| Если в нашем магазине мальчик нечаянно толкнет пирамиду консервных банок, и она с грохотом обрушится, то, как поведет себя его мать и окружающие? Все будут кричать и возмущаться. Мать будет ругать сына, а окружающие — мать за его дурное воспитание. А если такая же ситуация произойдет в магазине Японии? В полной тишине и мать, и все окружающие начнут ВОССТАНАВЛИВАТЬ РАЗРУШЕННУЮ пирамиду! Они ее восстановят и спокойно будут продолжать свои покупки. СВОЙ ИНТЕРЕС СИЛЬНЕЕ СТИМУЛИРУЕТ Кула прилет заблулившаяся лошаль? Оригинальным способом особое влияние собственных интересов подчеркнул известный психолог Милтон Эриксон. Он обратил внимание своего сына-подростка на соответствующую ситуацию, и тот запомнил ее на всю жизнь. «Однажды, когда мы жили в деревне, к нам на двор забрела чужая лошадь. Опрос соседей не позволил найти ее хозяина. Тогда отец вывел ее на большую дорогу и отпустил. Она пошла потихоньку, потом все увереннее и наконец привела отца к дому своего хозяина в другой деревне. Тогда я понял, как важно в ситуации НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ „идти на поводу" СОБСТВЕННЫХ глубинных ИНТЕРЕСОВ». В КАЖДОМ ВОЗРАСТЕ СВОИ ИНТЕРЕСЫ Добрые линозавры Узнав, что фильм «Затерянный мир» идет без возрастных ограничений, мама взяла с собой в кино своих дочек четырех и шести лет. Представьте себе ее ужас, когда на экране два огромных динозавра схватили человека за руки и разорвали его пополам. Но на младшую девочку эта сцена произвела иное впечатление, она сказала: «Посмотри 206 |
| мамочка, какие они молодцы! Они делятся друг с другом, как ты нас учишь, — все разделили поровну». Мерседес Бени Взрослые плохо понимают интересы детей и поэтому часто делают неверные заключения. Если не учитывать возрастные особенности, можно попасть впросак. Это наглядно демонстрирует следующий житейский пример. В одной семье бабушка была очень озабочена тем, что ее внуки шести и семи лет вместе с взрослыми смотрят вечером по телевизору фильмы «про любовь», где встречаются сексуальные сцены. И вот, во время демонстрации одного из таких фильмов, в самый критический момент, когда герой втаскивает полураздетую героиню в шикарную машину, один из мальчиков, подтверждая опасения бабушки, громко зовет брата к телевизору: «Петя, беги скорее сюда, здесь показывают самое интересное!» На сердце бабушки становится тяжело, она уже готова выключить телевизор, но тут она слышит: «Смотри, смотри, Петя! Видишь — это и есть „Мерседес БенцГ». Ребенок воспринимает лишь то, что отвечает его внутренним интересам (в соответствии с возрастом), и ПОКА ВЗРОСЛЫЕ своей ТРЕВОГОЙ НЕ ПРИВЛЕКУТ ИХ ВНИМАНИЯ к иному, - главным останется «Мерседес Бенц». ЛЮБОВЬ К УЧЕБЕ СВЯЗАНА С УВАЖЕНИЕМ К УЧИТЕЛЮ Для чего на конверт наклеивают марку? Особенности психики ребенка таковы, что он воспринимает человека целиком, не умея вычленять те ОТДЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА, за которые он его любит и уважает. Так и получается, что для него «все или ничего». Взрослые называют такое положение максимализмом. Поэтому если учитель в каком-то плане ЗНАЕТ МЕНЬШЕ, ЧЕМ УЧЕНИК, а теперь это бывает, особенно в сфере компьютерных игр, расширяющих горизонты ребенка, то убедить его, 207 |
| что имеет смысл выслушивать учительские наставления в других областях, весьма проблематично. Приведу пример из своей практики. При поступлении в первый класс обычной школы тестировали интеллектуальное развитие и подготовку будущих учеников. Один из вопросов звучал так: «Зачем на конверты наклеивают марки?» Витя долго молчал и с недоумением смотрел на комиссию, а она стала сомневаться в его сообразительности. Наконец он сказал: «Наверное, для того, чтобы можно было догадаться, из какой страны его прислали». Спрашивающие педагоги вздохнули с облегчением и отпустили его. Он вышел за дверь и спросил у мамы: «А что, есть еще такие люди, которые используют конверты и марки?» Он в своей короткой жизни уже использовал только электронную почту и в доме ни конвертов, ни марок не видел. Вообще, измерение в школе интеллекта с помощью тестов, с моей точки зрения, приносит весьма сомнительную пользу и потому, что любой тест неизбежно измеряет вчерашние представления о развитии, и потому, что неявно предполагает, что главная задача школы — развивать интеллект, а не планы ребенка. ОТВЕРЖЕННОСТЬ РАЗРУШАЕТ САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА «Лети, разделимся на „синеглазых" и „кареглазых"!» К подростковому возрасту формируется самооценка ребенка, и его успехи зависят от того, какова она. Для демонстрации ее влияния используем классический пример. Однажды учительница пришла в класс и сказала своим ученикам: «Давайте проведем с вами игру, для которой вам необходимо разделиться на две группы». После обсуждения как разделить класс, все пришли к соглашению, что эти группы определятся, как «кареглазые» и «синеглазые». Затем учительница пояснила, что в этой игре дети «с карими 208 |
| глазами» будут временно считаться менее способными к обучению, чем «синеглазые». С этого момента учительница и «синеглазые» дети начали относиться к «кареглазым» так, как если бы они и в самом деле были менее способными: им не задавали трудных вопросов, ожидали от них только глупых поступков, реакции тупиц. Хотя все дети были причастны к придумыванию правила первоначального разделения на группы, спустя несколько дней разница стала превращаться в реальность. В классе создалась напряженная атмосфера. Кареглазые чувствовали себя ОБИЖЕННЫМИ и ПЕРЕСТАЛИ СТАРАТЬСЯ, к работе в классе стали относиться крайне отрицательно, даже простейшие задачи не решали. Оказалось, что даже несколько дней остракизма травмируют ребенка и, влияя на самооценку, нарушают его поведение. ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ — ЗАЛОГ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ Мои родители могли выбрать себе хорошего сына! Американский конгрессмен, много лет назад усыновивший мальчика, рассказывал, как он волновался, когда однажды услышал, что одноклассник обозвал его сына «приемышем». «Что же ты ему ответил?» — «Я сказал, ну и что? Зато мои родители выбрали хорошего ребенка, а у твоих родителей выбора не было». Отец почувствовал себя счастливым! «Мой ребенок продемонстрировал отсутствие у него КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ». Как предупредить детскую лживость! Когда подросток не чувствует, что родительский дом принадлежит и ему тоже, то его самооценка падает, и он делает своим домом улицу, принимая ее ценности. Для предупреждения такого развития событий подросток должен дома чувствовать себя достойно. В противном случае подросток начинает нарочно придумывать и хвастать — это, 209 |
| как правило, форма его реакции на нереализованные притязания внимания, любви, признания. Если в этом случае изобличать ложь, да еще грубо, то это не может привести к положительным результатам. Поэтому Джордж Вашингтон говорил своему сыну: «Всякий раз, когда ты случайно сделаешь что-нибудь не так, что бывает довольно часто, особенно пока ты только маленький мальчик, БЕЗ ОПЫТА И ЗНАНИЙ, не надо ничего придумывать, чтобы скрыть свой проступок. Надо просто быть маленьким мужчиной, смело придти ко мне и во всем сознаться — и тогда, вместо того, чтобы наказывать тебя, Джордж, я буду еще больше уважать и любить тебя за это, мой дорогой». ПРЕОДОЛЕНИЕ ЮНОШЕСКОГО НЕГАТИВИЗМА Маленькая красная рыбка Большинство подростков стремится поскорее получить все преимущества взрослых и поэтому трепетно относится к проявлениям неуважения с их стороны. В этом случае они считают, что такой взрослый неумен, иметь с ним дело смысла не имеет и перестают слушать их реляции — ОТКЛЮЧАЮТСЯ. Взрослый теряет их с ними контакт, поскольку они переориентируют свое внимание. Приведу пример нейтрализации подобного негативизма. Создавалась французская энциклопедия. Собирались ученые и обсуждали краткие характеристики разных слов. Принимал участие в этих обсуждениях и известный естествоиспытатель Жорж Кювье. Однажды он опоздал на заседание и когда пришел, то ему сказали, что сегодня уже немного поработали и выработали определение, что такое рак. «Это маленькая красная рыбка, которая плавает задом наперед». Жорж Кювье сказал: «Великолепно: кратко, ясно и выразительно. Позвольте только мне, как естествоиспытателю, внести МАЛЕНЬКИЕ и НЕПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ изменения. Дело в том, что рак не рыба. Вообще-то говоря, 210 |
| пока она не сварится — не краснеет. И двигается не задом наперед. Поэтому мы внесем СКРОМНЫЕ КОРРЕКТИВЫ и прекрасно закончим с этим важным делом». Мораль такова: когда вы чувствуете, что совершенно не согласны с тем, что говорит молодой человек, постарайтесь выработать стереотип изначально положительного отношения: «Это интересно, это вдохновляет, давайте только несколько уточним...» ДОВЕДЕНИЕ ИДЕИ ДО АБСУРДА «Дочка, грызи ногти по три часа в лень!» Подростки очень самолюбивы и часто не расположены не то что исполнять, но даже выслушивать указания взрослых. Поэтому эффективнее косвенные способы воздействия. Так, если надо изменить какое-либо поведение, го полезно посоветовать подростку то, что он и так делает, но внести такие детали и условия, при которых ему в дальнейшем продолжать свое поведение стало бы невмоготу. Обратимся к примеру Милтона Эриксона. Его дочка просила его совета. Она поступила на учебу в новую школу и почувствовала себя в классе отверженной. Ей очень хотелось быстрее сдружиться с девочками своего класса. «Папа, если все девочки из нашего класса грызут ногти, то должна ли и я теперь заняться тем же?» Отец посоветовал научиться грызть ногти и, поскольку она к этому не привыкла, то заниматься этим по нескольку часов в день. Дочка так и поступила. Через некоторое время это занятие ей так осточертело, что вопрос о том, чтобы грызть ногти, больше не возникал. С этой стратегией была знакома и императрица Екатерина Великая. В ее «Наставлении к воспитанию внуков» есть такой пункт. «Буде желательно детей отвадить от некой игры, то на это вернейший способ — принуждать их несколько часов сряду играть тою игрушкою». |
| ПОДРОСТКИ СОМНЕВАЮТСЯ В УРОВНЕ |
| «За время моей учебы отец необыкновенно поумнел!» Общение с юношами требует от родителей выдержки и понимания того, что со временем их категорическое отторжение уменьшится. Период 16-17 лет — тот самый возраст, когда дети сокрушаются, что их родители непонятливые, не очень умные, не... Известный психолог Милтон Эриксон по этому поводу как-то заметил: «Моего сына Ланса совершенно серьезно беспокоило и возмущало отсутствие у меня ума. Он мне так прямо и заявил, что я довольно туп. Затем он уехал учиться. Позднее он признался: „Знаешь, папа, мне хватило двух лет, чтобы заметить, что ты как-то вдруг перемахнул от идиотизма к интеллекту". Недавно он позвонил мне и сообщил: „Папа, считай себя отмщенным. Мой старший наконец открыл, что у меня есть кое-какие мозги, и заявил мне об этом. А у меня подрастает еще трое таких «открывателей»!"». Подобную зависимость усмотрел и Марк Твен. Он писал: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет». УЧЕТ МАКСИМАЛИЗМА «Не говори моему сыну, что это математика!» Для подростков не существует полутонов, исключений и частичной приемлемости. Они максималисты — «ВСЕ ИЛИ НИЧЕГО». Если они невзлюбили человека или учебный предмет, то все относящееся к нему плохо уже по определению и отвергается. Подобная ситуация может быть очень смешной. Приведу пример. |
| Известный математик после выхода очередной книги получил письмо от одного из своих юных читателей. Это был десятилетний сын другого крупного математика. В письме мальчика предлагалась интересная задача, навеянная материалом прочитанной книги, которую, как отмечалось в письме, он прочитал взахлеб. Писатель сразу же позвонил своему коллеге, решив поздравить его с таким умницей. Но тот, прежде чем позвать к телефону самого парнишку, стал заговорщически шептать в трубку: «Ему страшно нравится твоя книга! Но когда будешь с ним толковать, не проговорись, что эта штука называется математикой. В школе он ее просто ненавидит! Чуть заподозрит, что твоя книжка математическая, тут же забросит ее подальше». ПОТРЕБНОСТЬ В САМОУТВЕРЖДЕНИИ Почему подростки переоценили успехи своих друзей? Проиллюстрируем такую их особенность. Испанский психолог Прадо отобрал 25 мальчиков 8-11 лет и 25 подростков 14-17 лет (среди них были только те, которые считали своего отца самым любимым и уважаемым человеком) и провел с ними следующий эксперимент. Все они должны были оценить показатели своего отца и своего лучшего друга (сверстника) в физических упражнениях. Испытуемые сами не наблюдали за физическими упражнениями, а должны были просто указать, кто, по их мнению, имеет большие шансы выиграть соревнование. 20 мальчиков выше оценили шансы своих отцов, 19 подростков существенно выше — шансы своих друзей. После этого в реальных соревнованиях проверили, кто же был прав. Обнаружилось, что в обоих случаях отцы показали более высокий результат, чем сверстники испытуемых. Почему же |
| подростки переоценили успехи своих друзей? Оказалось, что за переоценкой результатов сверстника стоит неосознанная, резко повышенная самооценка: подростку хочется самоутвердиться и обогнать отца, поэтому он переоценивает своего друга ПОЛНАЯ ПОТЕРЯ РОДИТЕЛЯМИ Школьная любовь сына — трагедия для родителей Часто родители слишком долго считают своего ребенка недостаточно самостоятельным и нуждающимся в непрерывной опеке и наставлениях. При этом чем более поздний ребенок у родителей, тем дольше они не снимают такой тотальной опеки. С другой стороны, в связи с акселерацией, многие подростки раньше начинают ощущать себя взрослыми и самостоятельными. На этой почве возникают конфликты между ними и родителями, иногда очень серьезные и болезненные. Приведу один пример из своей практики. Ко мне обратились двое коллег — преподавателей университета — с просьбой помочь им с больным сыном. В семье возникли серьезные сомнения в его психическом здоровье, и он был госпитализирован в психиатрическую больницу. Непосредственной причиной обращения к психиатрам выступило нарушение его поведения. Их замечательно учившийся 15-летний сын, девятиклассник, полностью перестал общаться с родителями и прекратил есть. Несколько дней он лежал на постели, отвернувшись к стене, и молчал. Врачи тоже не смогли добиться контакта, и возникло подозрение на юношескую шизофрению. Родители были в отчаянии. Они проверили всю свою родословную, но не нашли больных родственников. Тогда они забеспокоились, не могла ли причина болезни лежать в том, что он единственный и очень поздний ребенок? «Мы очень 214 |
| просим вас, поезжайте и посмотрите на него. Возможно, вам как-нибудь удастся поговорить с ним?» Я поехала в больницу и прошла в женское отделение, где просидела возле одной больной до окончания времени посещения. Затем, надев белый халат, поднялась в мужское отделение и нашла этого, как сказала мама, мальчика. По виду это был совсем не мальчик, а очень высокий и крепкий молодой человек. Он лежал, отвернувшись к стене. Просидев возле его постели молча до того времени, когда все заснули, я очень тихо начала рассказывать ему об отдаленных последствиях для его жизни сохранения за ним диагноза «шизофрения». Подробно объяснила, что в большинство вузов дорога для него будет закрыта, что большие проблемы возникнут со службой в армии и что даже семья его будущей жены может воспротивиться браку, опасаясь больных детей. На этом месте моего длинного монолога он повернулся ко мне. Далее я узнала причину его поведения. Он возненавидел своих родителей, и заодно перестал доверять и всем другим взрослым и жить больше не хотел! Через некоторое время прояснились и детали. В конце 8 класса он влюбился в одноклассницу, и та отвечала ему взаимностью. Их отношения были романтическими и развивались нормально. Однако в 9 классе ее отца перевели на работу в Германию, и она должна была уехать. Мальчик в полном отчаянии обратился за помощью к отцу. Он просил временно поселить девочку у них дома. Отец жестко заявил ему, что он еще ребенок, что все это несерьезно, через несколько дней он все забудет, и прекратил разговор на эту тему. Через пару недель уже в тяжелом состоянии он прибежал за помощью к матери. Та была еще более категорична и многократно объясняла сыну, что у него «еще молоко на губах не обсохло», о невесте пока и думать глупо! Тогда этот избалованный ребенок пригрозил родителям, что если они не помогут ему, то он больше им не сын, прекратил общение и стал вести себя аутично. Не сумев уговорить сына, родители не придумали ничего лучше, как вызвать психиатрическую скорую помощь. Сын 215 |
| окончательно убедился в предательстве родителей и сказал мне, чтобы я при нем даже не упоминала о них! В этих условиях борьбу за его здоровое будущее пришлось вести без опоры на понимание родителей. Я попросила его припомнить все свои болезни. Выяснилось, что в 7 лет у него было воспаление почек и он помнит, где и как болело и то, что для облегчения боли его опускали в горячую ванну. На этом мы остановились. Было принято совместное решение, что утром он поднимет крик и будет жаловаться на такие же боли. В тот же день прибежала ко мне его мама и сказала, что возникли еще проблемы — очевидно, лекарства так подействовали на мальчика, что у него возобновилось старое заболевание. Что делать? Мы с родителями пришли к заключению, что психиатрическая клиника — не лучшее место для лечения почек и надо приложить усилия и найти возможность и временно перевести сына в специальное лечебное заведение. Там можно будет, достав импортные лекарства, поставить мальчика на ноги и потом думать снова о его психическом состоянии. Эта программа была выполнена. Мальчика успели вывезти из психиатрической больницы, еще до того, как диагноз перестал быть под вопросом! Далее мы с ним заключили секретное соглашение, в соответствие с которым он, как Штирлиц, выбрасывал все лекарства, которые ему прописывали, и ему становилось все лучше. К этому времени мне удалось уговорить родителей, что после заболевания почек нужны хорошее питание и свежий воздух и поэтому самое время отправить сына к бабушке под Краснодар. Это компромиссное решение их устроило, и к весне сын оказался в деревне. Бабушка была в восторге — мальчик помогал чинить крышу, ставить забор и вообще вел себя как ее опора и защита. В школе он тоже чувствовал себя прекрасно, тем более, что бабушка сочувствовала его любви, активно участвовала в переписке с Германией, предложила прописаться в деревне и на каникулы пригласить Лену. После благополучного окончания десятилетки он приехал в Ленинград, поступил в институт 216 |
| и поселился в общежитии, как житель Краснодарского края. На втором курсе молодые к великой радости бабушки поженились. Родители с тех пор контактов с сыном не имели и все новости узнавали от бабушки, а при встрече со мной переходили на другую сторону улицы — ведь я отняла у них единственного сына! Катастрофа была в том, что родители не догадались, что сын уже вырос. ИСТОЧНИК КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ О палении нравов У родителей может возникнуть подозрение, что у их ребенка не существует никакой системы ценностей. Это очень их пугает и, естественно, нарушает взаимопонимание. (Ведь единственно правильные жизненные критерии — те, что у них!) При этом родители не отдают себе отчета в том, что у ребенка ЦЕННОСТИ есть, но, поскольку он вырос, теперь они совсем ИНЫЕ. Для иллюстрации этой мысли перескажем отрывок из новеллы Карела Чапека «О падении нравов». Тихо было у входа в пещеру, и первобытный старик Яничек дремал себе в тиши, греясь на мягком октябрьском солнышке. Жена его, старуха Янечкова, скоблила заостренным камнем свежую медвежью шкуру. «Делать это надо основательно, пядь за пядью, не так, как молодая сноха. Эта вертихвостка скоблит спустя рукава. В такой шкуре и прочности — то никакой, и-и, милые, мигом порвется да сопреет», - думала старуха. «А я говорю, — начал Яничек, задумчиво почесывая спину, — вот увидишь: опять ничего не притащат. Еще бы — куда им с этими костяными копьями, от них и проку никакого... Внушаю, внушаю сыну: пойми, говорю, ни в кости, ни в рогах нет такой пробивной силы, как в камне! Вот каменный наконечник — это, брат... Оно, конечно, с камнем возни больше, зато инструмент какой! Да разве сыну втолкуешь? Так ведь и СОВЕТОВ 217 |
| НЕ СЛУШАЮТ! Вот вчера нашел такой славный кремневый обломок, показываю сыну. „Ничего, — говорит, — только куда его, батя? У нас в пещере целые кучи этого хлама, и проку никакого”. Лодыри! — взорвался вдруг старик. — Нынче всякому лень как следует поработать, вот в чем дело. Разболтались!» Горечь и возмущение душили старого вождя. |
| СТРАТЕГИИ ПОСЛЕПОЛУДЕННОЙ ЖИЗНИ |
|
|
| В СТАРОСТИ Преклонные годы связаны с УРАВНОВЕШЕННОСТЬЮ увлечений и своих реальных возможностей. Она достигается за счет жесткой иерархии интересов. Когда силы тают, то человек стремится к чему-то определенному, самому для него важному. Чем старше и опытнее личность, тем тщательнее она КОНЦЕНТРИРУЕТ свои УСИЛИЯ на решении главной задачи, тем меньше мотивов, способных отвлечь ее от решения этой задачи. При этом возникает стремление как можно больше времени и сил посвящать ей. Приведу пару примеров. Как Петр Гальперин рассчитывал свое время Однажды я была в гостях у известного психолога Петра Яковлевича Гальперина. В это время он получил приглашение руководить секцией на психологическом конгрессе, который должен был вскоре состояться в Париже. Я сказала, что очень завидую ему, так как он снова увидит Париж и будет общаться с самыми знаменитыми психологами. Он посмотрел на меня задумчиво и произнес: «Я совсем не уверен, что приму это предложение». — «Почему?!» — «Расчет времени неблагоприятен. Судите сами. Неделя уйдет на оформление визы, покупку билета и прочую подготовку. По возвращении неделя уйдет на написание отчета, выступление с ним и вхождение в нормальный рабочий темп. Сам конгресс продлится 3-4 дня. По моим предположениям интересными для меня могут быть встречи с двумя специалистами, каждый из которых вряд ли сможет уделить значимым для меня проблемам более получаса. Итого: 17-18 дней за час содержательного разговора — неэффективно! За это время я смогу существенно продвинуться в своей работе». |
| Что побуждало Огюста Ренуара к продолжению работы? После семидесяти лет у Огюста Ренуара развился жестокий ревматизм рук, лишив его возможности работать правой рукой. Однако он садился к мольберту ежедневно, почти до дня смерти. Он устраивался так, чтобы левой рукой помогать правой руке. «Почему вы так настойчивы?» — спросил его заезжий поклонник. Огюст Ренуар ответил: «Но ведь нет выше удовольствия! — и прибавил: — И ведь это похоже на долг. А когда у человека нет ни удовольствия, ни долга, зачем ему жить?» Почему Виктор Франкл отказался проводить занятия Близкая по смыслу ситуация описана Виктором Франк- лом: «Однажды президент одного из американских университетов предложил мне 9 тысяч долларов за то, чтобы я провел несколько недель семинарских занятий на факультете. Я отказался. Президент не мог понять причин отказа: „Вы хотите больше?" — „Вовсе нет, но, думая о том, как бы я использовал эти деньги, мне видится только одно стоящее применение их, а именно приобрести время для работы. Но сейчас у меня есть время для работы, так зачем же продавать его за 9 тысяч долларов?"». ОСЛАБЛЕНИЕ МОТИВОВ В СТАРОСТИ Хороший бинокль заменит встречу! Чем старше становится человек, тем в большей мере он, стремясь осуществить главные цели, начинает экономить убывающие силы. С течением времени сил у человека делается все меньше, а их расходование обходится все дороже. Тем самым ЦЕНА РЕЗУЛЬТАТА, приобретаемого усилиями, ПОВЫШАЕТСЯ, а привлекательность падает. |
| Покажем изменение способов решения жизненных задач лицами разных поколений на типичной ситуации. Трое мужчин приехали отдыхать на островок. Им двадцать. сорок и шестьдесят лет. Вдруг прибегает самый молодой из них и кричит: «Скорее садитесь в лодку, и едем на соседний остров. Я увидел, что там отдыхают очень красивые женщины!» Сорокалетний сказал: «Куда так спешить, если ты их увидел, то и они увидят нас и приедут сами». Шестидесятилетний мужчина меланхолично заметил: «Чего ты суетишься, у меня есть отличный бинокль, мы все отлично разглядим и отсюда». Эта ситуация обнажает тенденцию возрастного изменения оснований для перехода к действиям: от стремительного, пусть слабо обдуманного поступка в двадцать лет к согласию на поступок лишь при некоторых условиях в сорок лет до наблюдения за поступками других в шестьдесят лет. Все во имя ЭКОНОМИИ ЭНЕРГИИ. ПРОЯВЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В СТАРОСТИ Советы Цицерона о том, как избежать одиночества Марк Туллий Цицерон в своем знаменитом диалоге «Катон старший, или О старении» писал: «Старые люди воспринимают все то, в чем они ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ. В условиях ОДИНОЧЕСТВА, естественного „сенсорного голодания" внутренняя речь вновь становится внешней, замещая отсутствующих собеседников и ускоряя старение. Старик начинает дома вслух разговаривать сам с собой, попав в общество — проявлять некую навязчивость в общении. И разговор вслух дома, и навязчивость вне него — следствие длительного одиночества!» Марк Туллий Цицерон писал, что важнейшая особенность ДОЛГОЖИТЕЛЕЙ — прежде всего большая АКТИВНОСТЬ. Лентяи до глубокой старости не доживают. Жизнерадостность, отсутствие зависти, неподатливость мрачным настроениям 222 |
| и способность к быстрому восстановлению равновесия после психических травм — вот качества, способствующие долгой жизни. Цицерон обращает внимание на то, что достигнуть старости желают все, а достигнув, ее же винят. За что? Его однолетки (а ему к этому времени было 84 года) обсуждают и оплакивают, прежде всего, три обстоятельства. Они лишены плотских наслаждений, испытывают (из-за слабости) препятствия к деятельности, наконец, ОДИНОЧЕСТВО. Ими пренебрегают, как стариками, те, от кого они привыкли ранее видеть почет и уважение. Анализируя эти жалобы, Цицерон замечает, что у стариков сдержанных, уживчивых и добрых старость проходит приемлемо, а заносчивый неуживчивый нрав тягостен в любом возрасте. Он подчеркивает, что старость легче у тех, кого любит молодежь, и кто сам ее любит и всегда НАХОДИТ для нее ВРЕМЯ. «До сего времени не нашлось человека, который хотел со мной беседы, а я отказал ему, сославшись на занятость», — замечает он попутно. УЧЕНЫМ В СТАРОСТИ Потеря Лмитрием Менделеевым в старости масштаба мысли Известные ученые, завоевав себе имя в науке выдвигая гипотезы, с каждым годом становятся ОСТОРОЖНЕЕ. Они опасаются за свою репутацию. Им есть что терять, и давление подобных страхов приводит к ИЗМЕЛЬЧЕНИЮ ИДЕЙ, ограниченному полету мыслей. При этом большинство из них не отдает себе отчета в произошедших изменениях. Но наиболее талантливые ученые это понимают. Так, через 33 года после формулирования периодического закона Дмитрий Иванович Менделеев отмечал, что теперь у него уже нет ни нужной ясности, ни прежней уверенности, поскольку он завоевал к науке такое высокое положение, что 223 |







