Христианская политика. Источник власти

ХРИСТИАНСКАЯ ПОЛИТИКА

 

Конец двадцатого столетия, в полном смысле слова, – рубежная веха в истории человечества.

Уклонившись от света Христовой истины во тьму языческих заблуждений, человечество исходило в этой тьме все тропинки. В области политики это видно особенно ясно. Все подходы к построению теории и практики политической деятельности, которые на протяжении нескольких последних веков выдавались за спасительный путь процветания и благоденствия, ныне выявили свою ущербность. Тупик безнравственности маячит перед политическими моделями, основывающимися и на натуралистическом, и на рациональном, и на социальном подходах.

Человечество ждет неотвратимая гибель, если оно не вернется на спасительный путь организации всей жизни общества на началах христианства. Каковы же основные контуры христианской политики?

Источник власти.

Где источник власти? – вот самый первый и главный вопрос, на который нужно дать вразумительный ответ. Противные христианству воззрения видят источник власти где угодно: в мнении народном, в деньгах, в материальной силе, в земле и т.п. Не мудрено, что никакой нравственной политики, основываясь на таких воззрениях, создать невозможно.

Священное Писание четко и недвусмысленно учит нас, что любая власть исходит только от Бога. Премудрость Божия говорит: Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли (Притч. Сол. 8, 15-16). О том же свидетельствует боговдохновенный пророк Даниил: Да будет благословенно имя Господа от века до века! ибо у Него мудрость и сила; он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей (Дан. 2, 20-21).

Мы помним и ответ Спасителя горделивому Пилату, заявлявшему, что он имеет власть распять или отпустить Его: Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше (Ин. 19, 11).

Только на понимании Божественного происхождения всякой власти основано требование повиноваться власти. Неслучайно, что об этом говорят в один голос первоверховные апостолы Петр и Павел в своих посланиях. В своем первом соборном послании апостол Петр пишет: Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии (1 Пет. 2,13-16).

О том же поучал римлян (и всех христиан) апостол Павел: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим. 13,1-5).

Власть, наряду с богатством, является главным соблазном для человека. Искушение властью зачастую уводило людей от Бога. Поэтому неудивительно, что толкованию христианского понимания природы власти, сущности политических отношений большое внимание уделяли многие Учители Церкви.

Так Августин Блаженный подчеркивал, что Бог, будучи источником власти, «Сам раздает земные царства и добрым, и злым». Делает Он это не случайно, ибо «Он – Бог, а не Фортуна», но «сообразно с порядком вещей и времен, – порядком для нас сокровенным, а Ему вполне известным. Этому порядку Он не подчинен однакоже рабски, а царствует над ним, как владыка, и располагает им, как правитель». По объяснению блаженного Августина царства Бог дает и добрым и злым с той целью, «чтобы Его чтители, еще младенцы в духовном совершенствовании, не желали от Него этих даров, как чего-то великого»15.

Митрополит Московский Филарет обращал внимание на то, что Бог есть источник не только политической, но всякой власти, существующей в обществе. Святитель поучал, что в семье нужно искать первый образец власти и подчинения. Государство же является фактически большим семейством. Отец есть первый властитель, писал св. Филарет, «но как власть отца не сотворена самим отцом и не дарована ему сыном, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека, то открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой, а следственно всякой последующей между человеками власти в Боге»16.

Показывая фальшь расхожих идей о народе как источнике власти, о делегировании народом власти своим представителям, приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн писал: «Источник власти один – Бог. Люди сами по себе не являются источниками власти, как бы много их ни было, в каком бы взаимном согласии они не находились. Народовластие, «народное представительство», с точки зрения христианства, – абсурд. Народ не может никому поручить свою «власть», ибо у него этой власти просто нет»17.

Почему столь большое значение придает христианство правильному пониманию проблемы происхождения власти? Вопрос об источнике власти, действительно, является важнейшим. От того или иного его решения зависит весь характер практической политики. Однако для секуляризованного сознания многих современных теоретиков этот вопрос не представляется значимым. Они полагают, что ничего не изменится, если в качестве источника власти будут рассматриваться народ или уровень благосостояния (проще говоря – деньги). Для пущей важности эти «источники» пишут с большой буквы.

Для человека с непритупленным религиозным чувством очевидно, что на зыбком песке таких лжеисточников власти никакой твердой и нравственной политики не построить.

Представим, что источником власти является народное мнение. Известно, что нет ничего более непостоянного, чем мнения и предпочтения людей. Они постоянно меняются. А в условиях современного информационного общества мнения не формируются самостоятельно, они попросту навязываются теми, в чьих руках находятся средства массовой информации. Кроме того, ясно, что никакого единого мнения у народа не было, нет и никогда не будет. Народ всегда разделен индивидуальными и групповыми интересами. Следовательно, если полагать источником власти народное мнение, то ни о какой устойчивости политики не может быть и речи.

Неустойчивая, колеблющаяся власть – очень печальное и страшное зрелище! Только понимание того факта, что источником власти является Бог, дает устойчивость политической практике. Дает необходимую твердость властным органам.

А теперь представим, что источником власти являются деньги. О какой нравственности в политике тогда может идти речь! «Деньги не пахнут», – бросил своим критикам древнеримский император Веспасиан при введении налога на общественные уборные. Эта фраза, ставшая крылатой, очень точно выражает характер отношений нравственности и денег. Это вовсе не означает, что нужно отменить или запретить деньги, как предлагали коммунисты. Они должны быть просто поставлены на соответствующее им место в иерархии ценностей. Там же, где деньги провозглашаются источником власти, никогда не было и никогда не будет нравственной политики.

Продажная власть – мерзкое и безобразное зрелище! Разрыв между политикой и нравственностью, в конце концов, приводит к разложению общества, грозит ему неминуемой гибелью. Подчинение политики нравственным императивам, проведение нравственной политики возможно только в том случае, когда народ и элита понимают, что источником власти является Бог, который есть Нравственный Абсолют.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: