Издательство «Речь» предлагает 10 страница

описанная в рассказе Михаила Коцюбинского «Сон». «Что- то мутное оседало на сердце. Это начиналось дома, а за­канчивалось здесь, в бесцветной городской скуке, словно длинная ржавая цепь. По утрам он выслушивал женины сны, прозаичные и скучные, как действительность, наскоро пил чай за столом, покрытым крошками хлеба, со следами мокрых стаканов и посудой, оставшейся там еще от ужина, и спешил на службу, провожаемый нечесаной женой в ста­ром халате. И так день за днем. И вот однажды он увидел сон о далекой, экзотической стране, где встретил чуткую к красоте женщину, без слов понимавшую его тоску — по чему-то прекрасному». ЗАПОМНИЛ сон — подумай, ЧТО ОН ОЗНАЧАЕТ?

СУБЛИМАЦИЯ — ПРЕОБРАЗУЙ
«ЭТО» В НЕЧТО ПРИЕМЛЕМОЕ

СУБЛИМАЦИЯ предполагает перемещение энергии не с одного объекта на другой, (как при замещении), а с одной цели на другую. Перемещение на новую ЦЕЛЬ со­провождается трансформацией ЭМОЦИЙ. На этом пути, благодаря исключительной силе сексуальных и агрессив­ных побуждений, открывается выход их энергии в ИНЫЕ области. Какие области предлагает общество? Во-первых, сброс агрессивной энергии через ПЕРЕЖИВАНИЯ — на­пример, в кино или в театре. Во-вторых, снижение агрес­сивного намерения при изменении оценки ситуации через ЮМОР и иронию над собой. В-третьих, агрессия удачно сублимируется в СПОРТЕ.

Вырази нечто пугающее тебя в рисунке — станет легче!

Одной из форм сублимации выступает рисование, по­зволяя отреагировать инстинктивные импульсы и снизить вероятность их внешних проявлений в социально опасной сфере. (Эта форма более эффективна для лиц с домини­рованием правого полушария.) Многие освобождаются от 169



 

устрашающих образов после их изображения, поскольку нарисовать свои фантазии подчас легче, чем рассказать о них. Рисунок выявляет внутренний конфликт, и в нем травмирующие события могут быть представлены без пере­живания чувства вины. После землетрясения в Армении многих детей, тяжело психически травмированных, уда­лось адаптировать и вернуть к нормальной жизни, исполь­зуя рисуночную терапию, где дети ИЗЖИВАЛИ пережитые КОШМАРЫ в рисунках.

Почему речь приобретает агрессивный характер?

Сублимация агрессивных импульсов просвечивает в РЕЧИ. Резко изменяется набор слов, которые человек ис­пользовал, говоря о своей работе или своем доме. Втор­жение сублимации приводит к тому, что в речи появляется преобладание метафор из военной или сексуальной сфе­ры: «Это битва за выполнение плана», «Ее покорение», «Сбрасывание завесы» и «Проникновение в сокровенные уголки».

КАТАРСИС — ИЗМЕНИ СВОИ
ЦЕННОСТИ ТАК, ЧТОБЫ «ЭТО»
НЕ РАЗРУШИЛО ИХ ПОЛНОСТЬЮ

Резкие перемены убеждений и установок происходят только после того, как то или иное внешнее поведение человека, противоречащее его идеологии, приводит к возникновению сильного диссонанса. Человек особенно близок к пониманию истинных ценностей в тот период, когда рискует лишиться их полностью. Тогда СТРАХ столь значимой потери ломает и перестраивает многие прежние его установки и к миру, и к самому себе, устанавливая но­вую систему ценностей. Вообще, переживание СИЛЬНОГО СТРАХА может способствовать нравственному перерож­дению, благодаря которому происходит духовное обновле­ние. В этой ситуации у человека нередко вдруг изменяется 170



 

структура установок и появляется решимость действовать в новом направлении.

Переоценка системы ценностей после суицида

Одна из пациенток Московского кризисного стацио­нара так описывала свои впечатления. «После суицида у меня произошла переоценка событий. За короткий срок я переосмыслила ситуацию, которую считала трагически не­разрешимой». В «Исповеди» Льва Толстого показано, что выход человека из кризиса всегда связан с обретением им другого места в жизни, новых духовных ценностей.

Реконструкция ценностей в критической ситуации

Приведем описание, сделанное сенатором Ричардом Нойбергергом незадолго до его смерти от рака. Он так описал произошедшую в нем перемену: «Во мне произо­шло изменение, которое, я уверен, необратимо. Престиж, политический успех, финансовый статус — все это вдруг утратило свою значимость. В первые часы после того, как я понял, что у меня рак, я ни разу не подумал о моем месте в Сенате, о моем банковском счете или о судьбе свободного мира... С тех пор, как был поставлен диагноз, мы с женой ни разу не поссорились. Я имел привычку ворчать на нее за то, что она недостаточно угождает моим прихотям в еде, что составляет списки гостей, не советуясь со мной, что слишком много тратит на одежду. Теперь подобные заботы не существуют для меня, кажутся неуместными. После пережитой близости к смерти, я вновь стал ценить возможности, которые прежде воспринимал как само со­бой разумеющиеся. Теперь, мне доставляет удовольствие: позавтракать с другом, почесать ушки Маффета и послу­шать, как он мурлычет, побыть в обществе жены, вечером, под мягким светом ночника, почитать книгу или обшарить холодильник в поисках стакана сока. Мне кажется, я впер­вые по-настоящему наслаждаюсь жизнью. Наконец-то я понимаю, что не бессмертен. Я содрогаюсь, вспоминая все



 

благоприятные шансы, отвергнутые мной именно тогда, ко­гда я находился на вершине здоровья, — вследствие ложной гордости, надуманных ценностей и переживания мнимых оскорблений».

КОМПЛЕКСНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАШИТЫ

Замещение + идентификация + изоляция.

Лои Кихот и Санчо Панса

Для того чтобы избежать фрустрации под гнетом скуч­ной обыденности, есть возможность ПЕРЕМЕЩЕНИЯ себя из реальной жизни в мир красочной мечты путем БЕГСТВА от невыносимого настоящего в фантазии — например, о славе прошлого. Центральные персонажи романа Сер­вантеса «Дон Кихот» — Дон Кихот и Санчо Панса как бы отражают два ряда качеств одного и того же человека. Сан­чо Панса персонифицирует рационализм, а Дон Кихот — идеализм, что позволяет читателю последовательно иден­тифицировать себя с каждым из них. Санчо Панса опекает своего романтически настроенного хозяина в тех случаях, когда требуется помощь в практических делах, и таким об­разом делает возможным для него существование в этом рациональном мире. Так представлен этот продуктивный симбиоз, когда два главных героя, сохраняя представления о реальном мире, защищаются от него и живут, как в от­ражении его, в сотворенном ими мире фантазий.

Рационализация + проекция.

Превращение личинок в стрекоз

Нет большего страха, чем страх смерти. Этот страх мо­жет парализовать и нарушать способность человека дей­ствовать разумно. Неудивительно, что психологическая защита — рационализация — мобилизует резервы для его снижения, представляя смерть всего лишь как переход из одной жизни в другую (или, как сказано в Бхагават- Гите, в виде переоблачения из старой одежды в новую). 172



 

Характерным примером может выступить красивая индий­ская притча о стрекозах и личинках стрекоз, живущих на дне прудов.

Личинок постоянно мучила одна загадка: что проис­ходит с ними, когда взрослея, они поднимаются к поверх­ности пруда, пересекают его зеркало и исчезают навсег­да? Каждая личинка, которая готовится подняться наверх, обещает вернуться и рассказать, что происходит наверху. Однако, выйдя из воды и превратившись в стрекозу, она, увы, уже не может проникнуть под поверхность пруда. И в летописи, которую ведут личинки, нет сведений хотя бы об одной личинке, которая возвратилась и рассказала бы, что же происходит с теми, кто пересек границу их мира. «Неужели ни одна из вас из жалости к тем, кого вы бро­сили внизу, не вернется и не раскроет тайну?» И только лягушка рассказывает личинкам о том, что они в ином мире превращаются в удивительные существа со сверкающими в потоке солнечного света крыльями. А личинки не верят и живут в страхе, который отравляет им жизнь в пруду и не дает подготовиться к новой жизни под солнцем!



 

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАШИТЫ




 

Только когда человек осознает, ЧТО больше всего его раздражает или угнетает в себе или других, он начинает продвигаться в познании себя и становится способным изыскать пути разрядки очагов напряженности и тем са­мым СНОВА ПОЛУЧИТЬ в свое распоряжение ЭНЕРГИЮ, необходимую ему для ПРЕОДОЛЕНИЯ трудностей.

КАК СНИЗИТЬ У ПАРТНЕРА
ЭФФЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ?

Человеку всегда легче замечать недостатки поведения другого, чем свои. Поэтому начнем с обсуждения способов коррекции поведения, посмотрев на себя, как на партнера. Действительно кроме проблем с собственной психологи­ческой защитой может возникнуть настоятельная необхо­димость снизить аналогичную защиту у партнера. Это по­зволяет вернуть ему способность более объективно взирать на действительность и обрести силы, чтобы справиться со своими внутренними трудностями. Нередко нейтрализа­ция защиты партнера требуется при возникновении у него НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ. Тогда, со­вершая неоправданные действия, человек имеет тенденцию проявлять агрессию по отношению к окружающим.

Припиши его недостаток

или ошибку себе

Так, Бенджамин Франклин писал: «Я взял себе за пра­вило вообще воздерживаться от прямых возражений, от категорических утверждений со своей стороны. Когда кто- нибудь утверждал нечто безусловно ошибочное, с моей точ­ки зрения, я отказывал себе в удовольствии решительно возразить ему и немедленно показать ему абсурдность его предположений. Я начинал говорить о том, что в не­которых случаях я тоже ОШИБАЛСЯ подобным образом, и при определенных обстоятельствах его мнение могло бы оказаться правильным, но в ДАННОМ СЛУЧАЕ оно пред­ставляется несколько несоответствующим». При этом он



 

использовал два приема — ПЕРЕАДРЕСАЦИЯ ошибочного поступка и СУЖЕНИЕ поля проблемы.

Ограничь значение совершенной им ошибки

Эта же мысль звучит в замечании бывшего президента Франции Валери Жискара д'Эстена в отношении адвока­тов, с которыми ему приходилось встречаться: «Тем, кого я принимал, хватало ума не пытаться переубедить меня. Они давали мне понять, что разделяют мои сомнения, и лишь хотели обратить мое внимание на те ОТДЕЛЬНЫЕ момен­ты, которые, по их мнению, я мог упустить из виду».

Упомяни о собственном несовершенстве

Д. Уильямс вспоминает случай из своей практики. Од­нажды он вернул секретарше некоторые официальные бума­ги, отчитав за ряд обнаруженных в них технических погреш­ностей. В сердцах она бросила бумаги в мусорную корзину, после чего принялась нападать на его характер и профессио­нальное положение. Вместо того чтобы отвечать ей эмоцио­нальной контратакой, он решил «залечь». Пока она кричала, что с ним бесполезно иметь дело, поскольку правильного он сделать все равно ничего не может, он некоторое время мол­чал, а потом сказал ей, что она права, что как бы старательно он ни стремился делать вещи правильно, его усилия никогда не были вполне успешными, что он, в самом деле обеспокоен, и находится в замешательстве по поводу своего несовершен­ства. Атака на него сразу же захлебнулась. Секретарша до­стала бумаги из корзины и принялась его утешать.

СКОНЦЕНТРИРУЙСЯ
НА РАЗВИТИИ ДОСТОИНСТВ
ВМЕСТО ИСКОРЕНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ

Совет Пеле нашим футболистам

Протест против данной стратегии иногда возника­ет вследствие неявного допущения, что для повышения 176



 

самооценки необходимо искоренить все свои недостатки. Но, во-первых, это недостижимо, во-вторых, не всегда имеет смысл прилагать силы и время для устранения не­достатков.

Однажды, посмотрев тренировку отечественных фут­болистов, знаменитый футболист Пеле сказал, что знает, почему они играют так плохо — тренировки посвящены устранению недостатков, а надо РАЗВИВАТЬ ДОСТОИН­СТВА. По мнению Пеле, у него и его товарищей масса недо­статков, но мало кто их замечает, потому что то, что у них получается лучше всего, они умеют делать в совершенстве, а те недостатки, что остаются, — лишь продолжение их достоинств. Нельзя все делать одинаково хорошо, если не делать все ПОСРЕДСТВЕННО.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ
ПОВЫШАЕТ САМООЦЕНКУ

Почему многие откликнулись на призыв Шеклтона?

Повышение самооценки может принимать самые нео­жиданные формы. Так, нормализации самооценки мужчин особенно способствует развитие в себе качеств, приписы­ваемых «настоящему» мужчине и поэтому повышающих его статус в обществе. Этот факт хорошо иллюстрирует эффект от объявления, сделанного в 1899 г. знаменитым полярным исследователем Эрнестом Генри Шеклтоном: «Нужны мужчины для опасного путешествия. Зарплата маленькая. Холода страшные. Долгие месяцы кромешной тьмы. Постоянная опасность. Благополучное возвраще­ние сомнительно. Почести и признание в случае успеха». На призыв Шеклтона поступило более 2000 предложе­ний. Исследователи допускают, что такой интерес к нему был связан с существенным укреплением самоуважения у лиц, откликнувшихся и готовых к ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ.



 

НЕ НАДО СЕБЯ СТЫДИТЬСЯ,
ЛУЧШЕ ПОЛЮБИТЬ РЕАЛЬНУЮ ВНЕШНОСТЬ
И РЕАЛЬНЫЕ ДОСТОИНСТВА

Какая есть, такая и хороша!

Известно, что человек живет не реальностью, а образа­ми, сохраненными в памяти. Как отмечал Игорь Стравин­ский, зеркала — тоже инструменты памяти. В них человек видит себя скорее таким, каким был, нежели таким, каким является сейчас. Поэтому если нельзя повысить самооценку за счет развития способностей и преодоления трудностей, то можно попытаться не снижать ее, страшась реальности и пытаясь цепляться за старые представления о себе.

Приведу банальный бытовой пример. Каждая женщина запоминает свой облик в определенный (не худший) пери­од своей жизни. Этот образ бережно сохраняется в душе от разрушения. Поэтому еще за три шага до зеркала женщина принимает вид, максимально поддерживающий ТОТ образ. (Следовательно, мы никогда не знаем, как выглядим со сто­роны, и делаем множество ошибок в общении.) Понятно, что с годами внешность меняется, и иногда существенно. Некогда брюнетка, женщина начинает красить волосы и становится блондинкой. Однако принять себя в новом облике трудно. Инерционность старого образа так велика, что в душе она продолжает относиться к себе как к брюнетке и соответ­ственно подбирает одежду и косметику, что не всегда удачно. Чтобы снизить влияние защитных механизмов и ПРИНЯТЬ СЕБЯ такой, как есть, — преодолеть, изменить чувственно- закрепленное оптимальное восприятие себя, необходимо приложить дополнительные усилия и увидеть ДОСТОИН­СТВА В НОВОМ ОБЛИКЕ, если не внешние, то душевные.

Что важнее — свобода или питание чечевицей?

У философа Диогена на ужин были хлеб и чечевица. Его заметил философ Аристиппус, который жил комфортно, поскольку льстил правителю. Аристиппус сказал: «Если бы вы научились быть любезным с правителем, вам не 178



 

пришлось бы есть одну чечевицу». Диоген ответил: «Если бы вы научились жить, питаясь чечевицей, то не стали бы унижаться перед правителем».

ИСПОВЕДЬ ОБЛЕГЧАЕТ
ДУШЕВОЕ СОСТОЯНИЕ

В процессе исповеди облегчение достигается за счет повторного переживания и частичного их сгорания. Кро­ме того, при пересказе имеет место организация его в по­следовательное описание с помощью языка и, тем самым, превращение его ИЗ ПЕРЕЖИВАНИЯ В ОПИСАНИЕ. При описании травмирующего события оно становится более ограниченным, определенным и конкретным и поэтому менее страшным. Снижение неопределенности ситуации СНИЖАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ее ПЕРЕЖИВАНИЯ.

Раздели свою боль с кем-то,

и тебе станет легче

Виктор Франкл приводит такой пример из своей прак­тики. К нему с целью пройти психоанализ пришла девушка, американка, изучавшая в Вене музыку. Он ее внимательно выслушал, но поскольку она говорила на ужасном сленге, то он не понимал ни слова и направил ее к другому врачу — американцу, чтобы выяснить, что же побудило ее искать совета психотерапевта. Однако она к другому доктору на прием не пошла, и когда Франкл с ней случайно встретил­ся на улице, объяснила: «Видите ли, доктор, как тол1 л; я рассказала вам о своей проблеме, я почувствовала такое облегчение, что мне не потребовалась больше никакая по­мощь». В результате Франкл так и не узнал, зачем она к нему приходила.

Исповедоваться можно не только другому, но н себе

Многие литературные произведения представляют до­кумент самопомощи их создателей. Так, Иоганн Вольфганг



 

Гете в юности перенес несчастную любовь, и у него поя­вились мысли о самоубийстве. Он преодолел эти мрачные настроения и решил жить. Однако для того чтобы жить спокойно, он должен был написать книгу «Страдания мо­лодого Вертера». Герой романа кончает жизнь самоубий­ством. Изложение своих проблем в этой книге привело Гете к ослаблению установки на самоубийство и тем самым спасло ему жизнь. Перекладывая груз несчастий и неудач на плечи своего автобиографического героя, автор как бы отстраняется от него, и это помогает ему освободиться от жестокой скованности прошлым.

ИЗЛЕЙ ДУШУ В ДНЕВНИКЕ ИЛИ ФИЛЬМЕ

Герман Гессе сравнивал функцию художественного творчества с функцией исповеди. Он считал, что в про­цессе создания произведения энергия, которая тратилась ранее на сокрытие травмирующего чувства, может быть направлена на продуктивные цели. Так, известный англий­ский кинорежиссер Альфред Хичкок рассказывал, что для него единственный способ избавиться от своих страхов — снять о них фильм.

ХОББИ ПОМОГАЕТ УСТОЯТЬ
ПРИ ЖИЗНЕННОМ КРУШЕНИИ

Сражения оловянных солдатиков

В данном случае хобби рассматривается как орудие пере­ключения, находящееся в «ждущем режиме». Это орудие ис­пользуется при появлении значимых преград на генеральном направлении. В качестве иллюстрации напомним сцену из фильма «Монолог». Главный герой — академик Сретен­ский — в тяжелейшие моменты своей жизни обращается к своему хобби — игре с оловянными солдатиками, и его само­чувствие улучшается. (Отметим, что такое хобби в большой степени характеризует и его бойцовские качества, и душев­ную молодость.) Хобби не только облегчает ему переживание 180



 

трудностей, давая передышку для накопления сил и мужество для дальнейших усилий, но иногда облегчает и общение. Когда на презентации своего научного открытия академик Сретенский, отвечая на вопрос: «Есть ли у вас хобби?», ска­зал, что он коллекционирует оловянных солдатиков и играет в них, это известие немедленно отразилось на лицах всех присутствующих, они смягчились, подобрели, и вероятность продуктивности дальнейшего общения стала очевидной.

ОБЛЕГЧИТЬ СОСТОЯНИЕ ПОМОГАЕТ
КОРРЕКЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Извлеки урок и лвигайся лальше

Используем в качестве примера эпизод из фильма «Сем­надцать мгновений весны», когда, избежав опасности провала, Штирлиц находит в себе силы и ИЗВЛЕКАЕТ ПОЛЕЗНЫЙ УРОК из пережитой ситуации. Он осознает, что при этом получил значимую информацию о том, кто будет вступать в переговоры, и теперь сможет действовать более целенаправ­ленно. Такая позиция имеет две положительных грани: во- первых, осознание того факта, что он НЕДАРОМ РИСКОВАЛ, а значит, теперь сможет быстрее и с меньшими последствиями для здоровья успокоиться. Во-вторых, анализ ситуации — это тоже деятельность, которая способна прервать процесс «пере­пиливания опилок» и нормализовать ситуацию.

ОБРАЩЕНИЕ К ПАМЯТИ ПОКАЗЫВАЕТ,
ЧТО НЕУДАЧИ ВРЕМЕННЫ

Ты помнишь, что тебя расстраивало

в прошлом голу?

Известный менеджер Ли Якокка писал, что когда его что-либо сильно расстраивало его отец обращался к нему с вопросом: «Скажи мне, что тебя так расстроило в прошлом месяце?., или в прошлом году? Вот видишь, ты даже не помнишь! Поэтому то, что тебя беспокоит сегодня, может 181



 

быть, и не столь уж страшно?» Результат анализа при об­ращении к своему прошлому снижает значимость актуаль­ного события за счет осознания, что неудачи временны. Такая позиция помогает человеку, когда, столкнувшись с трудной задачей и не продвигаясь в ее решении, вместо того, чтобы огорчаться, он сочтет, что только НАЧИНАЕТ РАЗОГРЕВАТЬСЯ.

ЛУЧШЕ ОБРУГАТЬ ОБИДЧИКА,
ЧЕМ ЕГО ИЗБИТЬ

Как Кола Брюньон спас себя руганью

Человека, обладающего взрывным характером и бур­ным холерическим темпераментом, иногда сильно тянет разрядить очаг напряженности двигательной агрессией. Однако такая реакция социально табуирована и потому малопригодна. В случае разрядки в драке ситуация толь­ко усугубляется. При этом результаты драки вытесняются защитой, не принося ощущения желаемой разрядки напря­женности. Вместо этого обидчика можно обругать! Брань позволяет разрядить агрессию не физическим воздействи­ем, а замещающим его оскорблениями, то есть СЛОВЕС­НОЙ АГРЕССИЕЙ. Замещая позыв к рукоприкладству бранью, человек обесценивает ситуацию, снимает блоки­рующее действие защиты и разрешает свою внутреннюю напряженность.

Вот пример из книги Ромена Роллана «Кола Брюньон», где главный герой видит свои скульптуры, изуродованные богачом-заказчиком. «Будь он здесь, мне кажется, я бы его убил. Я стонал. Я глухо сипел. Я долго не мог ничего вы­молвить. Шея у меня стала багровая. Жилы на лбу взду­лись: я выпучил глаза, как рак. Наконец, несколько руга­тельств вырвались-таки наружу. Пора было! Еще немного и я бы задохнулся... Раз пробку выбило, уж я дал себе волю, бог мой! Десять минут кряду, не переводя духа, я поминал всех богов и изливал свою ненависть».




 

ОТЛОЖИ РЕАКЦИЮ — ВЕРОЯТНО,
ПОЯВЯТСЯ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

«А вдруг за год я научу летать твою лошадь?!»

Для человека, обладающего спокойным характером и флегматичным или меланхолическим темпераментом, больше подходит стратегия отложенной реакции. Такая стратегия полезна, поскольку не исключено, что с течени­ем времени появятся новые возможности, которых трудно было ожидать и которые будут упущены, если форсиро­вать события. Кроме того, осознанная отсрочка позволяет перейти в эмоционально менее напряженное состояние и, понизив влияние субъективного фактора, усилить способ­ность лучше увидеть очертания будущего. В качестве при­мера используем притчу.

Султан Персии приговорил двух человек к смерти. Один из них, зная, как сильно султан привязан к своему жереб­цу, предложил ему в обмен на свою жизнь за год научить скакуна летать. Султан, представив, что сможет скакать на единственной в мире летающей лошади, согласился. Второй приговоренный недоверчиво посмотрел на своего друга: «Ты же не хуже меня знаешь, что лошади не умеют летать. Ты ведь только оттягиваешь то, чего невозможно избежать». «Это неверно. На самом деле я приобрел четыре шанса сохранить жизнь и получить свободу. Первое: за год может умереть султан. Второе: могу умереть я сам. Третье: может умереть лошадь. И четвертое:...а вдруг я придумаю, как научить ее летать!»

ПОМИРИ СУБЛИЧНОСТИ —
САМОЧУВСТВИЕ УЛУЧШИТСЯ

Женшина, в психике которой поселилось двое мужчин

Как известно, внутренний мир человека может быть на­селен несколькими не ладящими между собой личностями.



 

Границы между мирами субличностей иногда отделяют одну позицию от другой непреодолимой пропастью. При этом нельзя «выбрать» одну из них — их переключение сознанием не регулируется. Расстаться с внутренним кон­фликтом полностью практически невозможно, но и жить с ним трудно. Насколько это трудно, попытаюсь показать на одном примере из своей практики.

Ко мне обратилась дама из Прибалтики. Ей было 55 лет, она прекрасно выглядела, и было понятно, что се­рьезно следит за собой. Из разговора с ней стало ясно, что она материально благополучна. У нее большая прекрасная квартира, хорошая новая машина, она имеет доход и не обременена никакими внешними обязательствами. Теперь она одинока и желала бы появления рядом с собой «друга сердца». Однако с этим почему-то у нее не получалось. Не­сколько раз казалось, что вот-вот все решится и каждый раз разлаживалось. Она страдала, и ей порекомендовали обратиться к психологу. Анализ ее прошлого позволил мне вскрыть глубинный внутриличностный конфликт, который и явился причиной ее затруднений.

История ее такова. Она была счастливой женой круп­ного руководителя строительства и матерью любимого сына. Ее муж был человеком сильным, мужественным и умел принимать решения. Затем в дом пришло несча­стье — на мужа упала балка и переломила ему позвоноч­ник. Он оказался в инвалидном кресле на несколько лет, до самой смерти. Поскольку надо было обеспечивать семью, он остался руководителем, а все посреднические функции взяла на себя его жена. Эти функции были мужскими, и ее характер стал деформироваться в направлении маскулин­ности. После смерти мужа сын женился и уехал в Израиль. Там выяснилось, что у него серьезное заболевание крови, и он вызвал мать помочь с воспитанием внука. Она поехала и опять, до смерти сына, оказалась в роли посредника со стороны сына, то есть опять в мужской роли. Это поло­жение укрепило исходную деформацию и поселило в ее психике еще одного мужчину. Теперь она хочет выступать 184



 

в роли женщины, но внутри нее живут два любимых муж­чины и требуют себе реализации. Она не отдает себе отчета в том, что претенденты на ее руку подсознательно ощуща­ют ее мужскую сущность, которая и отпугивает их. Когда они чувствовали ее глубинную мужскую ориентацию, у них «вся шерсть становилась дыбом», и они бежали. Так пере­до мной стала вырисовываться ситуация множественности субличностей (двух мужских и одной «задавленной» жен­ской). При этом обозначилась необходимость использовать метод психосинтеза, позволяющий снизить их внутреннюю непримиримость и нормализовать, усилить ее женское естество. До некоторой степени это сделать удалось.

СТРАТЕГИЯ ЛОКАЛЬНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО БАРЬЕРА

Абитуриент, не желавший вступать в комсомол

Социальные барьеры весьма устойчивы, и сопротив­ление одного из них может быть не столько преодолено, сколько обойдено локально. Приведу пример из своей практики. Однажды ко мне обратилась одна из моих слу­шательниц, пожилая женщина, с просьбой помочь ее внуку поступить в институт. Трудность состояла в том, что он не был комсомольцем и вступать в комсомол не хотел принци­пиально, а это неизбежно вызывало недоумение приемной комиссии и резко снижало вероятность поступления. До­полнительная трудность состояла в том, что любые усилия бабушки должны были остаться для внука тайной, посколь­ку его позиция была непримирима. Сначала мне казалось, что этот кроссворд не решить. Однако я долго беседовала с бабушкой и наконец свет забрезжил. Оказалось, что ее муж погиб во время коллективизации. Тогда была подготовлена ЛЕГЕНДА, помогающая ЛОКАЛЬНОМУ СНЯТИЮ этого социального барьера.

Бабушка как бы была уверена, что ее муж погиб толь­ко потому, что был комсомольцем. Поэтому она упросила 185



 

единственного и любимого внука никогда не вступать в комсомол. Именно с такой историей бабушка пошла на прием к ректору института и, под большим секретом, пове­дала ему эти обстоятельства своей жизни. Ректор проникся сочувствием и поставил в списках необходимую галочку. Внук прекрасно сдал экзамены и был принят.

КОМПЛЕКСНАЯ РАЗРЯДКА
ЗАЩИТНЫХ РЕАКЦИЙ У ДЕТЕЙ

Театр для детей

в Национальном парке Голливуда

Хорошим примером комплексной разрядки защитно­го поведения детей выступает способ игры с младшими школьниками, который я наблюдала в театре Голливуд­ского Национального парка США.

1. ВОВЛЕЧЕНИЕ зрителей в совместное ДЕЙСТВИЕ — отбивание детьми мячей, бросаемых актерами со сцены в зал.

2. СОРЕВНОВАНИЕ. Зрительный зал разбивается на две команды (по центральному проходу). Эти команды со­ревнуются: КАКАЯ лучше отбивает мяч и КАКАЯ ГРОМ­ЧЕ КРИЧИТ ЗА СВОИХ. Здесь важно, что поощряются не только действия, но и командные страсти и их РАЗРЯДКА В КРИКЕ, так как они приносят удовлетворение.

3. ДЕТИ ПРОТИВ ВЗРОСЛЫХ. Создаются две коман­ды — взрослые и дети — и каждому предоставляется воз­можность выступить в любимой позиции. Взрослые высту­пают в роли детей в ходунках, с сосками и подгузниками. Их можно заставлять есть и вообще делать то, чего им совсем не хочется. Становится видно, насколько позиция детей смешна и нелепа. Выступая в роли взрослых, дети УДО­ВЛЕТВОРЯЮТ ПОТРЕБНОСТЬ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ!

4. Команда детей побеждает, и ее капитана НАГРАЖ­ДАЮТ. Выигравшего торжественно готовят к награж­дению — уводят за сцену и на него надевают красивую 186



 




double arrow
Сейчас читают про: