Имеется определенная специфика и в отношении регламентации уголовной ответственности за взяточничество и его частный случай - торговлю авторитетом. Прежде всего, следует отметить криминализацию в УК Азербайджана предложения и обещания взятки путем конструирования уголовно-правовых норм об ответственности за взяточничество по типу усеченного состава преступления (ст. 311, 312) <1>. Согласно ст. 311 УК Азербайджана для признания получения взятки (пассивного взяточничества) оконченным необходимо непосредственное "принятие предложения или заверения об этом лично или через посредника, для себя либо третьих лиц материальных и иных благ, льгот или привилегий за какие-либо действия (бездействие), связанные с исполнением служебной обязанности (полномочий) должностного лица, равно за общее покровительство или попустительство по службе". Однако в соответствии со ст. 312 УК Азербайджана - для признания оконченной дачи взятки (активного взяточничества) достаточно лишь "предложения" и "заверения" должностного лица прямо или косвенно лично или через посредника о передаче ему самому либо третьим лицам материальных и иных благ, льгот или привилегий за совершение какого-либо действия либо отказ в совершении такого действия, связанного с исполнением служебной обязанности (полномочий) <2>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: Монография / Т.Я. Хабриева, А.В. Федоров, А.А. Каширкина и др.; Под ред. академика РАН Т.Я. Хабриевой, профессора А.В. Федорова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2015. С. 227 - 244.
<2> Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации. С. 227 - 244.
К частным случаям активного и пассивного взяточничества УК Азербайджана относит незаконное воздействие на решение должностного лица - торговлю авторитетом - дачу, требование, получение либо принятие предложения или заверения об этом лицом материальных и иных благ, льгот или привилегий для себя либо для третьих лиц, прямо или косвенно, лично или через посредника в целях оказания незаконного воздействия на решение должностного лица (ст. 312-1). В силу ст. 312-1 УК Азербайджана уголовной ответственности подлежит: а) требование или получение либо принятие предложения или заверения об этом лицом материальных и иных благ, льгот или привилегий для себя либо для третьих лиц, прямо или косвенно, лично или через посредника в целях оказания незаконного воздействия на решение должностного лица с использованием своей реальной или предполагаемой возможности воздействия; б) дача лицу материальных и иных благ, льгот, предложение, заверение или привилегий с целью оказания лично ему или третьим лицам незаконного воздействия прямо или косвенно, лично или через посредника на решение должностного лица с использованием его реальной или предполагаемой возможности воздействия.
В числе особенностей азербайджанского уголовного законодательства следует указать и то, что к уголовной ответственности за торговлю авторитетом, активное и пассивное взяточничество наряду с физическими лицами привлекаются юридические лица (ст. 99-4.6 УК Азербайджана).
Уголовный кодекс Беларуси как частный случай дачи и получения взятки рассматривает принятие незаконного вознаграждения. Таким деянием в ст. 433 УК Беларуси признается принятие работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда (ст. 433).
В ряде стран особое внимание уделяется уголовной ответственности совершивших преступления коррупционной направленности сотрудников правоохранительных органов. Например, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии Закон об уголовной юстиции и судах 2015 г. <1> (ст. 26) установил ответственность за коррумпированное или иное ненадлежащее осуществление полицейских полномочий и привилегий (Corrupt or other improper exercise of police powers and privileges), которое относится к категории тяжких преступлений, подлежит рассмотрению судом присяжных и наказывается тюремным заключением на срок до четырнадцати лет (максимальный размер наказания по британскому Закону 2010 г. составляет 10 лет тюремного заключения) или штрафом либо тем и другим вместе. Максимальный размер штрафа в законе не установлен и определяется по усмотрению суда. Кроме того, вся незаконно полученная прибыль, как и в случае взяточничества, подлежит конфискации в соответствии с положениями Закона Соединенного Королевства о доходах от преступлений 2000 г. <2>.
--------------------------------
<1> Criminal Justice and Courts Act 2015.
<2> Proceeds of Crime Act 2002.
Согласно Закону 2015 г. в Великобритании полицейский констебль (мужчина или женщина) совершает преступление (в форме действия или бездействия), если ненадлежащим образом использует свои полномочия и привилегии и знает или должен знать, что такое поведение неправомерно. Как устанавливается Законом, полицейский констебль ненадлежащим образом использует полномочия и привилегии констебля, если:
a) он (или она) осуществляет полномочия или привилегию констебля в целях достижения выгоды для себя или для другого лица либо в ущерб другому лицу;
b) в обстоятельствах, когда разумный человек не ожидал бы, что полномочия или привилегия будут осуществляться с целью достижения такой выгоды или причинения ущерба.
Под выгодой и ущербом Закон 2015 г. понимает любую выгоду или ущерб независимо от того, выражаются ли они в денежной форме или в виде другого имущества, являются временными или постоянными. Закон также определяет круг лиц, к которым применяется данная норма: это - констебль полиции Англии и Уэльса; специальный констебль полицейского участка Англии и Уэльса; констебль или специальный констебль британской транспортной полиции; констебль гражданской ядерной полиции; констебль полиции Министерства обороны; сотрудник Национального агентства по борьбе с преступностью, назначенный в соответствии со ст. 9 или 10 Закона о преступности и судах 2013 г. <1>, обладающий полномочиями и привилегиями констебля.
--------------------------------
<1> Crime and Courts Act 2013.
Таким образом, в настоящее время в зарубежных странах наметилась тенденция к совершенствованию уголовно-правовых мер противодействия коррупции, в том числе путем регламентации ответственности не только физических, но и юридических лиц и распространения норм о расширенной конфискации коррупционных доходов.
Конфискация. Поскольку преступления коррупционной направленности совершаются с целью получения прибыли или иной выгоды, то лишение преступников такого рода активов является ключевым аспектом прекращения их незаконной деятельности, поскольку делает такую противоправную деятельность не только наказуемой, но при этом и бессмысленной. Борьба с коррупцией также неразрывно переплетена с противодействием отмыванию денег, полученных в результате любого коррупционного преступления, следовательно, изъятие коррупционных доходов является важным механизмом, предназначенным для возвращения коррумпированных денег в национальную экономику, особенно когда речь идет о выводе за рубеж огромных финансовых средств.
Иногда законодатель идет по пути принятия специальных актов о конфискации коррупционных активов у государственных чиновников. Подобным образом, в частности, сформировано законодательство Республики Корея, где общие нормы о конфискации преступных доходов и их эквивалента, размещенные в УК Кореи и законодательстве о доходах от преступлений (Закон о регулировании наказаний за сокрытие преступных доходов 2001 г.), дополняется специальными законами о конфискации <1>. К ним относится, например, Закон о конфискации, применяемой в отношении преступлений, совершенных публичными должностными лицами, 1995 г. <2>, который позволял выявить и конфисковать доходы от преступлений, совершенных должностными лицами, а также любые вторичные от этих активов доходы.
--------------------------------
<1> Korean Laws on Recovery and Confiscation of Proceeds of Crime. URL: http://www.shinkim.com/upload_files/newsletter/SHIN&KIM_CriminalDispute_Legal_Update_201311_en.pdf.//http://koreanlii.or.kr/w/index.php/Chun_Doo-hwan_Act; http://www.law.go.kr/lsSc.do?menuId=0&p=&query=%EA%B3%B5%EB%AC%B4%EC%9B%90%EB%B2%94%EC%A3%84&subMenu=1#liBgcolor0 (дата обращения: 02.02.2017).
<2> Act on Regulation of Punishment of Criminal Proceeds Concealment 2001; Public Official Crime Confiscation Act 1995. URL: http://elaw.klri.re.kr/eng_mobile/viewer.do?hseq=29407&type=part&key=9 (дата обращения: 03.02.2017).
Присоединившись к Конвенции ООН против коррупции, Республика Корея приняла в 2008 г. Закон о специальных случаях конфискации и конфискации активов, приобретенных в результате коррупции <1>, направленный на устранение экономической мотивации коррупции. В нем определено, что является коррупционным деянием (к ним отнесены взяточничество, хищение и уголовно наказуемое нарушение фидуциарных обязанностей), а также что представляют собой доходы от коррупционного преступления. В соответствии с этим Законом в принципе могут быть конфискованы любые доходы от преступлений, а также активы, переданные третьему лицу, если такое лицо знало о преступлении в момент их получения. Закон 2008 г. пошел значительно дальше УК Кореи и расширил объемы конфискации, распространив ее на доходы, вторичные от первоначальных преступных доходов, а также активы, переданные третьим лицам (например, по наследству или в подарок), даже когда третья сторона не знала об их коррупционном происхождении, если они были переданы бесплатно или по значительно заниженной цене.
--------------------------------
<1> Act on Special Cases Concerning the Confiscation and Return of Property Acquired Through Corrupt Practices 2008, N 8993. URL: http://elaw.klri.re.kr/eng_mobile/viewer.do?hseq=16481&type=part&key=9 (дата обращения: 03.02.2017).
В Республике Корея в 2013 г. был принят Закон о конфискации в отношении преступлений, совершенных государственными должностными лицами, так называемый Закон Чон Ду Хвана <1>, которым были внесены поправки в ранее действовавшее законодательство. Закон назван по имени печально знаменитого президента Кореи, осужденного за совершение большого числа коррупционных преступлений. В сентябре 2013 г. Чон Чжэ Кук, старший сын бывшего президента, провел пресс-конференцию перед зданием Сеульской центральной окружной прокуратуры, в ходе которой зачитал список семейных активов семьи Чон, предложенных государству в уплату штрафов, наложенных на его отца Чон Ду Хвана по решению Верховного Суда Кореи в 1997 г., который постановил, что бывший президент должен уплатить за коррупцию, взяточничество и другие преступления штраф в размере 220,5 млрд корейских вон. Эти штрафы до сих пор в полном объеме не были выплачены и на сентябрь 2013 г. составляли 167,2 млрд вон (примерно 154 млн долларов США). Поскольку срок давности возвращения активов истекал в октябре 2013 г., Национальная ассамблея Кореи в июне 2013 г. приняла "Закон Чон Ду Хвана" для продления срока давности (до 2020 г.), что предоставило возможность дальнейшего судебного преследования семьи Чон <2>.
--------------------------------
<1> Chun Doo-hwan Fine Act. URL: http://www.law.go.kr/lsSc.do?menuId=0&p=&query=%EA%B3%B5%EB%AC%B4%EC%9B%90%EB%B2%94%EC%A3%84&sub Menu=1#liBgcolor0 (дата обращения: 03.02.2017).
<2> Tak-Kyun Hong and Myong-Hyon (Brandon) Ryu. Korean laws on recovery and confiscation of proceeds of crime. URL: http://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=f701f49c-49fa-4efc-bb32-4676f6b5672b (дата обращения: 03.02.2017).
Однако чаще всего коррупционные доходы изымаются на основании более общих актов о конфискации доходов, полученных от преступлений. Во многих странах предпринимаются попытки воспрепятствовать преступникам и их родственникам пользоваться доходами от преступлений. Одним из таких механизмов является поиск, арест и конфискация доходов от коррупционных преступлений, которые могут осуществляться как в уголовном, так и в гражданском порядке. Общепризнано, что в основе такой конфискации криминальных доходов лежит двойная логика. Во-первых, тем, кто совершает незаконное деяние, нельзя позволять обогащаться за счет преступления, а доходы от преступной деятельности следует изымать и направлять на компенсацию ущерба, причиненного потерпевшему, будь то государство или частное лицо. Во-вторых, преступление не должно повториться, поэтому конфискации должна подлежать не только экономическая выгода от преступления, но и орудия преступления, что позволяет предотвратить их дальнейшее использование в криминальных целях. Таким образом, конфискация способна сыграть еще и роль сдерживающего фактора.
Помимо конвенций, которые предлагают государствам использование института конфискации для борьбы с преступными доходами, в Европе на развитие института замораживания, ареста и конфискации преступных доходов большое влияние оказывают рамочные решения ЕС, принятые в 2001 - 2006 гг. <1>.
--------------------------------
<1> Council Framework Decision 2001/500/JHA of 26 June 2001 on money laundering, the identification, tracing, freezing, seizing and confiscation of instrumentalities and the proceeds of crime // OJ. L 182 of 05.07.2001. P. 1; Council Framework Decision 2003/577/JHA of 22 July 2003 on the execution in the European Union of orders freezing property and evidence // OJ. L 96 of 02.08.2003. P. 45; Council framework decision 2005/212/JHA of 24 February 2005 on Confiscation of Crime-Related Proceeds, Instrumentalities and Property // OJ. L 68 of 15.03.2005. P. 16; Council Framework Decision 2006/783/JHA of 6 October 2006 on the application of mutual recognition to confiscation orders // OJ. L 328 of 24.11.2006. P. 59.
Несмотря на все попытки унифицировать законодательство европейских государств в сфере борьбы с доходами от преступлений, на момент внесения в 2013 г. Еврокомиссией проекта наднациональной директивы по обращению с преступными доходами в Европе замораживалось (блокировалось) или изымалось менее 1% активов, заработанных в результате торговли наркотиками, фальшивомонетничества, торговли людьми и оружием. При этом большая часть "грязных денег" отмывалась и направлялась в легальную экономику <1>. По словам Еврокомиссара по внутренним делам Сильвии Мальмстрем, в проекте новой законодательной инициативы были предусмотрены более четкие и эффективные правила конфискации активов, имеющих криминальное происхождение, включая те, что были переданы преступниками третьим лицам <2>.
--------------------------------
<1> URL: http://euplus.info/2013-05-08/komitet-evroparlamenta-predlagaet-uprostit-pravila-konfiskatsii-prestupny-h-tsennostej (дата обращения: 03.02.2017).
<2> URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-12-235_en.htm?locale=fr/ (дата обращения: 05.02.2017).
Новая Директива о замораживании и конфискации орудий преступлений и доходов, полученных преступным путем, в Европейском союзе, одобренная 3 апреля 2014 г. <1>, предусматривает широкое определение доходов от преступлений, которое включает прямые доходы и все косвенные выгоды, в том числе полученные в ходе последующего реинвестирования или преобразования прямых доходов. Таким образом, к ним относится любое имущество, в том числе то, которое было превращено или полностью или частично преобразовано в другое имущество, а также имущество, приобщенное к имуществу, ранее приобретенному из законных источников (предметом замораживания и конфискации могут быть также юридические документы или акты, подтверждающие право собственности, финансовые инструменты или документы, которые могут привести к требованиям кредиторов, и пр.).
--------------------------------
<1> Directive 2014/42/EU of the European Parliament and of the Council of 3 April 2014 on the freezing and confiscation of instrumentalities and proceeds of crime in the European Union 29.04.2014 // Official Journal of the European Union L 127/39.
Если же конфискация не может быть осуществлена по ряду причин, например в результате тяжелого заболевания или бегства подозреваемого (обвиняемого), согласно рамочному решению государства-члены должны принять необходимые меры для конфискации орудий преступления и доходов в случае возбуждения уголовного дела в связи с преступлением, которое способно прямо или косвенно привести к извлечению экономической выгоды, когда такое уголовное дело могло бы привести к осуждению в уголовном порядке, если бы подозреваемый (обвиняемый) был в состоянии предстать перед судом.
Надо отметить, что упомянутое рамочное решение 2014/42 особый акцент делает на институте расширенной конфискации (extended confiscation), при которой может быть конфисковано имущество, не только связанное с конкретным преступлением, но и иное имущество, которое, по мнению суда, является доходом от других преступлений.
В соответствии с этим решением государства-члены должны принять необходимые меры для конфискации имущества (целиком либо его части), принадлежащего лицу, признанному виновным в совершении уголовного преступления, которое прямо или косвенно принесло экономическую выгоду, если суд, исходя из обстоятельств дела, в том числе из конкретных фактов и имеющихся доказательств, свидетельствующих, что стоимость имущества несоразмерна законному доходу осужденного, придет к убеждению, что имущество является производным от преступления.
Это вовсе не означает, что суд должен установить, что рассматриваемое имущество получено в результате конкретного преступного поведения. В законодательстве может быть предусмотрено, например, что суд при рассмотрении дела исходит из принципа "баланса вероятностей" или разумно предполагает, что данное имущество, скорее всего, было получено от преступления, нежели от других видов деятельности.
В первую очередь под преступлениями рамочное решение понимает активную и пассивную коррупции в частном секторе, подкуп должностных лиц учреждений ЕС, а также иные конвенционные преступления <1>.
--------------------------------
<1> Организованная преступность по крайней мере в тех случаях, когда преступление привело к экономической выгоде; вовлечение детей в порнографические представления, получение прибыли или иная эксплуатация ребенка в подобных целях; производство, предложение, поставку, предоставление в пользование или распространение детской порнографии и прочее.
В законодательстве ряда европейских государств расширенная конфискация, при которой на обвиняемого и третьих лиц (имущество которых, предположительно, имеет преступное происхождение) возлагается бремя доказывания законности приобретенного имущества, существует достаточно длительное время <1> и, по мнению зарубежных юристов, является эффективным инструментом борьбы с организованной преступностью, успешно пройдя проверку в Конституционном суде Италии и Европейском суде по правам человека, поскольку этот вид конфискации не нарушает ни права собственности, ни презумпции невиновности, ни права на справедливое судебное разбирательство <2>.
--------------------------------
<1> Например, в Италии расширенная конфискация, введенная в 1992 г. для борьбы с организованной преступностью, используется в тех случаях, когда преступник является частью структурированной группы, совершающей преступления постоянно и профессионально в разное время и в различных местах - как внутри страны, так и за рубежом - и отмывающей преступные доходы через законную деятельность путем слияния прибыли.
<2> Решение Европейского суда по делу "Риела и другие против Италии" (Riela and others v. Italy) от 4 сентября 2001 г., жалоба N 52439/99; решение Европейского суда по делу "Аркури и другие против Италии" (Arcuri and others v. Italy) от 5 июля 2001 г., жалоба N 52024/99; Постановление Европейского суда по делу "Раймондо против Италии" (Raimondo v. Italy) от 22 февраля 1994 г., Series A, N 281-A, § 29.
После издания рамочного решения 2001 г. расширенная конфискация начала усиленно внедряться в уголовное законодательство европейских стран - Швеции, Финляндии, Хорватии, Македонии, Черногории, Молдовы, Румынии, Эстонии и др.
В Румынии расширенная конфискация (confiscarea extinsa) была введена в 2012 г. <1>. Согласно ст. 118.2 УК Румынии расширенная конфискация является мерой безопасности, которая используется для конфискации незаконного имущества у лиц, совершивших определенные категории уголовных преступлений, если эти лица не в состоянии объяснить происхождение своих активов. Расширенная конфискация может применяться только в случае наличия совокупности следующих условий:
- преступник осужден, и срок лишения свободы составляет не менее пяти лет;
- стоимость активов, полученных в период пяти лет, предшествующий совершению преступления, значительно превышает законные доходы правонарушителя;
- суд убежден, что активы получены в результате совершения преступником следующих преступлений:
отмывание денег; коррупционные преступления, преступления, сходные с коррупционными преступлениями, преступления, связанные с коррупционными преступлениями; преступления против финансовых интересов Европейского Союза, а также другие преступления <2>.
--------------------------------
<1> Lege nr. 63 din 17 aprilie 2012 pentru modificarea si completarea Codului penal al Romaniei si a Legii nr. 286/2009 privind Codul penal. MONITORUL OFICIAL nr. 258 din 19 aprilie 2012. URL: http://www.lege-online.ro/lr-LEGE-63%20-2012-(137234).html (дата обращения: 02.02.2017).
<2> Сводничество; торговля прекурсорами или наркотиками; торговля людьми; нарушение Государственной границы Румынии; порнография; терроризм; создание организованной преступной группы; против собственности; нарушение режима на оружие и боеприпасы, ядерные материалы или другие радиоактивные и взрывоопасные вещества; подделка денежных знаков или других ценных бумаг; раскрытие экономических секретов, недобросовестная конкуренция, нарушение положения о ввозных или вывозных операциях, хищение, нарушение ввоза отходов; организация азартных игр; незаконный ввоз мигрантов; уклонение от уплаты налогов; преступления, связанные с нарушением таможенного режима; ложное банкротство; преступления, совершенные с помощью компьютерной системы и электронных платежных средств; незаконный оборот человеческих органов, тканей или клеток.
В случае применения положений о расширенной конфискации учитывается также стоимость активов, переданных осужденным или третьей стороной члену семьи, лицам, с которыми осужденный имеет отношения, похожие с супружескими или родительскими, если они проживают совместно с осужденным; юридическим лицам, принадлежащим осужденному. Для выявления разницы между легальными доходами и стоимостью полученных активов во внимание также должны приниматься стоимость товаров на момент их получения и расходы, понесенные осужденным. Если активы, которые подлежат конфискации, не будут найдены, конфискуется их эквивалент. Активы и деньги, полученные от эксплуатации или использования активов, подлежащих конфискации, также конфискуются. Решение о расширенной конфискации может быть обжаловано в течение 10 дней в апелляционном порядке либо в гражданском порядке, если речь идет о гражданской конфискации.
Введенная в 2012 г. в Молдове (п. "d", "e" ст. 98 (2) УК) наряду со специальной конфискацией (которая может применяться и в случае, когда виновному не назначается уголовное наказание, и в отношении имущества, принадлежащего другим лицам, но принятого ими при заведомом знании о незаконном его приобретении) расширенная конфискация распространяется на ненайденное имущество либо подразумевает безвозмездное изъятие денег, покрывающих стоимость ненайденного имущества или имущества, приобщенного к имуществу, приобретенному законным путем, а равно включает конфискацию имущества и денег, полученных от использования конфискуемого имущества, в том числе имущество, доходы или выгоды, преобразованные и превращенные от преступной деятельности <1>.
--------------------------------
<1> Перспективы применения механизмов замораживания, ареста и конфискации преступных активов, механизмов управления конфискованными активами / Отв. ред. В.И. Лафитский. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: МУМЦФМ, 2014. С. 353 - 355, 362 - 365.
В отличие от специальной конфискации, расширенная конфискация основывается на более упрощенном механизме доказывания. Как поясняется в ст. 106.1 УК Молдовы, расширенная конфискация применяется: 1) только в случае осуждения лица за совершение преступлений, перечисленных в ч. 1 этой статьи (например, за отмывание денег, извлечение выгоды из влияния, незаконное обогащение, получение взятки, дачу взятки и др.); 2) при наличии в деянии корыстных побуждений; 3) при совокупном соблюдении условий, когда: а) стоимость имущества, полученного осужденным в течение пяти лет, охватывающих период, предшествовавший совершению преступления, и период после совершения преступления до даты вынесения приговора, существенно превышает законно полученные им доходы; б) судебной инстанцией, на основании представленных по делу доказательств, установлено происхождение соответствующего имущества от преступной деятельности.
В случае совокупного установления названных условий принимается во внимание стоимость имущества, переданного осужденным или третьим лицом члену семьи, юридическим лицам, контролируемым осужденным, или иным лицам, которые знали или должны были знать о незаконном характере имущества. Если имущество, подлежащее конфискации, не найдено или приобщено к имуществу, приобретенному на законных основаниях, конфискации подлежат деньги и имущество, которые покрывают его стоимость. Кроме того, конфискация распространяется на имущество и деньги, полученные от использования имущества, входящего в конфискационную массу, включая и то имущество, в которое было преобразовано имущество, полученное в результате преступной деятельности, иные доходы или выгода, полученные от такого имущества.
В ст. 83.2 Уголовного кодекса Эстонии от 6 июня 2001 г. <1> предусмотрены основания применения расширенной конфискации активов, полученных в результате преступной деятельности. Конфискация всех либо части преступных активов применяется в случае признания в приговоре суда физического лица виновным в совершении преступления и назначения ему наказания в виде лишения свободы на срок не менее одного года (и более строгого наказания), если юридическая природа совершенного преступления, разница между легальным доходом виновного и его финансовым благосостоянием или иные факты приводят к разумному предположению о приобретении активов в результате совершения преступления. Конфискация всех либо части преступных доходов юридического лица применятся на основании приговора суда при учете существа совершенного преступления и обстоятельств, свидетельствующих о преступном характере основной деятельности юридического лица и приобретении доходов преступным путем.
--------------------------------
<1> Karistusseadustik (Vastu voetud 06.06.2001. joustumine 01.09.2002) // Riigi Teataja [Сайт]. URL: https://www.riigiteataja.ee/akt/112032015021 (дата обращения: 15.05.2015); Penal Code (Passed 06.06.2001. Entry into force 01.09.2002) // Riigi Teataja [Сайт]. URL: https://www.riigiteataja.ee/en/eli/ee/Riigikogu/act/519032015003/consolide (дата обращения: 15.05.2017).
При этом расширенная конфискация не применятся к активам физических или юридических лиц, в отношении которых ими доказан законный способ их получения (ч. (1), (1.1) ст. 83.2). Суд правомочен принять решение не конфисковывать имущество в полном объеме либо частично, если, принимая во внимание обстоятельства совершенного преступления или материальное положение лица, расширенная конфискация а) будет неразумно обременительна для осужденного или третьего лица и б) стоимость активов несоразмерна с затратами на хранение, передачу либо уничтожение конфискованного имущества (ч. (4) ст. 83.2, ч. (3) ст. 83.1). Суд вправе уменьшить размер конфискуемых активов в целях удовлетворения гражданского иска в уголовном судопроизводстве пропорционально сумме, заявленной в гражданском иске.
Суд правомочен распространить расширенную конфискацию на доходы и имущество третьих лиц при наличии исключений, указанных в ч. (2) ст. 83.2 УК Эстонии, в их числе: 1) указание на получение доходов за счет преступника либо приобретения имущества по цене ниже рыночной стоимости; 2) заведомое знание третьего лица о цели избежать конфискации в случае передачи ему имущества и доходов, полученных в результате совершения преступления. Однако расширенная конфискация имущества не применяется к активам третьих лиц, которые были приобретены ранее чем за 10 лет до момента совершения преступления первой степени <1> либо за пять лет - до совершения преступления второй степени <2>.






