Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли”

Доверие, происходящее как раз от веры, являлось нормой отношений предпринимателей. Сделки между купцами зачастую заключались посредством честного слова, которое скреплялось отнюдь не подписью и печатью, а крестным знамением. Исключительно на доверии было основано предоставление кредитов.

“Не случайно в то время слова “вера” и “кредит” были синонимами. Примечательно и то, что первостепенное значение имел именно безпроцентный кредит” 78.

Широкое распространение имела щедрая благотворительность, православное ктиторство как воплощение заповеданной Спасителем милостыни. Этим занимались монастыри, помогавшие населению во время неурожаев, эпидемий и других бедствий, призревавшие больных и одиноких, воспитывавшие детей-сирот. Известна благотворительность русских меценатов: Бахрушиных, Третьяковых, Медведникова, Солдатенкова, Морозовых, Алексеевых и др.

Дух соборности воплотился и в особом типе отношений, который зачастую существовал между работодателем и работниками. Это был по сути тип семейных отношений. Работодатель видел в работнике брата во Христе, “сораба по религии”, как выражался один из учителей Церкви Лактанций79.

Представление об этих отношениях дают произведения русской литературы. В романах И.С.Шмелева “Лето Господне”, И.А.Бунина “Жизнь Арсеньева”, которые, в определенной мере, можно назвать воспоминаниями, замечательно показан именно такой тип отношений в торгово-промышленном и аграрном предприятии.

Были, конечно, и Салтычихи, но они являлись исключением, а не правилом, поэтому и получили такую известность. В московской торгово-промышленной среде, например, бытовала поговорка: “От нас уходят только, когда помирают”. Такой тип отношений являлся залогом социальной стабильности традиционного русского общества. Именно его разрушение в значительной мере предопределило драматизм русской истории последнего столетия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: