Социальный подход. А. Психологизаторская модель

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД

 

Уже в древности было известно, что человек не может жить вне общества. Этот факт – человек существо общественное – и кладут в основание своих теорий сторонники социального подхода к определению политики. Суть социального подхода состоит в том, что вся политическая практика объявляется производной от какой-либо одной сферы жизни общества: социальной психологии, экономики, культуры и т.п. В рамках социального подхода к пониманию политики возникли различные психологизаторские концепции, экономикокреативная доктрина (марксизм), культурологические теории.

Социальный подход к определению политики позволяет преодолеть односторонности натурализма и рационализма. Однако, будучи, как и эти теоретические модели, плодом нерелигиозного мышления, он имеет те же пороки.

А. Психологизаторская модель.

Мысль о том, что на политические события и отношения оказывают весомое влияние психические особенности субъектов политики, достаточно тривиальна. Однако во второй половине XIX в. возникли концепции, авторы которых психические особенности человека рассматривали как доминанту политического поведения. В этот период в науке господствовали вульгарный позитивизм и экономический материализм. Психологизаторские теории политики возникли одновременно как реакция на это господство и как результат бурного развития прикладной психологии. Тенденции психологизации политики можно обнаружить у таких мыслителей, как Г.Тард (пытавшийся объяснить политическое через механизм подражания), Г.Лебон, Э.Дюркгейм и др.

Одни теоретики пытаотся отыскать истоки политических событий и политического поведения в извечной агрессивности человека, присущего ему стремления к насилию. Для других излюбленным предметом рассуждений является «эрос власти». Эти истоки политики ищут «определяющем влиянии сексуальности». Третьим наиболее убедительным объяснением политических явлений представляется постоянное стремление людей к подражательности.

Например, Г. Лебон главным в характере и направлении политических процессов считал психологию толпы. Он писал: «Лишь только известное число живых существ соберется вместе, все равно, будет ли то стадо животных или толпа людей, они инстинктивно подчиняются власти своего вождя. Он управляет ею, так как толпа представляет собой раболепное стадо, которое не может обойтись без властелина»12.

Если общество характеризуется как толпа, то механизм управления им прост и примитивен. Лебон описывает его так: «После того, как какое-нибудь утверждение повторялось уже достаточное число раз, и повторение было единогласным, образуется то, что называется течением, и на сцену выступает могущественный фактор – зараза. В толпе идеи, чувства, эмоции, верования – все получает такую же могущественную силу заразы, какой обладают микробы. Это явление вполне естественное, и его можно наблюдать даже у животных, когда они находятся в стаде»13.

Несомненно, что в политике, как, впрочем, и в любой другой области человеческой деятельности, проявляются психические особенности людей. Эти особенности, конечно, можно и нужно изучать и учитывать при принятии политических решений. Несомненно также, что разрушительные страсти (аффекты) в политической сфере проявляются наиболее ярко. По-иному и быть не может, ибо с властью, по ее соблазнительности и притягательности, могут сравниться только деньги.

Однако, психологическая методология страдает двумя важнейшими пороками. Первый порок состоит в неумении объяснить природу страсти. Да, политика – это игра страстей. Но ведь страсть существует не сама по себе. Более того страсть не просто существует в человеке, хотя и проявляется через человека. Страсть имеет религиозную природу. Вот этого сторонники психологизаторского подхода никак не хотят признавать.

Они принципиально в качестве предмета анализа берут только непосредственно наблюдаемое и сознательно игнорируют религиозные, провиденциальные проблемы, решение которых невозможно в рамках психологической методологии. Эти проблемы они объявляют надуманными или ложными. Несмотря на все свое наукообразную солидность, сии ученые мужи поступают в соответствии с формулой известного чеховского героя: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».

Второй порок психологизаторского подхода состоит в обессмысливании политики. Объявляя аффективность основой политической практики, сторонники этого подхода снимают вопрос об идеале политики. Ведь, если исходить из аксиом психологической методологии о предопределенности политики психическими факторами, то мы придем к выводу о том, что никакого идеала политики в принципе быть не может, ибо в основании политического поведения всегда и везде лежат деструктивные страстные порывы (агрессивность и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: