Особенности Русской. Геополитической мысли

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ

Традиция русской геополитической мысли имеет давнюю историю. Одним из первых, кого следует упомянуть в ряду русских геополитиков, является великий поэт, мыслитель и дипломат Федор Тютчев (1803-1873). В своих политических статьях он рассматривал Россию не просто как государство, но как религиозно-политическую и геополитическую силу. Главная борьба в мире, по Тютчеву, идет не между государствами, но между духовно-политическими силами. Одна из них – Россия, другая – революция. «В Европе существуют, — писал он, — только две действительные силы – революция и Россия... Между ними никакие переговоры, никакие трактаты невозможны; существование одной из них равносильно смерти другой! От исхода борьбы, возникшей между ними... зависит на многие века вся политическая и религиозная будущность человечества... Россия прежде всего христианская империя; русский народ – христианин... Революция – прежде всего враг христианства».20

Геополитическую модель Тютчева современный исследователь справедливо называет первой известной декларацией «российского панконтинентализма».21 Однако, в отличие от континентальных моделей западных геополитиков, которые основывались на физико-географических параметрах, для Тютчева основой политического объединения является фактор религиозный. Наступление для Европы новой эры произойдет, полагал русский геополитик, когда будут выполнены два условия:

«1) окончательное образование великой православной империи, законной Империи Востока, одним словом, России будущего, осуществленное поглощением Австрии и возвращением Константинополя;

2) воссоединение двух церквей – восточной и западной. Эти два факта, по правде сказать, составляют один...: православный император в Константинополе, повелитель и покровитель Италии и Рима; православный папа в Риме, подданный императора».22

Важнейшей вехой в становлении русской геополитической мысли стала, без сомнения, работа Николая Данилевского (1822-1885) «Россия и Европа». Он рассматривал Россию как особый культурно-исторический, отличный от других и в том числе от европейского или романо-германского. Под фальшивым лозунгом «общечеловеческой цивилизации» Европа, полагал Данилевский, стремится к мировому владычеству. Единственным серьезным препятствием ей в этом может стать только Россия. Но в одиночку ей это не по силам – «бороться с соединенной Европой может только соединенное славянство».23

Эти рассуждения привели русского мыслителя к идее необходимости Всеславянского Союза, как единственной силы, способной остановить духовную и политическую экспансию Запада. В состав Союза, столицей которого должен стать Константинополь, по мысли Данилевского, войдут народы близкие русским по вере и крови: юго-славяне, чехи, поляки, греки, румыны, а также венгры, которые окажутся со всех сторон окруженными славянской федерацией. Н.Данилевский мыслил по сути категориями ХХ в. – он предлагал здравую идею создания тотального русского геополитического поля.

Более того задолго до К.Хаусхофера русский мыслитель говорил фактически о «больших пространствах» и «панрегионах». Он как и немецкий геополитик видел мир разделенным на три региона, но не по чисто физико-географическим признакам. Н. Данилевский полагал, что власть и влияние в мире должны быть разделены между тремя активными деятелями всемирной истории: Европой, Славянством и Америкой «сообразно их положению и общему направлению, принятому их расселением и распространением их владычества, — власти или влиянию Европы подлежали бы преимущественно Африка, Австралия и южные полуострова Азиатского материка; Американским Штатам – Америка; Славянству – Западная, Средняя и Восточная Азия, т.е. весь этот материк за исключением Аравии и обоих Индийских полуостровов».24 Иными словами, подход Данилевского к определению границ регионов носит комплексный и прагматический характер.

Всеславянский Союз представлял бы собой в полном смысле панрегион, но выделенный не по физико-географическим признакам, а по религиозно-этническим. Н.Данилевский прекрасно понимал, что самый надежный контроль над территорией может обеспечить цивилизационная близость народов.

Особенное распространение геополитические исследования в России, как и в Европе, получили на рубеже минувшего и нынешнего веков. К проблемам геополитики обращались известный русский путешественник, демограф и этнограф В.П.Семенов-Тян-Шанский (статья «Значение России в колонизационном движении европейских народов», 1892 г.), крупнейший русский географ и статистик А.И.Воейков (статья «Будет ли Тихий океан главным морским путем земного шара?», 1904 г.), великий русский ученый Д.И.Менделеев. Последний в одной из своих работ («По поводу японской войны», 1904 г.) четко определил различие между английской и русской экспансией. Расширение Англии, по его мнению, «основано на нарочитом желании покорять, иметь у себя в руках потребителей для избытков произведений монополии». Тогда как расширение России нацелено на слияние народов с коренным населением империи.25 Поэтому политика России в Азии должна отличаться от эгоистической политики англичан; в Азии «наша роль должна остаться освободительною и просветительною».26


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: