В. Этнополитика. Пассионарный толчок и порождает этнос, который в дальнейшем проходит ряд фаз в своем развитии

Этим термином можно обозначить политические выводы из становящейся все более популярной концепции этногенеза известного русского ученого Л.Н.Гумилева. Эта концепция (и ее ядро – идея пассионарности) – не просто частно-научная теория, но нечто гораздо большее. Теория Гумилева – это попытка расширить область животного в человеке. Процесс формирования этносов (вообще всякие этнические явления), по Гумилеву, относятся к разряду явлений, обусловленных геобиологическими процессами.

Концепция этногенеза последовательно материалистична. Она, по словам самого автора, «полностью соответствует» теории диалектического и исторического материализма6. Согласно Гумилеву, при уменьшении солнечной активности земля подвергается интенсивному излучению из космоса, которое вызывает мутации7. Планета получает из космоса больше энергии, нежели необходимо для поддержания равновесия биосферы, что приводит к взрывам этногенеза, или явлению пассионарности, которое определяется автором как «врожденная способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать ее в виде работы»8.

Пассионарный толчок и порождает этнос, который в дальнейшем проходит ряд фаз в своем развитии, расходуя первоначальный заряд биохимической энергии, вследствие сопротивления среды, и в конечном итоге приходит к гомеостазу, т.е. равновесию с ландшафтом9. Из этих процессов и состоит история человечества.

Ключ к концепции Гумилева – идея пассионарности. Что же такое пассионарность? Как сообщает автор, «этот эффект известен как страсть»10. Более того, алчность, гнев, жажда наслаждений, скаредность, корысть, властолюбие, честолюбие, тщеславие, зависть – это суть «модусы пассионарности». «Пассионарность, – пишет ученый, – может проявляться в самых различных чертах характера, с равной легкостью порождая подвиги и преступления, созидание, благо и зло, но не оставляя места бездействию и спокойному равнодушию»11.

Иными словами, пассионарность являет собой бессмысленное и бесцельное беспокойство и движение, порождающее как нравственные, так и безнравственные идеи и деяния. Л.Гумилев уделяет много места блестящей и аргументированной критике этнических химер и антисистем (например, Хазарского каганата), которые основывались на принципиальном уравнивании добра и зла, что вело, по сути, к жизнеотрицанию. Однако, концепция этногенеза маститого ученого поразительным образом близка именно к таким антисистемам.

Какой же должна быть политика с точки зрения данной методологии? Согласно Гумилеву, пассионарные толчки и этногенез – процессы объективные, происходящие естественным образом. Именно они определяют социально-политические процессы. Чтобы быть близкой к идеалу, политика должна быть «вписана» в процесс этногенеза, соответствовать той или иной его фазе. Взлет политического могущества конкретного этноса зависит от наличия в нем достаточно большого количества пассионариев, т.е. людей, обуреваемых страстями. Получается, что идеал политики (это вытекает из концепции Л.Н.Гумилева) есть страстная политика, т.е. политика и разнуздывающая все и всяческие страсти, потворствующая страстям.

Излишне говорить, что подобные взгляды совершенно несовместимы с христианским вероучением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: