Арбатская Симфония

 

Мне, коренному москвичу, патриоту или, говоря современным молодежным сленгом, — “фанату” нашего Арбата любо-дорого смотреть московские путеводители и другие краеведческие издания позапрошлого, прошлого и начала нынешнего века, когда Москва-Матушка самонадеянными петербуржцами именовалась большой деревней. Помните, Поленовский “Московский дворик” с арбатским Спасом на Песках! Стародавняя лепота, вроде, ушла в прошлое. Кругом асфальт, бетон, стекло, реклама, автомобили и “хот-доги” (в переводе с английского — что-то наподобие жаренных собак). Неужели вся милая сердцу московская старина безвозвратно ушла в прошлое?!

Но ежедневно пребывая на работу, я вижу дивный, сказочный храм преподобного Симеона Столпника. В свое время меня поразило житие святого не меньше, чем архитектура московской церкви. Почти полторы тысячи лет назад жил в Сирии этот подвижник. Тогда люди предпочтительно обитали в одноэтажных жилищах. А он поселился на вершине башни ростом с семиэтажный дом и сорок лет оставался там до своей блаженной кончины.

Прежде, чем отправить космонавта на околоземную орбиту, ученые-испытатели совершают на себе многоразличные опыты, терзая свои организмы экстремальными условиями всяческих перегрузок — физических, психических, моральных и даже духовных. Все это делается ради того, чтобы герой, отправляющийся в космическое пространство, с победой вернулся на Землю живой и невредимый. Вот, видимо, и Симеон испытывал на себе человеческую природу, как бы предвидя, что века спустя множество людей будут жить высоко над землей в страшных домах-башнях, вроде того циклопического сооружения, которое высится подле нашего храма. Многократно вознеслась эта башня выше храмовой колокольни. Но эта наглядная бетонная гордыня лишь подчеркивает высоту подвига преподобного Симеона Столпника, который вдохновил москвичей еще во времена царя Бориса Годунова выстроить этот храм. Свой же нынешний вид он приобрел в XVII веке.

Москвичи весьма почитали подвиг Симеона. Надо сказать, что в древности — еще XV веке на месте нынешнего Манежа, точнее на месте Манежной Никольской Церкви (Святитель Николай — покровитель лошадей) подле самого Кремля существовал храм во имя Сирийского Столпника. Кстати, на нашем — Арбатском направлении. И кто знает, может быть наш храм стал как бы заменой прошлому —Симеоновский духовный дозор отодвинулся дальше к новым границам города — исторически изменилась московская церковная геостратегия.

Знаменито и московское предместье Семеновское несомненно топологически связанное со святым Симеоном и давшее название одному из первых петровских полков. В марше Лейб-Гвардии Семеновского полка есть такие слова:

 

Царь Петр покрыл нас славой побед,

И помнит бой Полтавский, помнит швед,

Шли мы тогда в смертный бой,

В смертный бой,

Так и всегда мы пойдем, мы пойдем,

Верные клятве святой —

За нашим Царем!

 

Несгибаемый воинский дух минувшей Руси вдохновлялся верой — святой клятвой. А вера живая складывалась из высоких примеров, одним из которых был и преподобный Симеон Столпник. Кстати, само понятие “столпник” по-гречески называется “стилист”.

Храм его имени на Новом Арбате близок моему сердцу и как православному мирянину, и как исследователю церковного искусства. Простые духовные потребности — набрать святой воды, купить житие какого-нибудь святого или церковный журнал — естественное движение души — иду в храм Симеона. Да и совет порой получить у его настоятеля отца Сергия. Он весьма доброжелательно относится к нашему Общероссийскому общественному движению “Россия Православная”. Когда 28 сентября нынешнего года мы устраивали большое православное шествие по Новому Арбату, то сбор его начали у этого храма и отец Сергий со всем своим клиром служил начинательный молебен, а потом велел звонарю напутствовать нас радостным колокольным звоном.

Надо сказать, что духовный подвиг Симеона вдохновил многих наших отечественных подвижников на подвиг столпничества — святителя Кирилла Туровского, преподобномученика Никиту Перяславского (знаменитый Никита-бесогон), преподобного Павла Обнорского, преподобного Серафима Саровского и уже в нашем веке старца Серафима Вырицкого. Но особенно близок моему сердцу преподобный Нил Столобенский — Селигерский схимник-отшельник XVI века, который по обету целых 27 лет не ложился и не садился, а короткие часы отдыха позволял себе вздремнуть опираясь на крюки, вбитые в стену его келии. Он так и умер стоя. Это запечатлено в оригинальной иконографии этого святого в виде деревянных раскрашенных фигурок, которые были весьма популярны на Руси и в десятках тысячах распространялись по нашей земле паломниками, побывавшим в Нило-Столобенской пустыни.

И что любопытно, весьма чтимая москвичами икона преподобного Нила Столобенского, с вправленной в оклад частицей мощей святого, находилась в другом арбатском храме — Святых Благоверных Князей-Мучеников Бориса и Глеба, что на Арбатских воротах. Видите какое интересное мистическое созвучие, согласие — по-гречески “симфония” обнаруживает этот небольшой кусочек церковной истории Арбата!

В тридцатые годы этот дивный храм Святых Бориса и Глеба разрушили, и восстановить его пока не позволяет мощная транспортная развязка проспекта и Бульварного кольца. Но именно с восточной стороны — на месте алтарной части церкви наше Движение “Россия Православная” совместно с Московской Патриархией в мае этого года воздвигло памятный знак-часовню. Теперь ее золотой купол осеняет место, святое для москвичей множества поколений.

Доброй традицией стали наши шествия по Старому Арбату, которые мы неизменно начинаем и заканчиваем у храма Спаса Преображения на Песках, о котором я говорил в начале этих заметок. Шествие начинается и заканчивается колокольным звоном.

Со знаменами, хоругвями под церковные песнопения мы обходим окрестные церкви — Святого Мученика Власия — там нас встречают люди из общины храма со своими хоругвями, вышитыми замечательной мастерицей, глубоко верующей русской женщиной Татьяной Ивановной Куликовой.

Ввиду величественного купола Храма Христа Спасителя шествие останавливается и все его участники крестятся на возрожденную святыню.

Затем идем к Святителям Афанасию и Кириллу, где нас ждет настоятель отец Михаил со своими прихожанами и они присоединяются к нашему маршу. Меня всегда поражала одухотворенность этого священника. Сердечно радуюсь, попадая к нему на службу.

Оттуда мы направляемся к Иерусалимскому подворью — храм Апостола Филиппа, который находится под юрисдикцией чудного подвижника Вселенского Православия Его Святейшества Патриарха Иерусалимского Диодора. Этот храм горячо любим коренными православными москвичами. Долгие десятилетия при советской власти это был единственных действующий храм в районе Арбата.

Помолившись там, шествие движется вновь на Старый Арбат и останавливается для краткого молебна с отцом Михаилом у памятного знака на месте церкви Николы Явленного. Этот знак был освящен 6 июня 1996 года самим Патриархом — Его Святейшеством Алексием II. Чин освящения проходил в присутствии мэра Москвы — Юрия Михайловича Лужкова и других официальных лиц. А сам знак был изготовлен при нашем попечении.

Дальше торжественное шествие, рассекая пеструю толпу гуляющих и торгующих медленно возвращается в Спасопесковский переулок, где вновь нас встречают бодрые колокола, напоминая окружающему миру, что не хлебом единым жив человек, но Словом Божием.

Раньше в районе Арбата было десятки храмов — не только приходских, но и домовых — при училищах, богадельнях, приютах, в усадьбах вельмож. Сейчас остались единицы. И вот, что занимает меня. Паства нынешних действующих святилищ в большинстве своем жители других районов. Люди приезжают с окраин Москвы, а местное население — собственно территория прихода — как бы не вовлечены в духовную жизнь своей земли. В этом я вижу большое поприще для деятельности участников нашего Движения “Россия Православная”. Они должны проложить путь к храму от сердец этих людей, часто затерянных в современной жизни и страшно одиноких.

Одинокий столпник в своем стоянии был в постоянном богообщении, а эти люди, удаленные от молитвы, от храма, часто безсильны и близки к отчаянию. В нашем районе много ветеранов войны и труда. Им нужна поддержка и в первую очередь моральная, потому что там, где воспрял дух, и жизнь материальная достойно устраивается. Много у нас и детей, которые после ломки старой советской воспитательной системы с ее кружками, спортивными секциями и летними лагерями, фактически оказались безпризорными. В Церкви, в православном учении и в духовной практике таится громадный потенциал воспитания подрастающего поколения.

Бытует мнение, что спорт и Православие несовместимы. Это глупость! Для нас неприемлема языческая — олимпийская соревновательность, которая называется спортивными играми. Православный человек к физической состязательности относится с мерой — состязательность не должна преобладать над благой целью восстановить и укрепить здоровье. Конечно пятьдесят полных земных поклонов без опоры на руки, которые делают на утреннем и вечернем молитвенном правиле иные наши старушки — “Божии одуванчики”, лучше любой физзарядки — все мышцы задействованы! Но это современному пятнадцатилетнему парню просто не под силу, он едва-едва десять таких поклонов сделает. Но нам необходимо воссоздавать площадки для физических упражнений во дворах — причем, нужно возродить дух массовости, какой был в шестидесятые, семидесятые годы. Утром перед школой выходили парни и по очереди возились с самодельной штангой или тянулись на турнике, кто больше... Девчонки по соседству прыгали со скакалкой. Куда все это подевалось?

Если и подевалось — думаю не безвозвратно. Раньше была цель — преуспеть в школьных или районных соревнованиях, быть готовым к труду и обороне. И все под красными знаменами. Сейчас знамена другие, и как-то вместе со старой формой ушло и содержание.

Разве современной девочке не быть в будущем матерью? А для этого нужно здоровье. Откуда оно возьмется при многочасовых сидениях у телевизора. Не откуда!

Будущей семье нужен крепкий кормилец, России необходим сильный, мужественный защитник ее рубежей и порядка внутри государства. Для нас, православных, семья и государство — святыня. Для ее соблюдения мы просто обязаны заботится о физическом укреплении всех поколений наших соотечественников и пожилых, и зрелых, и детей. И без хорошего православного спорта нам эти высокие принципы не возродить. Необходимо найти подход, необходимо найти духовную поддержку у местного духовенства. И тогда нам не придется в будущем думать, как искоренить наркоманию, проституцию, подростковую преступность. Если мы принесем понятные и приемлемые идеалы здоровой жизни православных мирян, то приходы снова станут приходами, то есть духовными и нравственными центрами определенной части московской земли.

Однако здоровый образ жизни невозможен без чистого воздуха, чистоты окружающей жизни в наших дворах, переулках. А ведь в центре Москвы, в этом мистическом сердце России нечем становится дышать. Тут я вижу для нас православных мирян два основных направления. В основном это зараза идет от автомобилей. Но плетью обуха не перешибешь, и автомобиль в одночасье не запретишь. Некоторые из нас сами являются владельцами “железных коней” и вряд ли решаться отказаться от этого. Необходимо всячески поддержать и развить существующие экологические программы городских властей. Без действенной общественной поддержки эти программы задохнуться в чаду выхлопных газов.

Необходимо повысить технические требования к работе автомобильных двигателей, причем не только запретительными мерами, но и развитием сети соответствующего техобслуживания, оно должно быть доступным и по ценам, и по исполнению.

Второе направление — это зелень. Это главное природное оружие против загрязнения воздуха, почвы и воды. Считаю возрождение Московской природы — святым делом. Да, да, нам сейчас необходимо уже не охранять городскую природу, а самыми энергичными мерами возрождать ее. Нужно, чтобы каждый свободный от застройки, от асфальта клочок московской земли вновь стал плодородным. Тут не грех привлечь и все достижения мировой науки. Годами вытаптываются так называемые газоны в наших дворах. Старики и дети на редких субботниках уже не в силах одолеть лопатами эту окаменевшую глину, которая и по виду уже ничем не отличима от асфальта. И даже если завозятся органические удобрения, перегной на эти “газоны”, все это за несколько недель смывается в ливневки дождями.

Утрамбованные безжизненные площадки становятся естественными стоянками для автомобилей. Картина безрадостная.

Ведь должна же существовать какая-то малая механизация для обработки этой покалеченной земли. Существуют же техника для обработки дачных участков. Задача нашей общественности уделить этому самое пристальное внимание. Мы говорим много высоких патриотических слов о Русской Земле. А в Святая Святых превратили некогда здоровую почву (да не чернозем, но вспомним тот же поленовский “Московский дворик”) в безжизненную пустыню.

Сейчас, эти действенные меры кажутся невыполнимыми, если к ним подходить с человеческими мерками. Но, православные, верим мы в конце-то концов в Бога или только делаем вид, что верим?! Неужто с Божией помощью этого нам не одолеть?! Нам нужно сделать правильный жизненный выбор, православный не может выбирать из двух зол меньшее, самое малое зло — все равно зло! Пассивность, бездейственность в одолении жизненных невзгод — это не христианский путь. Христианин обязан выбирать добро! А стойкости в этом деле нам есть кому поучится — у преподобного Симеона!

Жизнь христианина должна быть симфонична, согласна в своих частях — в быту, в работе, учебе, в семье, в творчестве, в политической или общественной деятельности. Лично я верю, что Арбатская православная симфония вновь зазвучит. Ведь, с нами Бог!

20 ноября 1997 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: