки воскликнул.

- У этой пары не будет потомства.

Хотела Нинмах расплющить свою работу, но Энки дал сотворенным вкусить хлеба.

— Пусть остаются! - сказал он Нинмах.

— Первый будет дворцовым слугою, второй же евнухом станет для службы в гареме.

Затем вылепила Нинмах вторую пару людей, и третью пару она вылепила. Вновь это были уроды. Дал и им Энки вкусить хлеба, определил им судьбу. Потом он молвил:

Давай поменяемся местами. Я буду лепить, а ты подыщешь применение.

И принялся Энки за работу. Со второй попытки ему удалось слепить человека с двумя руками и двумя ногами. Но ноги его были тонки, как тростинки, живот вздут, спина сгорблена...

... Нинмах рассмеялась:

— Какая может быть судьба у такого калеки! Видишь, у него дрожат руки и он трясет головой.

С этими словами она подошла к человеку и поднесла ему хлеб. Он же не мог его взять.

— Не живой это человек, - сказала Нинмах, — нет ему на земле назначения.

— Но я нашел назначение для твоих ублюдков, - вскипел Энки. - Отыщи ты и для моего мужа.

Так между Нинмах и Энки разгорелась ссора... и Нинмах сказала:

— Отныне не будет тебе, Энки, места на небе. Не будет тебе места и на земле. Уйдешь ты в земные глубины и не увидишь света» [50] .

Изложенные в этом мифе события могут соответствовать перенаселению Земли, ее погружению в недра Паталы и тысячелетней битве Вишну с Хираньякашипой в индийских преданиях (24 млн лет назад), а также окончанию Четвертой и началу

70 НемировскийА.И. Мифы и легенды Древнего

71

Пятой мировых эпох науа и ацтеков, которые разделялись периодом мрака, страшного холода и голода (17 млн лет назад). Окончание эпохи, во время которой началась война между богами, ознаменовалось «обрушением небес» и потопом, который продолжался 52 года. Во время потопа погибла большая часть «людей»: «они были задавлены водой», «воды унесли всех живших масегуалей», «вода унесла растения, животных и людей». Уцелевшие «люди» превратились в рыб.

В пользу первой датировки как будто бы свидетельствует эпизод о пробуждении Энки ото сна, в пользу второй — его отправка Нинмах в земные глубины и создание Энки и Нинмах всевозможных уродов. Неудачное творение могло быть результатом воздействия на Землю ради- активного излучения, химических и отравляющих веществ и т.п. в результате многочисленных войн, которые вели между собой боги, демоны и «люди».

Время создания Энки и Нинмах уродов также могло соответствовать эпохе легендарного китайского императора Чжуань- сюя — не то водяного дракона с покрытым панцирем головой с рогами, не то странного создания со сросшимися ногами, ребрами и бровями, не то длинношеего существа с телом единорога и лицом человека со свиным рылом со сросшимися ногами. Его помощники, сыновья и потомки характеризовались как трехликие, безрукие, однорукие, многоголовые, многорукие, многоногие, покрытые шерстью существа с рылом свиньи и длинными клыками. В главе «Чжуань-сюй и его поколение мутантов. Конец миоцена — переломный период в истории Китая» я предположил, что Чжуань-сюй, по-видимому, начал править Китаем 9 млн лет назад.

Такая датировка описанных в мифе о сотворении людей событий вроде бы подтверждается введением Чжуань-сюем многоженства. В самом деле, одним из предназначений созданных Энки «людей» стало выполнение ими роли евнухов в гареме.

Миф об Энки и Нинсикиле — рассказ о «золотом веке»

Еще один шумерский миф об Энки и Нинсикиле[51], по-видимому, свидетельствует о том, что этот или какой-то другой бог, носивший имя Энки, жил в эоцене. В нем повествуется о стране Тильмун (Дилмун): «Еще до того, как боги делили между собой первозданную землю, была страна Тильмун, окруженная свинцовыми водами бездны...

Стала страна Тильмун садом, светлым, чистым и непорочным. Там не было слышно ни карканья воронов, ни пронзительного крика птицы Иттиду, вестников бед. Там не крался на мягких лапах свирепый лев. Дикий пес не знал, как схватить козленка, как едят зерно, не догадывался дикий осел. Счастливы были живущие в этой стране, ибо там не жили женщины, которые говорили бы: “Я старуха”. Не было там мужчины, который говорил бы: “Я старик”».

Как уже говорилось в работе «Где находились острова бессмертных?»[52], остров Дилмун являлся ностальгическим воспоминанием о «золотом веке», который был на Земле в палеоцене и эоцене (66—34 млн лет назад). По крайней мере, только в то время не было хищных животных, но об этом как раз и говорится в мифе. Значит, Энки или какой-то другой бог под именем Энки вполне мог жить и в эоцене. Причем из эпизода, в котором Энки «открыл уста земли и выбил из них пресную воду», следует, что ему отводилась далеко не второстепенная роль.

Вероятно, сказание об Энки и Нинсикиле отражает представления о «золотом веке» змеелюдей, живших южнее Гипербореи[53]. В таком случае под именем Энки мог описываться один из их лидеров.

Очень важную информацию, подтверждающую сделанные мной ранее выводы, содержит окончание мифа. После того, как по воле богов произошел потоп и Энки с Нинсикилой покинули остров, на нем был поселен благочестивый старец Зиусудра, которому была дарована вечная жизнь. В сказании о Гильгамеше недвусмысленно указывается, что Тильмун был перенесен в Царство мертвых, то есть исчез с лица Земли! А это означает, что потоп ознаменовал собой окончание «золотого века», который был перенесен из реальной жизни в воспоминания и стал ассоциироваться с Иным миром.

Миф об Инанне: кем были Энки и Иштар?

Весьма любопытен шумерский миф об Инанне (аккадская Иштар) и Энки. В нем рассказывается о том, как богиня неба, любви, планеты Венеры и войны Инанна (дочь бога Ану), которая предстает ослепительно красивой женщиной, передвигающейся в небесной ладье, похитила таблички «ме» у Энки. Узнав о пропаже, Энки отправил за ней в погоню семь морских чудовищ, которые пытались отнять у нее небесную ладью. Но богиня с помощью Ниншу выбралась невредимой из передряги.

В этом мифе еще раз подчеркивается «водная», «не свойственная человеку», природа Энки, а вместе с тем во всем своем великолепии появляется Иштар-Инанна (она же Астарта), которая являет собой типичной пример небесной девы — апсары.

Поэма «Когда вверху» — повествование о мире и войнах с начала олигоцена о конца миоцена.

Кем был Мардук?

В поэме аккадян и вавилонян «Когда вверху», повествующей о сотворении мира, борьбе младших богов со старшими и создании людей, говорится о тех временах, когда на Земле был хаос:

«Когда вверху небеса еще не имели названья, когда твердь имени не имела,

тогда были лишь первородный их сотворитель Апсу [54] [55] [56] и Мумму75 76, мудрый его советник и Тиамат [57] , всего живого праматерь. Жили они в океане, воедино смешивая свои воды. Когда ни болот, ни строений не было видно, вообще ничто имени не имело, тогда среди них появились боги.

Первыми имена получили Лахму и Лахаму [58] . От этих глубинных чудовищ бог Аншар78 (с четырьмя глазами, ушами и изрыгающей огонь пастью) и богиня Кишар [59] родились. Много времени они пребывали, к годам прибавляя годы. Потом создал Аншар первенца Ану по своему подобию. От Ану родился Эа (шумер. Энки), также отцу подобный...»

Долгое время боги жили вместе, но затем Эа убил Апсу и заковал в цепи Мумму, а сам построил себе великий дом на краю океана (подобно индийским демонам — ниватакавачам), в котором стал жить вместе со своей женой Дамкиной (шумер. — Дамгальнуна). Здесь у них родился сын Мардук[60].

После того, как Тиамат узнала о гибели супруга, она решила разрушить учрежденный молодыми богами порядок, «вновь смешать воедино стихии, что начали отдаляться. Одиннадцать она создала чудовищ. Во главе их поставила Кингу, который был вместе с этим воинством создан и стал ее мужем. Тиамат ему вручила судьбы скрижали, их на грудь ему возложила».

Эа собрал совет богов, на котором Мардук вызвался сразиться с Тиамат. За это он должен был получить скипетр, трон и небесные боги должны были признать его своим повелителем.

«Мардук... впереди себя выставил молнии. Потом с помощью Ану он сплел сеть и поставил буйные ветры, чтобы эту сеть натянули. При виде Мардука страх овладел Кингу. Разбежалось воинство из драконов, созданных Тиамат». Сама же Тиамат не испугалась, но все равно была побеждена Мардуком. Он рассек ее пополам, поднял половину ее туловища вверх и «прикрыл им верхние воды, словно стеной. В этой стене, которой он дал имя “небеса", пробил он ворота и стражей поставил, чтобы они по его повеленью выпускали дожди, град и снег. Из нижней половины могучего тела

80 Верховный бог Междуречья, главный бог- покровитель Вавилона, отождествляемый с Энлилем. Первое упоминание о нем относится к III тысячелетию до н.э. (Шумерская цивилизация). Часто изображался вместе с Вавилонским

Тиамат Мардук создал землю и закрыл ею нижние воды, которые заполняли царство Эа. Потом он одолел прочих богов и всю нечисть, что против него создала Тиамат, а затем поднялся на небо, где построил дворцы для Ану, Эллиля и Эа, соорудил дома для звезд и планет. Потом он создал Луну, ночь ей доверив. Короной он Луну одарил, чтобы ее рогами-зубцами мерить время. День же отдал Мардук Шамашу [61] ...»

В великой битве с Тиамат Мардук расправился с войском чудовищ, пленил Кингу и взял себе в союзники огненно-красного дракона Мунхуша сочетавшего в своем облике черты змеи, орла, льва и скорпиона. Он стал символом и спутником бога.

Далее в мифе говорится о длительном периоде беззаботной жизни Мардука в своем небесном дворце и о тех временах, когда боги стали терпеть голод и холод и пришли к нему за помощью. Мардук решил создать «людей», чтобы они кормили богов, и отправился к Эа за костями и кровью. Принеся в жертву Кингу, он слепил «людей».

На первый взгляд, поэма «Когда вверху» описывает время на рубеже мелового и палеогенового периодов, когда произошла великая битва демонов-змеев с адитьями. Однако, при ее более внимательном изучении обращаешь внимание на многие эпизоды, которые явно характеризуют более позднее время. Это — и многоактная битва богов и демонов, и предшествующий ей

период мирной жизни старых и молодых богов, и создание Мардуком Луны, и период голодной и холодной жизни богов, и создание «человека». Особенно поразительным является сходство поэмы «Когда вверху» с поэмой «Пополь-Вух» и некоторыми другими мифами майя, науа и ацтеков при описании периода холода и голода и создания человека из костей и крови, которые Мардук получил у жившего в нижнем мире Эа (аналог ацтекской Чальчиутликуэ), а Кецалькоатль — у Миктлантекутли.

Перечисленные и некоторые другие эпизоды свидетельствуют о том, что вторая часть поэмы «Когда вверху» описывает время 17 млн лет назад (период холода и голода, создание Мардуком Луны и сотворение человека). По преданиям майя и ацтеков, в то время на Земле был мрак и холод, а «люди» жили в подземельях. В период мрака были созданы новые «люди», которые должны были кормить богов своей кровью.

Первая часть поэмы и включенные в нее эпизоды создания нового мира и богов, мирной жизни старых и новых богов, битвы Мардука с Тимат и нового длительного периода беззаботной жизни богов, по-видимому, отвечают олигоцен-миоценовой катастрофе (34 млн лет), олигоцену (34—24 млн лет), олигоцен-миоценовой катастрофе (24 млн лет) и раннему миоцену (24—17 млн лет).

Говоря об отдельных богах, можно отметить сходство Ану и Мардука с адитьями Дьяусом и Индрой, Алсу, Маму и Чиамат — с древнейшими змеевидными богами, а Эа — богом-амфибией или водным змеевидным богом нового типа, который так же, как и в египетских преданиях, противопоставляется старым змеевидным богам и участвует в сражении с ними. Декларируемая в предании родственная связь между богами и, в первую очередь, между Эа и Мардуком, по-видимому, была придумана составителями сказаний исключительно для простоты изложения материала.

Отождествление Мардука с Энлилем позволяет как сопоставить последнего с Индрой, так и отнести змееборца Мардука к дайтьям. Поскольку и адитьи и дайтьи боролись со змеелюдьми, тот и другой вариант представляются мне равно вероятными.

Миф о Нинурте — описание событий во второй половине миоцена. Загадка «черноголовых»

Довольно много интереснейшей информации содержит в себе шумерский миф о Нинурте — боге-герое Ниппура. Нинурта считался сыном Энлиля (в Аккаде Эллиля, в Ассирии Ашшура) и выступал одновременно и богом и культурным героем. Он был покровителем растительности, плодородия, скотоводства, рыболовства, а также войны. Его символом был скипетр, увенчанный двумя львиными головами. По мнению А.И. Немировского, в образе Нинурты явственно проступали черты бога-грозовика, что, прежде всего, выражалось в его битвах с многоголовыми драконами, гидрами и другими чудовищами и его победах над ними[62].

 

Нинурта владел оружием богов Шуруром: «оружьем, чей блеск ужасен». Шурур передвигался по воздуху, словно птица, и разговаривал с ним, как будто был живой. Он двигался «в шуме ветра, в грохоте и блеске молний. Дрожала земля, кружился Нинурта над полем боя, все время меняя оружье».

В облике Нинурты мне, в первую очередь, представляется герой индийского эпоса — сын Индры Арджуна, который получил в подарок от своего божественного отца небесную колесницу и участвовал на ней в сражениях с дайтьями и данавами и разными хтоническими силами (драконами, ниватакавачами и др.). При таком сравнении Шурур должен был быть небесной колесницей богов, а его одушевленность могла быть объяснена управлением колесницей «возничим», наподобие гандхарва Матали на колеснице Индры — Арджуны. Хотя, конечно, Нинурта мог быть и не Арджуной, а гандхарвом, другим сыном Индры, или какого угодно еще адитьи, и даже дайтьем или данавом (ведь между адитьями и дайтьями не было существенной разницы, кроме бессмертия первых).

Не менее интересны содержащиеся в мифе сведения о последствиях битвы Нинурты с армией страны Куру, «которая не знает возврата» (армия драконов и других хтонических сил):

«На славный город Нинурты обрушились воды смерти, заливая землю, воде жизни путь преградили. Тогда всполошились боги, что на плечах носили корзины и рыхлили мотыгами землю. На страну обрушился голод, ибо текли по каналам ядовитые воды смерти. Вслед за ними спустились горцы, все на пути своем разрушая, людей обращая в рабство».

Как видно из этого мифа, описанные в нем события случились тогда, когда на Земле еще не было людей, а приходилось трудиться самим богам. Если сопоставить их с событиями, охарактеризованными в мифе о сотворении людей и поэме «Когда вверху», они могли отвечать эпохе голодной жизни богов, которая приходилась на 17 млн лет, а возможно, и более позднее время. В мифе о Нинурте в ярких живых тонах описано, что происходило на Земле в то время. Война, разрушения, опустошения, земля и вода была отравлена. Скорее всего, это было следствием радиоактивного, химического и, возможно, бактериологического заражения местности. Именно в тот период (который мог продолжаться с 17 до 8 млн лет) на Земле, по-видимому, появилось поколение мутантов, было введено многоженство и запрет браков между близкими родственниками, смешанные браки между различными существами и похищение жен и наложниц из дальних «уголков земли». Все это должно было содействовать очищению «человечества» и приобретению потомками нормального «человеческого» облика. Возможно, отравление местности и смешанные браки между разными существами стали основными причинами уменьшения продолжительности жизни населения, которая сократилась со ста тысяч лет до современных 60—70.

Еще одной важной деталью мифа о Нинурте является упоминание в нем о «черноголовых», которым Нинурта пришел на помощь. «Черноголовые» выступают незримыми героями и многих других шумерских, аккадских и вавилонских мифов (Инанна и Энки, Полет на Орле, Поэма о Гильгамеше и др.). Однако о них имеются лишь отдельные упоминания, как и в мифе о Нинурте. Тем не менее анализ этих мифов, вместе взятых, позволяет предположить, что «черноголовые» были основным населением территории, существовавшей в далекой древности на месте Шумера, и с ними так или иначе были связаны многие боги и герои (Иштар, Нинурта, Гильгамеш и др.). Вполне вероятно, это были чернокожие данавы-калакеи, следы которых также присутствуют в Египте, Америке, Австралии и на островах Тихого океана.

«Черноголовые» (чернокожие?) жили в Уруке, Ниппуре, Кише и других городах, упомянутых в шумерском эпосе. Основателем же первой династии Урука считался солнечный бог Уту (Шамаш), который выступал и покровителем Гильгамеша. Таким образом, устанавливается четкая связь между черноголовыми (данавами-калакеями?) и солнечным божеством. Такую же связь мы наблюдали в египетском эпосе, предполагая, что Ра мог быть чернокожим богом. При подобном подходе мифические герои — урукский царь Энмеркар, его сын Лугальбанд, двенадцатый царь Кише Этан, правивший после потопа, Гильгамеш, правивший Уруком после потопа, и другие герои тоже могли быть чернокожими.

Особенно показательным в этом отношении является Гильгамеш — герой знаменитого шумерского и аккадского эпоса «Поэмы о Гильгамеше». Он был правителем Урука и являл собой типичный пример

великана. Если он действительно был чернокожим данавом-калакеем — а то, что он относился к дайтьям или данавам, как будто бы доказывает его «безрассудная» жизнь в Уруке до встречи с Энкиду — это еще раз подтверждает сделанное мной предположение, что дайтьи и данавы отличались исполинским телосложением.

Таким образом, черкокожая раса (наряду с белой расой, расами змеелюдей, многоруких существ и т.д.) могла быть одной из самых многочисленных рас древнего мира.

Шумерско-вавилонский эпос о положении земной оси в раннем миоцене

В заключение краткого обзора шумерских, аккадских и вавилонских преданий хочу обратить ваше внимание на то, что в «Сказании о Лугальбанде», «Полете на орле» и некоторых других мифах также, по-видимому, приводится описание летательных аппаратов (несущийся в поднебесье Лугальбанд, по скорости не уступающий птице, летящий на орле к небесному владению богов Этан и др.). А в аккадском мифе «Ловец рыб Эдапа» говорится о губительной роли южного ветра, который представлен в виде крылатого создания. Согласно А.И. Немировскому, южный ветер считался неблагоприятным и во многих других мифологиях Древнего Востока. Неблагоприятной считалась сама южная сторона, так как благие боги находились на севере (Гиперборее). На юге же помещалось Царство Мертвых.

Это, казалось бы, не имеющее никакого отношения к современной географии заме-

чание приобретает определенный смысл при его отнесении к географии раннемиоценовой эпохи (24— 17 млн лет назад). В самом деле, как я уже говорил, Земля состояла тогда из светлой и темной половин. С одной стороны (Индостан, Шумер, значительная часть Азии, Египет, Аравия и Европа) боги и люди продолжали жить на поверхности, а с другой стороны (Северная и Южная Америка) они нашли пристанище под землей и со временем стали именоваться хтоническими (живущими под землей, во мраке) чудовищами. Вполне возможно, что в раннем миоцене движение Солнца по небосводу было таким, что Южная Америка помещалась наблюдателями из Гипербореи (а именно они основными были источниками знаний) к югу от населенного богами мира (вспомните предание австралийских аборигенов о том, что до катастрофы солнце всходило на севере, а заходило на юге).

Подобное положение Южной Америки как будто бы подтверждается содержащимися в джайнских религиозно-философских представлениях[63] сведениями, что далеко на юге (по отношению к Гиперборее) находились горы Манушоттара — граница мира людей. По ту сторону гор не жили ни люди, ни животные, а небесные тела стояли неподвижно. Аналогичные сведения 83 Джайнизм - религиозно-философское учение, возникшее в Индии в VI в. до н.э. Официально считается, что его основателем был Маха вира Джина. Однако сами джайнисты считают Джину последним провозвестником веры — тиртханкаром и относят его предшественников к неизмеримо далеким временам, а положенное в основу джайнизма

приводятся и в «Вишну-пуране», согласно которой располагавшееся вокруг седьмого [самого южного] континента Пушкара море Джала«граничит с землей высочайших гор Локалока, которая отделяет видимый мир от мира тьмы. За горами Локалока простирается зона вечной ночи...»

Отмеченное в преданиях инков, майя, науа и ацтеков проживание древних народов Америки в среднем миоцене в подземельях как нельзя лучше согласуется с таким положением и хтонической природой обитателей южной части Земли.

Существа, которые можно отнести к хтоническим, по-видимому, проживали и на территории Древнего Двуречья или Малой Азии. Одним из них являлся охранник священных кедров исполин Хумбаба. Он носил одеяние или слоистую кожу (шкуру), которая «излучала смерть». Автор поэмы сопоставляет ее со змеями; от брошенного в воду одеяния закипала вода. Да и друг Гильгамеша, покрытый шерстью исполин Энкиду, выглядел не намного человечнее


' Рамсес II, или Рамсес Великий, — третий царь XIX династии, сын фараона Сети I и его супруги Туйи. При нем Египет достиг своих максимальных границ. Во время длительного правления Рамсеса II было создано огромное количество храмовых комплексов и монументальных произведений искусства. В его царствование особым почитанием пользовались культы Амона, Ра, Птаха и Сета.

2  Древняя греческая провинция, расположенная недалеко от Византии.

[3] Гностицизм («знание, познание, познавание«) — религиозно-философское течение поздней Античности, выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо-философским эллинистическим фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма и вавилонских мистериальных культов (Энциклопедия истории философии).

[4] «Не-вещь», -Суть всего-, «Совершенный». _________________

[5] Урей — у древних египтян символ королевского величия, способности править и уничтожать врагов бога Ра. Урей был налобной змеей, носимой царем на диадеме, а со Среднего царства - на короне. Он имел вид поднявшейся кобры с раздутым воротником.

[6] «Хекау» - магическое заклинание из Книги Тота, обращенное к богу мертвых Анубису, дававшее власть и могущество.

[7] «Тот, кто существует», «Возникающий»._________________   

[8] Хранится в Эрмитаже.

-Диск солнца».

[10] «Сильная», «Могучая», «Властная».

[11] Считалось, что Ра создал Сехмет из огня своего глаза как оружие мести, чтобы уничтожить людей из-за их злых путей и неповиновения ему.

[12] Аментет — богиня царства мертвых, покровительница умерших, встречавшая их в Дуэте.

16 Статуи Нейт и ее оружие, которые ставили вокруг гроба, должны были защищать усопшего.             

 

[14] Согласно М. Луркеру («Египетский символизм»), джед являлся доисторическим фетишем, значение которого не ясно до сих пор. Скорее всего, первоначально он был столбом для привязывания к нему злаковых колосьев. Столб играл большую роль в сельских религиозных обрядах плодородия; он был знаком власти, в котором должна была сохраняться сила зерна. Отсюда он стал символом времени и вошел таковым в знаковую картинку (иероглиф).

[15] Каменка я плита с надписями и изображениями, обнаруженная в 1828 г. при строительстве водосборника во францисканском монастыре в Александрии, Египет. Плиту передали правителю Египта того времени Мухаммеду Али, который, в свою очередь, подарил ее в знак расположения прусскому принцу Меттерниху (1773-1859).

[16] «Небо, «Высота*.

[17] Важнейшим атрибутом Анубиса являлся по- сох, которым он разгонял тьму и помогал душе найти путь на ее Небесную родину.

[18] Существуют разные легенды, объясняющие как обладание Гором Уаджетом, так и его восстановление после потери.

[19] "Владычица дома-, «Госпожа крепости-. ___________________

[20] «Белая из Нежена».

[21] «Бегунья», «Быстро бегущая».

[22]   Дуэт — в мифологии Древнего Египта Царство Мертвых.

[23] Сосуды для хранения внутренностей усопших при мумификации.

[24] «Зеленая»

[25] Латона - титанида, дочь титана Кея и Фебы, жена Зевса, с которой он расстался ради Геры, или же его возлюбленная вне брака, мать близнецов Аполлона и Артемиды.

                                  [26] «Окружающий Землю».

[27] Иногда его также отождествляли с Полярной звездой.

[28] Излагается по изданию Рак И.В. Мифы Древнего Египта, 1993, с дополнениями из издания Рак И. В.«Мифы и легенды народов мира. Древний Египет». 2001.

[29] Излагается по изданию Рак И. В. Мифы Древнего Египта. 1993.

[30] Эдву(древнеегипет. - Бехдет) - город на западном берегу Нила в 100 км к югу от Луксора. Столица II нома Верхнего Египта, культовый центр Гора Бехдетского.

[31]   Название города Хемену по-древнеегипетски означает «восемь».

[32] «Крепость души двойника Птаха».

[33] Произведение древнеегипетской литературы времен Среднего царства, записанное на папирусе № 1115, хранящемся в Государственном Эрмитаже.

[34] Согласно термину индийской мифологии. __

[35]         Богиня прохладной воды и войны, особо почитавшаяся в Верхнем Египте, жена Хнума. Один из ее титулов — «владычица небес». Иногда отождествлялась с Хатхор.

[36] Богиня звезды Сириус, Нового года и разливов Нила. По своим атрибутам и изображению (в виде коровы) больше всего соответствовала Хатхор, также отождествлялась с Сатис и Исидой.

[37] Ра также мог относиться к гандхарвам, но характеристика представителей этого народа мало соответствует Ра, который занимал лидирующее положение над всеми остальными богами.

[38]      Читайте главу «Эльфы в древней Ирландии. Тайна Племени богини Дану» в книге А. Колтыпина «Исчезнувшие обитатели Земли» (М„ Вече, 2009).

[39] Ки или Нинхурсаг — богиня земли. Выступала также под именами Нинту, Нинмахидр. Она являлась древнейшим олицетворением богини- матери, прародительницы всех живых существ.

[40]   Энлиль, аккад. Эллиль (•Господин ветра, воздуха», «Владыка-ветер») — один из триады великих богов (наряду с Ану и Энки), бог воздуха, ветра, бури и других природных сил Земли, насылавший стихийные бедствия, а также бог мудрости. Фактически — верховный бог Шумера и Аккада. Согласно мифам, Энлиль сотворил день, дал жизнь растениям, изобрел мотыгу и плуг. Он также научил людей скотоводству, земледелию и приобщил их к культуре. В эпосе о Гильгамеше назван одним из инициаторов Всемирного потопа с целью уничтожения человечества, В Ассирии Энлиля отождествляли с верховным божеством Ашшуром, а в Вавилоне — с Мардуком.

6 ’ Читайте об этом в работе «Битва за Землю» в книге А. Колтыпина «Битвы древних богов».

[42] Приводится по изданию: Баландин Р.К. Сто

великих богов.                                                                                                                                                                                                                                        

 

был “золотой век’?» (М., Вече, 2011).

идр.

[45] По другим мифам, он получил божественные знания от своего отца Анну.

[46] Ме(в шумерской мифологии) — могущественные божественные таинственные силы, управляющие миром; божественные сущности или судьбы любого явления природы и общества.

[47] Колтыпин А. Исчезнувшие цивилизации

Земли (М., Вече, 2009).                                                              __________________________________

 

[48] Намму - богиня-прародительница, «мать, создавшая небо и землю», «мать, давшая жизнь всем богам».

[49] Нинмах - богиня-мать, одна из создательниц людей.__________  

Востока. 1994.

[51] Нинсикила — шумерская богиня Земли, чистоты и непорочности.

[52] Колтыпин А. «Страна бессмертных магов и чародее. Когда на Земле был "золотой век"?» (М., Вече, 2011).

[53] См. работу «Страна бессмертных магов и чародее. Когда на Земле был “золотой век"?» в книге А. Колтыпина «Битвы древних богов».

[54] Апсу (шумер. — Абзу) - мировой океан подземных пресных вод, воплощение первозданной стихии, первопричина жизни. Соответствует греческому Хаосу.

[55] Мумму — советчик Апсу, обладавший лучами его сияния.

[56] Тиамат (аккад. «море») — олицетворение первозданной стихии женского пола.

[57] Небесный полюс.

[58] Лахму и Лахаму — в аккадской мифологии дети Апсу и Тиамат, в шумерской — демоны водной стихии.

[59] Земной полюс.

драконом.

[61] Шамаш — шумеро-аккадский бог солнца, по-аккадски его имя означает «солнце». Шумерское имя бога — Угу.

[62] Братьями Нинурты считались бот войны и подземного царства Нертал, который часто сопоставляется с древнеримским Марсом, и еще один бог подземного царства - Ниназу. Его самого часто отождествляли с Нингирсой.

учение - к самой древней религии мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow