Второе. Воплощение марксисткой доктрины в жизнь, как мы помним, продемонстрировало, как нельзя

Второе. Если производственные отношения, являясь «базисом», определяют политику, то тем самым из политической сферы с необходимостью изгоняются нравственные императивы. Воплощение марксисткой доктрины в жизнь, как мы помним, продемонстрировало, как нельзя более ясно, что марксисткая политика – это политика насилия, несправедливости, лжи и обмана. Попытки привнести в марксисткую концепцию политики нравственное измерение, предпринимавшиеся советскими идеологами после Великой Отечественной войны, оказались бесплодными. Марксизм и нравственность – «две вещи несовместные». Иными словами, в рамках данной модели политика безнравственна.

В. Культурокреативная модель.

Ценность культурологического подхода к политике состоит прежде всего в признании творческого, ценностно-созидательного начала в человеке. Человек есть продукт культуры, а культура, в свою очередь — продукт деятельности человека. Соответственно, идеальная политика призвана расширять культурное пространство, способствовать раскрытию в человеке творческого начала. Важным преимуществом культурологического подхода является дух консерватизма, дух преемственности и традиционализма.

Культурологи подчеркивают хрупкость границы между добром и злом, неустойчивость политической системы, ее обремененность насилием. Например, Э. Канетти в свой книге «Масса и власть» пишет: «Самые низкие и самые животные проявления власти лучше назвать насилием. Если для насилия есть достаточно времени, оно становится властью. Но в миг, когда ситуация потом все-таки обостряется, когда надо принять решение и пути назад уже нет, она вновь оказывается чистым насилием»14.

Однако, как явственно показала история человечества в нынешнем столетии, человек способен не только к полаганию смыслов, но и к их разрушению, к разрушению самой культуры. Как же противостоять этому? Как противостоять раздорам, конфликтам, войнам? Тут культурологи не находят ничего лучшего, чем предложить механизм пресловутого «консенсуса». Да иначе и быть не может, ведь культурологическая методология — плоть от плоти европейского рационалистического стиля мышления. Культурологи лишь пытаются привнести в рационализм некоторые нравственные императивы. Но одновременно они как бы «снимают» проблему Первоисточника нравственных идеалов и максим, непосильную для западного самосознания.

Да, политика должна быть областью самореализации человека! Однако при этом необходимо одно существенное уточнение – воплощением доброго, благого, Божественного в человеке (ибо в нашей душе действует и противоположная, злая сила). В общем, в рамках нехристианского мировоззрения культурологическая модель политики, пожалуй, ближе других к истине, но и над нею довлеет мертвящий дух рационализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: