Здесь, в России необычны пространство и время. Они существуют по иным законам, чем во всем остальном мiре. В их действие вмешивается духовное, нравственное начало.
Приведу один пример. Более десяти лет я собираю резную деревянную иконографию. В основном — фигурки Святого Преподобного Нила Столобенского. И естественно сама по себе личность тверского подвижника в моей жизни занимает особое место. Значительную часть экспонатов коллекции я приобрел в Измайлово на вернисаже. Однажды мне попалась там фигурка Нила в киоте. Ничего особенного из себя не представлявшая, такого типа экземпляры у меня уже были. И я приценившись прошел мимо, а уже на выходе из парка меня как бы стала укорять совесть, что я пренебрег преподобным. Начал накрапывать дождь, но я, сделав большой крюк, вернулся к продавцу и приобрел Нила. С покупкой обратно пошел уже другим путем. И тут мне попалась редчайшая литая икона Пророка Даниила в львином рву. Такую коллекционер может десять лет искать и не найдет! Мне однозначно было ясно, что Преподобный Нил сделал мне подарок, за то что его икону я убрал из-под дождя. Это было настоящее чудо, совершенно понятное для меня, но уже выглядешее “случайностью” для моих близких.
Нравственное начало очень сильно в России. Да, сейчас здесь много безнравственности, беззакония, но Россия преуготовлена Богом для чего-то другого — высокого, чистого. В духовном подвиге России еще нет законченности. Я думаю об этом все время.
Я убежден, что преподобный Нил свои столпнические подвиги — несидения и нележания в течение 27 лет совершал не столько во имя своей души, но во имя России. Своим духовным подвигом он исправлял дикие нравы селигерских жителей, отмаливал их для жизни вечной и преобразил этот край, потому что монастырь, возникший над его могилой, преобразил всю жизнь вокруг. Сюда в глухой угол в день преподобного приезжало до сорока тысяч паломников. Каждый старался приобрести на память образ Нила, освященный на его мощах и таким образом эти необычные для нашей иконографии фигурки оказывались рассеяными по всей треритории Империи.
В Священном Писании Церковь именуется как столп и утверждение Истины. А фигурка Нила сама похожа на столп. Вот какой образ! Вот как в народном православном сознании олицетворялся подвиг преподобного Нила!
И сейчас, через 450 лет после кончины святого, значение его подвига для России не умаляется, а напротив — возвеличивается. Я знаю, что коллекционирование как страсть осуждается Церковью. Я читал проповедь Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) об этом. Но не споря с почтенным старцем, я могу предположить, что и собирательство может быть направлено во благо. Я никогда не мыслил свои коллекции резных икон или литых образов, как нечто только для себя, для личного пользования и любования. Мне бы хотелось, например, создать музей во имя преподобного Нила Столобенского, в котором и разместить свои коллекции, чтобы православные могли знакомиться с историей своего духовного искусства, пользоваться им как арсеналом изобразительных средств для современного творчества и так далее.
Думаю, что это нужно для России. А значит и для меня. Сейчас коллекция насчитывает около трехсот фигур и резных икон. Это мощный информационный, эстетический массив, который необходимо осмысливать и осваивать, не только духовно, но и даже чисто научно.
Но эта коллекция достигла определенной духовной критической массы, и не исключено, что именно она в известной степени повлияла на образование Общероссийского Движения “Россия Православная”. Оно возникло как бы под покровительством Преподобного Нила. И не случайно первая крупная акция Движения за пределами столицы — был паломнический выезд на установку креста в Ниловой Пустыни в честь 330-летия обретения мощей.
Многие сомневались — возможно ли сейчас в пору общественного разочарования и уныния создать православное общественное движение. Но невозможное людям возможно Богу. Наше движение существует и будет до скончания времен. Оно уже обращено к вечности. Но для мiра внешнего это, конечно, безумие, как собственно и христианство.
Россия не рядовая страна. Да же то, что ее приняли в страны “семерки”, которые теперь стали “восьмеркой”, свидетельствует лишь о том, что мiровые политики ее пытаются ставить в ряды и порядки, но она туда никак не вмещается.
Маленькая Япония, ворочащая триллионнами долларов, как может оказаться в одном ряду с Россией? То же можно сказать о Франции или Англии.
“Нашей огромности боятся”, — предупреждал Сына Император Александр III. Россия сопоставима с США, Канадой, Китаем, Индией. Но дальневосточные или западноевропейские пигмеи, именующие себя странами “большой” семерки в чем-то большом очень ошибаются. За ними нет будущего в мiровой политике.
Когда Россия вернется к своим традициям, к Православию — у ней великое будущее...
После литургии могучий Крестный Ход с мощами преподобного Нила потек из храма на соборную площадь. Тверской Владка на остановках с чтением Евангелия кропил святой водой молящихся, а в небе играло солнце и вдруг принимался легкий дождь. Обогнув монастырь процесссия подошла ко Кресту. Посе окропления святыни все потянулись приложиться к ней. У некоторых женщин были слезы радости в глазах. Истово крестились мужики и степенно прикладывались к нижней перекладине. Потом пошел сильный дождь...
Нилова Пустынь — Москва, 9-10 июня 1997 года от Р.Х.






