Подходы к определению преступлений коррупционного характера в уголовном законодательстве. В антикоррупционном законодательстве России уголовно-правовое определение коррупции в общем виде не получило пока юридического закрепления. Все предпринятые попытки ввести в УК РФ дефиницию "преступления коррупционной направленности" остались лишь в содержании законопроектов <1> и ограничились научными разработками <2>. Сегодня определение коррупции содержится в Законе РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <3> и формулируется путем "каучукового" перечисления деяний, совершаемых физическим лицом с использованием своего должностного положения, в том числе от имени или в интересах юридического лица, в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. В числе таких деяний Закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ в п. 1 ст. 1 называет злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства. В результате к уголовно-правовым проявлениям коррупции можно отнести весьма широкий спектр деяний, совершаемых лицом как с использованием своего должностного (служебного) положения, так и (или) из корыстной либо иной личной заинтересованности. В этой связи для определения понятия "преступления коррупционной направленности" и предметного перечня таких деяний принято руководствоваться Перечнем N 23, утвержденным совместным указанием Генпрокуратуры России N 65/11, МВД России N 1 от 1 февраля 2016 г. (в правовой базе "Гарант" документ значится как указание Генеральной Прокуратуры РФ и МВД России N 65/11/1 от 1 февраля 2016 г. <4>) "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" <5>. Так, на основании п. 1 указанного Перечня к преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, одновременно обладающие следующими признаками: 1) наличием надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся а) должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 "Злоупотребление должностными полномочиями" Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ <6> (далее - УК РФ) и б) лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, обозначенные в примечаниях к ст. 201 "Злоупотребление полномочиями" УК РФ; 2) связью деяния со служебным положением субъекта и отступлением от его прямых прав и обязанностей; 3) обязательным наличием у субъекта корыстного мотива (деяние должно быть связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц); 4) совершением преступления только с прямым умыслом. В результате в силу п. 2 Перечня N 23 к так называемым безусловным преступлениям коррупционной направленности относятся деяния, предусмотренные УК РФ: в ст. 141.1 "Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума"; ст. 184 "Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса"; ст. 204 "Коммерческий подкуп"; п. "а" ст. 226.1 "Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов" (совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения); п. "б" ч. 2 ст. 229.1 "Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ" (совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения); ст. 289 "Незаконное участие в предпринимательской деятельности"; ст. 290 "Получение взятки"; ст. 291 "Дача взятки"; ст. 291.1 "Посредничество во взяточничестве". При этом во внимание необходимо принимать оговорку о том, что преступлениями коррупционной направленности признаются также иные деяния, хотя и не отвечающие требованиям, перечисленным в п. 1 Перечня N 23, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного предоставления такой выгоды.
--------------------------------
<1> См., например: проект Закона РФ N 371176-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер по противодействию коррупции" / Государственная Дума РФ [Сайт]. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=371176-6&02 (дата обращения: 28.11.2016).
<2> См., например: Семыкина О.И. Уголовное законодательство о преступлениях коррупционной направленности: проблемы и перспективы совершенствования // Взаимодействие органов государственной власти при расследовании преступлений коррупционной направленности: проблемы и пути их решения: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося российского ученого Николая Сергеевича Алексеева (Москва, 23 октября 2014 г.). М.: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2014. С. 194 - 198.
<3> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.01.2017).
<4> URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71231728 (дата обращения: 25.07.2017).
<5> Правовой сайт "КонсультантПлюс". URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194110 (дата обращения: 11.01.2017).
<6> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.07.2017).
Анализ основных направлений уголовной политики государств - участников СНГ в сфере противодействия коррупции позволяет высветить основные "блоки" тенденций развития законодательства этих стран. В последнее время проделана колоссальная работа по приведению в соответствие с международными антикоррупционными рекомендациями уголовного законодательства государств - участников СНГ в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности. Прежде всего следует говорить об установлении легальной дефиниции коррупционных деяний, разработке перечня таких деяний и их дифференциации в отдельных главах (разделах) национальных уголовных законов.
Следует признать, что в международно-правовых актах, принятых на платформе государств - участников СНГ, эта тенденция нашла отражение достаточно давно. Например, в Соглашении о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участников СНГ в борьбе с коррупцией от 25 апреля 2007 г. <1> коррупционное преступление определяется как умышленное уголовно наказуемое деяние, содержащее признаки коррупции, совершенное должностными или приравненными к ним лицами, с использованием ими своего статуса либо статуса представляемого ими органа, должностных полномочий или возможностей, вытекающих из соответствующего статуса и полномочий. В перечень коррупционных деяний входят: 1) активное и пассивное взяточничество; 2) злоупотребление властью или служебными полномочиями; 3) служебный (должностной) подлог; 4) хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, а равно присвоение или растрата чужого имущества, совершенные с использованием своего служебного положения; 5) иные преступления в случае обязательного наличия критериев а) совершения деяния должностным лицом или иным лицом в форме подкупа, б) наличия у должностного лица корыстных побуждений или иной личной заинтересованности, в) преступного использования своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей.
--------------------------------
<1> См.: ст. 2 - 4 // Законодательство стран СНГ [Сайт]. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=28775 (дата обращения: 17.04.2017).
В национальном законодательстве отдельных государств - участников СНГ, как правило, единой дефиниции коррупционного преступления не приводится, а его определение формулируется посредством перечисления исчерпывающего перечня деяний, совершаемых лицом с использованием своего служебного положения и (или) с целью извлечения выгоды для себя или третьих лиц.
Законодатели одной группы государств - участников СНГ предпринимают попытку определить "коррупционное преступление" непосредственно в рамках уголовного законодательства (Казахстан). Например, в Уголовном кодексе Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. N 226-V ЗРК <1> понятие "коррупционное преступление" устанавливается в п. 29 ст. 3 "Разъяснение некоторых понятий, содержащихся в настоящем Кодексе" Общей части и включает 21 норму, в том числе об ответственности: за злоупотребление должностными полномочиями; превышение власти или должностных полномочий, совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям; воспрепятствование законной предпринимательской деятельности; получение и дачу взятки; посредничество во взяточничестве; служебный подлог; бездействие по службе; злоупотребление властью; превышение власти; присвоение или растрату вверенного чужого имущества лицом с использованием своего служебного положения; мошенничество, легализацию, создание и руководство финансовой (инвестиционной) пирамидой, совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, если оно сопряжено с использованием им своего служебного положения; рейдерство, совершенное лицом с использованием своего служебного положения и др.
--------------------------------
<1> Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан [Сайт]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226 (дата обращения: 27.04.2017).
Имеется и более широкий подход, согласно которому коррупционными преступлениями признаются любые умышленные деяния должностных лиц, направленные на незаконные получение и предоставление материальных благ и иных преимуществ (Кыргызстан). В частности, в Уголовном кодексе Кыргызской Республики от 1 октября 1997 г. N 68 <1> - единственном Уголовном кодексе из числа государств - участников СНГ, содержащем в ст. 303 "Коррупция" гл. 30 "Должностные преступления" специальную норму об ответственности за коррупцию, - коррупцией признаются умышленные деяния, создающие угрозу интересам общества или государства, состоящие в создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями, с отдельными лицами или группировками в целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ, а равно в предоставлении указанными лицами этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам.
--------------------------------
<1> Министерство юстиции Кыргызской Республики [Сайт]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/568?cl=ru-ru (дата обращения: 27.04.2017).
В уголовных законах некоторых стран СНГ понятие коррупционного преступления выводится через призму группировки законодателем отдельных составов коррупционных деяний в самостоятельных главах, исходя из признаков должностного преступления (Азербайджан, Молдова). Так, в Уголовном кодексе Азербайджанской Республики от 30 декабря 1999 г. N 787-IQ <1> это гл. 33 "Коррупционные преступления и иные преступления против интересов службы", объединяющая составы злоупотребления должностными полномочиями, получения взятки (пассивное взяточничество), дачи взятки (активное взяточничество), незаконного воздействия на решение должностного лица (торговлю авторитетом), принятия незаконного решения относительно земельных участков, находящихся в исключительной государственной собственности и др. Уголовный кодекс Республики Молдова от 18 апреля 2002 г. N 985-XV <2> в гл. XVI "Коррупционные преступления в частном секторе" размещает такие составы коррупционных преступлений, как получение взятки, дача взятки, злоупотребление служебным положением и подлог бухгалтерских документов <3>.
--------------------------------
<1> Законодательство стран СНГ [Сайт]. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2670 (дата обращения: 27.04.2017).
<2> Registrul de Stat al Actelor Juridice al Republicii Moldova [Сайт]. URL: http://lex.justice.md/ru/331268/ (дата обращения: 27.04.2017).
<3> Подробнее см.: Уголовно-правовые меры по противодействию коррупции за рубежом: сравнительно-правовое исследование / Отв. ред. И.С. Власов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2014. С. 98 - 118.
Законодатели другой группы государств - участников СНГ меняют подход к определению "коррупционное преступление" в контексте Уголовных кодексов и придерживаются более широкого направления, устанавливая в специальных антикоррупционных законах исчерпывающий перечень "коррупционных правонарушений". В качестве примера можно привести новый Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. N 305-З "О борьбе с коррупцией" <1>, в ст. 37 которого коррупционными правонарушениями признаются: 1) вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей; 2) принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей (кроме законодательно предусмотренной оплаты труда); 3) предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей; 4) действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц; 5) незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первой настоящей статьи; 6) принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей; 6) осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности <2>; 7) передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50% (и более) долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами; 8) совершенное в нарушение законодательства использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности; 9) использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества; 10) мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями.
--------------------------------
<1> За исключением мер по реализации предписаний этого Закона (ст. 49) и положений о вступлении его в силу (ст. 50), все иные нормы Закона (ст. 1 - 48) вступили в силу в январе 2016 г. // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Сайт]. URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=12551&p0=H11500305&p1=1&p5=0 (дата обращения: 27.04.2017).
<2> Исключения составляют: служебные командировки; поездки по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; поездки, осуществляемые в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; поездки, осуществляемые с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездки в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров.
По-прежнему не ослабевает внимание законодателей государств - участников СНГ к криминализации новых антикоррупционных уголовных запретов в русле рекомендаций международных антикоррупционных стандартов.
Во-первых, следует говорить о рекомендательном характере криминализации предложения и обещания взятки (подкупа). Так, согласно конвенционным рекомендациям <1> состав уголовно наказуемого подкупа должен включать, помимо получения любых материальных, денежных или иных преимуществ, также сознательное предложение и обещание прямо или через посредников таких ненадлежащих преимуществ. Развивая столь сложную проблематику, некоторые страны уже прибегли к криминализации в качестве оконченного состава взяточничества обещания и предложения ненадлежащих преимуществ. Например, в УК Азербайджана (ст. 311 "Получение взятки (пассивное взяточничество)", ст. 312 "Дача взятки (активное взяточничество)") и УК Молдовы (ст. 333 "Получение взятки", ст. 334 "Дача взятки") ответственность за предложение каких-либо материальных выгод или обещание (заверение) в их получении, во-первых, закрепляется непосредственно в диспозициях соответствующих уголовно-правовых норм и, во-вторых, непосредственно включается в понятия "получение взятки" и "дача взятки" <2>.
--------------------------------
<1> См., например: ст. 1 Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций от 21 ноября 1997 г. // СЗ РФ. 2012. N 17. Ст. 1899; ст. 5 Конвенции ООН об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2394; ст. 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3882; ст. 15 и 16 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. // Бюллетень международных договоров. 2006. N 10. С. 7 - 54.
<2> Семыкина О.И. Уголовное законодательство о преступлениях коррупционной направленности: проблемы и перспективы совершенствования // Взаимодействие органов государственной власти при расследовании преступлений коррупционной направленности: проблемы и пути их решения: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося российского ученого Николая Сергеевича Алексеева (Москва, 23 октября 2014 г.). М.: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2014. С. 194 - 198.
В уголовном законодательстве иных государств - участников СНГ (в их числе и России) возможность криминализации предложения и обещания взятки пока остается только на уровне научного либо законопроектного обсуждения, что, возможно, обусловлено затруднениями, имеющими место в правоприменительной практике <1>.
--------------------------------
<1> Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: Монография / Т.Я. Хабриева, А.В. Федоров, А.А. Каширкина и др.; Под ред. академика РАН Т.Я. Хабриевой, профессора А.В. Федорова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2015. С. 227 - 244; Сидоренко Э.Л. Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и перспективы совершенствования российского уголовного законодательства // Международное уголовное право и международная юстиция. 2013. N 1. С. 13 - 18; Сидоренко Э.Л. К вопросу о криминализации обещания и предложения взятки в российском уголовном законодательстве // Взаимодействие органов государственной власти при расследовании преступлений коррупционной направленности: проблемы и пути их решения: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося российского ученого Николая Сергеевича Алексеева (Москва, 23 октября 2014 г.). М.: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2014. С. 125 - 129; Рахметов С.М. Об имплементации в законодательство Республики Казахстан норм международных Конвенций, направленных на борьбу с коррупцией // Правовые проблемы противодействия коррупции (Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 2 ноября 2011 г.) / Отв. ред. Л.В. Андриченко, О.О. Журавлева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИД "Юриспруденция", 2012. С. 43 - 44.
Во-вторых, в рамках рекомендаций Конвенции ООН против коррупции 2003 г. о необходимости криминализации незаконного обогащения (ст. 20) в законодательстве ряда государств - участников СНГ появились предметные уголовно-правовые нормы. На постсоветском пространстве "пионерами" в признании уголовно наказуемым деянием незаконного обогащения по праву являются Уголовный кодекс Республики Молдова от 18 апреля 2002 г. N 985-XV (ст. 330.2 "Незаконное обогащение") <1> и Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 1 октября 1997 г. N 68 (ст. 308-1 "Незаконное обогащение") <2>. Вместе с тем в законодательстве каждой из названных стран с учетом национальных правовых принципов по-разному определяются аспекты такой криминализации <3>. Например, в отличие от кыргызского законодателя в УК Молдовы установлена ответственность как за незаконное обогащение непосредственно (лично) должностного лица, так и дополнительно за владение незаконным богатством через третьих лиц <4>.
--------------------------------
<1> Registrul de Stat al Actelor Juridice al Republicii Moldova [Сайт]. URL: http://lex.justice.md/ru/331268 (дата обращения: 18.05.2017).
<2> Министерство юстиции Кыргызской Республики [Сайт]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/568?cl=ru-ru (дата обращения: 14.05.2017).
<3> Семыкина О.И. Современные тенденции развития уголовного законодательства о преступлениях экономической направленности (сравнительно-правовое исследование) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. N 2. С. 327 - 338.
<4> Уголовно-правовые меры по противодействию коррупции за рубежом: сравнительно-правовое исследование / Отв. ред. И.С. Власов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2014. С. 248 - 251.
Безусловно, в настоящее время далеко не все страны СНГ признали незаконное обогащение уголовно наказуемым деянием. Вместе с тем даже в тех государствах, в уголовных законах которых это коррупционное посягательство не криминализовано (например, в Казахстане), предпринимаются попытки научного и практического обоснования целесообразности введения уголовной ответственности за это преступление коррупционной направленности <1>.
--------------------------------
<1> Рахметов С.М. Об имплементации в законодательство Республики Казахстан норм международных Конвенций, направленных на борьбу с коррупцией // Правовые проблемы противодействия коррупции (Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 2 ноября 2011 г.) / Отв. ред. Л.В. Андриченко, О.О. Журавлева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИД "Юриспруденция", 2012. С. 43 - 44; Сидоренко Э.Л. К вопросу о криминализации обещания и предложения взятки в российском уголовном законодательстве // Взаимодействие органов государственной власти при расследовании преступлений коррупционной направленности: проблемы и пути их решения: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося российского ученого Николая Сергеевича Алексеева (Москва, 23 октября 2014 г.). М.: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2014. С. 125 - 129.
Вопрос об уголовной ответственности юридических лиц. Следует оговориться, что современные антикоррупционные международные стандарты <1> одобряют и рекомендуют криминализацию деяний юридических лиц. В настоящее время этот институт был введен в уголовное законодательство только двух государств - участников СНГ. Например, в Азербайджане уголовно-правовые меры, применяемые в отношении юридических лиц, предусмотрены в Общей части Уголовного кодекса и в уголовно-правовом понимании расцениваются как иные меры уголовно-правового характера <2> (разд. IV гл. 15-2 "Уголовно-правовые меры, применяемые в отношении юридических лиц"). Азербайджанский законодатель к основаниям применения уголовно-правовых мер к юридическим лицам относит совершение преступления физическим лицом в пользу юридического лица либо в защиту интересов последнего. Иная сфера криминализации института уголовной ответственности юридических лиц прослеживается в уголовном законодательстве Молдовы, где наряду с физическими лицами юридические лица признаются субъектами преступления, и в отношении их предусматриваются особенности назначения отдельных видов наказания (ст. 21 ч. (3) - (5) "Субъект преступления", ст. 63 "Виды наказания для юридических лиц"). При этом конкретные вид и размер наказания для юридических лиц закрепляются в санкциях статей Особенной части УК Молдовы. Хотя по аналогии с уголовным законодательством Азербайджана УК Молдовы в ст. 21 ч. (5) определил, что уголовная ответственность юридического лица не исключает ответственности физического лица за совершенное преступление.
--------------------------------
<1> Конвенция ООН об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (ст. 18) // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2394; Конвенция против коррупции от 31 октября 2003 г. (ст. 26) // Бюллетень международных договоров. 2006. N 10. С. 7 - 54.
<2> См.: раздел IV главы 15-2 "Уголовно-правовые меры, применяемые в отношении юридических лиц" Уголовного кодекса Азербайджанской Республики от 30 декабря 1999 г. N 787-IQ // Законодательство стран СНГ [Сайт]. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2670 (дата обращения: 13.05.2017).
В-третьих, в развитие указаний к имплементации антикоррупционных международных стандартов (в частности, Конвенции ООН об уголовной ответственности за коррупцию (ст. 13), Конвенции ООН против коррупции 2003 г. (ст. 3, 31), рекомендаций ФАТФ 2012 г. <1>) в уголовном законодательстве государств - участников СНГ прослеживается тенденция к модернизации института конфискации имущества. В этих странах законодатели по-разному подходят к регламентации института конфискации имущества: а) как к дополнительному виду наказания (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан); б) как к мере уголовно-правового характера (Азербайджан); в) как к мере безопасности (Молдова); г) как к уголовно-процессуальной мере (Казахстан, Узбекистан) <2>. Например, в ст. 61 "Конфискация имущества" гл. 9 "Наказание и его виды" Уголовного кодекса Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. N 275-З <3> конфискация имущества дифференцируется: на 1) общую конфискацию имущества; 2) специальную конфискацию преступных доходов. В законодательстве Республики Казахстана конфискация имущества - это, с одной стороны, уголовно-правовая санкция (ст. 48 "Конфискация имущества"), а с другой стороны - мера уголовно-процессуального воздействия, применяемая при наличии обстоятельств, строго предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан от 4 июля 2014 г. N 231-V ЗРК <4> (разд. 15 "Производство о конфискации до вынесения приговора"). В УК Молдовы выделяются два вида конфискации имущества: 1) специальная конфискация; 2) расширенная конфискация (ст. 98 ч. (2) "Цели и виды мер безопасности", ст. 106 "Специальная конфискация" и ст. 106.1 "Расширенная конфискация" гл. X "Меры безопасности") <5>. В отличие от уголовных законов иных государств - участников СНГ Уголовный кодекс Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 г. N 2012-XII <6> не включает конфискацию имущества в систему уголовно-правовых механизмов противодействия преступлениям (ст. 43 "Система наказаний"). Хотя до изменений, произошедших около 15 лет назад - в 2001 г., УК Узбекистана все же предусматривал обязательную конфискацию имущества в двух уголовно-правовых нормах <7>. Сегодня решение вопроса о конфискации имущества и доходов, приобретенных преступным, в том числе и коррупционным, путем, дается в п. 5 ст. 211 "Решения о вещественных доказательствах, принимаемые в связи с окончанием производства по уголовному делу", ст. 284 "Обращение в собственность государства предметов преступления", ст. 285 "Определение дальнейшей принадлежности имущества, нажитого преступным путем", ст. 289 "Реквизиция и конфискация имущества потерпевшего и других лиц", ст. 290 "Арест имущества" Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 г. N 2013-XII <8>.






