Православная геополитика. Последнее время в кругах Российской политической элиты геополитическая тематика стала одной из наиболее популярных

ПРАВОСЛАВНАЯ ГЕОПОЛИТИКА

Последнее время в кругах российской политической элиты геополитическая тематика стала одной из наиболее популярных. Это и неудивительно: события последних лет на практике доказали чрезвычайную важность геополитических концепций для практической политики.

Между тем проблема православного осмысления геополитики как науки до настоящего времени практически не разработана. Поэтому настоящая работа во многих отношениях носит характер первого опыта в данной области.

В всех имеющихся на сегодняшний день исследованиях по проблемам геополитики — как отечественных, так и зарубежных — ряд вопросов, которые мы постараемся рассмотреть и проанализировать, либо вовсе игнорируются, либо освещаются недостаточно обстоятельно.

Новизна данной работы имеет троякое проявление.

Во-первых, во всех современных публикациях по проблемам геополитики эта наука рассматривается как нечто единое, как некая совокупность знаний. Тогда как на деле имеются различные национальные традиции, национальные школы мысли, каждая из которых делает акцент на разных проблемах, по своему их трактует, исходя из исторически сложившихся особенностей национального мышления.

Крупнейшими и наиболее оригинальными геополитическими школами являются англо-американская и немецкая. Именно их представители сформулировали основной круг проблем геополитики. В статье сделана попытка дать представление о сущности геополитики сквозь призму основных идей, разработанных представителями этих школ. Случайно-ли, нет-ли, но наибольший вклад в геополитику внесли по три представителя этих школ.

Во-вторых, впервые подробно и связно мы рассматриваем идеи русской школы геополитики. Мы пытаемся выявить особенности русской традиции геополитической мысли, главная из которых состоит в акцентировании духовного фактора в организации контроля над пространством. Если для западных школ геополитики аксиомой является географическая заданность политических процессов, то для русской – пространство и политика должны быть духовно оформлены. Мы полагаем, что объяснение этому явлению можно найти только в религиозных истоках мышления русского человека, а именно в православном понимании связи пространства и политики.

В-третьих, обращаясь к трудам классиков геополитической мысли крупнейших национальных школ, мы отмечаем в них одну поразительную особенность: они фиксируют и по-своему объясняют особое место России в географическом пространстве. Мы видим в этом своеобразное выражение понимания того факта, что Россия занимает центральное место в мире. Этот факт давно известен в православном вероучении о МОСКВЕ как ТРЕТЬЕМ РИМЕ. Поэтому мы пытаемся рассмотреть как, с одной стороны, в русской геополитической практике, выражавшейся в вековой политике русской колонизации, и, с другой стороны, в самосознании политической элиты нашей страны на различных этапах ее развития, выражавшемся в бытовавших геополитических доктринах, воплощалось понимание этой вероучительной истины о России как духовном центре нашей планеты.

Проблемы геополитики сделались в последнее время одним из наиболее популярных сюжетов научных исследований и политической публицистики. По этим проблемам в большом количестве издаются книги, пишутся статьи, проводятся научные конференции и симпозиумы. В Государственной Думе создан комитет по геополитике. Иными словами, общество переживает настоящий геополитический бум. Интерес к геополитике интеллектуалов и политических практиков понятен и оправдан. Долгое время геополитика, наряду с генетикой, кибернетикой и другими «немарксистскими науками», числилась по разряду «продажной девки империализма», «лженауки, оправдывающей империалистические притязания». Сейчас происходит вполне закономерная реабилитация геополитики. Неудивительно, что многие отечественные исследователи бросились с пылом неофитов изучать и пропагандировать ее достижения.

Популярности геополитики, помимо моды, способствует характер современной эпохи. На наших глазах происходит смена геополитических мировых порядков. Так называемая «холодная война» завершилась, как завершаются все войны, поражением одной из сторон. Этой, потерпевшей поражение стороной, оказались мы. Это не повод для губительного уныния, борьба продолжается, но необходимо трезво осознать, что прежний мировой порядок, зиждившийся на комплексе Ялтинско-Потсдамских договоров, разрушен. Сегодняшние победители пытаются формировать новый мировой порядок, контуры которого обозначены уже в подписанном в конце мая 1997 года «Основополагающем акте» Россия-НАТО.

Каково место России в новом раскладе мировых сил? Ведь новый мировой порядок направлен против России. Как в реальном раскладе сил обеспечить нашу национальную безопасность и отстоять наши национальные интересы? Настоятельная потребность дать вразумительные ответы на эти вопросы является главной причиной пробудившегося интереса к геополитике в российском обществе.

Я не имею намерения рассмотреть все современные отечественные сочинения на темы геополитики. Среди них есть немало работ, авторы которых имеют весьма смутное представление о трудах классиков геополитики, судят об их идеях из вторых и даже третьих рук. Русская традиция геополитической мысли и вовсе пребывает втуне. Справедливости ради нужно отметить, что есть немало авторов, работы которых написаны на хорошем теоретическом уровне, со знанием дела (напр., А.Д.Богатуров, К.В.Плешаков, Э.А.Поздняков, К.Э.Сорокин, В.Л.Цымбурский и др.). Однако, общим недостатком всех сочинений по проблемам геополитики является игнорирование религиозно-мистической основы геополитических изменений и закономерностей. А без этого невозможно понять смысл исторических процессов и прогнозировать тенденции происходящих глобальных сдвигов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: