Издательство «Речь» предлагает 11 страница

мантию, полностью его закрывающую его. Затем на сцену выносят громадный и красивый торт. В следующий момент этот торт летит в лицо победителю! Следует неординарный вывод: побеждать не обязательно приятно! Прежде чем вступить в состязания, подумай, нужна ли тебе эта награда и если да, то для чего! (Заметим, что приз был объявлен заранее. Поскольку день был очень жарким, то было непо­нятно, что сможет сделать с этим тортом победитель.) Дети осознали, насколько полезно как можно раньше уяснить последствия успешности своих усилий. Загадывая желание, надо быть внимательным — оно может сбыться.



 

ТЕМПЕРАМЕНТ

И ПРЕИМУЩЕСТВА КАЖДОГО ТИПА




 

Есть люди, которые верят в возможность выработки единой стратегии взаимодействия с людьми разных тем­пераментов. Однако мы постараемся показать, что это не­верно. Для подтверждения этого положения представим КРАТКИЕ ОПИСАНИЯ каждого темперамента и влияние на них возрастных изменений.

САНГВИНИК —
МАСТЕР НАЛАЖИВАНИЯ КОНТАКТОВ

Ему всегда недостает общения. Одиночества он не пере­носит, и лишение общения является для него суровым на­казанием. В экстремальной ситуации для него характерно ОБЕСЦЕНИВАНИЕ ее травматичности за счет снижения значимости цели. «Не буду я эту стенку пробивать лбом! Есть много и других интересных задач!» Способность сангвиника к обесцениванию цели ведет к тому, что он НЕ СКЛОНЕН К АГРЕССИИ и обвинениям. Ставя себя достаточно высоко, сангвиник НЕ ЗАВИСТЛИВ. Однако у него быстро возникает ощущение СКУКИ при выполнении стереотипных заданий или заданий, рассчитанных на дли­тельный срок («Эта тягомотина не для таких людей, как я!»). Стремление быстрее избавиться от задания приводит к тому, что они лишь частично «выпекают» свои идеи вну­три себя, предпочитая завершить приготовление на глазах окружающих, что иногда является причиной выставления на суд окружающих необдуманных, «сырых» мыслей. В си­туации, когда дела не продвигаются или продвигаются не­достаточно быстро, ему становится скучно, и он нуждается в ПООЩРЕНИИ. В качестве такого поощрения для него существенны социальное признание, слава и деньги. Он всегда интересуется: «А зачем это мне нужно?» Однако, если Нобелевская премия вот-вот уже приближается, то он вдохновляется и способен оптимально использовать выделенный ему природой энергетический запас. Другим поощрением выступают задачи, несколько превышающие его обычный уровень («Никто не сможет кроме меня!»).




 

Без своевременного поощрения имеется опасность, что он переключится на что-нибудь другое.

При всем мастерстве САНГВИНИКА в общении его общение имеет и негативные оттенки. Достаточно часто его отношения к людям изменчивы и НЕПОСТОЯННЫ. За­частую он НЕ ДЕРЖИТ своего СЛОВА, так как неглубоко обдумал, в состоянии ли сдержать его. Он плохой должник, с легкостью и неоднократно будет требовать отсрочки. Он обычно оптимистически настроен, весельчак, шутник и ча­сто подшучивает над собой, но у него есть и АХИЛЛЕСОВА ПЯТА. При общении с ним не следует расслабляться, подшу­чивая над другими, он НЕ ТЕРПИТ, когда шутят над ним.

ХОЛЕРИК — МАСТЕР ТАКТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

ХОЛЕРИК импульсивен, то есть имеет тенденцию быстро реагировать на ситуацию без предварительного обдумывания, планирования своих действий и без учета возможных негативных последствий своего поведения для себя и окружающих. Он мастер ТАКТИЧЕСКИХ РЕШЕ­НИЙ. Вместе с тем, у него недостаточная способность к предварительному анализу ситуации и произвольному кон­тролю выполняемых действий. Под влиянием страстей ХО­ЛЕРИК обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость, которые быстро воспламеняются от ВНЕШНЕГО ПРЕПЯТСТВИЯ. ЖДАТЬ и терпеть он НЕ УМЕЕТ, сдерживать свои желания ему трудно, а раздражи­тельность возникает легко и в кризисной ситуации быстро переходит в АГРЕССИВНОСТЬ («Найти виновного и по­карать!»). Опасность поступков холерика связана с тем, что, имея склонность к героическим прогнозам и построению победоносных планов, он предстает МАКСИМАЛИСТОМ — желает сохранить одно, не отказываясь от другого. Вместе с тем холерик УСПЕШНЕЕ в решении ТАКТИЧЕСКИХ задач и у него самый МОЩНЫЙ ФОНТАН ИДЕЙ. (Однако доля полезных идей в фонтане у них меньше, чем у флегматиков, сангвиников и меланхоликов.)



 

ФЛЕГМАТИК —
МАСТЕР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИИ

ФЛЕГМАТИК, в отличие от сангвиника и холерика, не понимает, что такое «поторопитесь, времени не хватает!» — ему времени всегда хватает и даже есть некоторый избы­ток. Это позволяет ему намечать СТРАТЕГИЧЕСКИЕ на­правления деятельности. Торопливость ему несвойственна, поскольку он считает, что быстро ничего путного сделать нельзя. При любой форме нажима («Мы опаздываем сдать работу», или «Ты тормозишь работу всех остальных, они могут пострадать из-за тебя», или «Сам руководитель фир­мы недоволен твоим промедлением!») флегматик скорость своих действий не меняет. Попав в жесткую проблемную ситуацию, он, скорее всего, перестанет придавать событиям какую-либо значимость, обнаружит стремление «уйти из поля» и пустить все на самотек. «Куда торопиться? Надо выждать и посмотреть, как будут развиваться события, а тогда и решить, надо ли что-то делать!»

МЕЛАНХОЛИК —
МАСТЕР УЛАВЛИВАНИЯ
НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

МЕЛАНХОЛИК считает, что все к нему плохо относятся. Наверное, он этого заслуживает, и с этим уже ничего не по­делаешь! Как результат, возникает депрессия. На этом фоне возникает положительная обратная связь, — на фоне ис­ходно высокой тревожности растет негативное отношение к себе. Поэтому МЕЛАНХОЛИК повышенно ВНУШАЕМ. Его настроения носят ЗАТЯЖНОЙ ХАРАКТЕР, в поведении проявляются ригидные установки и большая инертность переживаний, что ведет к ЧРЕЗМЕРНОЙ ОБИДЧИВОСТИ и слезам по незначительному поводу. При этом он не толь­ко ЧЕЛОВЕК СЛОВА, он исключительно обязателен. Он с трудом дает обещание, ибо всегда не уверен, в состоянии ли его исполнить, но не исполнять его он не может. Особая




 

чувствительность меланхолика, делающая его боязливым и суеверным, имеет и два ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ следствия. Во-первых, расположенность к сочувствию. Он мастер ЭМ­ПАТИИ и «эмоционального резонанса», то есть склонен к сопереживанию и даже способен к жертвенности. Во- вторых, способность первым улавливать новые тенденции. А если вы не сумели выяснить профессиональное мнение меланхолика по важному для вас вопросу, то вы его просто об этом не так спрашивали или ждали ответа недостаточно долго.

ВОЗРАСТ по-разному влияет на лиц разного темпе­рамента. К старости обменные процессы замедляются, и представители всех темпераментов несколько меняются. У МЕЛАНХОЛИКОВ с возрастом постепенно заостряются личностные черты, которые в молодости приносили лишь незначительные неудобства, поскольку снижаются самоо­ценка и самоконтроль. Запасы сил переходят в тугоплав­кое состояние, а медлительность в раздражительность — в гневливость. В результате они становятся более раздра­жительными и слезливыми.. Медлительные ФЛЕГМАТИ­КИ с возрастом все больше стремятся к подтверждениям собственной значимости — титулам и званиям, то есть ко всему, что гарантирует уверенность, прочность, престиж — поэтому в зрелости не чураются интриг. Это отличает их от МЕЛАНХОЛИКОВ, которые для этого слишком чувстви­тельны, от ХОЛЕРИКОВ, негибких и излишне прямых и от САНГВИНИКОВ, которым это не интересно.

СКАЗКА МОЖЕТ

ЗАХВАТИТЬ ВНИМАНИЕ ВСЕХ ДЕТЕЙ,
НЕЗАВИСИМО ОТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА

Для любого темперамента есть фрагмент сказки

Один из самых продуктивных способов общения с детьми — рассказывание им СКАЗОК. Если даже сказку 192



 

слушает группа детей, включающая представителей всех темпераментов, то это не уменьшает ее влияние на каждого. Только для того, чтобы она захватила внимание любого ре­бенка, сказка должна содержать фрагменты, возбуждающие ПЕРЕЖИВАНИЯ и ИНТЕРЕС детей всех ТЕМПЕРАМЕН­ТОВ. Для МЕЛАНХОЛИКА типичны сострадание и сопере­живание. Поэтому он всем сердцем будет сочувствовать бедной страдающей в башне принцессе и, сопереживая ей, забудет свои беды. У ХОЛЕРИКА преобладает потребность в энергичных действиях. Поэтому сказка о принце, кото­рый скачет на коне, борется и побеждает дракона, очень близка его сердцу. САНГВИНИКИ всегда готовы веселить­ся и праздновать. Поэтому, когда подробно описывается праздник по случаю победы, — тут уже сангвиники раду­ются от души. Еще надо не забыть рассказать, какой был устроен пир по случаю встречи принца и принцессы, тогда большое удовольствие получат и ФЛЕГМАТИКИ.

Сказки способны оказать помощь взрослому в том, чтобы не только захватить внимание ребенка, заставив сопереживать ее событиям, но и НОРМАЛИЗОВАТЬ его ПОТРЕБНОСТИ. Так, нередко воспитатель обнаруживает, что некий ребенок имеет склонность желать все больше и больше, тогда можно показать бессмысленность таких устремлений, рассказав сказку «О рыбаке и рыбке», где старуха в конце концов лишилась всего.

СКАЗКА КАК ИНСТРУМЕНТ
ДАЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Формулировка залачи с учетом темперамента

Учитывать, что в группе есть дети разных темперамен­тов, желательно на всех уроках, в частности на арифмети­ке. Такой учет осуществляется специальным построением формулировки задачи. Например: «Крестьянин приготовил большую головку сыра. Разрезал ее на 10 частей, три пообе­щал отдать соседу, а одну оставил себе на ужин. Сколько он 193



 

мог продать на рынке?» Это для меланхолика, который лю­бит порядок и умеет все тщательно планировать. «Какой-то голодный украл у крестьянина один кусок, а другой стащила собака. Сколько осталось у крестьянина?» Это для сангвини­ка, поскольку речь идет о сутолоке. «Сколько всего осталось тех, кому еще удалось отведать сыра?» Это для флегматика, всегда испытывающего интерес к вкусной пище.

ОБЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ
ТЕМПЕРАМЕНТОВ В СЕМЬЕ

Самочувствие лочери у отиа-флегматика

и мамы-холерика

Вот типичный пример из моей практики. Образова­лась семья: муж — флегматик, жена — холерик. Они нежно любят друг друга и прекрасно ладят, дополняя друг друга. Муж нравится своей жене надежностью, основательностью, спокойствием. Жена привлекает мужа живостью, весело­стью и щебетанием вокруг него. У них рождается дочь. Поскольку темперамент — свойство ВРОЖДЕННОЕ, то дочь получила темперамент папы — она флегматик. Теперь представьте себе ее взаимоотношения с мамой. Скоростная мама не может выносить медлительности дочери. За время, пока утром дочка начинает натягивать колготки, мама уже все дела сделала и - закипает! Так и будет расти девочка, чувствуя себя нередко кукушонком в своей семье.

ВНЕШНОСТЬ И ЭМОЦИИ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Антон Чехов — о люлях

ярко выраженного темперамента

ХОЛЕРИК желчен и лицом желто-сер. Глаза ворочаются в орбитах как голодные волки. Он раздражителен. Глубо­ко убежден, что зимой — «черт знает как холодно», а ле­том — «черт знает как жарко»! Шуток не понимает. Как муж 194



 

и приятель невозможен, как подчиненный едва ли мыслим, как начальник — невыносим и весьма нежелателен.

САНГВИНИК постоянен в своем непостоянстве. Все впечатления действуют на него легко и быстро — отсюда легкомыслие. Или вовсе ничего не читает или читает за­поем. Только тем и занимается, что любит. Женится неча­янно. Вечно воюет с тещей... Женщина-сангвиник — самая сносная женщина, если не глупа.

ФЛЕГМАТИК — наружность обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных со­браний, на которых ничего не понимает и дремлет без за­зрения совести. Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен, не ропщет и покладист. На службе — счастлив. Женщина-флегматик родится, чтобы со временем стать те­щей. Быть тещей — ее идеал.

МЕЛАНХОЛИК — глаза серо-голубые, готовые про­слезиться. Он склонен к ипохондрии. С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет ближних, что валериановые капли ему уже не помогают. Духовное завещание у него уже давно готово. Женщина-меланхолик — невыносимейшее, беспокойнейшее существо — доводит до отупения, отчая­ния, самоубийства. Тем только и хороша, что от нее не трудно избавиться.

ТИПИЧНАЯ РЕАКЦИЯ ХОЛЕРИКА
НА ПРЕПЯТСТВИЕ — ВОЗБУЖДЕНИЕ

Благодарю вас, доктор, за летальный диагноз!

Находясь под влиянием страстей, холерик обнаружи­вает замечательную силу в деятельности, энергию и на­стойчивость, которые быстро воспламеняются от ПРЕ­ПЯТСТВИЯ. Иллюстрируем это удивительное качество примером, который использовал Гордон Олпорт.

В провинциальном австрийском госпитале лежал тяжело­больной мужчина. Врачи признались ему, что им не удалось 195



 

определить причину болезни. Однако, если бы удалось поста­вить диагноз, то они смогли бы его вылечить. Его уведомили, что госпиталь должен скоро посетить известный диагност и, возможно, ему удастся установить причину заболевания. Когда диагност прибыл, то совершая обход госпиталя, подо­шел к постели этого больного, взглянул на него пробормо­тал «moribundus» («умрет») и вышел. Несколькими годами позже этот пациент позвонил диагносту и сказал: «Позвольте мне поблагодарить вас за ваш диагноз. В тот момент, когда вы произнесли „moribundus", все во мне возмутилось, я по­чувствовал прилив сил и понял, что обязательно поправ­люсь». Холерик от препятствия ВОСПЛАМЕНЯЕТСЯ!

ТИПИЧНЫЕ РЕАКЦИИ
ВЫРАЖЕННОГО ФЛЕГМАТИКА

Пожалуйста, понемногу того н другого!

Когда вокруг громко смеются, флегматик может оста­ваться невозмутимым, а при больших неприятностях со­хранять спокойствие и взвешенность в решениях. В связи с этим Олпорт приводит историю об одном осужденном на смерть. Ему предложили на выбор: дыба или костер, и он в ответ спокойно сказал: «Пожалуйста, понемногу того и другого».

Поведение Коперника — без пафоса и споров

Ярким примером специфики общения ФЛЕГМАТИКА может служить Коперник. Как отмечали его современники, он не искал сторонников и не рвался в спор. Однако если спор возникал, то он без пафоса и позы спокойно стоял на своем. Самые страстные уговоры разбивались о его не­многословную убежденность. Он мало интересовался мне­нием других. Одинаково улыбался и когда хвалили и когда порицали. Не стремился пропагандировать свои идеи, об­рести единомышленников и привлечь учеников. При этом не страшился и непризнания своего приоритета.



 

ХОЛЕРИК И МЕЛАНХОЛИК
В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ


Летчик-испытатель

и лиспетчер атомной станции

На людей разного темперамента ситуация опасности оказывает различное действие. Если для холерика более вероятны моторная буря, суета и крик, то для меланхоли­ка — ступор и оцепенение. И та, и другая реакция связаны с неблагоприятными последствиями или даже летальным исходом. С одной стороны, ХОЛЕРИКА моторный взрыв приводит к крику, метаниям, суете, что выводит из равно­весия всех окружающих и не помогает мечущемуся прид­ти в себя. С другой стороны, не менее опасно оцепенение МЕЛАНХОЛИКА. Например, в одном из реальных эпи­зодов летчику необходимо было катапультироваться, а у него возникло оцепенение. Только снизившись до высоты 1000 метров, он смог выйти из оцепенения и благодаря этому спасся. Другим примером может служить ситуация, когда во время Чернобыльской аварии предположили, что один из диспетчеров сбежал. Оказалось, он был в оцепене­нии. Его обнаружили случайно спустя длительное время — он сидел за шкафом и не двигался.

КАК НА ОДНО И ТО ЖЕ СОБЫТИЕ
ОТКЛИКНУТСЯ ЛЮДИ РАЗНЫХ
ТЕМПЕРАМЕНТОВ?

Женшина попала пол трамвай

Одно и то же событие лица с разными темпераментами и воспринимают и откликаются на него совсем по-разному. Зависимость способа реагирования от темперамента образ­но описывает А. Ф. Кони в работе «Память и внимание». Ему хотелось продемонстрировать влияние темперамента на свидетельские показания. С этой целью он предложил мысленный эксперимент — представить себе отношение




 

обладателей различных темпераментов к одному и тому же происшествию. Событие таково: трамвай наехал на пере­ходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреж­дения или, быть может, самую смерть, вследствие того, что она не обратила внимания на предупредительный звонок или что таковой раздался слишком поздно.

САНГВИНИК, волнуясь, скажет: «Это была ужасная кар­тина — раздался раздирающий душу крик, хлынула кровь. Мне послышался даже треск ломаемых костей, эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа».

МЕЛАНХОЛИК сокрушается: «При мне вагон раздавил несчастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров. И все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратимой потере, и картина осиротелой семьи с болью возникает в душе».

ХОЛЕРИК негодует: «Раздавили женщину! Я давно го­ворил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление трам­ваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевремен­но звонить и предупредить рассеянного или тугого на ухо прохожего. И вот результат. Судить надо за эти упущения и строго судить!»

ФЛЕГМАТИК припоминает: «Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа, что-то смотрят; я привстал в пролетке и вижу: лежит какая-то женщина поперек рельсов, вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее».

ЛИЦА С РАЗНЫМ ТЕМПЕРАМЕНТОМ
В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Опоздали в театр — в партер не пускают

Типичный пример из работы А. Н. Давыдовой. Дис­позиция такова: представители всех типов темпераментов опоздали к началу спектакля в театр. САНГВИНИК быстро 198



 

сообразил, что на свое место в партере уже не попадет, но можно попытаться пройти на верхние ярусы и поспешил туда. (Изыскал обходной путь.) ХОЛЕРИК вступил в спор с билетером, доказывая, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, даже попытался силой отстранить би­летера. (Попытался пойти напролом и прибегнуть к силе.) ФЛЕГМАТИК сохранил спокойствие. Подумал: «Первое действие вряд ли интересно. Пойду в буфет, подожду ан­тракта». (Не имея сильного стремления, решил переждать.) МЕЛАНХОЛИК очень огорчился. Вымолвил: «Не везет мне, как всегда». Постоял немного и ушел из театра. (Расстроил­ся и отказался от дальнейших попыток добиться своего.)

Ворота заперты и стража спит

Вот похожий пример из книги Круга «Торопись не спе­ша». Четыре усталых странника добрались к полуночи до го­родских ворот. Ворота заперты и стража спит. Первый сел на землю и запричитал: «Вот не везет, стоило в кои веки раз вы­браться из дому, и такое невезение! Что же делать — до утра далеко, помянете меня, еще дождь пойдет» - приговаривал он сквозь слезы (меланхолик). «Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!», — горячился второй, дубася кулаком в ворота (холерик). «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка», — успокаивал попутчиков третий (флегматик). «Зачем сидеть и ждать? Рассмотрим ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем», — взял в свои руки инициативу четвертый (сангвиник).

ТЕМПЕРАМЕНТ

И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программисты разных темпераментов за работой

И. Деммер представил типы программистов следующим образом.




 

Флегматик. Девиз: «Лучшее — враг хорошего!» Он не волнуется, если за неделю до окончания проекта вы­яснится, что можно было все сделать иначе, и это было бы лучше. Он знает, что хорошо закончить важнее, чем хорошо начать. Однако он не понимает, что значит «Надо поторопиться — не успеваем!»

Сангвиник. Мечется от здоровой неудовлетворенности. Терзается несовершенством своих программ и не спит от этих страданий. Отличается кипучей активностью и хро­ническим недосыпанием.

Холерик. Ничем не доволен. Одержим стремлением к полному совершенству, прогрессивности и полноте все­го. Он переделывает уже переделанное и не доделывает недоделанное. Сомнения в его работе рассматривает как наглость, а при вопросе: «Когда будет закончена работа?» впадает в обморочное состояние.

Меланхолик. «Все надо сделать вовремя, а я не су­мею». В дефиците времени отступает в тень, когда речь идет о жестких сроках — скисает, так как плохо переносит стрессы. Вместе с тем, обладая высокой чувствительностью нервной системы, легко ориентируется в мире нюансов, имеет выраженную способность «первым поймать ветер в паруса».



 

ОТЛИЧИЯ ДЕТСКОЙ

И ЮНОШЕСКОЙ психологии. МОЖНО ЛИ И НАДО ли ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ БЫСТРЕЕ?





 

Конгресс психологов в Лондоне 1969 г. констатировал, что дети учатся все дольше и, если оканчивают аспиранту­ру, то заканчивают образование к 25 годам. Это примерно треть активного периода жизни. Был поставлен вопрос: можно ли сократить это время? На Конгрессе было про­демонстрировано несколько подходов, показывающих, как можно ускорить развитие ребенка.

НАЧАТЬ РАЗВИВАТЬ РЕБЕНКА —
ДО РОДОВ ИЛИ В ПЕРВЫЙ ГОД?

Эффект снятия давления на плод мышцами матери

Детеныши всех млекопитающих двигаются на четырех ла­пах и поэтому в период беременности мышцы живота самки, отвисая под тяжестью растущего плода, не давят на плод и не мешают ему развиваться. У человека, в связи с прямохожде­нием, появились мощные мышцы живота, которые в период беременности тормозят развитие плода. Для преодоления их сопротивления был разработан специальный аппарат. Он обеспечивал за счет создания разряжения снятие давления с плода. Его использовали несколько часов в день в течение пе­риода беременности. В результате дети рождались существен­но более развитыми — с зубами, без пеленочного периода и в дальнейшем шли с опережением сверстников на 1-3 года.

Стимулировать активность новорожденного

Как известно, чем больше младенец проявляет двига­тельной активности, тем быстрее он развивается. С целью стимулирования его подвижности применили два приема. Во-первых, использовали специальную кроватку с педаля­ми под ребенком. Когда он достаточно активно вертелся, то включался вделанный в спинку кроватки цветной телевизор, на экране появлялась улыбающаяся мама и говорила ласко­вые слова. (Появление мамы выступало как положитель­ное подкрепление «правильного» поведения.) Аналогично 202



 

подкреплялось и активное сосание — к бутылочке с молоком был присоединен тот же телевизор. Активно ребенок сосет — на экране появляется улыбающаяся мама, прекратил — нет мамы! В результате ребенок не только рос физически более крепким, но и ментально развивался быстрее.

МОЖНО ЛИ РЕБЕНКА
УЧИТЬ В ШКОЛЕ С ПЯТИ ЛЕТ?

Что увидел малыш в кино, когда смотрел футбол?

Педагоги и психологи долго считали, что детям аб­страктные понятия недоступны, а многоступенчатые и дли­тельные подходы к ним весьма тормозят обучение. Однако затем французские психологи показали допустимость бы­строго продвижения в следующем эксперименте. Собрали 4-5-летних детей и разместили в большой пустой комнате. Их поставили перед длинным оцинкованным столом, на котором стояли ведерки с красками и лежали кисточки, а за спиной каждого ребенка на стене был прикреплен большой лист белой бумаги. Все указания, что им надо нарисовать на своем листе, дети получали по радио. Например, их про­сили нарисовать человека или солнце. В первый день они ревели и красили друг друга. Через несколько сеансов дети успокоились и стали починяться командам.

Мне запомнился один из рисунков. В этот раз детям сказали: «Вчера было воскресенье и наверное вы увиде­ли что-то очень интересное. Нарисуйте самое интересное из того, что вы видели». Один мальчик все пространство своего листа заполнил кружочками. Его спросили: «Что это такое?» Он объяснил. «Мы с папой пошли в кино и смотре­ли любимый футбол. Когда наша команда забила им гол, я обернулся в зал и увидел, что у всех зрителей открытые рты. Это я и нарисовал». Множество других картин тоже носили абстрактный характер и тем самым демонстри­ровали доступность для ребенка восприятия не только 203



 

конкретных представлений. В последствии во Франции было разрешено начинать обучение в школе с 5 лет.

СОХРАНИТ ЛИ РЕБЕНОК

ТЕПЛОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ,
РАДИКАЛЬНО ОБОГНАВ ИХ В РАЗВИТИИ?

Разными экспериментами было показано, что тем или иным способом, но можно обучить детей существенно быстрее. Однако открытым остался вопрос: нужно ли это родителям и сумеют ли они сохранить душевную и интел­лектуальную близость с такими «ранними» детьми? Осо­бенно ярко опасность чрезмерного ускорения развития де­тей и последствия увеличения разрыва в представлениях их и родителей показана в рассказе Рэя Бредбери «Прайд».

РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
РЕЗУЛЬТАТ ВАЖНЕЕ НАМЕРЕНИЙ

Как я выкрасила белую кошку голубой краской

Приведу пример из своих детских воспоминаний. Как-то мой отец взялся красить решетку балкона масляной краской приятного голубого оттенка. В это время я была под впе­чатлением сказки о Буратино. Особенно меня восхищали голубые волосы Мальвины. Пока я наблюдала за усилиями отца, у меня зародилась замечательная мысль. У одной из наших соседок, пожилой одинокой женщины жил сибирский кот снежно-белого цвета. На следующее утро я притащила кота к нам на балкон, привязала к решетке, покрасила го­лубой краской и стала ждать, когда кот высохнет и станет замечательно голубым и пушистым. Однако кончилось все трагически — кот умер. Меня жестоко наказали. Так еще в раннем детстве мне вбили эту важную мысль: ОЦЕНИВАЮТ­СЯ ПОСТУПКИ, а не намерения. Если этого не сделать сво­евременно, то будет как в известном высказывании Евгения Примакова: «Хотели как лучше, а получилось как всегда!» 204



 

ОСНОВА ДОВЕРИЯ РЕБЕНКА К МИРУ —
СТАБИЛЬНОСТЬ В ДОМЕ


В ломе у бабушки все лолжно быть без изменений

Развитие у ребенка чувства доверия к людям зависит от способности родителей создать у него ощущение по­стоянства в доме и в семейных отношениях. В настоящее время быстро утрачиваются ТРАДИЦИОННЫЕ ценности, с которыми раньше мог себя идентифицировать растущий человек, — дом, семейный очаг. Частая смена места житель­ства, перемены в обстановке дома входят в моду и усили­вают чувство неуверенности и тревожности ребенка. Меня всегда удивляло, насколько важно для моих внуков было постоянство убранства в доме бабушки и дедушки. У нас дома на стене висели фотообои, на которых было изобра­жено окруженное лесом озеро. Они порвались, и мы их сняли. Оба внука выразили бурный протест. У одного «вот там» было любимое место для ловли рыбы, а у другого «вон то высокое дерево» позволяло наблюдать за окрестно­стями. Они замечали малейшие изменения и настоятельно требовали вернуть все на прежнее место. Хотя бы в этом доме им необходимо было постоянство!

СОВЕРШИЛ ОШИБКУ — ПОДУМАЙ,
КАК ЛУЧШЕ ЕЕ ИСПРАВИТЬ

Для закрепления КОНСТРУКТИВНОГО поведения под­ростка по исправлению своих ошибок он должен не только свою ошибку осознать, но и получить навык исправления содеянного. Конечно, извинение неплохо, но как мало оно меняет! Поскольку в этом возрасте слова еще значат не слишком много, то и извинения подростку ничего не стоят, а вот собственные усилия по исправлению приводят к за­поминанию и вины и способа ее исправления. Он должен усвоить: одного извинения недостаточно: если разбил — почини и горшок и отношения.




 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: