Издательство «Речь» предлагает 12 страница

Если в нашем магазине мальчик нечаянно толкнет пи­рамиду консервных банок, и она с грохотом обрушится, то, как поведет себя его мать и окружающие? Все будут кричать и возмущаться. Мать будет ругать сына, а окружающие — мать за его дурное воспитание. А если такая же ситуация произойдет в магазине Японии? В полной тишине и мать, и все окружающие начнут ВОССТАНАВЛИВАТЬ РАЗРУ­ШЕННУЮ пирамиду! Они ее восстановят и спокойно будут продолжать свои покупки.

СВОЙ ИНТЕРЕС СИЛЬНЕЕ СТИМУЛИРУЕТ
И ПОВЫШАЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ УСПЕХА

Кула прилет заблулившаяся лошаль?

Оригинальным способом особое влияние собствен­ных интересов подчеркнул известный психолог Милтон Эриксон. Он обратил внимание своего сына-подростка на соответствующую ситуацию, и тот запомнил ее на всю жизнь. «Однажды, когда мы жили в деревне, к нам на двор забрела чужая лошадь. Опрос соседей не позволил найти ее хозяина. Тогда отец вывел ее на большую дорогу и отпустил. Она пошла потихоньку, потом все увереннее и наконец привела отца к дому своего хозяина в другой деревне. Тогда я понял, как важно в ситуации НЕОПРЕДЕ­ЛЕННОСТИ „идти на поводу" СОБСТВЕННЫХ глубинных ИНТЕРЕСОВ».

В КАЖДОМ ВОЗРАСТЕ СВОИ ИНТЕРЕСЫ

Добрые линозавры

Узнав, что фильм «Затерянный мир» идет без возраст­ных ограничений, мама взяла с собой в кино своих дочек четырех и шести лет. Представьте себе ее ужас, когда на экране два огромных динозавра схватили человека за руки и разорвали его пополам. Но на младшую девочку эта сце­на произвела иное впечатление, она сказала: «Посмотри 206



 

мамочка, какие они молодцы! Они делятся друг с другом, как ты нас учишь, — все разделили поровну».

Мерседес Бени

Взрослые плохо понимают интересы детей и поэтому часто делают неверные заключения. Если не учитывать воз­растные особенности, можно попасть впросак. Это наглядно демонстрирует следующий житейский пример. В одной се­мье бабушка была очень озабочена тем, что ее внуки шести и семи лет вместе с взрослыми смотрят вечером по телеви­зору фильмы «про любовь», где встречаются сексуальные сцены. И вот, во время демонстрации одного из таких филь­мов, в самый критический момент, когда герой втаскивает полураздетую героиню в шикарную машину, один из маль­чиков, подтверждая опасения бабушки, громко зовет брата к телевизору: «Петя, беги скорее сюда, здесь показывают самое интересное!» На сердце бабушки становится тяжело, она уже готова выключить телевизор, но тут она слышит: «Смотри, смотри, Петя! Видишь — это и есть „Мерседес БенцГ». Ре­бенок воспринимает лишь то, что отвечает его внутренним интересам (в соответствии с возрастом), и ПОКА ВЗРОС­ЛЫЕ своей ТРЕВОГОЙ НЕ ПРИВЛЕКУТ ИХ ВНИМАНИЯ к иному, - главным останется «Мерседес Бенц».

ЛЮБОВЬ К УЧЕБЕ

СВЯЗАНА С УВАЖЕНИЕМ К УЧИТЕЛЮ

Для чего на конверт наклеивают марку?

Особенности психики ребенка таковы, что он воспри­нимает человека целиком, не умея вычленять те ОТДЕЛЬ­НЫЕ КАЧЕСТВА, за которые он его любит и уважает. Так и получается, что для него «все или ничего». Взрослые называют такое положение максимализмом. Поэтому если учитель в каком-то плане ЗНАЕТ МЕНЬШЕ, ЧЕМ УЧЕ­НИК, а теперь это бывает, особенно в сфере компьютер­ных игр, расширяющих горизонты ребенка, то убедить его, 207



 

что имеет смысл выслушивать учительские наставления в других областях, весьма проблематично. Приведу пример из своей практики.

При поступлении в первый класс обычной школы те­стировали интеллектуальное развитие и подготовку буду­щих учеников. Один из вопросов звучал так: «Зачем на конверты наклеивают марки?» Витя долго молчал и с не­доумением смотрел на комиссию, а она стала сомневаться в его сообразительности. Наконец он сказал: «Наверное, для того, чтобы можно было догадаться, из какой страны его прислали». Спрашивающие педагоги вздохнули с облегче­нием и отпустили его. Он вышел за дверь и спросил у мамы: «А что, есть еще такие люди, которые используют конверты и марки?» Он в своей короткой жизни уже использовал только электронную почту и в доме ни конвертов, ни ма­рок не видел. Вообще, измерение в школе интеллекта с помощью тестов, с моей точки зрения, приносит весьма сомнительную пользу и потому, что любой тест неизбежно измеряет вчерашние представления о развитии, и потому, что неявно предполагает, что главная задача школы — раз­вивать интеллект, а не планы ребенка.

ОТВЕРЖЕННОСТЬ

РАЗРУШАЕТ САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА

«Лети, разделимся на „синеглазых"

и „кареглазых"!»

К подростковому возрасту формируется самооценка ребенка, и его успехи зависят от того, какова она. Для де­монстрации ее влияния используем классический пример. Однажды учительница пришла в класс и сказала своим уче­никам: «Давайте проведем с вами игру, для которой вам необходимо разделиться на две группы». После обсуждения как разделить класс, все пришли к соглашению, что эти группы определятся, как «кареглазые» и «синеглазые». За­тем учительница пояснила, что в этой игре дети «с карими 208



 

глазами» будут временно считаться менее способными к обучению, чем «синеглазые». С этого момента учительница и «синеглазые» дети начали относиться к «кареглазым» так, как если бы они и в самом деле были менее способ­ными: им не задавали трудных вопросов, ожидали от них только глупых поступков, реакции тупиц. Хотя все дети были причастны к придумыванию правила первоначаль­ного разделения на группы, спустя несколько дней разница стала превращаться в реальность. В классе создалась на­пряженная атмосфера. Кареглазые чувствовали себя ОБИ­ЖЕННЫМИ и ПЕРЕСТАЛИ СТАРАТЬСЯ, к работе в классе стали относиться крайне отрицательно, даже простейшие задачи не решали. Оказалось, что даже несколько дней остракизма травмируют ребенка и, влияя на самооценку, нарушают его поведение.

ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ —

ЗАЛОГ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ

Мои родители могли выбрать себе хорошего сына!

Американский конгрессмен, много лет назад усыно­вивший мальчика, рассказывал, как он волновался, когда однажды услышал, что одноклассник обозвал его сына «приемышем». «Что же ты ему ответил?» — «Я сказал, ну и что? Зато мои родители выбрали хорошего ребенка, а у твоих родителей выбора не было». Отец почувствовал себя счастливым! «Мой ребенок продемонстрировал отсутствие у него КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ».

Как предупредить детскую лживость!

Когда подросток не чувствует, что родительский дом принадлежит и ему тоже, то его самооценка падает, и он де­лает своим домом улицу, принимая ее ценности. Для пред­упреждения такого развития событий подросток должен дома чувствовать себя достойно. В противном случае под­росток начинает нарочно придумывать и хвастать — это, 209



 

как правило, форма его реакции на нереализованные при­тязания внимания, любви, признания. Если в этом случае изобличать ложь, да еще грубо, то это не может привести к положительным результатам.

Поэтому Джордж Вашингтон говорил своему сыну: «Всякий раз, когда ты случайно сделаешь что-нибудь не так, что бывает довольно часто, особенно пока ты толь­ко маленький мальчик, БЕЗ ОПЫТА И ЗНАНИЙ, не надо ничего придумывать, чтобы скрыть свой проступок. Надо просто быть маленьким мужчиной, смело придти ко мне и во всем сознаться — и тогда, вместо того, чтобы наказы­вать тебя, Джордж, я буду еще больше уважать и любить тебя за это, мой дорогой».

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЮНОШЕСКОГО НЕГАТИВИЗМА

Маленькая красная рыбка

Большинство подростков стремится поскорее получить все преимущества взрослых и поэтому трепетно относится к проявлениям неуважения с их стороны. В этом случае они считают, что такой взрослый неумен, иметь с ним дело смысла не имеет и перестают слушать их реляции — ОТ­КЛЮЧАЮТСЯ. Взрослый теряет их с ними контакт, по­скольку они переориентируют свое внимание. Приведу пример нейтрализации подобного негативизма.

Создавалась французская энциклопедия. Собирались ученые и обсуждали краткие характеристики разных слов. Принимал участие в этих обсуждениях и известный есте­ствоиспытатель Жорж Кювье. Однажды он опоздал на за­седание и когда пришел, то ему сказали, что сегодня уже немного поработали и выработали определение, что такое рак. «Это маленькая красная рыбка, которая плавает задом наперед». Жорж Кювье сказал: «Великолепно: кратко, ясно и выразительно. Позвольте только мне, как естествоиспы­тателю, внести МАЛЕНЬКИЕ и НЕПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ изменения. Дело в том, что рак не рыба. Вообще-то говоря, 210



 

пока она не сварится — не краснеет. И двигается не задом наперед. Поэтому мы внесем СКРОМНЫЕ КОРРЕКТИВЫ и прекрасно закончим с этим важным делом».

Мораль такова: когда вы чувствуете, что совершенно не согласны с тем, что говорит молодой человек, постарайтесь выработать стереотип изначально положительного отно­шения: «Это интересно, это вдохновляет, давайте только несколько уточним...»

ДОВЕДЕНИЕ ИДЕИ ДО АБСУРДА
СНИЖАЕТ НЕГАТИВИЗМ

«Дочка, грызи ногти по три часа в лень!»

Подростки очень самолюбивы и часто не расположе­ны не то что исполнять, но даже выслушивать указания взрослых. Поэтому эффективнее косвенные способы воз­действия. Так, если надо изменить какое-либо поведение, го полезно посоветовать подростку то, что он и так дела­ет, но внести такие детали и условия, при которых ему в дальнейшем продолжать свое поведение стало бы невмо­готу. Обратимся к примеру Милтона Эриксона. Его дочка просила его совета. Она поступила на учебу в новую шко­лу и почувствовала себя в классе отверженной. Ей очень хотелось быстрее сдружиться с девочками своего класса. «Папа, если все девочки из нашего класса грызут ногти, то должна ли и я теперь заняться тем же?» Отец посове­товал научиться грызть ногти и, поскольку она к этому не привыкла, то заниматься этим по нескольку часов в день. Дочка так и поступила. Через некоторое время это занятие ей так осточертело, что вопрос о том, чтобы грызть ногти, больше не возникал.

С этой стратегией была знакома и императрица Екате­рина Великая. В ее «Наставлении к воспитанию внуков» есть такой пункт. «Буде желательно детей отвадить от не­кой игры, то на это вернейший способ — принуждать их несколько часов сряду играть тою игрушкою».




 

ПОДРОСТКИ СОМНЕВАЮТСЯ В УРОВНЕ
ИНТЕЛЛЕКТА РОДИТЕЛЕЙ


«За время моей учебы отец необыкновенно поумнел!»

Общение с юношами требует от родителей выдерж­ки и понимания того, что со временем их категорическое отторжение уменьшится. Период 16-17 лет — тот самый возраст, когда дети сокрушаются, что их родители непо­нятливые, не очень умные, не... Известный психолог Мил­тон Эриксон по этому поводу как-то заметил: «Моего сына Ланса совершенно серьезно беспокоило и возмущало от­сутствие у меня ума. Он мне так прямо и заявил, что я до­вольно туп. Затем он уехал учиться. Позднее он признался: „Знаешь, папа, мне хватило двух лет, чтобы заметить, что ты как-то вдруг перемахнул от идиотизма к интеллекту". Недавно он позвонил мне и сообщил: „Папа, считай себя отмщенным. Мой старший наконец открыл, что у меня есть кое-какие мозги, и заявил мне об этом. А у меня подрастает еще трое таких «открывателей»!"».

Подобную зависимость усмотрел и Марк Твен. Он пи­сал: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет».

УЧЕТ МАКСИМАЛИЗМА
В ВОСПРИЯТИИ ПОДРОСТКОВ

«Не говори моему сыну, что это математика!»

Для подростков не существует полутонов, исключений и частичной приемлемости. Они максималисты — «ВСЕ ИЛИ НИЧЕГО». Если они невзлюбили человека или учебный предмет, то все относящееся к нему плохо уже по определению и отвергается. Подобная ситуация может быть очень смешной. Приведу пример.




 

Известный математик после выхода очередной кни­ги получил письмо от одного из своих юных читателей. Это был десятилетний сын другого крупного математика. В письме мальчика предлагалась интересная задача, на­веянная материалом прочитанной книги, которую, как отмечалось в письме, он прочитал взахлеб. Писатель сра­зу же позвонил своему коллеге, решив поздравить его с таким умницей. Но тот, прежде чем позвать к телефону самого парнишку, стал заговорщически шептать в труб­ку: «Ему страшно нравится твоя книга! Но когда будешь с ним толковать, не проговорись, что эта штука называется математикой. В школе он ее просто ненавидит! Чуть запо­дозрит, что твоя книжка математическая, тут же забросит ее подальше».

ПОТРЕБНОСТЬ В САМОУТВЕРЖДЕНИИ
ВЕДЕТ К РОСТУ ОЦЕНКИ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ СВЕРСТНИКОВ

Почему подростки

переоценили успехи своих друзей?

Проиллюстрируем такую их особенность. Испанский психолог Прадо отобрал 25 мальчиков 8-11 лет и 25 под­ростков 14-17 лет (среди них были только те, которые считали своего отца самым любимым и уважаемым чело­веком) и провел с ними следующий эксперимент. Все они должны были оценить показатели своего отца и своего лучшего друга (сверстника) в физических упражнениях. Испытуемые сами не наблюдали за физическими упражне­ниями, а должны были просто указать, кто, по их мнению, имеет большие шансы выиграть соревнование. 20 маль­чиков выше оценили шансы своих отцов, 19 подростков существенно выше — шансы своих друзей. После этого в реальных соревнованиях проверили, кто же был прав. Об­наружилось, что в обоих случаях отцы показали более вы­сокий результат, чем сверстники испытуемых. Почему же




 

подростки переоценили успехи своих друзей? Оказалось, что за переоценкой результатов сверстника стоит неосо­знанная, резко повышенная самооценка: подростку хочется самоутвердиться и обогнать отца, поэтому он переоцени­вает своего друга

ПОЛНАЯ ПОТЕРЯ РОДИТЕЛЯМИ
КОНТАКТА С СЫНОМ

Школьная любовь сына —

трагедия для родителей

Часто родители слишком долго считают своего ребенка недостаточно самостоятельным и нуждающимся в непре­рывной опеке и наставлениях. При этом чем более поздний ребенок у родителей, тем дольше они не снимают такой тотальной опеки. С другой стороны, в связи с акселера­цией, многие подростки раньше начинают ощущать себя взрослыми и самостоятельными. На этой почве возника­ют конфликты между ними и родителями, иногда очень серьезные и болезненные. Приведу один пример из своей практики.

Ко мне обратились двое коллег — преподавателей университета — с просьбой помочь им с больным сыном. В семье возникли серьезные сомнения в его психическом здоровье, и он был госпитализирован в психиатрическую больницу. Непосредственной причиной обращения к пси­хиатрам выступило нарушение его поведения. Их замеча­тельно учившийся 15-летний сын, девятиклассник, полно­стью перестал общаться с родителями и прекратил есть. Несколько дней он лежал на постели, отвернувшись к стене, и молчал. Врачи тоже не смогли добиться контакта, и воз­никло подозрение на юношескую шизофрению. Родители были в отчаянии. Они проверили всю свою родословную, но не нашли больных родственников. Тогда они забеспо­коились, не могла ли причина болезни лежать в том, что он единственный и очень поздний ребенок? «Мы очень 214



 

просим вас, поезжайте и посмотрите на него. Возможно, вам как-нибудь удастся поговорить с ним?»

Я поехала в больницу и прошла в женское отделение, где просидела возле одной больной до окончания времени посещения. Затем, надев белый халат, поднялась в мужское отделение и нашла этого, как сказала мама, мальчика. По виду это был совсем не мальчик, а очень высокий и креп­кий молодой человек. Он лежал, отвернувшись к стене. Просидев возле его постели молча до того времени, когда все заснули, я очень тихо начала рассказывать ему об от­даленных последствиях для его жизни сохранения за ним диагноза «шизофрения». Подробно объяснила, что в боль­шинство вузов дорога для него будет закрыта, что большие проблемы возникнут со службой в армии и что даже семья его будущей жены может воспротивиться браку, опасаясь больных детей. На этом месте моего длинного монолога он повернулся ко мне. Далее я узнала причину его поведения. Он возненавидел своих родителей, и заодно перестал до­верять и всем другим взрослым и жить больше не хотел!

Через некоторое время прояснились и детали. В кон­це 8 класса он влюбился в одноклассницу, и та отвечала ему взаимностью. Их отношения были романтическими и развивались нормально. Однако в 9 классе ее отца пере­вели на работу в Германию, и она должна была уехать. Мальчик в полном отчаянии обратился за помощью к отцу. Он просил временно поселить девочку у них дома. Отец жестко заявил ему, что он еще ребенок, что все это несе­рьезно, через несколько дней он все забудет, и прекратил разговор на эту тему. Через пару недель уже в тяжелом состоянии он прибежал за помощью к матери. Та была еще более категорична и многократно объясняла сыну, что у него «еще молоко на губах не обсохло», о невесте пока и думать глупо! Тогда этот избалованный ребенок пригро­зил родителям, что если они не помогут ему, то он больше им не сын, прекратил общение и стал вести себя аутично. Не сумев уговорить сына, родители не придумали ничего лучше, как вызвать психиатрическую скорую помощь. Сын 215



 

окончательно убедился в предательстве родителей и сказал мне, чтобы я при нем даже не упоминала о них!

В этих условиях борьбу за его здоровое будущее при­шлось вести без опоры на понимание родителей. Я попро­сила его припомнить все свои болезни. Выяснилось, что в 7 лет у него было воспаление почек и он помнит, где и как болело и то, что для облегчения боли его опускали в горячую ванну. На этом мы остановились. Было принято совместное решение, что утром он поднимет крик и будет жаловаться на такие же боли. В тот же день прибежала ко мне его мама и сказала, что возникли еще проблемы — очевидно, лекарства так подействовали на мальчика, что у него возобновилось старое заболевание. Что делать? Мы с родителями пришли к заключению, что психиатрическая клиника — не лучшее место для лечения почек и надо при­ложить усилия и найти возможность и временно перевести сына в специальное лечебное заведение. Там можно будет, достав импортные лекарства, поставить мальчика на ноги и потом думать снова о его психическом состоянии. Эта программа была выполнена. Мальчика успели вывезти из психиатрической больницы, еще до того, как диагноз пере­стал быть под вопросом!

Далее мы с ним заключили секретное соглашение, в со­ответствие с которым он, как Штирлиц, выбрасывал все лекарства, которые ему прописывали, и ему становилось все лучше. К этому времени мне удалось уговорить родите­лей, что после заболевания почек нужны хорошее питание и свежий воздух и поэтому самое время отправить сына к бабушке под Краснодар. Это компромиссное решение их устроило, и к весне сын оказался в деревне. Бабушка была в восторге — мальчик помогал чинить крышу, ставить за­бор и вообще вел себя как ее опора и защита. В школе он тоже чувствовал себя прекрасно, тем более, что бабушка сочувствовала его любви, активно участвовала в переписке с Германией, предложила прописаться в деревне и на кани­кулы пригласить Лену. После благополучного окончания десятилетки он приехал в Ленинград, поступил в институт 216



 

и поселился в общежитии, как житель Краснодарского края. На втором курсе молодые к великой радости бабушки по­женились. Родители с тех пор контактов с сыном не имели и все новости узнавали от бабушки, а при встрече со мной переходили на другую сторону улицы — ведь я отняла у них единственного сына! Катастрофа была в том, что родители не догадались, что сын уже вырос.

ИСТОЧНИК КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ
ПОКОЛЕНИЯМИ — РАЗЛИЧИЕ ЦЕННОСТЕЙ

О палении нравов

У родителей может возникнуть подозрение, что у их ребенка не существует никакой системы ценностей. Это очень их пугает и, естественно, нарушает взаимопонимание. (Ведь единственно правильные жизненные критерии — те, что у них!) При этом родители не отдают себе отчета в том, что у ребенка ЦЕННОСТИ есть, но, поскольку он вырос, теперь они совсем ИНЫЕ. Для иллюстрации этой мысли перескажем отрывок из новеллы Карела Чапека «О паде­нии нравов».

Тихо было у входа в пещеру, и первобытный старик Яничек дремал себе в тиши, греясь на мягком октябрьском солнышке. Жена его, старуха Янечкова, скоблила заострен­ным камнем свежую медвежью шкуру. «Делать это надо основательно, пядь за пядью, не так, как молодая сноха. Эта вертихвостка скоблит спустя рукава. В такой шкуре и прочности — то никакой, и-и, милые, мигом порвется да сопреет», - думала старуха. «А я говорю, — начал Яничек, задумчиво почесывая спину, — вот увидишь: опять ничего не притащат. Еще бы — куда им с этими костяными ко­пьями, от них и проку никакого... Внушаю, внушаю сыну: пойми, говорю, ни в кости, ни в рогах нет такой пробивной силы, как в камне! Вот каменный наконечник — это, брат... Оно, конечно, с камнем возни больше, зато инструмент какой! Да разве сыну втолкуешь? Так ведь и СОВЕТОВ 217



 

НЕ СЛУШАЮТ! Вот вчера нашел такой славный крем­невый обломок, показываю сыну. „Ничего, — говорит, — только куда его, батя? У нас в пещере целые кучи этого хлама, и проку никакого”. Лодыри! — взорвался вдруг ста­рик. — Нынче всякому лень как следует поработать, вот в чем дело. Разболтались!» Горечь и возмущение душили старого вождя.



 

СТРАТЕГИИ ПОСЛЕПОЛУДЕННОЙ ЖИЗНИ





 

В СТАРОСТИ
ОСОБОЕ ОТНОШЕНИЕ КО ВРЕМЕНИ —
НАДО УСПЕТЬ!

Преклонные годы связаны с УРАВНОВЕШЕННОСТЬЮ увлечений и своих реальных возможностей. Она дости­гается за счет жесткой иерархии интересов. Когда силы тают, то человек стремится к чему-то определенному, са­мому для него важному. Чем старше и опытнее личность, тем тщательнее она КОНЦЕНТРИРУЕТ свои УСИЛИЯ на решении главной задачи, тем меньше мотивов, способных отвлечь ее от решения этой задачи. При этом возникает стремление как можно больше времени и сил посвящать ей. Приведу пару примеров.

Как Петр Гальперин рассчитывал свое время

Однажды я была в гостях у известного психолога Пе­тра Яковлевича Гальперина. В это время он получил при­глашение руководить секцией на психологическом кон­грессе, который должен был вскоре состояться в Париже. Я сказала, что очень завидую ему, так как он снова увидит Париж и будет общаться с самыми знаменитыми психо­логами. Он посмотрел на меня задумчиво и произнес: «Я совсем не уверен, что приму это предложение». — «По­чему?!» — «Расчет времени неблагоприятен. Судите сами. Неделя уйдет на оформление визы, покупку билета и про­чую подготовку. По возвращении неделя уйдет на напи­сание отчета, выступление с ним и вхождение в нормаль­ный рабочий темп. Сам конгресс продлится 3-4 дня. По моим предположениям интересными для меня могут быть встречи с двумя специалистами, каждый из которых вряд ли сможет уделить значимым для меня проблемам более получаса. Итого: 17-18 дней за час содержательного раз­говора — неэффективно! За это время я смогу существенно продвинуться в своей работе».



 

Что побуждало Огюста Ренуара к продолжению работы?

После семидесяти лет у Огюста Ренуара развился же­стокий ревматизм рук, лишив его возможности работать правой рукой. Однако он садился к мольберту ежедневно, почти до дня смерти. Он устраивался так, чтобы левой ру­кой помогать правой руке. «Почему вы так настойчивы?» — спросил его заезжий поклонник. Огюст Ренуар ответил: «Но ведь нет выше удовольствия! — и прибавил: — И ведь это похоже на долг. А когда у человека нет ни удовольствия, ни долга, зачем ему жить?»

Почему Виктор Франкл отказался проводить занятия

Близкая по смыслу ситуация описана Виктором Франк- лом: «Однажды президент одного из американских уни­верситетов предложил мне 9 тысяч долларов за то, чтобы я провел несколько недель семинарских занятий на фа­культете. Я отказался. Президент не мог понять причин отказа: „Вы хотите больше?" — „Вовсе нет, но, думая о том, как бы я использовал эти деньги, мне видится только одно стоящее применение их, а именно приобрести время для работы. Но сейчас у меня есть время для работы, так зачем же продавать его за 9 тысяч долларов?"».

ОСЛАБЛЕНИЕ МОТИВОВ В СТАРОСТИ
СНИЖАЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ПОСТУПКА

Хороший бинокль заменит встречу!

Чем старше становится человек, тем в большей мере он, стремясь осуществить главные цели, начинает эконо­мить убывающие силы. С течением времени сил у челове­ка делается все меньше, а их расходование обходится все дороже. Тем самым ЦЕНА РЕЗУЛЬТАТА, приобретаемого усилиями, ПОВЫШАЕТСЯ, а привлекательность падает.




 

Покажем изменение способов решения жизненных задач лицами разных поколений на типичной ситуации.

Трое мужчин приехали отдыхать на островок. Им двад­цать. сорок и шестьдесят лет. Вдруг прибегает самый моло­дой из них и кричит: «Скорее садитесь в лодку, и едем на соседний остров. Я увидел, что там отдыхают очень краси­вые женщины!» Сорокалетний сказал: «Куда так спешить, если ты их увидел, то и они увидят нас и приедут сами». Шестидесятилетний мужчина меланхолично заметил: «Чего ты суетишься, у меня есть отличный бинокль, мы все отлично разглядим и отсюда». Эта ситуация обнажает тенденцию возрастного изменения оснований для перехода к действиям: от стремительного, пусть слабо обдуманного поступка в двадцать лет к согласию на поступок лишь при некоторых условиях в сорок лет до наблюдения за поступ­ками других в шестьдесят лет. Все во имя ЭКОНОМИИ ЭНЕРГИИ.

ПРОЯВЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В СТАРОСТИ

Советы Цицерона о том, как избежать одиночества

Марк Туллий Цицерон в своем знаменитом диалоге «Катон старший, или О старении» писал: «Старые люди воспринимают все то, в чем они ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ. В условиях ОДИНОЧЕСТВА, естественного „сенсорного голодания" внутренняя речь вновь становится внешней, замещая отсутствующих собеседников и ускоряя старе­ние. Старик начинает дома вслух разговаривать сам с со­бой, попав в общество — проявлять некую навязчивость в общении. И разговор вслух дома, и навязчивость вне него — следствие длительного одиночества!» Марк Туллий Цицерон писал, что важнейшая особенность ДОЛГОЖИ­ТЕЛЕЙ — прежде всего большая АКТИВНОСТЬ. Лентяи до глубокой старости не доживают. Жизнерадостность, от­сутствие зависти, неподатливость мрачным настроениям 222



 

и способность к быстрому восстановлению равновесия по­сле психических травм — вот качества, способствующие долгой жизни.

Цицерон обращает внимание на то, что достигнуть старости желают все, а достигнув, ее же винят. За что? Его однолетки (а ему к этому времени было 84 года) об­суждают и оплакивают, прежде всего, три обстоятельства. Они лишены плотских наслаждений, испытывают (из-за слабости) препятствия к деятельности, наконец, ОДИНО­ЧЕСТВО. Ими пренебрегают, как стариками, те, от кого они привыкли ранее видеть почет и уважение. Анализируя эти жалобы, Цицерон замечает, что у стариков сдержан­ных, уживчивых и добрых старость проходит приемлемо, а заносчивый неуживчивый нрав тягостен в любом возрас­те. Он подчеркивает, что старость легче у тех, кого любит молодежь, и кто сам ее любит и всегда НАХОДИТ для нее ВРЕМЯ. «До сего времени не нашлось человека, который хотел со мной беседы, а я отказал ему, сославшись на за­нятость», — замечает он попутно.

УЧЕНЫМ В СТАРОСТИ
НУЖНО ОСОБОЕ МУЖЕСТВО

Потеря Лмитрием Менделеевым в старости масштаба мысли

Известные ученые, завоевав себе имя в науке выдвигая гипотезы, с каждым годом становятся ОСТОРОЖНЕЕ. Они опасаются за свою репутацию. Им есть что терять, и давле­ние подобных страхов приводит к ИЗМЕЛЬЧЕНИЮ ИДЕЙ, ограниченному полету мыслей. При этом большинство из них не отдает себе отчета в произошедших изменениях. Но наиболее талантливые ученые это понимают. Так, че­рез 33 года после формулирования периодического закона Дмитрий Иванович Менделеев отмечал, что теперь у него уже нет ни нужной ясности, ни прежней уверенности, по­скольку он завоевал к науке такое высокое положение, что 223



 




double arrow
Сейчас читают про: