Музыка русского духа

 

 

Наше Движение православных мирян второй год подряд на Святки устраивает Фестиваль искусств “Россия Православная”. Подобно древним пастухам и волхвам две тысячи лет назад каждый православный человек и сейчас стремится всеми силами и свойствами души славить Творца, славить воплощение Господа нашего Иисуса Христа. Апостол Павел назвал это событие устроением полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под Главою Христом (Еф. 1, 10).

Мы? по мере своей верности Богу, устрояем по своим силам земное славословие Вседержителю — всякое дыхание да хвалит Господа (Пс. 150, 6): музыкою, зрительными образами, литературой... Славное русское слово “Святки” — дни от Рождества до Крещения обозначает особое время в году, которое всецело должно быть посвящено славословию Господа. На Руси издавна это были одни из самых веселых и радостных дней в годовом круге времен, это слово наполняет нас теплом и светом. Бог дал нам силы устроить праздничные вечера в Москве, значительная часть которых посвящена именно русскому музыкальному искусству.

Почему мы восхищаемся русской классической музыкой, произведениями Глинки, Мусоргского, Чайковского, Прокофьева, Свиридова? Что вдохновляло звуковую образность этих художников? Если смотреть в корень, ответ один — глубокая личная вера и русский народ, глубоко верующий народ. Недаром Государь Император Александр III с вершины Своего державного служения богооткровенно свидетельствовал, что только верующий православный человек имеет право называться русским.

П.И.Чайковский писал о себе:

“Я вырос в глуши и с детства проникся красотой русской народной музыки. Люблю русский элемент во всех его проявлениях. Я — русский в полнейшем смысле этого слова”.

Такой исповеднический подход к национальной самоидентификации у Чайковского, отнюдь не “квасного” патриота, но композитора всеевропейского, всемирного, всечеловеческого, должен быть примером для нас, ибо сейчас само имя России, имя русского народа антихристианские мировые силы жаждут придать забвению.

К сожалению, среди современных любителей показного благочестия, которых одолевает ревность не по разуму, бытует мнение, что верующему человеку не нужна не только светская классическая музыка, но и национальная самобытность как таковая.

Музыкальные гармонии имеют вселенский смысл. Еллинский мудрец Платон, язычник, склонявшийся в своих рассуждениях к единобожию, созерцая и постигая мировые сущности, основы державности, считал, что музыкальные законы имеют одну природу с законами государственного устройства. Поэтому он даже предлагал рассматривать музыкальную какофонию как преступление против государства.

Эпоха христианской имперской государственности времен Императора Юстиниана выработала идеальный принцип соотнесения духовного и гражданского, принцип взаимодействия Церкви и Царства, сформулированный в понятии “симфония”, что по-русски означает согласие. Россия стала наследницей такой исключительной духовной государственности. Именно это наследие и определило высшие закономерности русского духа, его музыкальную гармонию, его отзвычивость на все происходящее в мире.

Высота православной веры определила высотные эталоны творчества наших великих композиторов. Выбирая лучшее в народной душе, художники в трудную пору возвращали народу сокровище христианской надежды.

Даже в эпоху воинствующего партийного безбожия накануне самых страшных испытаний, которые поставили Россию на край гибели, народный победоносный дух возгревал Прокофьев своим “Александром Невским”. Эта тенденция была свойственна тогда и русскому искусству вообще. Так, в живописи тогда же великий Павел Дмитриевич Корин начинал свою работу над триптихом, посвященным Святому Благоверному Великому Князю Александру. Годы спустя гений Свиридова в трактовке пушкинской “Метели” христианской любовью и справедливостью одолевал цинизм слякотной хрущевской эпохи, и великая простота этих звуков вселяла гармонию в сердце простого колхозника, в душу ребенка или умудренного академика.

Сейчас вновь идет битва за выживание русской культуры. Она идет в области духа, в сфере нашего информационного пространства. И мы в этой безкровной, но оттого не менее опасной для жизни народа борьбе должны собрать все душевные силы, накопленные народом за его тысячелетнюю историю. Именно поэтому мы и решили ежегодно устраивать смотр нашим национальным силам, нашим неотъемлемым культурным ценностям.

Одна из основополагающих задач нашего Движения, задача нашего фестиваля “Россия Православная” — сохранение и приумножение культурных сокровищ Отечества ради спасения самой России. Пусть трепещет нынешнее воинствующее неоязычество, ибо с нами — Бог!

Рождество, январь 1999 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: