| описанная в рассказе Михаила Коцюбинского «Сон». «Что- то мутное оседало на сердце. Это начиналось дома, а заканчивалось здесь, в бесцветной городской скуке, словно длинная ржавая цепь. По утрам он выслушивал женины сны, прозаичные и скучные, как действительность, наскоро пил чай за столом, покрытым крошками хлеба, со следами мокрых стаканов и посудой, оставшейся там еще от ужина, и спешил на службу, провожаемый нечесаной женой в старом халате. И так день за днем. И вот однажды он увидел сон о далекой, экзотической стране, где встретил чуткую к красоте женщину, без слов понимавшую его тоску — по чему-то прекрасному». ЗАПОМНИЛ сон — подумай, ЧТО ОН ОЗНАЧАЕТ? СУБЛИМАЦИЯ — ПРЕОБРАЗУЙ СУБЛИМАЦИЯ предполагает перемещение энергии не с одного объекта на другой, (как при замещении), а с одной цели на другую. Перемещение на новую ЦЕЛЬ сопровождается трансформацией ЭМОЦИЙ. На этом пути, благодаря исключительной силе сексуальных и агрессивных побуждений, открывается выход их энергии в ИНЫЕ области. Какие области предлагает общество? Во-первых, сброс агрессивной энергии через ПЕРЕЖИВАНИЯ — например, в кино или в театре. Во-вторых, снижение агрессивного намерения при изменении оценки ситуации через ЮМОР и иронию над собой. В-третьих, агрессия удачно сублимируется в СПОРТЕ. Вырази нечто пугающее тебя в рисунке — станет легче! Одной из форм сублимации выступает рисование, позволяя отреагировать инстинктивные импульсы и снизить вероятность их внешних проявлений в социально опасной сфере. (Эта форма более эффективна для лиц с доминированием правого полушария.) Многие освобождаются от 169 |
| устрашающих образов после их изображения, поскольку нарисовать свои фантазии подчас легче, чем рассказать о них. Рисунок выявляет внутренний конфликт, и в нем травмирующие события могут быть представлены без переживания чувства вины. После землетрясения в Армении многих детей, тяжело психически травмированных, удалось адаптировать и вернуть к нормальной жизни, используя рисуночную терапию, где дети ИЗЖИВАЛИ пережитые КОШМАРЫ в рисунках. Почему речь приобретает агрессивный характер? Сублимация агрессивных импульсов просвечивает в РЕЧИ. Резко изменяется набор слов, которые человек использовал, говоря о своей работе или своем доме. Вторжение сублимации приводит к тому, что в речи появляется преобладание метафор из военной или сексуальной сферы: «Это битва за выполнение плана», «Ее покорение», «Сбрасывание завесы» и «Проникновение в сокровенные уголки». КАТАРСИС — ИЗМЕНИ СВОИ Резкие перемены убеждений и установок происходят только после того, как то или иное внешнее поведение человека, противоречащее его идеологии, приводит к возникновению сильного диссонанса. Человек особенно близок к пониманию истинных ценностей в тот период, когда рискует лишиться их полностью. Тогда СТРАХ столь значимой потери ломает и перестраивает многие прежние его установки и к миру, и к самому себе, устанавливая новую систему ценностей. Вообще, переживание СИЛЬНОГО СТРАХА может способствовать нравственному перерождению, благодаря которому происходит духовное обновление. В этой ситуации у человека нередко вдруг изменяется 170 |
| структура установок и появляется решимость действовать в новом направлении. Переоценка системы ценностей после суицида Одна из пациенток Московского кризисного стационара так описывала свои впечатления. «После суицида у меня произошла переоценка событий. За короткий срок я переосмыслила ситуацию, которую считала трагически неразрешимой». В «Исповеди» Льва Толстого показано, что выход человека из кризиса всегда связан с обретением им другого места в жизни, новых духовных ценностей. Реконструкция ценностей в критической ситуации Приведем описание, сделанное сенатором Ричардом Нойбергергом незадолго до его смерти от рака. Он так описал произошедшую в нем перемену: «Во мне произошло изменение, которое, я уверен, необратимо. Престиж, политический успех, финансовый статус — все это вдруг утратило свою значимость. В первые часы после того, как я понял, что у меня рак, я ни разу не подумал о моем месте в Сенате, о моем банковском счете или о судьбе свободного мира... С тех пор, как был поставлен диагноз, мы с женой ни разу не поссорились. Я имел привычку ворчать на нее за то, что она недостаточно угождает моим прихотям в еде, что составляет списки гостей, не советуясь со мной, что слишком много тратит на одежду. Теперь подобные заботы не существуют для меня, кажутся неуместными. После пережитой близости к смерти, я вновь стал ценить возможности, которые прежде воспринимал как само собой разумеющиеся. Теперь, мне доставляет удовольствие: позавтракать с другом, почесать ушки Маффета и послушать, как он мурлычет, побыть в обществе жены, вечером, под мягким светом ночника, почитать книгу или обшарить холодильник в поисках стакана сока. Мне кажется, я впервые по-настоящему наслаждаюсь жизнью. Наконец-то я понимаю, что не бессмертен. Я содрогаюсь, вспоминая все |
| благоприятные шансы, отвергнутые мной именно тогда, когда я находился на вершине здоровья, — вследствие ложной гордости, надуманных ценностей и переживания мнимых оскорблений». КОМПЛЕКСНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАШИТЫ Замещение + идентификация + изоляция. Лои Кихот и Санчо Панса Для того чтобы избежать фрустрации под гнетом скучной обыденности, есть возможность ПЕРЕМЕЩЕНИЯ себя из реальной жизни в мир красочной мечты путем БЕГСТВА от невыносимого настоящего в фантазии — например, о славе прошлого. Центральные персонажи романа Сервантеса «Дон Кихот» — Дон Кихот и Санчо Панса как бы отражают два ряда качеств одного и того же человека. Санчо Панса персонифицирует рационализм, а Дон Кихот — идеализм, что позволяет читателю последовательно идентифицировать себя с каждым из них. Санчо Панса опекает своего романтически настроенного хозяина в тех случаях, когда требуется помощь в практических делах, и таким образом делает возможным для него существование в этом рациональном мире. Так представлен этот продуктивный симбиоз, когда два главных героя, сохраняя представления о реальном мире, защищаются от него и живут, как в отражении его, в сотворенном ими мире фантазий. Рационализация + проекция. Превращение личинок в стрекоз Нет большего страха, чем страх смерти. Этот страх может парализовать и нарушать способность человека действовать разумно. Неудивительно, что психологическая защита — рационализация — мобилизует резервы для его снижения, представляя смерть всего лишь как переход из одной жизни в другую (или, как сказано в Бхагават- Гите, в виде переоблачения из старой одежды в новую). 172 |
| Характерным примером может выступить красивая индийская притча о стрекозах и личинках стрекоз, живущих на дне прудов. Личинок постоянно мучила одна загадка: что происходит с ними, когда взрослея, они поднимаются к поверхности пруда, пересекают его зеркало и исчезают навсегда? Каждая личинка, которая готовится подняться наверх, обещает вернуться и рассказать, что происходит наверху. Однако, выйдя из воды и превратившись в стрекозу, она, увы, уже не может проникнуть под поверхность пруда. И в летописи, которую ведут личинки, нет сведений хотя бы об одной личинке, которая возвратилась и рассказала бы, что же происходит с теми, кто пересек границу их мира. «Неужели ни одна из вас из жалости к тем, кого вы бросили внизу, не вернется и не раскроет тайну?» И только лягушка рассказывает личинкам о том, что они в ином мире превращаются в удивительные существа со сверкающими в потоке солнечного света крыльями. А личинки не верят и живут в страхе, который отравляет им жизнь в пруду и не дает подготовиться к новой жизни под солнцем! |
| СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАШИТЫ |
|
|
| Только когда человек осознает, ЧТО больше всего его раздражает или угнетает в себе или других, он начинает продвигаться в познании себя и становится способным изыскать пути разрядки очагов напряженности и тем самым СНОВА ПОЛУЧИТЬ в свое распоряжение ЭНЕРГИЮ, необходимую ему для ПРЕОДОЛЕНИЯ трудностей. КАК СНИЗИТЬ У ПАРТНЕРА Человеку всегда легче замечать недостатки поведения другого, чем свои. Поэтому начнем с обсуждения способов коррекции поведения, посмотрев на себя, как на партнера. Действительно кроме проблем с собственной психологической защитой может возникнуть настоятельная необходимость снизить аналогичную защиту у партнера. Это позволяет вернуть ему способность более объективно взирать на действительность и обрести силы, чтобы справиться со своими внутренними трудностями. Нередко нейтрализация защиты партнера требуется при возникновении у него НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ. Тогда, совершая неоправданные действия, человек имеет тенденцию проявлять агрессию по отношению к окружающим. Припиши его недостаток или ошибку себе Так, Бенджамин Франклин писал: «Я взял себе за правило вообще воздерживаться от прямых возражений, от категорических утверждений со своей стороны. Когда кто- нибудь утверждал нечто безусловно ошибочное, с моей точки зрения, я отказывал себе в удовольствии решительно возразить ему и немедленно показать ему абсурдность его предположений. Я начинал говорить о том, что в некоторых случаях я тоже ОШИБАЛСЯ подобным образом, и при определенных обстоятельствах его мнение могло бы оказаться правильным, но в ДАННОМ СЛУЧАЕ оно представляется несколько несоответствующим». При этом он |
| использовал два приема — ПЕРЕАДРЕСАЦИЯ ошибочного поступка и СУЖЕНИЕ поля проблемы. Ограничь значение совершенной им ошибки Эта же мысль звучит в замечании бывшего президента Франции Валери Жискара д'Эстена в отношении адвокатов, с которыми ему приходилось встречаться: «Тем, кого я принимал, хватало ума не пытаться переубедить меня. Они давали мне понять, что разделяют мои сомнения, и лишь хотели обратить мое внимание на те ОТДЕЛЬНЫЕ моменты, которые, по их мнению, я мог упустить из виду». Упомяни о собственном несовершенстве Д. Уильямс вспоминает случай из своей практики. Однажды он вернул секретарше некоторые официальные бумаги, отчитав за ряд обнаруженных в них технических погрешностей. В сердцах она бросила бумаги в мусорную корзину, после чего принялась нападать на его характер и профессиональное положение. Вместо того чтобы отвечать ей эмоциональной контратакой, он решил «залечь». Пока она кричала, что с ним бесполезно иметь дело, поскольку правильного он сделать все равно ничего не может, он некоторое время молчал, а потом сказал ей, что она права, что как бы старательно он ни стремился делать вещи правильно, его усилия никогда не были вполне успешными, что он, в самом деле обеспокоен, и находится в замешательстве по поводу своего несовершенства. Атака на него сразу же захлебнулась. Секретарша достала бумаги из корзины и принялась его утешать. СКОНЦЕНТРИРУЙСЯ Совет Пеле нашим футболистам Протест против данной стратегии иногда возникает вследствие неявного допущения, что для повышения 176 |
| самооценки необходимо искоренить все свои недостатки. Но, во-первых, это недостижимо, во-вторых, не всегда имеет смысл прилагать силы и время для устранения недостатков. Однажды, посмотрев тренировку отечественных футболистов, знаменитый футболист Пеле сказал, что знает, почему они играют так плохо — тренировки посвящены устранению недостатков, а надо РАЗВИВАТЬ ДОСТОИНСТВА. По мнению Пеле, у него и его товарищей масса недостатков, но мало кто их замечает, потому что то, что у них получается лучше всего, они умеют делать в совершенстве, а те недостатки, что остаются, — лишь продолжение их достоинств. Нельзя все делать одинаково хорошо, если не делать все ПОСРЕДСТВЕННО. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ Почему многие откликнулись на призыв Шеклтона? Повышение самооценки может принимать самые неожиданные формы. Так, нормализации самооценки мужчин особенно способствует развитие в себе качеств, приписываемых «настоящему» мужчине и поэтому повышающих его статус в обществе. Этот факт хорошо иллюстрирует эффект от объявления, сделанного в 1899 г. знаменитым полярным исследователем Эрнестом Генри Шеклтоном: «Нужны мужчины для опасного путешествия. Зарплата маленькая. Холода страшные. Долгие месяцы кромешной тьмы. Постоянная опасность. Благополучное возвращение сомнительно. Почести и признание в случае успеха». На призыв Шеклтона поступило более 2000 предложений. Исследователи допускают, что такой интерес к нему был связан с существенным укреплением самоуважения у лиц, откликнувшихся и готовых к ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ. |
| НЕ НАДО СЕБЯ СТЫДИТЬСЯ, Какая есть, такая и хороша! Известно, что человек живет не реальностью, а образами, сохраненными в памяти. Как отмечал Игорь Стравинский, зеркала — тоже инструменты памяти. В них человек видит себя скорее таким, каким был, нежели таким, каким является сейчас. Поэтому если нельзя повысить самооценку за счет развития способностей и преодоления трудностей, то можно попытаться не снижать ее, страшась реальности и пытаясь цепляться за старые представления о себе. Приведу банальный бытовой пример. Каждая женщина запоминает свой облик в определенный (не худший) период своей жизни. Этот образ бережно сохраняется в душе от разрушения. Поэтому еще за три шага до зеркала женщина принимает вид, максимально поддерживающий ТОТ образ. (Следовательно, мы никогда не знаем, как выглядим со стороны, и делаем множество ошибок в общении.) Понятно, что с годами внешность меняется, и иногда существенно. Некогда брюнетка, женщина начинает красить волосы и становится блондинкой. Однако принять себя в новом облике трудно. Инерционность старого образа так велика, что в душе она продолжает относиться к себе как к брюнетке и соответственно подбирает одежду и косметику, что не всегда удачно. Чтобы снизить влияние защитных механизмов и ПРИНЯТЬ СЕБЯ такой, как есть, — преодолеть, изменить чувственно- закрепленное оптимальное восприятие себя, необходимо приложить дополнительные усилия и увидеть ДОСТОИНСТВА В НОВОМ ОБЛИКЕ, если не внешние, то душевные. Что важнее — свобода или питание чечевицей? У философа Диогена на ужин были хлеб и чечевица. Его заметил философ Аристиппус, который жил комфортно, поскольку льстил правителю. Аристиппус сказал: «Если бы вы научились быть любезным с правителем, вам не 178 |
| пришлось бы есть одну чечевицу». Диоген ответил: «Если бы вы научились жить, питаясь чечевицей, то не стали бы унижаться перед правителем». ИСПОВЕДЬ ОБЛЕГЧАЕТ В процессе исповеди облегчение достигается за счет повторного переживания и частичного их сгорания. Кроме того, при пересказе имеет место организация его в последовательное описание с помощью языка и, тем самым, превращение его ИЗ ПЕРЕЖИВАНИЯ В ОПИСАНИЕ. При описании травмирующего события оно становится более ограниченным, определенным и конкретным и поэтому менее страшным. Снижение неопределенности ситуации СНИЖАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ее ПЕРЕЖИВАНИЯ. Раздели свою боль с кем-то, и тебе станет легче Виктор Франкл приводит такой пример из своей практики. К нему с целью пройти психоанализ пришла девушка, американка, изучавшая в Вене музыку. Он ее внимательно выслушал, но поскольку она говорила на ужасном сленге, то он не понимал ни слова и направил ее к другому врачу — американцу, чтобы выяснить, что же побудило ее искать совета психотерапевта. Однако она к другому доктору на прием не пошла, и когда Франкл с ней случайно встретился на улице, объяснила: «Видите ли, доктор, как тол1 л; я рассказала вам о своей проблеме, я почувствовала такое облегчение, что мне не потребовалась больше никакая помощь». В результате Франкл так и не узнал, зачем она к нему приходила. Исповедоваться можно не только другому, но н себе Многие литературные произведения представляют документ самопомощи их создателей. Так, Иоганн Вольфганг |
| Гете в юности перенес несчастную любовь, и у него появились мысли о самоубийстве. Он преодолел эти мрачные настроения и решил жить. Однако для того чтобы жить спокойно, он должен был написать книгу «Страдания молодого Вертера». Герой романа кончает жизнь самоубийством. Изложение своих проблем в этой книге привело Гете к ослаблению установки на самоубийство и тем самым спасло ему жизнь. Перекладывая груз несчастий и неудач на плечи своего автобиографического героя, автор как бы отстраняется от него, и это помогает ему освободиться от жестокой скованности прошлым. ИЗЛЕЙ ДУШУ В ДНЕВНИКЕ ИЛИ ФИЛЬМЕ Герман Гессе сравнивал функцию художественного творчества с функцией исповеди. Он считал, что в процессе создания произведения энергия, которая тратилась ранее на сокрытие травмирующего чувства, может быть направлена на продуктивные цели. Так, известный английский кинорежиссер Альфред Хичкок рассказывал, что для него единственный способ избавиться от своих страхов — снять о них фильм. ХОББИ ПОМОГАЕТ УСТОЯТЬ Сражения оловянных солдатиков В данном случае хобби рассматривается как орудие переключения, находящееся в «ждущем режиме». Это орудие используется при появлении значимых преград на генеральном направлении. В качестве иллюстрации напомним сцену из фильма «Монолог». Главный герой — академик Сретенский — в тяжелейшие моменты своей жизни обращается к своему хобби — игре с оловянными солдатиками, и его самочувствие улучшается. (Отметим, что такое хобби в большой степени характеризует и его бойцовские качества, и душевную молодость.) Хобби не только облегчает ему переживание 180 |
| трудностей, давая передышку для накопления сил и мужество для дальнейших усилий, но иногда облегчает и общение. Когда на презентации своего научного открытия академик Сретенский, отвечая на вопрос: «Есть ли у вас хобби?», сказал, что он коллекционирует оловянных солдатиков и играет в них, это известие немедленно отразилось на лицах всех присутствующих, они смягчились, подобрели, и вероятность продуктивности дальнейшего общения стала очевидной. ОБЛЕГЧИТЬ СОСТОЯНИЕ ПОМОГАЕТ Извлеки урок и лвигайся лальше Используем в качестве примера эпизод из фильма «Семнадцать мгновений весны», когда, избежав опасности провала, Штирлиц находит в себе силы и ИЗВЛЕКАЕТ ПОЛЕЗНЫЙ УРОК из пережитой ситуации. Он осознает, что при этом получил значимую информацию о том, кто будет вступать в переговоры, и теперь сможет действовать более целенаправленно. Такая позиция имеет две положительных грани: во- первых, осознание того факта, что он НЕДАРОМ РИСКОВАЛ, а значит, теперь сможет быстрее и с меньшими последствиями для здоровья успокоиться. Во-вторых, анализ ситуации — это тоже деятельность, которая способна прервать процесс «перепиливания опилок» и нормализовать ситуацию. ОБРАЩЕНИЕ К ПАМЯТИ ПОКАЗЫВАЕТ, Ты помнишь, что тебя расстраивало в прошлом голу? Известный менеджер Ли Якокка писал, что когда его что-либо сильно расстраивало его отец обращался к нему с вопросом: «Скажи мне, что тебя так расстроило в прошлом месяце?., или в прошлом году? Вот видишь, ты даже не помнишь! Поэтому то, что тебя беспокоит сегодня, может 181 |
| быть, и не столь уж страшно?» Результат анализа при обращении к своему прошлому снижает значимость актуального события за счет осознания, что неудачи временны. Такая позиция помогает человеку, когда, столкнувшись с трудной задачей и не продвигаясь в ее решении, вместо того, чтобы огорчаться, он сочтет, что только НАЧИНАЕТ РАЗОГРЕВАТЬСЯ. ЛУЧШЕ ОБРУГАТЬ ОБИДЧИКА, Как Кола Брюньон спас себя руганью Человека, обладающего взрывным характером и бурным холерическим темпераментом, иногда сильно тянет разрядить очаг напряженности двигательной агрессией. Однако такая реакция социально табуирована и потому малопригодна. В случае разрядки в драке ситуация только усугубляется. При этом результаты драки вытесняются защитой, не принося ощущения желаемой разрядки напряженности. Вместо этого обидчика можно обругать! Брань позволяет разрядить агрессию не физическим воздействием, а замещающим его оскорблениями, то есть СЛОВЕСНОЙ АГРЕССИЕЙ. Замещая позыв к рукоприкладству бранью, человек обесценивает ситуацию, снимает блокирующее действие защиты и разрешает свою внутреннюю напряженность. Вот пример из книги Ромена Роллана «Кола Брюньон», где главный герой видит свои скульптуры, изуродованные богачом-заказчиком. «Будь он здесь, мне кажется, я бы его убил. Я стонал. Я глухо сипел. Я долго не мог ничего вымолвить. Шея у меня стала багровая. Жилы на лбу вздулись: я выпучил глаза, как рак. Наконец, несколько ругательств вырвались-таки наружу. Пора было! Еще немного и я бы задохнулся... Раз пробку выбило, уж я дал себе волю, бог мой! Десять минут кряду, не переводя духа, я поминал всех богов и изливал свою ненависть». |
| ОТЛОЖИ РЕАКЦИЮ — ВЕРОЯТНО, «А вдруг за год я научу летать твою лошадь?!» Для человека, обладающего спокойным характером и флегматичным или меланхолическим темпераментом, больше подходит стратегия отложенной реакции. Такая стратегия полезна, поскольку не исключено, что с течением времени появятся новые возможности, которых трудно было ожидать и которые будут упущены, если форсировать события. Кроме того, осознанная отсрочка позволяет перейти в эмоционально менее напряженное состояние и, понизив влияние субъективного фактора, усилить способность лучше увидеть очертания будущего. В качестве примера используем притчу. Султан Персии приговорил двух человек к смерти. Один из них, зная, как сильно султан привязан к своему жеребцу, предложил ему в обмен на свою жизнь за год научить скакуна летать. Султан, представив, что сможет скакать на единственной в мире летающей лошади, согласился. Второй приговоренный недоверчиво посмотрел на своего друга: «Ты же не хуже меня знаешь, что лошади не умеют летать. Ты ведь только оттягиваешь то, чего невозможно избежать». «Это неверно. На самом деле я приобрел четыре шанса сохранить жизнь и получить свободу. Первое: за год может умереть султан. Второе: могу умереть я сам. Третье: может умереть лошадь. И четвертое:...а вдруг я придумаю, как научить ее летать!» ПОМИРИ СУБЛИЧНОСТИ — Женшина, в психике которой поселилось двое мужчин Как известно, внутренний мир человека может быть населен несколькими не ладящими между собой личностями. |
| Границы между мирами субличностей иногда отделяют одну позицию от другой непреодолимой пропастью. При этом нельзя «выбрать» одну из них — их переключение сознанием не регулируется. Расстаться с внутренним конфликтом полностью практически невозможно, но и жить с ним трудно. Насколько это трудно, попытаюсь показать на одном примере из своей практики. Ко мне обратилась дама из Прибалтики. Ей было 55 лет, она прекрасно выглядела, и было понятно, что серьезно следит за собой. Из разговора с ней стало ясно, что она материально благополучна. У нее большая прекрасная квартира, хорошая новая машина, она имеет доход и не обременена никакими внешними обязательствами. Теперь она одинока и желала бы появления рядом с собой «друга сердца». Однако с этим почему-то у нее не получалось. Несколько раз казалось, что вот-вот все решится и каждый раз разлаживалось. Она страдала, и ей порекомендовали обратиться к психологу. Анализ ее прошлого позволил мне вскрыть глубинный внутриличностный конфликт, который и явился причиной ее затруднений. История ее такова. Она была счастливой женой крупного руководителя строительства и матерью любимого сына. Ее муж был человеком сильным, мужественным и умел принимать решения. Затем в дом пришло несчастье — на мужа упала балка и переломила ему позвоночник. Он оказался в инвалидном кресле на несколько лет, до самой смерти. Поскольку надо было обеспечивать семью, он остался руководителем, а все посреднические функции взяла на себя его жена. Эти функции были мужскими, и ее характер стал деформироваться в направлении маскулинности. После смерти мужа сын женился и уехал в Израиль. Там выяснилось, что у него серьезное заболевание крови, и он вызвал мать помочь с воспитанием внука. Она поехала и опять, до смерти сына, оказалась в роли посредника со стороны сына, то есть опять в мужской роли. Это положение укрепило исходную деформацию и поселило в ее психике еще одного мужчину. Теперь она хочет выступать 184 |
| в роли женщины, но внутри нее живут два любимых мужчины и требуют себе реализации. Она не отдает себе отчета в том, что претенденты на ее руку подсознательно ощущают ее мужскую сущность, которая и отпугивает их. Когда они чувствовали ее глубинную мужскую ориентацию, у них «вся шерсть становилась дыбом», и они бежали. Так передо мной стала вырисовываться ситуация множественности субличностей (двух мужских и одной «задавленной» женской). При этом обозначилась необходимость использовать метод психосинтеза, позволяющий снизить их внутреннюю непримиримость и нормализовать, усилить ее женское естество. До некоторой степени это сделать удалось. СТРАТЕГИЯ ЛОКАЛЬНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ Абитуриент, не желавший вступать в комсомол Социальные барьеры весьма устойчивы, и сопротивление одного из них может быть не столько преодолено, сколько обойдено локально. Приведу пример из своей практики. Однажды ко мне обратилась одна из моих слушательниц, пожилая женщина, с просьбой помочь ее внуку поступить в институт. Трудность состояла в том, что он не был комсомольцем и вступать в комсомол не хотел принципиально, а это неизбежно вызывало недоумение приемной комиссии и резко снижало вероятность поступления. Дополнительная трудность состояла в том, что любые усилия бабушки должны были остаться для внука тайной, поскольку его позиция была непримирима. Сначала мне казалось, что этот кроссворд не решить. Однако я долго беседовала с бабушкой и наконец свет забрезжил. Оказалось, что ее муж погиб во время коллективизации. Тогда была подготовлена ЛЕГЕНДА, помогающая ЛОКАЛЬНОМУ СНЯТИЮ этого социального барьера. Бабушка как бы была уверена, что ее муж погиб только потому, что был комсомольцем. Поэтому она упросила 185 |
| единственного и любимого внука никогда не вступать в комсомол. Именно с такой историей бабушка пошла на прием к ректору института и, под большим секретом, поведала ему эти обстоятельства своей жизни. Ректор проникся сочувствием и поставил в списках необходимую галочку. Внук прекрасно сдал экзамены и был принят. КОМПЛЕКСНАЯ РАЗРЯДКА Театр для детей в Национальном парке Голливуда Хорошим примером комплексной разрядки защитного поведения детей выступает способ игры с младшими школьниками, который я наблюдала в театре Голливудского Национального парка США. 1. ВОВЛЕЧЕНИЕ зрителей в совместное ДЕЙСТВИЕ — отбивание детьми мячей, бросаемых актерами со сцены в зал. 2. СОРЕВНОВАНИЕ. Зрительный зал разбивается на две команды (по центральному проходу). Эти команды соревнуются: КАКАЯ лучше отбивает мяч и КАКАЯ ГРОМЧЕ КРИЧИТ ЗА СВОИХ. Здесь важно, что поощряются не только действия, но и командные страсти и их РАЗРЯДКА В КРИКЕ, так как они приносят удовлетворение. 3. ДЕТИ ПРОТИВ ВЗРОСЛЫХ. Создаются две команды — взрослые и дети — и каждому предоставляется возможность выступить в любимой позиции. Взрослые выступают в роли детей в ходунках, с сосками и подгузниками. Их можно заставлять есть и вообще делать то, чего им совсем не хочется. Становится видно, насколько позиция детей смешна и нелепа. Выступая в роли взрослых, дети УДОВЛЕТВОРЯЮТ ПОТРЕБНОСТЬ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ! 4. Команда детей побеждает, и ее капитана НАГРАЖДАЮТ. Выигравшего торжественно готовят к награждению — уводят за сцену и на него надевают красивую 186 |







